УДК 378.115.15 (571.56)
А.М. Пальшина, В.Н. Ядрихинская, С.Н. Солдатова, Д.Б. Кочкина, О.И. Буслаева
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА СВФУ
Знания должны служить гуманным целям, а интеллектуальное и профессиональное развитие - сочетаться с нравственным ростом. Студенты Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (МИ СВФУ), будущие квалифицированные врачебные кадры, должны осознавать свою культурную миссию, брать ответственность за поддержание здоровой моральной атмосферы в обществе, понимая, что принадлежность к МИ СВФУ требует соответствия высоким стандартам профессионализма и нравственно достойного поведения [1]. Должны почитать нравственные традиции отечественной медицинской науки и высшего образования, следовать традициям благородства и самоотверженного служения профессии врача [2]. Необходимо, чтобы студенты не только во время учебного процесса в аудиториях института, университета, медицинских организациях - клинических базах института, но и в своей повседневной жизни соответствовали высокому званию будущего врача и формировали положительный образ студента МИ СВФУ в обществе, что и определило необходимость разработки Кодекса студента МИ СВФУ
Целью работы является активное привлечение студентов к созданию нормативных правил поведения (кодекса) студентов Медицинского института СВФУ для качественного медицинского образования и гармоничного развития обучающихся, формирования морально-нравственных компетенций будущих квалифицированных специалистов здравоохранения, а также повышения престижа и имиджа МИ СВФУ как образовательной организации с устойчивыми морально-этическими традициями.
Вопросы разработки и реализации Кодекса студента медицинского вуза в Республике Саха (Якутия) рассматриваются впервые. В представленном кодексе затронуты морально-этические аспекты поведения студентов, их отношение к учебно-образовательному процессу, взаимоотношения с преподавателями и вспомогательным персоналом, пациентами и друг с другом, также уделено внимание внешнему виду; отражено поддержание в университетском сообществе духа сплоченности, гордости за принадлежность к Медицинскому институту.
Разработчики проекта Кодекса студента МИ СВФУ - студенты группы 203 отделения «Лечебное дело» под руководством А.М. Пальшиной, заведующего кафедрой «Госпитальная терапия, профессиональные болезни и клиническая фармакология», и Ядрихинской В.Н., руководителя отделения «Лечебное дело».
ПАЛЬШИНА Аида Михайловна - заведующий кафедрой «Госпитальная терапия, профессиональные болезни и клиническая фармакология», Медицинский институт СВФУ им. М.К. Аммосова. Тел.: 89142265939. E-mail: [email protected]
PAL'SHINA Aida Mikhailovna - Head, Chair of Hospital Therapy, Occupational Diseases and Clinical Pharmacology, Candidate ofMedical Sciences, Associate Professor. Tel.: + 7 914 226 59 39. E-mail: palshinaaida@ rambler.ru
ЯДРИХИНСКАЯ Вера Николаевна - к.м.н., доцент, руководитель отделения «Лечебное дело», Медицинский институт СВФУ им. М.К. Аммосова. Тел.: 89644245503. E-mail: [email protected]
IADRIKHINSKAIA Vera Nikolaevna - Head, Department of General Medicine, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor. Tel.: +7 964 424 55 03. E-mail: [email protected]
^ЛДАТОВА Сардана Нюргустановна - студент 203 гр. отделения «Лечебное дело», Медицинский институт СВФУ им. М.К. Аммосова. Тел.: 89245694316. E-mail: [email protected]
SOLDATOVA Sardana Niurgustanovna - student of group 203, Department of General Medicine. Tel.: +7 924 569 43 16. E-mail: [email protected]
КОЧКИНА Диана Борисовна - студент 203 гр. отделения «Лечебное дело», Медицинский институт СВФУ им. М.К. Аммосова. Тел.: 89241743212. E-mail: [email protected]
KOCHKINADianaBorisovna - student of group 203, Department of General Medicine. Tel.: +7 924 174 32 12. E-mail: [email protected]
БУСЛАЕВА Ольга Иннокентьевна - студент 203 гр. отделения «Лечебное дело», Медицинский институт СВФУ им. М.К. Аммосова. Тел.: 89841124529. E-mail: [email protected]
BUSLAEVA Olga Innokent'evna - student of group 203, Department of General Medicine. Tel.: +7 984 112 45 29. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: кодекс, этика, деонтология, высшее медицинское образование, врачебная этика, морально-нравственные нормы, гармоничное развитие личности, студент медицинского института, компетентный специалист, здоровый образ жизни.
A.M. Pal'shina, V.N. Iadrikhinskaia, S.N. Soldatova, D.B. Kochkina, O.I. Buslaeva
Formation of moral and ethical competencies in students of the Medical Institute, NEFU
Knowledge must serve humane purposes, and intellectual and professional development should be combined with moral growth. The students of the Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (MI NEFU), future qualified medical staff should understand their cultural mission, take responsibility for maintaining a healthy moral atmosphere in the society, and realize that belonging to the MI NEFU requires compliance with the high standards of professionalism, moral and decent behavior. The student must respect the moral tradition of the Russian medical science and higher education, to follow the traditions of generosity and selfless dedication to the medical profession. Not only during the learning process in the classrooms within the institute, university, healthcare organizations - clinical bases of the Institute, but also in their daily lives, students must correspond to the highest rank of the future doctor and form a positive image of the MI NEFU student in the society, which determined the real need for the Student Code of MI NEFU.
The aim is active engaging of Medical Institute NEFU students in the creation of normative rules of conduct (the Code) to provide quality medical education and harmonious development of students, to form moral-ethic competencies of future qualified health professionals, as well as to enhance the prestige and image of MI NEFU as an educational institution with strong moral and ethical traditions.
This is the first attempt to develop and adopt the student's code of the medical school in the Sakha Republic (Yakutia). The Code stipulates the ethical-moral aspects of the students' conduct, their attitude towards the teaching and learning process, relationships with lecturers and support staff, patients, and with each other, as well as their appearance, maintaining the university community in the spirit of unity, pride in belonging to the Medical Institute.
MI Student Code Project is developed by NEFU students of Group 203, Department of General Medicine under the supervision of A.M. Pal'shina, the Head of the Chair on Hospital Therapy, Occupational Diseases and Clinical Pharmacology and V.N. Iadrikhinskaia, the Head of the Department of General Medicine.
Keywords: code, ethics, deontology, higher medical education, medical ethics, moral and ethical standards, harmonious development of personality, medical school student, competent person, healthy lifestyle.
Введение
В настоящее время в обществе, средствах массовой информации все чаще стали обсуждаться негативные события, свидетельствующие о нарушениях морально-этического характера, допускаемых медицинскими работниками, что негативно сказывается на престиже врача и подрывает авторитет медицинского работника [2].
Недаром во время собрания Государственной Думы один из депутатов в своем обращении к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой и министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой отметил, что в учебной доктрине не уделяется достойного внимания нравственной стороне образования медицинских специалистов.
Министр здравоохранения Российской Федерации на IV Всероссийском форуме студентов медицинских вузов всецело поддержала инициативу создания этического кодекса студента во всех медицинских учебных заведениях страны [3].
Морально-нравственное воспитание будущих врачей, начиная со студенческой скамьи, является социально значимой задачей, т.к. только глубоко нравственный специалист сможет оказать квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме, заботиться о состоянии здоровья своих пациентов, создавать комфортную психологическую обстановку для пациентов, что будет способствовать скорейшему восстановлению трудоспособности и профилактике заболеваний.
Вышеизложенное диктует острую необходимость воспитания в будущих врачах морально-этических ценностей в процессе получения высшего медицинского образования. Одним из
методических подходов в этом направлении является внедрение в учебный процесс Кодекса студента медицинского института СВФУ, ознакомление с которым будет происходить у студентов-первокурсников во время обучения по дисциплине «Введение в специальность». Мотивация студентов на первом курсе на учебу и первое знакомство с особенностями будущей профессиональной деятельности будет подкрепляться этическим документом. Таким образом будет происходить адаптация первокурсника к учебной среде в высшем медицинском образовательном учреждении. Врач еще со студенческой скамьи должен понимать всю свою ответственность перед обществом.
Как будущий врач, студент Медицинского института должен руководствоваться высокими стандартами профессионализма, обращать особое внимание не только на получение качественного образования, но и совершенствоваться морально и этически. Кроме того, требуется повышение престижа и имиджа Медицинского института СВФУ как в образовательном, так и в профессиональном сообществах [1].
Разделы Кодекса студента МИ СВФУ предполагают основные направления, касающиеся взаимоотношений студента и преподавателя, студента и коллектива, студента и пациента, студента и общества. Мы обозначили следующие разделы: учебная деятельность, морально-этические нормы, гражданские и культурные ценности, внешний вид студента.
Учебная деятельность
Учебная деятельность является главной составляющей жизни любого студента, поступившего в университет, так как основная цель обучения - получение качественных знаний и приобретение практических навыков и умений для будущей профессиональной деятельности [4].
В учебной деятельности студентам необходимо:
• добросовестно осваивать учебную программу, посещать практические занятия и лекции, вовремя сдавать самостоятельную работу студента (СРС);
• активно использовать в учебно-образовательном процессе электронные ресурсы научной библиотеки СВФУ;
• изучать дополнительную литературу для углубления своих знаний;
• соблюдать расписание, не опаздывать на лекционные, семинарские, практические занятия, т.е. быть дисциплинированными и пунктуальными;
• проводить научно-исследовательскую работу в студенческих научных кружках под руководством научно-педагогических работников;
• с уважением относиться к результатам научных исследований, не нарушать авторские права. Использовать цитирование с указанием источника материала при написании рефератов, историй болезни, научных работ;
• соблюдать тишину в аудитории, в медицинских организациях;
• не использовать технические средства и запрещенные вспомогательные материалы при прохождении процедур контроля знаний;
• не предлагать вознаграждений преподавателям или администрации для облегчения или успешного прохождения процедур контроля знаний;
• учиться работать в команде;
• не использовать те или иные связи (родственные, личные) для получения более высокой оценки или для того, чтобы добиться иных исключений.
Морально-этические нормы
Дирекция, профессорско-преподавательское, научно-техническое, техническое и студенческое сообщества декларируют:
• уважительно относиться к профессорско-преподавательскому составу и другим сотрудникам института и университета, а также к врачебному, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, пациентам и их родственникам;
• основывать взаимоотношения между обучающимися, сотрудниками и преподавателями, обучающимися и администрацией, обучающимися и пациентами на взаимоуважении и сотрудничестве, тактичности и корректности, вежливости и взаимопомощи, высокой требовательности к уровню знаний и компетентности, а также на общепринятых нормах этикета и бесконфликтного поиска компромисса;
• не совершать действий, квалифицируемых как преследование, вторжение в частную жизнь и оскорбление, не вести себя агрессивно в отношении преподавателей, не распространять ложной и порочащей информации о них;
• студент МИ СВФУ знает имя, отчество (при наличии) и фамилию преподавателя, уважительно относится к профессорско-преподавательскому составу, администрации образовательной и медицинской организации, а также к работникам и медицинскому персоналу медицинских и аптечных организаций, на базе которых проводится учебный процесс;
• студент обращается к старшему или незнакомому человеку на «Вы» и не допускает фамильярности при общении с преподавателями и сотрудниками организаций;
• студент здоровается с преподавателями, вставая со стула;
• во всех случаях студент должен критически относиться к своим поступкам, предвидеть их возможные последствия, избегать ситуаций, которые могут нанести ущерб престижу и имиджу Медицинского института СВФУ;
• студент признает необходимой и полезной всякую деятельность, направленную на укрепление системы студенческого самоуправления, развитие студенческой творческой активности (научно-образовательной, спортивной, художественной и т.п.), на повышение корпоративной культуры;
• студент не допускает распространения информации антиобщественного содержания, направленной на дестабилизацию установленного в образовательной организации порядка, а также не участвует в несанкционированных собраниях, демонстрациях, митингах, пикетах, акциях и шествиях;
• студент бережно относится к библиотечно-информационным ресурсам образовательной организации, мебели, оборудованию аудиторий, соблюдает чистоту и порядок в учебных комнатах, клиниках, библиотеке, столовой, спортивных залах, общежитиях;
• студент МИ СВФУ поддерживает чистоту на всей территории образовательной организации, принимает участие в ее благоустройстве в соответствии с сезонными графиками;
• студент соблюдает технику безопасности, правила пожарной безопасности на всей территории и в помещениях образовательной организации, а в медицинских организациях - лечебно-охранительный и противоэпидемический режим.
По отношению к другим студентам студент МИ СВФУ должен:
• поддерживать в коллективе атмосферу доброты, дружбы и взаимопомощи, заботиться о своих товарищах, помогать студентам младших курсов адаптироваться к студенческой среде;студент учитывает право других обучающихся на собственное мнение и самовыражение;
• не мешать учебному процессу;
• стремиться к созданию здорового микроклимата в коллективе, не допускать проявлений дискриминации личности по тендерному и социальному признакам.
По отношению к медицинскому персоналу студент МИ СВФУ:
• должен соблюдать этику и деонтологию в медицинских организациях, где проводится учебный процесс [5]; не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию лечащего врача или каким-либо иным образом его дискредитировать;
• должен уважительно относиться к врачебному, среднему, младшему медицинскому персоналу, не допуская грубости, фамильярности и высокомерия;
• следовать указаниям медицинского персонала.
По отношению к пациенту и его родственникам:
• студент МИ СВФУ должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием должен воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного;
• этически не допускаются публикация и обсуждение в социальных сетях или иных открытых источниках данных пациентов, фотографий клинических случаев, ставших доступными в процессе обучения, историй болезней и ситуаций, связанных с процессом обучения медицине и фармации;
• не должен вступать в конфликт с пациентами и его родными;
• не должен оскорблять пациента по гендерному признаку, национальности и вероисповеданию.
• студент-медик, оказавшийся рядом с человеком вне медицинской организации, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему экстренную медицинскую помощь.
Гражданские ценности
Профессия врача требует огромной ответственности, гуманности, искренности и душевной теплоты, которыми должна быть проникнута вся жизнь вступившего на этот трудный путь. Как говорил великий хирург, анатом Н.И. Пирогов: «Медицина, как ни одна другая наука, требует святого подвижничества, энтузиастов-одиночек, способных обучить и сплотить вокруг себя достойных последователей на благо сотням и тысячам страждущих». Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, достойно служить ей, сформировать бережное отношение к истории Отечества, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа, города, семьи [6].
Студент МИ СВФУ должен:
• любить свою страну, свой народ, быть преданным им;
• обладать такими качествами, как законопослушность, честность, добросовестность, смелость, бескорыстность;
• заботиться о своей стране, своём народе, приносить им пользу;
• осознавать важность понятий «Отечество», «воинский долг», «честь», «достоинство», «мужество» и др.;
• знать и уважать государственную символику (герб, гимн, флаг) и историю Отечества, своего народа, его традиции и обычаи;
• быть деятельным; иметь умения и навыки психической саморегуляции и самоконтроля;
• быть физически развитым: сформированность основных физических умений и навыков и общего уровня физической подготовленности является важной составляющей военно-патриотического воспитания, [7].
Внешний вид студента
Соблюдение правил внешнего вида необходимо и для самого студента-медика, и для пациента. Во-первых, медицинская одежда защищает студента от инфекций, болезнетворных микроорганизмов, зараженной крови, множества кислот и прочих жидкостей, использующихся в медицинских организациях. Во-вторых, переодевание в медицинскую одежду и сменную обувь необходимо по санитарно-эпидемиологическим требованиям [2]. Поэтому студент должен:
• соответствовать требованиям дресс-кода в медицинских организациях, выглядеть опрятно и ухоженно, иными словами, иметь аккуратный внешний вид;
• в обязательном порядке носить белый халат или другой вид медицинской одежды (медицинский костюм), сменную обувь и медицинский колпак. Длинные волосы девушек должны быть убраны;
• студент не должен пользоваться наушниками для прослушивания музыки во время занятий в медицинских организациях;при входе в медицинские организации студент сдает верхнюю одежду, головной убор в гардероб и обувается в сменную обувь. Одежда должна соответствовать нормам дресс-кода;
• в общественных местах и местах питания студенты находятся в обычной повседневной одежде;
• макияж девушек должен быть умеренным. Нельзя использовать парфюмерию с резким запахом, также нельзя носить ювелирные изделия и бижутерию, на руках не должно быть маникюра с наращиванием ногтей;
• студент должен иметь коротко остриженные ногти, без вызывающего цвета маникюра;сменная обувь студента должна быть без высоких каблуков и шпилек. Обувь должна быть удобной и практичной, с звукоизолирующей подошвой и каблуком;
• украшения с религиозной символикой не должны открыто демонстрироваться, так как это может оскорбить религиозные чувства пациента другой конфессии.
Заключение
Высокое звание врача, медицинского работника подкрепляется традиционным отношением общества к представителям всех медицинских профессий как к наиболее грамотным и обра-
зованным людям, с высокими морально-нравственными ценностями, готовым к самопожертвованию, осознанно принявшим на себя обязанности по борьбе за жизнь и здоровье человека. В процессе университетского образования необходимо воспитание морально-этических ценностей в будущих врачах. Студент должен понимать всю ответственность выбранной профессии перед обществом и его гражданами.
Кодекс студента МИ СВФУ, безусловно, необходим обучающимся в сфере медицины. Будущая профессия врача требует от студентов качественных знаний и самоотверженности. Во врачебной профессии часты ненормированные рабочие дни в связи с развитием у пациентов неотложных и экстренных ситуаций в течение болезни, большие психологические нагрузки, ночной график работы - все это подчас негативно влияет на отношения с окружающими и может привести к различным инцидентам. Именно поэтому необходим Кодекс студента МИ, чтобы предотвратить развитие подобных ситуаций при профессиональной деятельности. Принятие Кодекса студента МИ и соблюдение его правил в значительной степени будут способствовать развитию: самостоятельной познавательной деятельности студента, гармоничной, социально активной личности, ценностно-смысловых установок и коммуникабельности, чувства высокого гражданского долга. Принятие Кодекса указывает на то, что сообщество способно самостоятельно регламентировать и корректировать поведение своих членов. Кодекс студента МИ СВФУ призван способствовать его консолидации, поддержанию хорошей моральной атмосферы, повышению престижа и имиджа Медицинского института СВФУ
Литература
1. Этический кодекс врача республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/%D0% 9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1% 8C/Downloads/kodeks.pdfАрдашева Н. А. Словарь терминов и понятий по медицинскому праву. - СПб.: СпецЛит, 2012. - 528 с
2. Литвиненко Т. Этический кодекс студента-медика. [Электронный ресурс]. URL: http://ria/ru/ society/20150325/1054384640.html
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - М.: Тесей, 2003. - 351 с.
4. Ардашева Н.А. Словарь медицинских терминов и понятий по медицинскому праву. - СПб.: СпецЛит, 2012. - 528 с.
5. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: ПРИОР, 2000. - 96 с.
6. Хрусталев Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. - 2012. - 400 с.
References
1. Kodeks korporativnoi kul'tury Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova http://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/kkk/ Eticheskii kodeks vracha respubliki Tatarstan [elektronnyi resurs]. URL: file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8 2%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/kodeks.pdf
2. RIA Novosti: Taras Litvinenko «Eticheskii kodeks studenta-medika» [elektronnyi resurs]. [M]. 1941 -2016. URL: http://ria/ru/society/20150325/1054384640.html
3. D>iachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologiia vysshei shkoly. - M.: Tesei, 2003. - 351 s.
4. Ardasheva N. A. Slovar' terminov i poniatii po meditsinskomu pravu - SPb.: SpetsLit, 2012.- 528 s.6.
5. Rostopshin P. Psikhologiia i pedagogika. - M.:PRIOR, 2000. - 96 s.7.
6. Khrustalev Iu. M. Bioetika. Filosofiia sokhraneniia zhizni i sberezheniia zdorov'ia: uchebnik - 2012. - 400
s.