Научная статья на тему 'Формирование модели государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в РФ в современных условиях'

Формирование модели государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ / INVESTMENT POSITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панин Вадим Викторович, Тодовянская Анастасия Владимировна

Исследование фокусируется на формировании модели государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Проанализирована позиция РФ как реципиента прямых иностранных инвестиций и выявлены факторы, влияющие на динамику потоков инвестиций. Представлен алгоритм построения модели с учетом национальных конкурентных преимуществ, вектора развития и диверсификации экономики РФ и интересов прямых инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GOVERNMENT REGULATION MODEL OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN PRESENT-DAY CONDITIONS

The research is focused on formation a model of foreign direct investment government regulation of foreign investors' activity on the Russian Federation territory. Position of Russia as foreign direct investment recipient had been analyzed and affecting factors had been defined. Authors presented algorithm of the model ^ formation ^ factoring in the competitive advantages, vector of development and diversification of Russian economy and direct investors' interests.

Текст научной работы на тему «Формирование модели государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в РФ в современных условиях»

Панин В. В., Тодовянская А. В.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Исследование фокусируется на формировании модели государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Проанализирована позиция РФ как реципиента прямых иностранных инвестиций и выявлены факторы, влияющие на динамику потоков инвестиций. Представлен алгоритм построения модели с учетом национальных конкурентных преимуществ, вектора развития и диверсификации экономики РФ и интересов прямых инвесторов.

Ключевые слова. Привлечение прямых иностранных инвестиций, инвестиционная политика, инвестиционная позиция.

Panin V.V., Todovyanskaya A.V.

FORMATION OF GOVERNMENT REGULATION MODEL OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN PRESENT-DAY CONDITIONS

Abstract. The research is focused on formation a model of foreign direct investment government regulation of foreign investors' activity on the Russian Federation territory. Position of Russia as foreign direct investment recipient had been analyzed and affecting factors had been defined. Authors presented algorithm of the model ^ formation ^ factoring in the competitive advantages, vector of development and diversification of Russian economy and direct investors' interests.

Keywords. Foreign direct investment, investment policy, investment position.

Введение

Теории международного движения капитала описывают основные группы мотивов поведения международных инвесторов и определяют формы и степень влияния инвестиций на динамику экономического развития стран-реципиентов. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) занимают в данном процессе особую позицию как наиболее эффективные инвестиции в контексте развития и ускорения роста экономики принимающего государства ввиду таких атрибутов как долгосрочность, трансфер технологий и управленческого опыта, влияние на рынок труда и пр. Но, несмотря на всю очевидность положительного влияния прямых инвестиций на экономику страны-реципиента, нельзя забывать и о возможных негативных эффектах ПИИ. В современных условиях, характер и степень влияния ПИИ на

ГРНТИ 06.51.67

© Панин В.В., Тодовянская А.В., 2018

Вадим Викторович Панин - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Анастасия Владимировна Тодовянская - соискатель кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Тодовянская А.В.): 194100, Санкт-Петербург, Большой Сампсониев-ский пр., 77/71 (Russia, St. Petersburg, B. Sampsonyevskiy av., 77/7). Тел.: +7 911 703 07 55. Статья поступила в редакцию 25.04.2018.

экономику страны зависит не столько от количественных, сколько от качественных характеристик привлеченных инвестиций [7, с. 6].

Принимая во внимание теоретическое обоснование принятия инвестиционных решений международного инвестирования и эмпирическое ему подтверждение, правительства могут выстраивать и реализовать национальную стратегию, направленную на привлечение притока ПИИ, согласованность потока ПИИ с курсом экономического развития и повышения эффективности их использования. За наиболее эффективные и высокотехнологичные направления инвестиций страны ведут конкурентную борьбу на мировом рынке капитала, привлекая инвесторов конкурентными преимуществами, которые в той или иной степени зависят от государственного регулирования. Позиция РФ на мировом рынке ПИИ

Анализ эмпирических данных указывает на ухудшение инвестиционной позиции Российской Федерации - объемы привлеченных ПИИ в последние годы падали не только синхронно с общемировыми показателями, но и в период восстановления мировых потоков, также ухудшались показатели относительно стран БРИКС (см. табл.).

Таблица

Приток ПИИ в мире, странах БРИКС и РФ за период 2007-2016 гг., млрд долл. США

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Общемировой поток 1,909 1,499 1,190 1,384 1,591 1,593 1,443 1,324 1,774 1,746

%% г./г. - -21% -21% 16% 15% 0% -9% -8% 34% -2%

БРИКС 205 286 192 261 297 256 267 271 258 277

%% г./г. - 39% -33% 36% 14% -14% 4% 2% -5% 7%

Российская Федерация 55 76 28 32 37 30 53 29 12 38

%% г./г. - 38% -63% 14% 16% -18% 77% -45% -59% 218%

Доля РФ в БРИКС 27% 27% 14% 12% 12% 12% 20% 11% 5% 14%

Составлено авторами на основе статистических данных ЮНКТАД.

В 2014 г. объем привлеченных ПИИ в российскую экономику упал на 45% и продолжил падение в 2015 г., сократившись еще на 59% в годовом исчислении на фоне стабилизации потоков в общемировом масштабе по итогам 2014 г. и росте на 34% в 2015 г. По итогу двух лет годовой объем поступлений ПИИ в РФ за 2015 г. упал на 77% (окр.) по сравнению с 2013 г. В 2016 г., на фоне стабилизации экономики РФ и мировых цен на энергоносители, наблюдается рост притока более чем на 200%, тем не менее, общий объем привлеченных ПИИ составил менее 50% объема рекордного 2008 г. и порядка 70% показателя 2013 г. Также немаловажным является факт, что почти треть притока ПИИ была обеспечена сделкой по приватизации 19,5% акций российской нефтяной компании «Роснефть», участником которой выступил консорциум компании 01епсоге (Швейцария) и Катарского суверенного фонда [3; 8, с. 66]. Доля РФ в странах БРИКС в 2015 г. упала до минимальных 5% в 2015 г., но продемонстрировала рост и составила 14% в 2016 г., что, тем не менее, несопоставима с докризисным периодом - 27%.

Сделанные выводы подчеркивают актуальность выбранной проблематики: негативные тенденции указывают на необходимость пересмотра национальной стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций. Необходимо сформировать государственную модель регулирования ПИИ, которая повлечет за собой восстановление объемов ПИИ, ускоренный экономический рост, диверсификацию экономики и повышение конкурентной позиции РФ на мировом рынке.

Формирование модели государственного регулирования ПИИ РФ

В октябре 2006 г. в рамках семинара «Стратегический аудит России» профессором М. Портером были представлены выводы по исследованию конкурентоспособности экономики России - «Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики», заказанного Минэкономразвития в 2005 году [4]. В отчете подчеркивается относительно небольшая доля ПИИ в ВВП России и совокупном объеме инвестиций, несогласованность общегосударственной политики и микрореформ, зависимость благосостояния от природных ресурсов, недостаточный уровень инвестиций в ин-

фраструктуру, недостаточность профессиональных навыков и прочие атрибуты микроэкономической конкурентоспособности России [2].

М. Портер и соавторы исследования сформировали стратегию развития (см. рис. 1 [2, с. 80]) и предложили развивать экономическую политику в трех основных направлениях: формирование общегосударственной экономической стратегии; реализация скоординированных программ, закладывающих современные основы конкурентоспособности страны; определение пути развития, при котором будут реализовываться конкурентные преимущества России, и обеспечиваться диверсификация экономики [2, с. 79].

Формулирование общегосударственной стратегии развития экономики РФ

Улучшение институциональной среды Процесс принятия решений Правовая реформа Обеспечение бытовых услуг Улучшение условий хозяйственной деятельности Стимуляция конкуренции Актуализация роли правительства Инвестирование в основные фонды Мобилизация унаследованных основных средств

Стимулирование развития кластеров Привлечение крупными предприятиями специализированных организаций для выполнения определенных работ Привлечение ПИИ в районы кластеров Создание конкурентоспособных регионов Эффективные стратегии регионального развития

Установление взаимовыгодных экономических связей с соседями Экономическая интеграция

Выработка курса на экономический рост и диверсификацию Эксплуатация природных ресурсов Внутренний рынок Обеспечение возможностей для развития других направлений экспорта помимо природных ресурсов Кластеры на основе технопарков

Рис. 1. Приоритеты экономической политики РФ

По мнению авторов, во многом проблемы экономики России, отраженные в отчете 2006 г., остаются актуальными и сегодня. Предложенные направления экономической политики не противоречат современной ситуации и могут быть использованы в качестве основе формирования государственной политики регулирования прямых инвестиций в РФ. Принимая во внимание природу конкурентной борьбы стран-реципиентов на глобальном рынке капитала, представляется обоснованным использовать как теоретическую базу теорию «Конкурентных преимуществ наций» М. Портера и в частности его «Конкурентный ромб».

Однако при построении модели нельзя не учитывать факт масштаба территории России и роль регионов в общем экономическом развитии страны. Каждому региону свойственны различные конкурентные преимущества и проблемы, требующие характерных им решений. В этой связи становится необходимым осуществлять децентрализацию и делегирование полномочий по выстраиванию стратегии повышения конкурентоспособности на региональный уровень. В рамках децентрализации может быть осуществлено формирование Центров исполнительной власти, специализирующихся на векторе внешнеэкономической политики и развития. Как инструмент реализации государственной программы, данная система будет способствовать координации действий на различных уровнях в вопросах интеграции и реализации стратегических проектов, развития инфраструктуры и роста экономики региона и возникновению полюсов роста инклюзивного характера[1, с. 65].

Также авторами за основу принята модель инвестиционной политики нового поколения (далее - Политика), предложенной ЦКСТАБ. Специалисты ЦКСТАБ во главу Политики ставят инклюзивный рост и устойчивое развитие [4, с. 10], которые сформулированы в задачах на национальном и межгосударственном уровнях. Задачей национального уровня представляется согласованность инвестиционной политики со стратегией развития экономики государства, а также привлечение и поощрение инвестиций [7, с. 39]. Задачи международного уровня сконцентрированы на развитии Международных инвестиционных соглашений (МИС) в рамках обеспечения интересов государств и защиты прав инвесторов.

Модель государственного регулирования ПИИ РФ (далее - Модель) представляет собой многоуровневую систему государственного регулирования, основными целями которой являются привлечение ПИИ в РФ, стимулирующих инклюзивный рост, устойчивое развитие и диверсификацию экономики, а также повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене. Принимая во внимание международный уровень инвестиционной деятельности и масштабы РФ, Модель формируется на трех уровнях: межгосударственном, федеральном и региональном. Дополнительно к 3 уровням добавляется Административный уровень, задачи которого включают координацию и согласованность выполнения стратегии и обеспечение информационной поддержки (см. рис. 2), которая заключается в обеспечении всех участников инвестиционного процесса, включая потенциальных инвесторов, максимально возможным объемом данных о состоянии экономики и рынка, а также планами по развитию территорий, отраслей и реализации международных программ.

Рис. 2. Модель государственного регулирования ПИИ в РФ

Оценка Модели

Предложенная Модель представляет собой взаимосвязанную, многоуровневую систему, контролируемую административным блоком, который, помимо контрольной функции, выполняет функцию анализа согласованности стратегии экономического развития страны и инвестиционной политики (рис. 3). Отличительной чертой Модели является восходящий метод формирования инвестиционной политики. Ранее был подчеркнут географический масштаб РФ, что накладывает определенные ограничения в возможностях централизованного планирования. Таким образом, по мнению авторов, крайне необходимо делегировать выявление конкурентных преимуществ и слабых сторон региональным властям с целью формирования региональной стратегии повышения конкурентоспособности.

Рис. 3. Взаимосвязь уровней формирования Модели

Далее, на федеральном уровне стратегия развития формируется с учетом всех полученных из регионов данных и отражается в Федеральных программах и законодательной базе. И далее, сформулированная общегосударственная стратегия имеет отражение в Международных инвестиционных соглашениях, в которых государство, наряду с защитой прав иностранных инвесторов, обеспечивает и национальные интересы, которые представлены ключевым ориентиром в формировании инвестиционной политики.

Также авторами представлен отличный от стандартных блок информационного обеспечения, отраженный на уровне администрирования. Сегодня, в условиях повсеместной оцифровки данных и возможностей их консолидации и обработки, обоснование инвестиционных решений на международном уровне базируется на анализе всего доступного массива данных о рынке, включая нестандартные и неструктурированные данные. Согласно исследованиям, использование инструментов Big Data дает возможность укорить процесс принятия инвестиционных решений на международном уровне в 5 раз [6]. В этой связи недостаточность информации о рынке в реальном времени все чаще расценивается инвесторами как признак непрозрачного рынка с ценовыми диспропорциями.

По мнению авторов, достижения IT сферы могут быть использованы не только в рамках функции контроля, но и для извлечения, консолидации и публикации актуальных данных о развитии экономики и отдельных отраслей, государственных программах пр., делая тем самым рынок более прозрачным, обеспечивая возможность построения более точных и долгосрочных прогнозов для потенциальных инвесторов, снижая, тем самым, риски инвестирования в России. Выводы

Предложенный алгоритм построения современной модели государственного регулирования в отношении ПИИ в РФ охватывает теоретические основы мотивов прямых иностранных инвесторов и обеспечение их интересов, основываясь на сформированных на региональном уровне группах конку-

рентных преимуществ и интересов экономического развития РФ. Таким образом, предложенная модель будет положительно влиять как на количественные характеристики притока ПИИ в РФ, так и на качественные, обеспечивая инклюзивный рост и диверсификацию экономики РФ, а внедрение системы информационной поддержки сделает российский рынок более прозрачным и прогнозируемым и, тем самым, более привлекательным для иностранных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панин В.В., Тодовянская А.В. Формирование исполнительного центра евразийской интеграции РФ // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8 (ч. 3). С. 62-65.

2. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sp-ved.narod.ru/MATERS/PORTER_RFstrategy.pdf (дата обращения 29.10.2017).

3. Успешное завершение интегральной приватизационной сделки с участием стратегических международных инвесторов: пресс-релиз / Роснефть. М., 07.12.2016.

4. Шаповалов А. Герман Греф заплатил за критику: Минэкономразвития получило американский отчет о конкурентоспособности РФ // Коммерасантъ. 05.10.2006.

5. Доклад о мировых инвестициях 2012: аналитический обзор / ЮНКТАД. Нью-Йорк; Женева, 2012.

6. Investment Ideas. The Big Deal about Big Data. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gsam.com/ content/gsam/global/en/market-insights/gsam-insights/gsam-perspectives/2016/big-data/infographic.html (дата обращения 02.02.2018).

7. Policy framework for investment, Pocket Edition. OECD, 2015.

8. WIR 2017: analytic report / UNCTAD. New York and Geneva, 238 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.