Научная статья на тему 'Формирование молодежной политики в Российской Федерации'

Формирование молодежной политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2671
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОН О МОЛОДЕЖИ / ОРГАНЫ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меркулов П. А., Елисеев А. Л.

Статья посвящена вопросу формирования государственной молодежной политики в 90-е годы XX столетия и в современной России. Рассматривается вопрос о становлении структур, осуществляющих реализацию молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Выделяются приоритетные направления молодежной политики, задачи молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Меркулов П. А., Елисеев А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование молодежной политики в Российской Федерации»

УДК 323-053.6

МЕРКУЛОВ П.А., Формирование молодежной ЕЛИСЕЕВ А.Л. политики в Российской

Федерации

Статья посвящена вопросу формирования государственной молодежной политики в 90-е годы XX столетия и в современной России. Рассматривается вопрос о становлении структур, осуществляющих реализацию молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Выделяются приоритетные направления молодежной политики, задачи молодежной политики.

Ключевые слова: государство, общество, государственная молодежная политика, молодежная политика, закон о молодежи, органы по работе с молодежью.

В современных условиях развития российского социума возрастает внимание к молодежи как основному потенциалу развития общества. В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию в 2012 г. отмечалось: "Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России"1. Молодежь является наиболее динамичной, мобильной и предприимчивой частью общества, она быстро воспринимает новый опыт во всех сферах жизнедеятельности, и поэтому государство вынуждено создавать и реализовы-вать программы по работе с молодежью. Необходима политическая воля руководства страны, лидеров парламентских партий, представителей гражданского общества для системного решения проблем молодежи. Эта работа составляет государственную молодежную политику.

Молодежная политика - это не дело какого-то отдельного государственного органа, а дело всего общества, всего государства, всех структур государства и его органов. Политика по отношению к молодежи осуществляется на всех уровнях функционирования власти (федеральном,региональном, муниципальном). Основной целью молодежной политики является создание необходимых гарантий и условий для социализации молодежи, направленной в сторону интересов каждой личности и общества в целом2.

При разработке новых подходов в данном вопросе необходимо учитывать опыт предшествующих периодов развития общества, а также теоретические разработки российских исследователей. Заметный вклад в теорию молодежной политики внесли такие хорошо известные отечественные ученые, как И.М. Ильинский, Вал. А. Луков, А.А. Королев, В.К. Криворученко, Б.А. Руч-кин, П.А. Меркулов и др.

Молодежная политика является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Она направлена на создание социально-экономических, правовых и организационных

условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений, инициатив.

Термин "молодежная политика" впервые ввел И.М. Ильинский в 1987 г в статье "Развитие социализма и молодежь"3. Окончательно он закрепился в 1991 г в связи с принятием Закона "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". Однако отсутствие данного термина вовсе не означало, что государство не уделяло этому направлению пристального внимания. Любую общественную систему, и прежде всего советскую, отличали пристальное внимание к молодежи, забота об идейно-политическом, патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения.

В последние годы существования СССР стали создаваться специализированные органы, призванные заниматься молодежной проблематикой. Так, в составе Верховного Совета СССР 7 июня 1 989 г. был создан Комитет по делам молодёжи.

Постановлением Верховного Совета СССР от 01.04.1991 № 2074-1 Кабинету Министров СССР было рекомендовано образовать Комитет по делам молодёжи. 30 июля 1991 г. был создан Государственный комитет РСФСР по молодёжной политике на основании Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.1991 № 1617-1.

В 1990 году были образованы Управление по делам молодежи Госкомтруда СССР и молодежный отдел в Бюро Совета министерств СССР по социальному развитию, ряд других структур. В 1990-1991 годах в СССР стали появляться первые органы по делам молодежи в структуре исполнительной власти республик, областей, на местном уровне. 30 июля 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР был создан Государственный комитет РСФСР по молодежной политике.

В современной России молодежная политика начала свое институциональное оформление в 90-х годах. Первым шагом в этом направлении являлся Указ Президента

РФ Б.Н. Ельцина "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", подписанный сразу же после его встречи с представителями молодежных организаций. Одновременно с этим был создан Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ. В дальнейшем, в 1994 г, был создан Совет по делам молодежи при Президенте РФ, просуществовавший до 2000 г. В 1995 г. в Государственной Думе РФ был образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ.

Таким образом, в России была создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляло молодежную политику.

Во всех 89 субъектах Российской Федерации сформировали органы по делам молодежи.

В Орловской области процесс создания органов по работе с молодежью начался в самом начале 90-х годов. В соответствии с решением Исполкома Орловского Областного Совета народных депутатов № 354 от

24.07.1991 г. был образован Комитет по делам молодежи облисполкома во главе с А.А. Володкиным, в то время являвшимся первым секретарем обкома ВЛКСМ.

В последующем был образован отдел по молодежной политике областной администрации со штатом 4 человека во главе с заведующим отделом В.П. Трофимовым. Этим же постановлением № 20 от 14.01.1992 г. и.о. Главы Администрации Орловской области Н.П. Юдина было поручено главам городских, районных администраций в срок до

15.02.1992 г. образовать отделы по молодежной политике численностью 1 - 2 человека4.

18 августа 1992 г. было принято постановление № 245 "О молодежной политике в Орловской области", определившее приоритетные направления молодежной политики:

■ в экономической сфере - обеспечение занятости молодежи; соблюдение социальной справедливости в оплате труда, создание условий для развития молодежных хозрасчетных подразделений,предприятий и других хозяйственных форм с целью создания фондов поддержки молодежной политики, молодежных движений и организаций; стимулирование стремления

молодежи к самофинансированию молодежных мероприятий;

■ в политической сфере - стимулирование создания молодежных общественно-политических структур: молодежных секций политических партий, общественных организаций и движений, вовлечение молодежи в политический процесс, формирование молодых политических лидеров и резерва руководящих кадров;

■ в социальной сфере - обеспечение минимального прожиточного уровня малообеспеченных категорий молодежи; осуществление перспективной жилищной политики для молодежи; создание социально-экономических условий для детского и молодежного отдыха и досуга; содействие предупреждению правонарушений среди подростков и молодежи; создание центров психологической помощи, служб доверия для молодежи; создание центров молодежного досуга, детских и подростковых молодежных клубов;

■ в сфере социально-правовой защиты - обеспечение социально-правовой защиты и юридической помощи молодежи, молодой семье, детям, защиты их прав и законных интересов в органах власти и управления, общественных органов; создание благоприятных условий для деятельности существующих и создающихся молодежных и детских организаций;

■ в сфере научного и информационного обеспечения - организация и осуществление исследований в области социально-экономических, психологических, социально-правовых проблем молодежи и детства; проведение регулярного анализа статистической и социальной информации, проведение опросов общественного мнения с целью выявления наиболее острых проблем молодежи и их динамики, использование средств массовой информации, культуры и искусства для пропаганды идей, целей, задач, программ общества по вопросам молодежной политики;

■ в духовной сфере - создание условий для формирования сознания молодежи, молодежного общественного мнения на основе общечеловеческих ценностей, российской истории и культуры.

Для реализации этих приоритетных направлений молодежной политики предлагалось организовать во всех городах и районах

области общественно-государственные социальные службы для молодежи. В целях финансового обеспечения молодежной политики предусматривалось финансирование мероприятий в области молодежной политики по предложениям комитетов, отделов по молодежной политике из местных бюджетов и внебюджетных средств, а также рекомендовалось предприятиям, учреждениям, организациям создавать молодежные фонды за счет перечисления средств из фонда социально-экономического развития коллектива пропорционально общественно полезному вкладу молодежи.

В целях материально-технического обеспечения молодежной политики предлагалось при инвентаризации нежилого фонда на территории городов и районов передавать отдельные помещения, здания под объекты подросткового, молодежного, общесоциального назначения.

Постановлением Главы администрации Орловской области Е.С. Строева от 05.02.1996 № 54 был образован Комитет по работе с молодежью, детьми и подростками. Председателем комитета, имеющего статус самостоятельного подразделения администрации области, был назначен П.А. Меркулов Положение о Комитете было утверждено 15 февраля 1996 г. постановлением Главы администрации Орловской области № 82.

Основными задачами комитета являлись:

- формирование в Орловской области единой молодежной политики, координация деятельности государственных, общественных, хозяйственных органов и организаций, занимающихся всеми аспектами жизни и деятельности молодежи;

- контроль за исполнением законодательства РФ по вопросам, касающимся прав молодежи;

- выработка и представление на рассмотрение Главы администрации области предложений по совершенствованию молодежной политики в Орловской области, анализ и обобщение опыта работы с молодежью, подростками, детьми.

В целях выполнения возложенных на него задач комитет:

- разрабатывал и вносил предложения в проекты годовых и перспективных планов социально-экономического развития области, иных нормативных актов в части,

касающейся реализации молодежной политики, представлял проекты бюджетов и смет на проведение конкретных мероприятий;

- собирал и анализировал информацию о молодежи в области, обобщал российский и международный опыт в этой сфере, проводил научные исследования и опросы общественного мнения, разрабатывал методические рекомендации;

- организовывал оказание социальной защиты молодежи, а также психолого-педагогической, юридической и информационной помощи подросткам и молодежи, а также молодежным, подростковым и детским объединениям;

- вел работу со студенческой и учащейся молодежью, слабозащищенными категориями молодежи, детьми-инвалидами, молодыми семьями;

- способствовал развитию молодежного предпринимательства, создавал и оказывал помощь и поддержку молодежным предприятиям, фондам, банкам, ассоциациям и другим организациям молодежи и для молодежи;

- организовывал совместно с органами народного образования, УВД, другими службами областной Администрации работу по профилактике правонарушений среди подростков и молодежи;

- развивал сеть различных формирований, занимающихся организацией досуга, отдыха и туризма для молодежи, организовывал летний отдых детей и молодежи;

- проводил встречи с общественностью, представителями общественных, религиозных объединений, а также политических партий и движений, организовывал конференции, семинары, подготовку и переподготовку кадров, работающих с молодежью; постоянно освещал в средствах массовой информации вопросы, касающиеся молодежной политики;

- осуществлял культурные, экономические, спортивные и иные связи с молодежью других регионов и стран.

При комитете создавались областной Дом молодежи, детские оздоровительные центры, другие организации и учреждения, а также рабочие группы, действовавшие на основании самостоятельных Положений и Уставов и непосредственно подчинявшиеся председателю комитета.

Аналогично шел процесс создания органов по работе с молодежью и в других регионах. В Волгоградской области он начался в декабре 1990 г., когда было принято решение президиума облсовета "О первоочередных мерах по реализации молодежной политики на территории Волгоградской области". К маю 1991 г. были созданы областной комитет по делам молодежи, 6 комитетов в городах и районах области, 13 городских и районных отделов. В мае 1991 г. президиум облсовета обязал райгорсоветы завершить создание отделов, комитетов по делам молодежи до 1 июля 1991 г, но этот процесс растянулся на два года. В результате нововведений в 32 районах области из 33 в структуре административного управления были созданы 27 комитетов и 5 отделов по делам молодежи, в составе которых в среднем числилось по 1 - 3 штатным единицам и организатор Детского движения. В марте 1992 г. вышло Постановление Главы Администрации области, предлагавшее главам администраций районов и городов начать финансирование комитетов по делам молодежи с I квартала 1992 г. из местных бюджетов 5.

По такой же схеме развивалась правовая основа по созданию организационных структур управления молодежной политикой в Оренбургской области, где комитеты и отделы по делам молодежи были созданы в 31 из 33 районов 6.

Государственная молодежная политика - это своего рода интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Молодежная политика в 90-е годы осуществлялась на единой концептуальной базе - документе "Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации".

Объективность формирования молодежной политики следовала из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе и такой социально-демографической группы, как молодежь. Кроме того, основное отличие государственной молодежной политики в Российской Федерации

от общей (традиционной) социальной политики в отношении других социально не защищенных категорий населения состояло в том, что она не сводилась только к компенсаторным и распределительным механизмам. Российская молодежная политика должна была содержать активный инновационный и производительный аспекты, опирающиеся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения, что позволило бы рассматривать молодежную политику как часть общей политики экономического и социального развития общества7.

До 2000 г. молодежная политика в Российской Федерации не стала на практике приоритетной политикой государства, а финансирование ее мероприятий практически не осуществлялось или осуществлялось по остаточному принципу. Большинство решений, постановлений, целевых программ имели декларативный или рекомендательный характер. Они напрямую зависели от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в региональных бюджетах8. Документы, касающиеся государственной молодежной политики, носили краткосрочный и фрагментарный характер. Они не были увязаны с единой концепцией решения острых социальных проблем подрастающего поколения в условиях активного

реформирования общественной системы и глубокого системного кризиса как результата реформирования.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // Президент России. 111^:Шр:// www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 12.12.2012).

2 Меркулов П.А. Основные подходы к разработке государственной молодежной политики // Образование и общество. 2012. № 6 (77) . Ноябрь - декабрь. С. 5.

3 Ильинский И.М. Развитие социализма и молодежь // Коммунист. 1987. № 6. С. 25.

4 Меркулов П.А. Институциональные аспекты становления государственной молодежной политики в России // Федеральный научно-практический журнал. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 8 (28). С. 221.

5 Меркулов П.А. Институциональные аспекты становления государственной молодежной политики в России // Федеральный научно-практический журнал. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 8 (28). С. 221.

6 Там же.

7 Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. №4 (116). С. 5.

8 Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М.: Логос, 2003. С. 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.