Научная статья на тему 'Формирование модели взаимодействия субъектов рынка финансовых услуг'

Формирование модели взаимодействия субъектов рынка финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1211
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREDIT REPORTS" BUREAU / ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА / РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / СУБЪЕКТЫ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ / FINANCIAL SERVICE / MARKET OF FINANCIAL SERVICES / SUBJECTS OF THE MARKET OF FINANCIAL SERVICES / CREDIT MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красовский Сергей Сергеевич

Рассматривается рынок финансовых услуг как экономическая категория, анализируется характер взаимодействия его субъектов. Уточнены понятия «финансовая услуга» и «рынок финансовых услуг». Приведена классификация финансовых услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению. Выявлено соотношение элементов финансового рынка и рынка финансовых услуг. Выделены субъекты рынка финансовых услуг, дана их краткая характеристика. Подробно рассмотрен характер взаимодействия субъектов рынка потребительского кредитования. Выделены преимущества присутствия бюро кредитных историй на рынке банковских услуг. Составлена и проанализирована обобщенная модель взаимодействия банков с бюро кредитных историй, выявлены её недостатки. Предложена оптимальная модель функционирования бюро кредитных историй на рынке потребительского кредитования. Библиогр. 12. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the market of financial services as an economic category and analyses the characteristics of its subjects" cooperation. The definition of financial service and the market of financial services are specified. The classification of financial services concerning All-Russian classifier of public services is given. The correlation of financial market elements and financial services market elements is explored. The subjects of the market of financial services are singled out and briefly described. The characteristics of the consumer crediting market subjects" cooperation are considered in details. The preferences of credit reports" bureau functioning at the market of banking services are described. Integrated model of cooperation between banks and credit reports" bureaus is made and analyzed. The faults of this model are revealed. The optimal model of credit reports" bureau functioning at the market of consumer crediting is suggested.

Текст научной работы на тему «Формирование модели взаимодействия субъектов рынка финансовых услуг»

ББК 65.261

С. С. Красовский

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Существенную роль в формировании конкурентоспособности российских предприятий и повышении результативности реального сектора экономики играет способность рынка мобилизовать значительные объемы свободного капитала и оперировать ими. Значимую роль в этом процессе играет рынок финансовых услуг и характер взаимодействия его субъектов.

Рынок финансовых услуг как экономическая категория

Прежде чем рассматривать взаимодействие субъектов рынка финансовых услуг, необходимо определиться с толкованием понятий «финансовая услуга», «рынок финансовых услуг» и «субъект рынка финансовых услуг».

Долгое время в научной литературе существовало только понятие финансового рынка, что сужало область исследований, связанных с движением денежного капитала. Развитие и совершенствование форм и способов размещения денежного капитала привели к появлению новых специальных видов профессиональной деятельности, направленных на обслуживание владельцев денежного капитала и появлению категорий «финансовая услуга» и «рынок финансовых услуг».

Понятия «финансовая услуга» и «рынок финансовых услуг» достаточно часто встречаются в экономической литературе, однако не получили, на наш взгляд, должного научного определения, что следует рассматривать как пробел и требует уточнения.

Для определения понятий «финансовая услуга» и «рынок финансовых услуг» необходимо сначала дать определение понятия «финансовый рынок». Так, д-р экон. наук, профессор А. М. Ковалева понимает финансовый рынок как «рынок, где обращается капитал» [1, с. 456]. Структуру финансового рынка А. М. Ковалева представляет следующим образом: рынок ссудного капитала, рынок находящихся в обращении денег, рынок прямых инвестиций и рынок ценных бумаг.

Несколько другое определение предлагает Г. Б. Поляк: «Финансовый рынок - это рынок, на котором обращаются капиталы и кредиты. Финансовый рынок подразделяется на рынок краткосрочного капитала и рынок долгосрочного ссудного капитала» [2, с. 507].

Процесс перераспределения денежных средств на финансовом рынке как «... привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты)» удачно описывают А. Г. Грязнова и Е. В. Маркина [3, с. 19].

Дж. К. Ван Хорн, в свою очередь, не дает определения финансовому рынку, но подчеркивает, что «назначение финансовых рынков - эффективное распределение накоплений между конечными потребителями» [4, с. 35].

В работе А. Д. Шеремета и Р. С. Сайфулина финансовый рынок рассматривается как рынок финансовых активов, при этом в качестве элементов финансового рынка выделяются золото и драгоценные металлы, национальная валюта, иностранная валюта, ссудный капитал (кредиты), ценные бумаги. Финансовый рынок авторы подразделяют на валютный рынок, рынок национальных денежных средств и фондовый рынок [5].

Из приведенных выше определений можно сделать вывод о том, что основная задача финансового рынка состоит в предоставлении экономическим субъектам источников формирования финансовых ресурсов. А структура финансового рынка представляет собой совокупность фондового, кредитного, валютного и рынка драгоценных металлов.

Что касается рынка финансовых услуг, то, как было отмечено выше, современная научная литература широко использует, но не объясняет сущность понятий «финансовая услуга» и «рынок финансовых услуг».

Толкование категории «финансовая услуга» встречается в Федеральном законе от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и звучит как «деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физиче-

ских лиц» [6]. В качестве финансовых услуг данный закон рассматривает «осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера» [6]. Приведенное определение, на наш взгляд, сужает содержание исследуемого понятия и не отражает его экономическую сущность, заключающуюся в преобразовании денежных средств в денежный капитал.

Следовательно, можно предложить следующее определение финансовой услуги: «Финансовая услуга - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с преобразованием денежных средств в денежный капитал юридических и физических лиц».

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 163, в классификацию услуг на финансовом рынке входят две основные позиции: «Услуги банков» и «Прочие услуги населению» [7]. Услуги банков - это услуги, которые успешно развиваются в настоящее время в России и включают в себя 3 большие группы:

1. Услуги банков по вкладам населения, прием различных платежей.

2. Услуги банков по выдаче аккредитивов, чеков, сберегательных книжек и ссуд, услуги банков по операциям с ценными бумагами.

3. Услуги банков по размещению лотереи, услуги банков по операциям со свободно конвертируемой валютой, прочие услуги банков [7].

В перечень прочих услуг населению входят:

1. Услуги по финансовому посредничеству.

2. Услуги по страхованию [7].

Купля-продажа финансовых услуг осуществляется на рынке финансовых услуг. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ дает следующее определение рынку финансовых услуг: «Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям» [6]. Данное определение ограничивает понимание рынка финансовых услуг территориальной привязанностью, не отражая его экономическую сущность.

Сущность же рынка финансовых услуг состоит в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма (в части его институтов) между субъектами хозяйствования и не имеет вещественной формы, поскольку его субстанцией на рынке финансовых услуг являются право - имущественные отношения [8].

Таким образом, можно дать следующее определение рынку финансовых услуг: «Рынок финансовых услуг - система отношений продавец-покупатель, заключающаяся в движении финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования с целью трансформации денежных средств в денежный капитал».

Ориентируясь на Общероссийский классификатор услуг населению, можно подразделить рынок финансовых услуг на следующие составные части: рынок банковских услуг, рынок страховых услуг, рынок инвестиционных услуг. Анализируя классификации финансового рынка и рынка финансовых услуг, можно заключить следующее (рис. 1):

— кредитный рынок соответствует рынку банковских услуг;

— фондовый, валютный и рынок драгоценных металлов соответствуют рынку инвестиционных услуг;

— отдельно представлен рынок страховых услуг, который в разной мере присутствует на всех финансовых рынках.

Рис. 1. Соотношение рынка финансовых услуг и финансового рынка

Сопоставляя определения финансового рынка и рынка финансовых услуг, логично сделать вывод о том, что в современной экономике важен не просто финансовый рынок, а определенные финансово-экономические отношения, заключающиеся в оказании финансовых услуг.

Субъекты рынка финансовых услуг и их взаимодействие

Субъекты рынка финансовых услуг (участники рынка финансовых услуг) - это, с одной стороны, финансовые организации, предоставляющие финансовые услуги (продавцы финансовых услуг), а с другой стороны - заказчики (потребители финансовых услуг).

Потребителями и продавцами на рынках финансовых услуг могут выступать три группы экономических субъектов: домашние хозяйства; фирмы; государство.

Каждый из перечисленных субъектов в определенный период времени может иметь сбалансированный бюджет, либо дефицит бюджета, или профицит. В последних двух случаях у субъектов рынка финансовых услуг возникает либо потребность в заимствовании финансовых ресурсов, либо желание разместить временно свободные средства для получения прибыли. Рынок финансовых услуг, в свою очередь, учитывает и реализовывает интересы потенциальных продавцов и потребителей финансовых услуг.

Купля-продажа финансовых услуг зачастую связана с финансовыми обязательствами, то есть обязательствами возврата определенной суммы денежных средств в определенные сроки на определенных условиях.

Взаимодействие между субъектами рынка финансовых услуг может осуществляться непосредственно либо опосредованно. В первом случае удовлетворение взаимного интереса осуществляется с помощью прямого финансирования, во втором - финансированием через посредников, т. е. в виде опосредованного финансирования [9, с. 61].

Опосредованное финансирование осуществляется через финансовых посредников (финансовые институты), которые аккумулируют свободные денежные ресурсы одних экономических субъектов и предоставляют их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам [9, с. 60].

Финансовые посредники приобретают у экономических субъектов, нуждающихся в денежных средствах, их прямые обязательства и преобразуют их в другие обязательства с иными характеристиками (сроки погашения, процентные платежи и т. д.), которые продают экономическим субъектам, имеющим свободные денежные средства [9, с. 62].

К финансовым посредникам Д. С. Кидуэлл, Р. Л. Петерсон и Д. У. Блэкуэлл относят коммерческие банки; сберегательные институты; кредитные союзы; компании, занимающиеся страхованием жизни; компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев; частные пенсионные фонды; государственные пенсионные фонды; паевые фонды; паевые фонды денежного рынка; финансовые компании; федеральные агентства [10, с. 567].

Взаимодействие субъектов рынка кредитования

Характер взаимодействия субъектов финансовых рынков во многом зависит от специфики конкретной финансовой услуги. Рассмотрим подробнее взаимодействие субъектов на рынке одной из самых востребованных в настоящее время банковских услуг - на рынке потребительского кредитования.

Кредитование - это одна из форм финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при которой расходы субъекта хозяйствования покрываются за счёт банковских ссуд, предоставляемых на началах платности, срочности и возвратности [2, с. 497].

Обычно выделяют три звена кредитной системы Российской Федерации: Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты (страховые компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, взаимные фонды, инвестиционные банки, ссудосберегательные ассоциации).

Одним из субъектов кредитных отношений является кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Кредиторами могут быть юридические и физические лица, выдающие ссуду, т. е. реально предоставляющие нечто во временное пользование[11, с. 12]. Средствами, из которых кредитор выдает ссуды, могут стать как собственные накопления, так и ресурсы, позаимствованные у других субъектов. Так, в современной экономике банк-кредитор может выдать ссуду не только за счет своих собственных средств, но и за счет привлеченных средств, а также мобилизованных посредством размещения акций и облигаций. Основными кредиторами являются банки, инвестиционные компании, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, торговые фирмы, предоставляющие коммерческие кредиты.

К субъекту кредитных отношений относится и заемщик - участник кредитных отношений, получающий кредит и обязанный возвратить полученную ссуду. В настоящее время, помимо банков, заемщиками могут выступать население, предприятия и государство.

В то же время главным звеном кредитной системы служат банковские институты, где роль лидера принадлежит банкам, осуществляющим кредитование экономики. Деятельность коммерческих банков при этом дополняют операции специальных банковских институтов, как правило, осуществляющих кредитование низкоприбыльных и рисковых областей экономики (сельское хозяйство, жилищное хозяйство, малый бизнес, а также внешняя торговля) [11, с. 12].

Помимо банков, к элементам банковской системы относятся некоторые специализированные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, составляющие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных организаций. Банковскую инфраструктуру составляют различные предприятия, агентства и службы, которые осуществляют информационное, методическое, научное, кадровое сопровождение банков, а также средства связи, коммуникации и др.

Построение модели взаимодействия банков с бюро кредитных историй

Бюро кредитных историй (далее - БКИ) входят в состав банковской инфраструктуры и оказывают банкам информационное сопровождение относительно платежеспособности заемщиков.

Федеральный закон от 01.09.2005 г. № 218-ФЗ «О бюро кредитных историй» дает следующее определение кредитной истории и БКИ: «Кредитная история - это совокупность информации о заемщике и заключенных им кредитных договорах, состоящая из открытой (титульной) и закрытой (конфиденциальной) частей и хранящаяся в бюро кредитных историй; бюро кредитных историй - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по получению информации из соответствующих источников, формированию, хранению и обработке кредитных историй, а также предоставлению кредитных отчетов по запросу пользователей» [12].

Присутствие БКИ на рынке потребительского кредитования повышает эффективность банковской деятельности и имеет следующие преимущества:

1. БКИ повышают информированность банков о потенциальных заемщиках и позволяют точнее прогнозировать возвратность ссуд.

2. БКИ снижают стоимость поиска информации о клиентах.

3. Деятельность БКИ повышает дисциплину заемщиков из-за возможности нанесения ущерба их репутации среди потенциальных кредиторов.

Таким образом, деятельность бюро кредитных историй призвана упорядочить кредитную деятельность банков, сделать ее менее рискованной и более оперативной.

Обобщенная модель взаимодействия банка с БКИ представлена на рис. 2.

1

Рис. 2. Обобщенная модель взаимодействия банков с БКИ

Данной модели придерживаются большинство БКИ. При этом взаимодействие субъектов кредитования происходит следующим образом:

1. Заемщик обращается в банк-кредитор за кредитом.

2. Банк-кредитор запрашивает разрешение заемщика на получение его кредитной истории из БКИ, которое оказывает ему информационное сопровождение (далее - БКИ-партнер).

3. Заемщик предоставляет банку письменное разрешение.

4. Банк делает запрос в БКИ-партнер.

5. БКИ-партнер формирует кредитный отчет на основании информации, предоставленной банками-партнерами, и выдает отчет банку-кредитору.

6. Банк-кредитор на основании полученного отчета принимает решение о кредитовании клиента или об отказе в выдаче кредита.

При работе по данной модели могут возникнуть трудности. Например, в БКИ-партнере может не оказаться кредитной истории заемщика. Это случается по следующим причинам:

1. Заемщик не получал ранее кредиты и, следовательно, вообще не имеет кредитной истории.

2. Заемщик кредитовался ранее в каком-либо банке, но этот банк не заключал договор с БКИ-партнером, и, следовательно, информацию о своих клиентах в БКИ-партнер не предоставлял.

В данных случаях банк-кредитор все равно понесет расходы на запрос, не получив полезной информации.

Даже если банк-кредитор сотрудничает с несколькими БКИ, нет гарантии в том, что, оплатив расходы на запрос, он получит требуемую информацию. В этом случае банк-кредитор получит несколько кредитных отчетов по заемщику из нескольких БКИ-партнеров, специалисты банка потратят определенное количество времени на анализ этих отчетов, но, тем не менее, результат будет недостоверный, а следовательно, и решение о выдаче кредита, возможно, будет принято неправильно.

Таким образом, чтобы получить наиболее полную и достоверную кредитную историю заемщика, банк должен запросить информацию у большинства (в идеале - у всех!) БКИ, действующих на территории России. Это практически невозможно, поскольку связано с большими финансовыми затратами: у каждого БКИ свой формат обмена данными, свои требования к программному обеспечению, а следовательно и к квалификации специалистов в области программирования.

Решить данную проблему и оптимизировать взаимодействие субъектов рынка кредитования может модель взаимодействия субъектов рынка кредитования, предлагаемая нами (рис. 3).

Рис. 3. Оптимальная модель взаимодействия банков с БКИ

При работе по данной модели взаимодействие субъектов рынка кредитования происходит следующим образом:

1. Заемщик обращается в банк-кредитор за кредитом.

2. Банк-кредитор запрашивает разрешение заемщика на получение его кредитной истории из БКИ-партнера.

3. Заемщик предоставляет банку письменное разрешение.

4. Банк делает запрос в БКИ-партнер.

5. БКИ-партнер делает запрос титульной части кредитного отчета в Центральный каталог кредитных историй. Центральный каталог кредитных историй (далее - ЦК) - это подразделение Банка России, которое ведет базу данных для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй [12].

6. ЦК предоставляет отчет, содержащий титульную часть кредитной истории, и имя БКИ, где хранится кредитная история заемщика.

7. БКИ-партнер аккумулирует информацию о клиенте, предоставленную банками-партнерами.

8. БКИ-партнер запрашивает информацию у других источников информации.

9. БКИ-партнер формирует кредитный отчет на основании информации, предоставленной ЦК, банками-партнерами и другими источниками информации, и выдает отчет банку-кредитору.

10. Банк-кредитор на основании полученного отчета принимает решение о кредитовании клиента или об отказе в выдаче кредита.

Под другими источниками информации в предлагаемой модели подразумеваются различные компании и учреждения, занимающиеся сбором платежей физических и юридических лиц

и, следовательно, также обладающие информацией о платежеспособности и репутации заемщика. К таким компаниям и учреждениям, в частности, относятся телекоммуникационные компании, товарищества собственности жилья, жилищно-эксплуатационные компании, единые информационно-расчетные центры, налоговые службы и др. Данные компании и учреждения, наряду с банками, заинтересованы в сотрудничестве с БКИ, т. к. это может способствовать повышению собираемости коммунальных и иных платежей.

Таким образом, предлагаемая модель взаимодействия субъектов рынка кредитования предполагает организацию сбора максимально возможной информации о заемщике от максимально возможного количества заинтересованных учреждений. В итоге работа по данной модели повысит как эффективность банковской деятельности (снизится риска неплатежа по кредитам), так и всей экономики в целом (повысится сбор платежей населения, повысится дисциплина плательщиков).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансы и кредит: учеб. пособие / под ред. проф. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / под ред. проф. Г. Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 512 с.

3. Финансы: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 504 с.

4. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 800 с.

5. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 343 с.

6. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ // Российская газета. - 1999. - 29 июня.

7. Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) (ред. от 28.03.2008). - М.: Изд-во стандартов, 1994.

8. Желтоносов В. М., Спружевникова М. К. Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе // Финансы и кредит. - 2001. - № 13. - С. 2-9.

9. Финансы: учеб. / под ред. В. В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. - С. 60-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. - СПб.:

Питер, 2001. - 752 с.

11. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / под. ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О. И. Лаврушина. - М.: КноРус, 2007. - 264 с.

12. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О кредитных историях» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) // Российская газета. - 2005. - № 2.

Статья поступила в редакцию 15.04.2010

FORMATION OF THE MODEL OF COOPERATION OF THE FINANCIAL SERVICE MARKET SUBJECTS

S. S. Krasovskiy

The article deals with the market of financial services as an economic category and analyses the characteristics of its subjects’ cooperation. The definition of financial service and the market of financial services are specified. The classification of financial services concerning All-Russian classifier of public services is given. The correlation of financial market elements and financial services market elements is explored. The subjects of the market of financial services are singled out and briefly described. The characteristics of the consumer crediting market subjects’ cooperation are considered in details. The preferences of credit reports’ bureau functioning at the market of banking services are described. Integrated model of cooperation between banks and credit reports’ bureaus is made and analyzed. The faults of this model are revealed. The optimal model of credit reports’ bureau functioning at the market of consumer crediting is suggested.

Key words: financial service, market of financial services, subjects of the market of financial services, credit market, credit reports’ bureau.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.