Научная статья на тему 'Формирование модели устойчивого развития виртуального предприятия'

Формирование модели устойчивого развития виртуального предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / МЕЖФИРМЕННЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахова В.Р., Коротеев М.В.

В данной статье предложена методическая схема формирования механизма устойчивого развития виртуального предприятия. Проанализированы существующие подходы к определению виртуальной организации, выделены основные виды виртуальных структур, основные характеристики и преимущества виртуальной организации. Обоснованно, что виртуальная структура позволяет максимально полно использовать интеллектуальный капитал сотрудников и возможности современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели устойчивого развития виртуального предприятия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК33

Шахова В.Р.

Факультет экономики и управления Волгоградский государственный технический университет г. Волгоград, Российская федерация Коротеев М.В. к.э.н, старший преподаватель

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В данной статье предложена методическая схема формирования механизма устойчивого развития виртуального предприятия. Проанализированы существующие подходы к определению виртуальной организации, выделены основные виды виртуальных структур, основные характеристики и преимущества виртуальной организации. Обоснованно, что виртуальная структура позволяет максимально полно использовать интеллектуальный капитал сотрудников и возможности современных технологий.

Ключевые слова

Трансформация организаций, виртуальная организация, сетевая организация, организационная структура, виртуализация, виртуальное предприятие, инновационность, межфирменные сети.

Виртуальное предприятие - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам. [1, с. 215] На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои ключевые компетенции в форме ресурсов и способностей, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее, гибче и с конкурентным преимуществом в международном масштабе.

В соответствии с общепринятым подходом, сетевая организация представляет собой совокупность взаимодействующих фирм, объединяющих различные ресурсы и виды деятельности для предоставления разнообразных продуктов (товаров или услуг) определенному сегменту рынка. Управляющая компания управляет взаимодействием участников сети, подчиняя их деятельность достижению общей цели. Такая компания может не только мгновенно реагировать на изменения рынка, но и предугадывать новые потребности потребителей, выбрасывая на рынок множество новых продуктов. Такие возможности не требуют значительных инвестиций и достигаются за счет мгновенно создаваемых партнерств и альянсов, присоединения новых членов сети.

Управление в такой компании имеет существенные особенности. Административные методы управления практически отсутствуют, заменяясь экономическим, единственным инструментом влияния становится контракт. При необходимости состав участников быстро меняется, позволяя мгновенно скомбинировать другую комбинацию ресурсов и компетенций. Важная особенность управления сетевыми объединениями - отсутствие в сети единых жестко установленных регламентов, правил и процедур. Управление каждой компанией остается особенным. В такой организации трудно создать нечто, напоминающее корпоративную культуру.

С точки зрения клиента динамичная сеть выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий. С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. [3, с. 90]

Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во-первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

то «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

Формируя систему устойчивых горизонтальных и вертикальных межфирменных отношений, компании стремятся укрепить свое положение на рынках и упростить систему закупок и сбыта. Участие предприятий в сетях позволяет:

- повысить доверие и лояльность между ними,

- улучшить координацию действий на рынке,

- разрешать конфликтные ситуации,

- получать от партнеров дополнительные услуги.

На формирование и развитие сетевых отношений в России влияют две основные группы противоположных сил. С одной стороны, высокий уровень неопределенности и вероятности проявления оппортунистического поведения участников рынка. Кроме того, слабая инфраструктура и низкий уровень спроса ограничивают сети по количеству партнеров и географически. Это вынуждает компании поддерживать старые связи. С другой стороны, рыночные и инвестиционные возможности, диверсификация деятельности предприятий, развитие международного сотрудничества создают возможности для идентификации новых партнеров и включения их в межфирменные сети. [4, с. 172]

Вероятно, в будущем, сети, созданные под давлением финансовых ограничений, постепенно уступят место инновационным партнерствам. Факторы успеха в российском бизнесе постепенно смещаются с наличия «связей» с государственными органами, чиновниками в сторону роста компетентности -технической и управленческой.

В выборе новых сетевых партнеров все большую роль играет инновационность компаний, наличие у них эффективной маркетинговой стратегии, системы организации финансового планирования и контроля. Доверительные отношения между участниками сети позволяют им обмениваться информацией, касающейся их ключевых компетенций. Для успешного развития партнерских связей необходимо, чтобы предприятия имели близкие организационные культуры, цели и философию бизнеса. [2, с. 65] Несовместимость стратегий может быть одной из причин выхода компании из межфирменной сети. Кроме того, менеджеры организаций должны отказаться от крайних форм конкуренции и найти схемы взаимовыгодного сотрудничества.

Устойчивость партнерств и перспективы их будущего развития зависят от издержек стратегической кооперации на рынке. Существует несколько сценариев развития межфирменных сетей:

• разрыв сетевых отношений;

• прерывание партнерства после окончания конкретного проекта, для реализации которого оно создавалось;

• слияние и поглощение;

• продолжение кооперации для решения новых задач.

Развитие виртуальных предприятий является важным фактором будущего развития отечественного бизнеса. Межфирменные сети можно рассматривать как альтернативный крупным корпорационным системам механизм обеспечения устойчивости и инновационности развития и один из основных способов интернационализации российских компаний в условиях глобализации экономики. Список использованной литературы:

1. Быков В. А. Электронный бизнес и безопасность. - М.: Радио и связь, 2000. - 770 с.

2. Мосьяков И.В. Виртуальное предприятие и информационные сервисы // Креативная экономика. - 2011. -№ 2 - С. 89 - 93.

3. Пейтел К., Мак - Каотни М. П. Секреты успеха в электронном бизнесе/ Пер. с англ. под ред. Г. С. Осипова. - СПб.: Питер, 2001. - 297 с.

4. Соколова А. Н., Геращенко Н. И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. - М.: Открытие системы, 2000. - 286 с.

© Шахова В.Р., Коротеев М.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.