МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ INTERDISCIPLINARY RESEARCH
Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 153-160. ISSN 1994-2796 (print).
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;4(462):153-160. ISSN 1994-2796 (print). Научная статья УДК 316.4
doi: 10.47475/1994-2796-2022-10415
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА БУДУЩИХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Ирина Викторовна Лаврентьева1, Николай Константинович Топузов2, Лариса Борисовна Владыкина3, Дарья Сергеевна Руденко4®
1, 2, 3 Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ЧФ РАНХиГС), Челябинск, Россия 1 [email protected]
4 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В современных условиях быстроразвивающегося технологического прогресса, развития информационных и цифровых технологий на первом месте в стратегическом ресурсе социально-экономического развития стоит человек. Первоочередной задачей кадрового вопроса выступает подготовка, отвечающая внешним требованиям, человеческого ресурса. Воспроизводство трудовых ресурсов необходимо проводить через трансформацию воспроизводственного процесса, из которого исключён родительский труд. Особый теоретический и практический интерес представляет реформирование воспроизводственного процесса развития трудовых ресурсов и формирование будущей рабочей силы родительским трудом, поскольку базовые компетенции у человека формируются в семье в системе родительского труда. В статье анализируются понятия «родительская компетентность и компетенции», «квалификация родителя». Обосновывается место родительского труда в воспроизводственном процессе трудовых ресурсов. Рассматриваются подходы к формированию модели родительской компетенций. Дано определение родительских компетенций, актуализируется необходимость создания профессиональных стандартов подготовки на конкретный вид деятельности, выполняемый родителем, в процессе реализации родительского труда.
Ключевые слова: родительский труд, родительская компетентность и компетенции, квалификация, модель родительской компетентности, воспроизводство трудовых ресурсов
Для цитирования: Лаврентьева И. В., Топузов Н. К., Владыкина Л. Б., Руденко Д. С. Формирование модели родительской компетентности в процессе воспроизводства будущих трудовых ресурсов // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 153-160. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10415.
Original article
FORMATION OF A MODEL OF PARENTAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF REPRODUCTION OF FUTURE LABOR RESOURCES
Irina V. Lavrentieva, Nikolai K. Topuzov2, Larisa B. Viadykina3, Daria S. Rudenko4^1
1 2 3 Chelyabinsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (BS RANEPA), Chelyabinsk, Russia 1 [email protected]
4 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
© Лаврентьева И. В., Топузов Н. К., Владыкина Л. Б., Руденко Д. С., 2022
Annotation. In modern conditions of rapidly developing technological progress, the development of information and digital technologies, people are in the first place in the strategic resource of socio-economic development. The primary task of the personnel issue is the training that meets external requirements, the human resource. The reproduction of labor resources must be carried out through the transformation of the reproductive process, from which parental labor is excluded. Of particular theoretical and practical interest is the reform of the reproductive process of the development of labor resources and the formation of the future labor force by parental labor, since the basic competencies of a person are formed in the family in the system of parental labor. The article analyzes the concepts of "parental competence and competencies, qualifications of a parent. The place of parental labor in the reproduction process of labor resources is substantiated. Approaches to the formation of a model of parental competencies are considered. The definition of parental competencies is given, the need to create professional training standards for a specific type of activity performed by a parent in the process of implementing parental work is updated.
Keywords: parental labor, parental competence and competencies, qualifications, model of parental competence, reproduction of labor resources
For citation: Lavrentieva IV, Topuzov NK, Vladykina LB, Rudenko DS. Formation of a model of parental competence in the process of reproduction of future labor resources. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(4(462):153-160. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10415
Введение
В условиях переориентации российской экономики на инновационный путь развития возрастают требования к качеству трудовых ресурсов. Особый теоретический и практический интерес представляет реформирование воспроизводственного процесса развития трудовых ресурсов и формирование будущей рабочей силы родительским трудом, поскольку базовые компетенции у человека формируются в семье в системе родительского труда [2; 3; 6].
Этим обусловливается необходимость рассмотрения проблемы формирования моделей родительских компетенций в контексте социального, культурного и экономического развития общества в условиях глобализации. К основным предпосылкам этого относятся:
• рост понимания в обществе того факта, что родительский труд представляет первооснову формирования творческой личности в контексте социальной идентичности;
• возрастание потребности экономики и менеджмента в высококвалифицированных специалистах творческо-инновационного типа как главного фактора конкурентоспособности национальной экономики;
• меняющаяся среда бизнеса, основанная на информационных технологиях, искусственном интеллекте, диктующая потребность в профессиях с весомой долей умственного и креативного труда в инновационной деятельности;
• обострение демографической ситуации (превышение смертности над рождаемостью, отрицательное сальдо миграции), порождающий дефицит кадров;
• деградация института семьи и кризис родительского труда.
Формирование профессиональных моделей компетенций для родителей в сфере организации и управления родительским трудом в связи с дефицитом высококвалифицированных и инновационно подготовленных трудовых ресурсов является актуальной задачей и требует ускоренного решения. Осознанное выполнение обязанностей родителей определяет состояние общества и страны не только в настоящей, но и будущей перспективе.
Основная причина вынесения на обсуждение проблемы «родительских компетентности и компетенций» заключается в недооценке вклада родительского труда в воспроизводственный процесс трудовых ресурсов. Проблематика включения родительского труда, требующая решения вопроса профессионализации этого вида деятельности, по-прежнему остаётся дискуссионной, поскольку учёт вклада родительского труда игнорируется системой национального счетоводства, в большинстве случаев этот труд считается приватным делом населения. Кроме того, родительский труд не имеет законодательно-правового обеспечения в части восприятия его равным труду в продуктивном секторе экономики — трудовой стаж за выполнение трудовых функций родителя не включён в общий стаж. Родители не проходят специальной подготовки к выполнению родительского функционала и обязанностей по воспитанию, обучению, социализации на всех стадиях взросления ребёнка [11]. При этом остаётся неисследованным вопрос качества подготовки будущих родителей к выполнению родительских обязанностей, поскольку проблема развития родительских компетентности и компетенций в обучении и воспитании детей как будущего трудового ресурса является недостаточно
изученной с точки зрения теории и современной практики.
Возникающие в последнее время многочисленные курсы, школы, академии родительства представлены многовариантностью образовательных программ, реализация которых происходит в отсутствие формата государственного заказа, поддержки и мониторинга, в условиях высокой степени коммерциализации образовательного процесса, спонтанного подбора преподавательского состава.
Материалы и методы исследования
Классическая модель воспроизводства трудовых ресурсов включает в себя фазу формирования, фазу использования, фазу распределения и перераспределения трудовых ресурсов [15]. Однако, на наш взгляд, данную модель необходимо расширить и включить воспроизводство будущих ресурсов, поскольку формирование наших знаний, компетенций, умений в первую очередь закладывается от наших родителей и передаётся от поколения к поколению. Вот почему первоочередным вопросом в формировании будущих трудовых ресурсов должен стать родительский труд, который необходимо включить в национальную экономику страны. Для подготовки будущих кадров родители также должны отвечать быстроменяющимся требованиям внешней среды. Благодаря родительским компетенциям и уровню квалификации родители смогут стать значимым звеном в формировании будущих трудовых ресурсов, однако не без помощи государственной поддержки.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает весьма сложную структуру родительской компетенции и компетентности. Т. В. Коваленко в своих трудах определяет родительскую компетентность как определённую сумму психолого-педагогических, физиолого-гигие-нических и правовых компетенций, а также умение родителей применить их в практике воспитательной деятельности [5]. С. В. Кирпич трактует данное понятие как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с принятыми нормами, самостоятельно обеспечивать выполнение родительских обязанностей, отстаивать свои права. Характеристики личности родителя включают целостность, устойчивость, глубину и последовательность родительского поведения. Способность понимать потребности своих детей и создавать условия удовлетворения и потребности интересов детей [3]. Н. Ф. Талызина в своих трудах трактует родительскую компетентность как способность к выполнению педагогической деятельности [8]. А. П. Тряпицына считает, что
родителю для решения проблем, возникающих в процессе воспитания, необходимы знания, опыт, ценности, умения и навыки для реализации педагогической деятельности [9]. Н. Н. Ми-зина указывает на создание родителем благоприятной среды развития и воспитания ребёнка, которые будут благоприятно влиять на его становление как здоровой личности [7]. Ю. В. Варданян, М. А. Кечина обозначают родительскую компетенцию как технологическую часть, обеспечивающую овладение технологиями организации эффективного взаимодействия со своими детьми [1].
В трактовке этих терминов нарушается правило терминологического единства, отсутствует чёткое разделение понятий родительская «компетенция» и «компетентность», отсутствует классификационный подход к этим понятиям. Наблюдается большой разброс в терминах родительства, родительской компетентности и компетенций, квалификации, а также нет чётких критериев и поведенческих индикаторов, описывающих конкретные функциональные действия родителей по всем этапам воспроизводственного цикла. Родительскую компетентность трактуют достаточно широко — от наличия у родителя определённых знаний и навыков до существования определённого родительского феномена, позволяющего выполнять родительский функционал.
На наш взгляд, в базисе родительской компетентности наличествует соответствующий теоретический базис знаний и навыков, задающий вектор требований к родительской квалификации и имеющий ориентацию на рекомендуемые стандарты. Родительская компетенция — это система поведенческих реакций родителя, основанная на наборе знаний, навыков, опыта, личностных особенностей, мотивов и интересов взрослого, что позволяет с высокой степенью вероятности достичь поставленных целей и задач. Родительская квалификация — это определённый уровень знаний, умений, профессиональных навыков, опыта и компетенций, характеризующий подготовленность родителя к выполнению конкретных трудовых функций и работ определённой сложности в рамках трудовой деятельности родителя.
Базисом родительской компетенции являются проявляемые в поведении родителя выученные знания. Реализация в поведенческой модели родительской компетенции нацелена на результат (наилучший или наихудший) при взаимодействии с ребёнком и содержит ответ на вопрос «Как достигается» стандарт идеального поведения родителя в данной ситуации [12].
Успешная реализация компетенций в системе родительского труда должна опираться на следующие принципы:
• научности;
• социального взаимодействия;
• учёта исторических, национальных и культурных особенностей в системе реализации родительского труда;
• безусловного осознанного понимания и объяснения поведения ребёнка;
• гибкого реагирования на возникающие ситуативные задачи в процессе реализации родительских функций.
Условием качественного решения выше обозначенных проблем, являющихся основой успеха родительства, является решение задачи формирования и практической реализации модели компетентности родительского труда, позволяющей перейти к регулированию регламентами, управлению ценностями и целями. Под компетентност-ной моделью понимается набор ключевых компетенций, необходимых для эффективного выполнения родительского труда с учётом семейных и государственных интересов.
Существуют два подхода к построению ком-петентностной модели родителя: аналитический и прецедентный (проактивный). В основании первого подхода — выделение в родительском труде функциональных трудовых действий — определённых видов деятельности по рождению, воспитанию, обучению, социализации (и пр. трудовым функциям), с последующим выбором под этот функционал необходимых качеств с соответствующими знаниями, навыками, умениями. По своему содержанию такой подход представляет собой направление, которое реализуется за счёт развития знаний, умений и навыков в предметной области родительского труда. Особую роль представляет развитие стандартизации профессиональных компетенций в организации родительского труда с необходимостью формирования требований к компетенциям как реальной основы согласования практических действий родителя и требуемого блока знаний [13]. При условии включения родительского труда в национальную экономику России, с признанием его экономического и юридического статуса наравне с продуктивным трудом — разработка профессионального стандарта к подготовке родителя к выполнению трудовых функций подразумевает рассмотрение родительского труда как вида профессиональной деятельности.
Первоначально при разработке профстандар-та потребуется информация по описанию обобщённых трудовых функций, результатам и условиям выполнения родительского труда с последующим каскадированием этого вида деятельности — структура формирования представлена на рисунке.
Сбор и анализ информации по уже существующим профстандартам (например, профстандарт педагога, психолога, медработника, социального работника, воспитателя и др.), сверка функций через функциональный анализ деятельности родителя, разработка плана обучения с закреплением знаний, умений и навыков, проверка на правовое соответствие профстандарта, анализ, мониторинг и корректировка — вот неполный перечень этапов действий по разработке профстандарта по родительству.
Использование аналитического подхода при построении модели родительской компетентности, овладение блоком теоретических знаний, «закрывающих» обобщённую трудовую функцию вполне возможно при построении модели родительской компетентности, поскольку «гарантирует» овладение блоком теоретических знаний, «закрывающих» обобщённую трудовую функцию и составляющую родительскую компетентность. Согласитесь — можно обладать знаниями как сокровищем, но не применять их в силу различных причин в практике родительского поведения (так называемый эффект выученной беспомощности). Тем не менее разработка и внедрение профстандарта на деятельность родителя может оказать существенную помощь при определении родительской заработной платы, при условии экономического и юридического закрепления родительского труда в национальной экономике.
Принципиальное отличие второго подхода при построении родительской модели компетентности состоит в другом векторном направлении формирования родительской компетентности. Предлагается «идти» не от трудовых функций и привития соответствующих трудовым функциям и действиям необходимых знаний и навыков, а от успешных поведенческих моделей родителя. Начало формирования модели — от наблюдения практики действий успешного родителя, формализации этого образца и последующего научения этой компетенции1.
1 В качестве примера вспомним фрагмент фильма «Джентльмены удачи» реж. Л. Гайдая (1981 г.), где есть сюжет с завтраком в детском саду — когда дети отказываются от предложения «компетентного»
Структура вида деятельности родителя — каскадирование целостного вида родительской деятельности:
Примечание: ОТФ[ ... ОТФи — совокупность обобщённых трудовых функций, реализуемых в процессе выполнения родительской работы; ТФ[ ... ТФИ — система трудовых действий в рамках конкретной ОТФ; ТД ... ТДИ — выполнение определённой задачи в конкретных условиях в рамках ТФ; ЗУВ[ ... ЗУВИ — знания, умения, навыки владения тем или иным видом трудовой деятельности. Рисунок составлен авторами самостоятельно
The structure of the parent's type of activity is the cascading of an integral type of parental activity The drawing was compiled by the authors themselves
Алгоритм второго направления в следующем: выделение модели «идеального родителя», проведение анализа работ, создание списка компетенций посредством поведенческого интервью или метода критических инцидентов, прописывание поведенческих индикаторов к компетенциям по выбранным шкалам и, наконец, подбор методов оценки для выявленных родительских компетенций.
Переход экономики к шестому технологическому укладу, турбулентность внешней среды требуют глубокого переосмысления всего процесса формирования и содержания родительского тру-
и имеющего квалификацию воспитателя, но не умеющего выполнять свою трудовую функцию — накормить детей предложенной кашей, поскольку молодой воспитатель не владеет компетенцией, выполнение которой в ситуативно возникшей задаче успешно демонстрирует директор садика.
да и его вклада в воспроизводственный процесс трудовых ресурсов [14]. В настоящее время государство, общественные организации, институты поддержки семьи, материнства и детства основное внимание уделяют материальному обеспечению семей и детей в детском и юношеском возрасте в ущерб развития образовательной деятельности по формированию родительской компетентности. При этом в подходах к родительскому труду в части воспитания и образования детей как этапу воспроизводственного процесса формирования профессиональных компетенций будущих трудовых ресурсов по-прежнему наблюдается огромный дефицит компетентных родителей в сфере передачи знаний, умений и навыков будущим поколениям.
Особую категорию представляют молодые родители, опыт которых в становлении и развитии родительских компетенций формируется
от собственных родителей, друзей или в результате случайным образом полученной из внешней среды информации. Увеличение пенсионного возраста, падение доходов населения, необходимость работать после пенсии в ещё большей степени отдалили старшее поколение бабушек и дедушек от традиционно складывающейся модели воспитания детей.
Выводы
Таким образом, представленные выше модели формирования родительской компетентности имеют разнонаправленные алгоритмы (от теории к практике — сверху вниз и наоборот), опираются на разнообразные методы, технологии и инструменты, учитывают теоретические разработки, исторический опыт и традиции, лучшие практики применения. Формирование и реализация родительской компетентности не носит «точечного» характера, эта задача распределена по всем стадиям репродукционного процесса — от младенчества до достижения совершеннолетия — и имеет свою специфику, в зависимости от воз-
раста ребёнка. Безусловно, реализация модели формирования родительской компетентности требует специального управленческого органа в виде социального института под государственным патронажем, цель которого — ликвидация родительской безграмотности.
Родительский «ликбез», в основе которого лежит формирование родительской компетентности, позволит решить ряд противоречий, провоцирующих разрывы воспроизводственного процесса будущих поколений. Современные демографические вызовы, нарастающий дефицит трудовых ресурсов, нерешённый конфликт «семья — работа», кризис семьи, инфантилизация подрастающих поколений — все эти и другие негативные тенденции диктуют необходимость совместных усилий учёных и практиков в теоретическом и практическом осмыслении модели родительской компетентности, его методического обеспечения и образования государственного института с целью обучении квалифицированному родительству как современной профессии.
Список источников
1. Варданян Ю. В., Кечина М. А. Исследование родительских компетенций средствами онлайн-диаг-ностики // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 244-250.
2. Васильева О. Н. Воспитание детей — это наука. Президент РАО О. Ю. Васильева для «Вести ФМ» URL: http://rusacademedu.ru/presscentre/prezident-rao-o-yu-vasileva-dlya-vesti-fm
3. Илышев А. М., Лаврентьева И. В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России : монография. М. : Финансы и кредит, 2005. 368 с.
4. Кирпич С. В. Развитие родительских компетенций: социальные и духовно-нравственные аспекты // Христианство в европейской и мировой истории : сб. докл. XXI междунар. Кирилло-Мефодиевских чтений ; Белорусский государственный университет. Минск, 2019. С. 88.
5. Коваленко Т. В. Понятие родительской компетенции в современной педагогической практике // Евразийский Союз учёных. 2015. № 4 (13). Серия «Педагогические науки». С. 31.
6. Лаврентьева И. В., Тихонова О. К. Альтернативный подход к решению проблемы профессиональной асимметрии в трудовой деятельности женщины // Женщины в профессиях XXI века: тенденции, проблемы, перспективы : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 3 марта 2020 г. Иваново : Иванов. гос. ун-т, 2020. С. 162-166.
7. Мизина Н. Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога // Личность XXI века: теория и практика : сборник научных трудов. Ставрополь, 2004. С. 37-40.
8. Талызина Н. Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. М. : Проспект, 2009. 214 с.
9. Тряпицына А. П. Новая школа и новый учитель // Вестник Герценовского университета. 2010. № 3. С. 23-29.
10. Сочнева Е. Н., Зайцева Г. А., Исаева Е. Ю. Профессиональный стандарт: от «чтения» к применению : метод. указания. Красноярск : ККЦПиРК, 2019. 41 с.
11. Лаврентьева И. В., Внуковская Т. В., Патракова Д. А. Оценка отчуждения репродуктивного труда в проблематике трудовой деятельности // Социум и власть. 2016. № 6 (62). С. 65-73.
12. Ячменева М. В. Формирование системы родительских компетенций как фактор социальной устойчивости молодой семьи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 3. С. 37-41.
13. Макушкина О. М., Кузнецова Е. Н. Формирование эмоциональной компетенции в детско-ро-дительских отношениях // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2016. № 3 (39). С. 101-104.
14. Лаврентьева И. В., Буторина О. С., Какпаев Ю. Ш., Руденко Д. С. Инновационные модели воспроизводства человеческих ресурсов в турбулентных условиях внешней среды // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 11 (445). С. 194-201.
15. Захаров А. Н. Воспроизводство трудовых ресурсов // Журнал научных и прикладных исследований. 2017. № 3. С. 41-45.
References
1. Vardanyan YuV, Kechina MA. The study of parental competencies by means of online diagnostics. Kazan Pedagogical Journal = Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2020;(6);244-250. (In Russ.).
2. Vasil'eva ON. Raising children is a science. RAO President. Available from: http://rusacademedu.ru/ presscentre/prezident-rao-o-yu-vasileva-dlya-vesti-fm
3. Ilyshev AM, Lavrent'eva IV. Strategiya vklyucheniya reproduktivnogo truda v ekonomiku Rossii = Strategy for including reproductive labor in the Russian economy. Moscow, Finance and Credit; 2005. 368 p. (In Russ.).
4. Kirpich SV. Development of Parental Competences: Social, Spiritual and Moral Aspects. In: Christianity in European and World History = Christianity in European and World History. Minsk; 2019. (In Russ.).
5. Kovalenko TV. The concept of parental competence in modern pedagogical practice. Evrazijskij Soyuz uchenyh (ESU) = Eurasian Union of Scientists (ESU). 2015;(4);31. (In Russ.).
6. Lavrentieva IV, Tikhonova OK. An alternative approach to solving the problem of professional asymmetry in a woman's work activity. In: Zhenshchiny v professiyah XXI veka: tendencii, problemy, perspektivy = Women in the professions of the XXI century: trends, problems, prospects. Proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation, Moscow, March 3, 2020. Ivanovo; 2020. P. 162-166. (In Russ.).
7. Mizina NN. Implementation of psychological support for parents of adolescents with antisocial behavior in the activities of a practical psychologist. In: Lichnost' XXI veka: teoriya i praktika = Personality of the XXI century: theory and practice. Collection of scientific papers. Stavropol, 2004. P. 37-40. (In Russ.).
8. Talyzina NF. Voprosy professional'noj kompetentnosti uchitelya = Questions of professional competence of the teacher. Moscow, Prospect; 2009. 214 p. (In Russ.).
9. Tryapitsyna AP. New school and new teacher. Vestnik Gercenovskogo universiteta = Bulletin of Herzen University. 2010;(3);23-29. (In Russ.).
10. Sochneva EN, Zaitseva GA, Isaeva EYu. Professional'nyj standart: ot «chteniya» k primeneniyu = Professional standard: from "reading" to application: guidelines. Krasnoyarsk; 2019. 41 p.
11. Lavrent'eva IV, Vnukovskaya TV, Patrakova DA. Evaluation of the alienation of reproductive labor in the problems of labor activity. Socium i vlast' = Society and power. 2016;(6);65-73. (In Russ.).
12. Yachmeneva MV. Formation of a system of parental competencies as a factor in the social sustainability of a young family. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment = Municipal education: innovations and experiment. 2017;(3);37-41. (In Russ.).
13. Makushkina OM, Kuznetsova EN. Formation of emotional competence in parent-child relationships. VestnikBashkirskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully = Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla. 2016;(3);101-104. (In Russ.).
14. Lavrent'eva IV, Butorina OS, Kakpaev YuSh, Rudenko DS. Innovative models of reproduction of human resources in turbulent environmental conditions. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2020;(11);194-201. (In Russ.).
15. Zakharov AN. Reproduction of labor resources. Zhurnal nauchnyh i prikladnyh issledovanij = Journal of scientific and applied research. 2017;(3);41-45. (In Russ.).
Сведения об авторах
И. В. Лаврентьева — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента. Н. К. Топузов — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента.
Л. Б. Владыкина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента. Д. С. Руденко — аспирант.
Information about authors
I. V. Lavrentieva — Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management.
N. K. Topuzov — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management.
L. B. Vladykina — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of
Economics and Management.
D. S. Rudenko — post-graduate student.
Статья поступила в редакцию 21.02.2022; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 21.02.2022; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.