ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 211019 2021, № 04 (апрель) УДК 37.032
Формирование мировоззренческих представлений
у младших школьников в процессе овладения знаниями
Пуйлова Марина Алексеевна1
Таганрогский институт имени А. П. Чехова, Таганрог, Россия [email protected]
Терских Ирина Александровна2
Таганрогский институт имени А. П. Чехова, Таганрог, Россия [email protected]
Налесная Сусанна Лауриевна3
Таганрогский институт имени А. П. Чехова, Таганрог, Россия [email protected]
Аннотация. В настоящее время целый ряд вопросов, связанных с формированием мировоззрения у детей младшего школьного возраста, не назван даже в порядке их принципиальной постановки: структура мировоззренческих представлений в младшем школьном возрасте, дидактические условия их успешного формирования; содержание мировоззренческих представлений в процессе преподавания отдельных учебных предметов начального обучения. Нечетко выявлен круг мировоззренческих представлений, которые должна дать начальная школа, объем и содержание мировоззренческих знаний, умений, навыков, объем и содержание мировоззренческих чувств, волевых свойств личности обучающихся; влияние на формирование их мировоззрения эмоционально-волевого и действенно-практического факторов. Таким образом, обнаруживается противоречие между огромной значимостью исследуемой проблемы и недостаточным решением ее в педагогической теории. Цель исследования - выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников в процессе овладения знаниями. В педагогической теории существуют различные подходы к объяснению сущности процесса обучения: В. В. Давыдов [1], П. Я. Гальперин [2], В. И. Загвязинский [3], М. М. Махмутов [4] и др. В своем исследовании мы исходим из гносеологической сущности процесса обучения в исследовании С. П. Баранова, который раскрыл роль и место мировоззренческих представлений в процессе овладения знаниями, подчеркнув важность систематизации и организации представлений [5]. В результате исследования проблемы формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе овладения знаниями нами была выделена ведущая идея, составляющая ядро
Поступила в редакцию Received 07.02.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.03.21
Принята к публикации Accepted for publication 30.03.21 Опубликована Published 30.04.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Пуйлова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, Россия.
2 Терских Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, Россия.
3 Налесная Сусанна Лауриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, Россия.
изучаемой проблемы, и установлена зависимость процесса формирования мировоззренческих представлений от общих закономерностей процесса познания. Для эффективного управления процессом формирования мировоззренческих представлений у учащихся об окружающем мире учителю начальных классов необходимо выявить содержание и круг мировоззренческих представлений об окружающем мире, имеющихся у обучающихся; определить уровень познания, на котором находится каждый ученик; знать учебные возможности процесса обучения, в том числе возможности учебного плана, учебных программ, учебных пособий и др. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: раскрыто понятие и особенности мировоззренческих представлений об окружающем мире у обучающихся начальных классов; выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие формирование у обучающихся мировоззренческих представлений об окружающем мире. Практическая значимость выполненного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем выводы и теоретические рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Ключевые слова: процесс познания, научные представления, мировоззренческие представления, критерии сформированности мировоззрения.
Введение
Проблема мировоззренческих представлений стоит на стыке двух глобальных проблем: научного мировоззрения и процесса познания человеком окружающей действительности. Та и другая проблемы являются кардинальными в философии, психологии и педагогике.
Как известно, мировоззрение есть система взглядов человека на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Оно определяет общую направленность деятельности и поведения человека. Мировоззрение - это высший синтез знаний, практического опыта и идейно-эмоциональных оценок. В мировоззрении обобщенно отражены особенности общественного бытия человека, его место в исторически конкретной системе общественных отношений. Без формирования научных представлений не может быть сформировано научное мировоззрение.
Научные представления есть одно из звеньев (ступеней, этапов) процесса познания человеком окружающей действительности, одно из звеньев овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Несмотря на такую значимость формирования научных представлений, их роль и место в процессе обучения младших школьников недостаточно четко определены, не выявлены дидактические условия их успешного формирования, содержание мировоззренческих представлений в процессе преподавания отдельных учебных предметов начального обучения.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Анализ философской, психолого-педагогической литературы выявил существование различных подходов к определению эффективности становления мировоззрения школьников.
Большой интерес в методологическом отношении представляют исследования вопроса мировоззрения в философии. Имеется ряд работ, освещающих различные стороны мировоззрения. В. И. Шинкарук и В. Т. Иванов утверждают: «Мировоззренческие знания, которые дает философия, органически влияют на формирование... людей уже в детстве, в семье, в школе, но не непосредственно, а через освоение проникнутой философскими идеями духовной культуры общества» [6].
В психологии мировоззрение личности определяется как форма индивидуального сознания. Л. И. Божович, рассматривая вопросы формирования мировоззрения,
отмечала, что эта форма индивидуального сознания имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастными и индивидуальными различиями [7].
B. А. Крутецкий писал о том, что отличительный признак формирования мировоззрения в старшем подростковом возрасте - проявление моральной зрелости и в этом возрасте процесс становления мировоззрения идет интенсивнее [8].
C. Ю. Соколова, исследуя проблемы формирования научного мировоззрения на основе представлений о физической картине мира, пишет об отсутствии системного структурирования учебной информации - то есть об отсутствии четкого определения, что необходимо знать учителю и учащимся для формирования научной картины мира [9]. Для диагностики сформированности научного мировоззрения она использует подход Г. Е. Залесского, давшего психологический анализ функций и места мировоззрения и убеждений в структуре личности и предложившего три качественных уровня сформированности научного мировоззрения [10].
B. Н. Мощанский выделяет свои критерии для оценки уровня сформированно-сти мировоззрения. Им была разработана методика проверки знаний учащихся, в которой определены четыре уровня усвоения учебного материала [11].
Заслуживает внимания и методика изучения предметов естественно-научного цикла, предложенная В. Р. Ильченко, с целью формирования в сознании учащихся целостной картины мира [12].
В своих исследованиях, посвященных формированию научного мировоззрения школьников средних классов в процессе обучения, С. И. Бекетова и Р. И. Гайсин отмечают: «Мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, оценочные умения, сформированные в учебно-воспитательном процессе, осмысливаются, перерабатываются и превращаются в ценности, которые определяют позиции учащихся по отношению к окружающей действительности» [13]. Рассматривая психолого-педагогические особенности формирования научного мировоззрения школьников, С. И. Бекетова и Р. И. Гайсин выделяют такие фазы его формирования, как ориентирование, моделирование, трансформация и др. [14]
Изучение зарубежного опыта исследования данной проблемы показало, что специально это проблема не изучается. Имеются исследования Дж. Бланнин, Б. Кливленда и Дж. Е. Моррис о формировании научных представлений у учащихся старших классов [15]. Работы Мелиссы Калика посвящены психологическим аспектам формирования убеждений личности [16]. В общем плане изучением имеющихся у младших школьников представлений об окружающем мире занимается А. Райкер [17]. Особенности процесса усвоения знаний у учащихся старших классов школы исследуются в работе Д. Дрюкер и К. Флейшхауэр [18].
В учебной литературе по психологии представления не всегда рассматриваются как самостоятельная тема, обычно они изучаются в теме «Воображение». Там же, где этот психический процесс излагается в качестве специальной темы, при ее изучении дается лишь общее понятие о представлении, их виды, характерные особенности.
C. П. Баранов относит представления к «чувственному образу», «чувственному познанию» и аргументированно доказывает, что управление чувственным познанием есть педагогическая закономерность [19]. Вместе с тем мировоззренческие представления им специально не исследуются. К тому же известно, что понятие «чувственное познание» в обучении значительно шире, чем понятие «представление», ибо оно включает в себя и ощущения, и восприятие, и представления, и чувственный опыт ребенка.
Целый ряд вопросов формирования мировоззрения у детей младшего школьного возраста не назван даже в порядке их принципиальной постановки: структура
мировоззренческих представлений в младшем школьном возрасте, дидактические условия их успешного формирования; содержание мировоззренческих представлений в процессе преподавания отдельных учебных предметов начального обучения.
Нечетко выявлен круг мировоззренческих представлений, которые должна дать начальная школа, объем и содержание мировоззренческих знаний, умений, навыков, объем и содержание мировоззренческих чувств, волевых свойств личности младшего школьника; влияние других факторов.
Таким образом, обнаруживается противоречие между значимостью данной проблемы и недостаточным решением ее в педагогической теории. Это обстоятельство и послужило причиной выбора темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование мировоззренческих представлений об окружающем мире у младшего школьника в процессе овладения знаниями? Решение данной проблемы и стало целью исследования, в ходе которого были поставлены следующие задачи:
1. Дать анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы.
2. Выявить роль и место мировоззренческих представлений в формировании научного мировоззрения обучающихся начальных классов.
3. Определить педагогические условия, обеспечивающие формирование у младших школьников мировоззренческих представлений об окружающем мире.
Мы предположили, что при усвоении младшими школьниками учебного материала об окружающем мире недостаточно опираться только на правильность слуховых, зрительных и других представлений. Если усилить тенденцию их обобщения -от представления общих черт группы сходных предметов до представлений диалектических закономерностей об окружающем мире, то это позволит обеспечить необходимый уровень усвоения: глубины, полноты, прочности знаний и сформированно-сти основ научного мировоззрения.
Общие основы формирования представлений в процессе овладения знаниями у обучающихся, по мнению Н. А. Менчинской, обусловливаются следующими факторами:
- качеством отражения действительности в чувственном познании, то есть тем, как ученик представляет изучаемое явление на основе оригинала или модели, насколько выражена тенденция к представлению объекта в реальных условиях бытия;
- количеством чувственных образов, то есть тем, насколько адекватно представляет ученик в изучаемой закономерности окружающую действительность или ее отдельные стороны;
- мерой чувственного при отражении закономерности [20].
Эти факторы определяют эффективность формирования адекватных действительности представлений у младшего школьника.
Отсюда возникает необходимость организации специальной работы по формированию у обучающихся таких представлений, которые давали бы возможность в обобщенном виде представить знакомый по личному опыту окружающий мир.
Учебные предметы начальных классов представляют для этого богатейшие возможности. Для реализации этих возможностей надо, прежде всего, выделить в учебном материале то, что ведет к формированию у обучающихся связей и взаимозависимостей, противоречивости в предметах и явлениях.
Важно научить младшего школьника оценивать предметы и явления окружающего мира с точки зрения идей, заложенных в учебном материале. В этом случае, как считает С. П. Баранов, «субъективно для него окружающий мир с многообразием
предметов, явлений, событий представляется как цель познания, а учебный материал как средство достижения этой цели» [21].
В этом первостепенную роль играют мировоззренческие представления, то есть не вообще представления, а именно мировоззренческие. В связи с этим дадим краткое и полное определение, что такое «представление», «материалистические представления», «мировоззренческие представления».
Представления есть образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения,
Материалистические представления - представления о предметах и явлениях окружающего нас материального мира.
Мировоззренческие представления - диалектико-материалистические представления, то есть представления, отражающие причинно-следственные связи и взаимозависимости, движение, развитие и противоречивость предметов и явлений окружающего мира. Именно эти представления служат основой формирования мировоззрения.
Мировоззренческое сознание, как утверждает современный философский словарь, имеет различные уровни. Таковыми являются:
- мироощущение;
- мировосприятие;
- миропонимание;
- собственно мировоззрение, которому в наибольшей мере присущ элемент рефлексии и самосознания [22].
Данные философские положения имеют непосредственное отношение к проблеме формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников, ибо некоторые учителя и педагоги считают, что задача формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире в собственном смысле этого понятия решается в старшем подростковом и юношеском возрасте. По их мнению, младший школьный возраст представляет собой лишь подготовительный, пропедевтический период, хотя существуют отдельные образовательные программы, посвященные этой проблеме [23].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о формировании определенного мировоззрения для каждого класса начальной школы, доступного возрасту учеников: «С каждым годом это мировоззрение должно углубляться, расширяться и пополняться: тогда дитя найдет жизнь в школе, а не непонятную букву, ведущую его к непонятной отдаленной цели; тогда только школа и войдет в жизнь человека, а не будет неизбежной, скучной процедурой детского возраста» [24].
Над проблемой исследования мировоззрения младших школьников работает целый ряд ученых: М. С. Васильева, В. С. Перекалова, Н. Л. Фетисова и др. Целью их исследований было определение содержания понятия мировоззрения. А. С. Ермоши-ной была предпринята попытка вычленить задачи начального обучения в формировании мировоззрения [25].
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает влияние эмоционального фактора на формирование мировоззрения учащихся. Так, В. Н. Мясищев пишет о том, что эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения человека с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью. Эта же мысль подчеркивается целым рядом исследователей, с выводами которых нельзя не согласиться, ведь эмоциональный фактор в ряде случаев «опережает» интеллектуальный фактор в формировании мировоззрения младших школьников [26].
В психологии С. Л. Рубинштейном определено, что в процессе формирования мировоззрения взаимодействуют три фактора: «...правильное осознание действительности... достигается на основе взаимодействия и единства трех факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического» [27].
В современной психолого-педагогической литературе задача формирования мировоззрения ставится не только в содержательном, но и в методическом плане. Методический аспект мировоззрения включает в себя, в частности, выявление определенных общих дидактических условий, которые создают благоприятные возможности для формирования научного мировоззрения школьников.
Ю. М. Смоленцев называет такие дидактические условия:
- научная доказательность и логическая непротиворечивость всех теоретических выводов мировоззренческого характера в учебном материале;
- пробуждение эмоционального отношения к изучаемому материалу;
- самостоятельность познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала [28].
Обобщая материал этих исследований, представляется возможным выделить следующие критерии сформированности основ научного мировоззрения у школьников:
- степень усвоения и осознанность мировоззренческих представлений, понятий, идей у школьников по вопросам развития природы общества и мышления;
- оценочно-регулятивный показатель мировоззрения школьников, включающий в себя обобщенные оценки факторов, явлений, бытия; взгляды учащихся на объективный мир, на природную и социальную среду, человеческое мышление и деятельность, мировоззренческую позицию, отражающую интеллектуальную сферу мышления и эмоциональное отношение, психологическую, нравственную установку личности по отношению к своему месту в жизни, повседневной деятельности и становление социальных чувств;
- действенно-практический показатель, характеризующий потребность и готовность личности к реализации своих взглядов и убеждений на практике, в общественной работе в школе, в общественно полезном труде.
Т. К. Мухина выделяет пять критериев сформированности мировоззрения (у старшеклассников):
1. Степень сформированности знаний.
2. Потребность в своих или заимствованных идеях и оценках, а также степень самостоятельности использованных оценок.
3. Внутренняя личностная позиция школьника, характеризующаяся интеграцией и стабилизацией мотивов, идеалов, интересов, чувственных (эмоциональных) проявлений, устойчивая нравственная направленность.
4. Стиль поведения личности.
5. Регулирующая роль мировоззрения, как она прослеживается, самовоспитание и саморегуляция поведения [29].
На наш взгляд, все выделенные критерии сформированности мировоззрения в настоящее время как в педагогике, так и в психологии находятся в стадии экспериментальной проверки.
Что касается определения уровня сформированности мировоззрения у младших школьников, то оно еще не стало предметом специального исследования.
Из общего методологического обзора философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой нами проблеме можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в педагогике и в психологии нет единой точки зрения на содержание и объем понятия «мировоззрение», хотя в его трактовке принципиальных расхождений нет.
2. Проблема формирования мировоззрения более разработана для старшего подросткового и юношеского возрастов и менее всего - применительно к младшему школьному возрасту.
Вместе с тем, обобщая материалы проведенных исследований по проблеме формирования мировоззрения школьников, можно с достоверностью утверждать, что накопленный исследовательский теоретический материал дает основание для успешного исследования проблемы формирования мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе овладения знаниями.
Методологическая база исследования
Методологической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики о взаимосвязи чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании.
Большой интерес в методологическом отношении имеют исследования С. П. Баранова, давшего обоснование гносеологической сущности процесса обучения, а также ряд работ, освещающих различные стороны мировоззрения.
В своем исследовании мы опирались на работы Н. Д. Левитова, посвященные изучению памяти и воображения младших школьников [30], а кроме того, на исследования А. В. Запорожца о развитии представлений у дошкольников [31].
Мы использовали критерии сформированности мировоззрения В. С. Мухиной [32], а также основные положения теории поэтапного формирования умственных действий Н. Ф. Талызиной как психологической основы управления процессом усвоения знаний [33].
В качестве исходного положения в своем исследовании мы используем общепринятое в философии и социологии определение мировоззрения как целостной системы взглядов на явления природы, общества, человека, которая формируется и проявляется в деятельности человека.
Наше исследование выполнялось на базе МАОУ гимназия имени А. П. Чехова г. Таганрога, в четвертых классах. В сравнительном плане привлекался опыт других учителей начальных классов школ города.
Мы провели анкетирование учителей начальных классов ряда школ г. Таганрога. Целью данного анкетирования было выявление мнения учителей о влиянии формирования у школьников мировоззренческих представлений на совершенствование учебно-познавательного процесса.
Методом анкетирования было опрошено 70 учителей. Стаж их педагогической работы составляет:
до 3 лет - 6 человек;
от 3 до 5 лет - 18 человек;
от 5 до 10 лет - 33 человека;
от 10 и более - 13 человек.
Результаты исследования
Для выявления состояния дел в массовой школьной практике по изучаемой проблеме была составлена программа изучения работы учителей начальной школы по
формированию мировоззренческих представлений обучающихся. В нее были включены следующие вопросы:
1. Реализуются ли учителем все возможности для формирования у детей мировоззренческих представлений на уроке в процессе овладения знаниями?
2. Эффективны ли методы и приемы, используемые учителем на уроке, в процессе изучения учебного материала школьниками?
3. Отражается ли в плане работы учителя методика изучения мировоззренческого материала с целью формирования научных представлений?
4. Насколько разнообразны формы и методы, используемые учителем для формирования мировоззренческих представлений?
5. Каковы причины недостатков в работе учителя на уроке по формированию мировоззренческих представлений?
Решение этих вопросов потребовало наблюдения за деятельностью учителей школы, анализа существующих школьных учебных программ, учебников начальных классов и учебных пособий. При этом нашей задачей было раскрытие возможностей содержания программного материала начальной школы по формированию у обучающихся мировоззренческих представлений и работы учителя по реализации этого содержания.
В результате ответов на вопросы анкеты «Каково влияние мировоззренческих представлений:
- на познание окружающего мира;
- эмоции и чувства детей;
- развитие самостоятельности и познавательной активности обучающихся;
- индивидуальный подход к детям;
- систематизацию знаний?» были получены следующие данные, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Влияние формирования у младших школьников мировоззренческих
представлений на совершенствование учебно-познавательного процесса
Мировоззренческие представления учащихся
помогают влияют на влияют на способствуют раз- помогают уси-
Ответы познать эмоции и систематиза- витию самостоя- лить индивиду-
мир (%) чувства (%) цию знаний (%) тельности и активности (%) альный подход к детям (%)
Да 37,6 58,9 65,4 54,6 49,8
Нет - 22,6 10,7 18,3 16,8
Затруднялись 63,4 18,5 23,9 27,1 33,4
с ответом
Как видно из табл. 1, 63,4% учителей затруднялись ответить на первый вопрос анкеты о том, помогают ли мировоззренческие представления при познании окружающего мира; 22,6% учителей не видят влияния процесса формирования мировоззренческих представлений на эмоции и чувства детей; 23,9% учителей затруднялись ответить, как влияют мировоззренческие представления на систематизацию знаний; 27,1% не знают, влияют ли мировоззренческие представления на развитие самостоятельности и познавательной активности учащихся и т. д.
Это подтвердило наше предположение о том, что не все учителя начальных классов в своей практической деятельности ставят задачу формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников в процессе овладения знаниями, а многие испытывают затруднения в этой работе.
Большинство учителей правильно понимают значение образования у детей мировоззренческих представлений об окружающем их мире. По нашей просьбе учителя назвали цели, побуждающие их формировать у школьников представления об окружающем мире. Ответы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Цели формирования у обучающихся мировоззренческих представлений
об окружающем их мире
№ п/п Цели формирования у детей мировоззренческих представлений об окружающем их мире Количество учителей, назвавших эту цель
1 Всестороннее развитие детей. 62
2 Повышение качества знаний. 43
3 Активизация познавательной учебной деятельности. 58
4 Формирование познавательных интересов. 25
5 Индивидуальный подход к детям. 26
6 Развитие эмоций и чувств. 14
7 Развитие самостоятельности. 17
8 Познание окружающего мира. 19
9 Формирование мировоззрения. 22
10 Развитие наблюдательности. 3
11 Систематизация знаний учащихся 5
Как видим, цели самые разные, но все они направлены на совершенствование процесса обучения и развитие обучающихся.
Мы исследовали также мнение учителей о том, по каким учебным предметам легче и эффективнее формировать у обучающихся мировоззренческие представления об окружающем мире; какие формы и методы они при этом используют; просили назвать темы уроков.
В результате выяснилось, что 62% учителей назвали уроки окружающего мира как предоставляющие наибольшие возможности формирования мировоззренческих представлений; 31% - урок математики; технологии - 20%; русского языка - 17%; изобразительного искусства - 14%; музыки - 8%.
7% всех опрошенных учителей считают, что формирование мировоззренческих представлений об окружающем мире целесообразно и возможно на уроках по всем учебным предметам. Формы и методы называют различные: из методов - беседу, практические и творческие работы; из организационных форм - экскурсию, занятия на природе.
На вопрос анкеты назвать темы уроков, на которых они ставили задачу формирования мировоззренческих представлений, затруднялись ответить.
Проведенное анкетирование учителей начальных классов показало:
- учителя начальных классов считают необходимым и очень важным формировать у детей мировоззренческие представления;
- испытывают большие трудности в практической работе по формированию мировоззренческих представлений у детей;
- у большинства учителей недостаточно точное и полное понимание сущности мировоззренческих представлений.
Для уточнения наших выводов и предположений мы посетили и проанализировали 40 уроков учителей начальных классов по различным учебным предметам и обнаружили такие недостатки:
- неиспользованные возможности для формирования мировоззренческих представлений (на 29 из 40);
- отсутствие показа связей между предметами и изучаемыми явлениями;
- не выявлены причины и следствия;
- не подчеркивается идея развития и наличие противоречий и др.
На уроках, где все же проводилась специальная работа по формированию мировоззренческих представлений, она носила ограниченный характер.
Таким образом, анализ состояния исследуемой проблемы в практике начальной школы свидетельствует о необходимости и актуальности изучения процесса формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире у обучающихся начальных классов.
Работа по формированию у младших школьников мировоззренческих представлений об окружающем их мире должна начинаться с выявления уровня уже имеющихся у них мировоззренческих представлений о мире.
Степень сформированности представлений об окружающем их мире возможно выявить с помощью ответов на вопросы, рассказов по картинке, впечатлений на основе наблюдений, рисунков, музыкальной, трудовой и игровой деятельности.
Характер возникающих у младших школьников представлений о реальных предметах и явлениях окружающего мира и об учебной модели изучался с точки зрения определенных критериев. Мы выделили шесть таких критериев: адекватность, полнота, глубина, сознательность, правильность выражения в речи, эмоциональность. (Обычно в исследованиях называют такой критерий, как выразительность речи. На наш взгляд, выразительность есть следствие правильности речи и не является признаком, характеризующим представление ребенка. Лучше этот признак назвать «правильность выражения в речи», ибо выразительность может иметь место и в высказывании неправильных суждений. Правильность же речи есть следствие правильного понимания.)
В дополнение признаков, примененных в других исследованиях, например Н. Н. Антоновой, мы добавили: сознательность, глубину, правильность выражения в речи [34].
В характеристику этих критериев мы вкладываем следующее содержание.
Адекватность - это соответствие содержания имеющихся у школьников представлений объекту познавательной деятельности.
Полнота - это совокупность признаков объекта познания.
Глубина - выделение учеником не только внешних, но и внутренних признаков предмета или явления.
Сознательность - умение выделить объект среди других объектов, понимание связей и отношений, взаимозависимостей и взаимообусловленности объекта познания с другими объектами.
Правильность выражения в речи - это словесное выражение представления об объекте познания.
Эмоциональность - отношение ученика к процессу познания.
Сочетание из шести данных критериев позволило определить пять уровней сформированности мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников.
1. Очень высокий - характеризуется адекватностью представлений объекту познания, глубиной, полнотой отражения связей и отношений, пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности объекта познания с другими объектами, правильностью и выразительностью словесного выражения, соответствующим эмоциональным отношением к процессу и результату познания, внесением личностного творческого отношения.
Этому уровню представлений соответствует творческий характер обучения, высокая активность детей, большая самостоятельность ученика.
Представления, сформированные на данном уровне, можно назвать мировоззренческими. В итоге - правильное миропредставление окружающего мира и творческое отношение к нему, что является основой формирования мировоззрения учащихся в последующих классах.
2. Высокий уровень характеризуется адекватностью, полнотой, глубиной, сознательностью, эмоциональностью, правильностью словесного выражения, однако без внесения личного, творческого отношения к увиденному, услышанному.
Представления этого уровня можно назвать обобщающими. Этому уровню соответствует продуктивная учебная деятельность обучающихся.
В итоге у младших школьников формируется правильное миропредставление об окружающем мире и активное отношение к нему, что является базой для формирования мировоззрения в последующих классах.
3. Средний уровень характеризуется наличием всех признаков, однако в каждом из них отсутствует та или иная сторона, даются менее существенные стороны.
На этом уровне сформированности ученик в изучаемом учебном материале называет основные теоретические положения, но старается преимущественно помнить то, что сказал учитель, что написано в книге, изображено на картинке, что одобряет учитель.
Этому уровню сформированности представлений, которые можно назвать частично обобщающими, в равной мере соответствует и продуктивная, и репродуктивная деятельность.
4. Низкий уровень сформированности представлений характеризуется отсутствием существенных признаков объекта познания, связей и отношений объекта, неумением выразить представление в речи, незаинтересованным отношением к процессу и результату познания.
На этом уровне младший школьник испытывает трудности в выделении существенных положений, нередко заучивает материал формально; слабая самостоятельность в обучении, примеры приводит по аналогии с ответами товарищей или такие, которые приводятся в учебнике.
Этому уровню сформированности представлений, которые следует назвать конкретными представлениями, соответствует преимущественно репродуктивная деятельность ученика.
5. Очень низкий - у младшего школьника отсутствуют один или несколько существенных признаков объекта познания, а те, что приводятся в ответе, неточные, неполные. Учебный материал заучивается часто без должного понимания.
Этому уровню соответствуют неполные конкретные представления. Учебная деятельность носит репродуктивный характер. От учителя требуется индивидуальная работа с учеником на уроке.
Мы выявили уровень сформированности мировоззренческих представлений об окружающем мире у обучающихся в контрольном и экспериментальном классах. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Констатирующий этап эксперимента
8 о 40 1 § $5 Количество обучающихся с различными уровнями сформированности представлений об окружающем мире
и в ^ § * £ ^ а I II III IV V
£ ли б щ к о Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
* кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Контр. 30 2 6,7 8 26,7 10 33,3 7 23,3 3 10
Эксп. 29 3 10,4 7 24,1 10 34,5 7 24,1 2 6,9
Как видно из приведенной таблицы, уровни сформированности представлений обучающихся об окружающем мире примерно одинаковы в контрольном и экспериментальном классах. Классы подбирались примерно одинаковые по уровню развития детей, чтобы в дальнейшем, после опытно-экспериментальной работы, рельефнее показать значимость такого психолого-педагогического условия формирования мировоззренческих представлений, как диалектическая направленность процесса обучения.
Диалектическая направленность процесса обучения вытекает из самой сути понятия «мировоззренческие представления». Мировоззренческие представления -диалектико-материалистические представления, то есть представления, отражающие диалектические закономерности окружающего мира причинно-следственные связи и взаимозависимости, взаимообусловленности предметов и явлений, движение, изменение, развитие, противоречивость изучаемых предметов, явлений, процессов.
Для обоснования и доказательства второго педагогического условия (первое -знание учителем уровня сформированности у обучающихся мировоззренческих представлений) - диалектической направленности учебного процесса на уроке - был проведен формирующий (обучающий) эксперимент, целью которого являлось формирование у обучающихся мировоззренческих представлений об изменчивости, развитии окружающего мира, о причинно-следственных связях предметов и явлений.
Содержанием этого эксперимента стало подведение младших школьников при изучении учебного материала к пониманию причинной зависимости, изменения, движения, развития, противоречивости предметов и явлений окружающего мира.
Таблица 4
Сравнительная таблица (после проведения формирующего этапа эксперимента)
§ О и ЗГ Количество обучающихся с различными уровнями сформированности мировоззренческих представлений до и после проведения формирующего эксперимента
и в §> 1 1 1 I Очень высокий II Высокий III Средний IV Низкий V Очень низкий
^ о кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Контр. 30 2 6,7 8 26,7 10 33,3 7 23,3 3 10
2 6,7 9 30 11 36,6 6 20 2 6,7
Эксп. 29 3 10,4 7 24, 1 10 34,5 7 24,1 2 6,9
4 13,8 9 31 13 45 3 10,2 0 0
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в контрольном классе количество и качество мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников изменились незначительно. В экспериментальном в результате специального обучения количество учащихся с высоким уровнем представлений (II) увеличилось с 24,1% до 31%, со средним уровнем представлений - на 10,5%; число обучающихся с низким уровнем представлений (IV уровень) уменьшилось более чем в 2 раза, и не стало детей с очень низким уровнем мировоззренческих представлений об окружающем мире.
Переход большинства обучающихся экспериментального класса с очень низкого и низкого уровней мировоззренческих представлений на средний и высокий уровни представлений свидетельствует о правильности именно диалектической направленности процесса обучения на уроке как непременного педагогического условия успешности формирования мировоззренческих представлений у младшего школьника об окружающем мире.
Заключение
Мировоззренческие представления младшего школьника - это представления о диалектических закономерностях, существующих в окружающем мире: представления о связях и взаимозависимости явлений, о причинно-следственных связях, о движении и развитии в природе и обществе, о наличии противоречивости в предметах и явлениях и т. д.
Экспериментальное обучение по формированию мировоззренческих представлений у младших школьников об окружающем мире дало возможность обосновать два педагогических условия, способствующих формированию мировоззренческих представлений:
- выявление учителем уровней сформированности у учеников данного класса мировоззренческих представлений об окружающем мире;
- диалектическая направленность процесса обучения на уроке.
Ссылки на источники
1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 423 с.
2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 192 с.
4. Махмутов М. И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
5. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
6. Шинкарук В. И., Иванов В. Т. Актуальные проблемы исследования мировоззренческих функций диалектического материализма // Вопросы философии. - 1991. - № 2. - С. 47.
7. Толстых Н. Н. Теория Л. И. Божович: личность, психика, индивидуальность // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 85-90. DOI: 10.17759/chp.2019150210.
8. Крутецкий В. А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
9. Соколова С. Ю. Формирование научного мировоззрения старшеклассников на основе представлений о физической картине мира // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2007. -№ 2(30). - С. 121-125.
10. Залеский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 146 с.
11. Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1989. - 133 с.
12. Ильченко В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. - М.: Просвещение, 1993. - 450 с.
13. Бекетова С. И., Гайсин Р. И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - С. 125.
14. Бекетова С. И., Газизова Ф. Г. Психолого-педагогические особенности формирования научного мировоззрения школьников // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 4 (32). - С. 149-154.
15. Blannin J., Cleveland B., Morris J. E. Formation of scientific ideas among high school students // Center For Educational Studies Journal. - 2020. - 10(3). - Р. 48.
16. Calica M. P. Psychology of personal beliefs // The New Educational Review. - 2020. - 62(4). - Р. 67-80.
17. Raiker A. Primary school students' ideas about the world around them // Center For Educational Studies Journal. -2020. - 7(3). - Р. 11-31.
18. Drucker D. J., Fleischhauer K. Features of the process of assimilation of knowledge high school students // Journal of Pedagogical Research. - 2021. - Vol. 5. - Is. 1. - Р. 172-187.
19. Баранов С. П. Указ. соч.
20. Менчинская H. A. Психологические условия формирования научного мировоззрения школьников. В кн.: Формирование научного мировоззрения учащихся / под ред. Э. И. Моносзона и др. - М.: Педагогика, 1985. - 240 с.
21. Баранов С. П. Указ. соч.
22. Современный философский словарь / под ред. С. А. Азаренко и др. - М.; Екатеринбург: Академический Проект, Деловая книга, 2015. - 824 c.
23. Объяснительная записка к программе «Философия для детей» / А. А. Марголис, С. Д. Ковалев, М. В. Телегин, Е. А. Кондратьев. - М.: АНО «Центр Развивающее образование», 2002. - 47 с.
24. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. - М., 1948. - Т. 3. - С. 178.
25. Ермошкина А. С. Вопросы формирования мировоззрения школьников при изучении естественных предметов // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 39-43.
26. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 398 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 705 с.
28. Смоленцев Ю. М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 199 с.
29. Мухина Т. К. О критериях сформированности мировоззрения // Советская педагогика. - 1983. - № 7. - С. 40-42.
30. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1984. - 260 с.
31. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика,1986. - 320 с.
32. Мухина Т. К. Указ. соч.
33. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.
34. Коржуев А. В., Антонова Н. Н. Основы научно-педагогического исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2019. - 177 с.
Marina A. Puilova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog, Russia [email protected] Irina A. Terskikh,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog, Russia [email protected] Susanna L. Nalesnaya,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov
State University of Economics, Taganrog, Russia
Formation of primary school students' worldview ideas in the process of learning
Abstract. At present, a number of issues related to the formation of primary school students' worldview is not mentioned even in a sense of their principal formulation: structure of worldview ideas in primary school age, didactic conditions for their successful formation; content of worldview ideas in the process of teaching school subjects at the sage of primary education. The range of worldview ideas that primary school should give, the volume and content of worldview knowledge, skills, the volume and content of worldview feelings, volitional properties of the students' personality; the influence of emotional-volitional and activity-oriented practical factors on the formation of students' worldview is not clearly identified. Thus, we can find the contradiction between the great significance of the problem under study and its insufficient solution in the pedagogical theory. The purpose of the study is to identify the pedagogical conditions that ensure the formation of worldview ideas among primary school students in the process of acquiring knowledge. There are various approaches to explaining the essence of the learning process in the pedagogical theory: by V. V. Davydov, P. Ya. Galperin, V. I. Zagvyazinsky, M. M. Makhmutov and others. In our research, we proceed from the epistemological essence of the learning process in the study of S. P. Baranov, who revealed the role and place of worldview ideas in the process of acquiring knowledge, emphasizing the importance of these ideas' systematization. The study of the problem of worldview ideas formation among primary school students in the process of acquiring knowledge has led us to a principal idea, which makes up the core of the problem under study and revealing the dependence of the process of worldview ideas formation from the general laws of the cognition process. To effectively control the process of forming students' worldview ideas, the primary school teacher must identify the content and range of ideas about the world around them; know the level of each student's knowledge; know the educational opportunities of the learning process, including those of the curriculum, educational programs, manuals, etc. The theoretical significance of the research is as follows: the concept and features of worldview ideas about the surrounding world among primary school students are revealed; pedagogical conditions that ensure the formation of students' worldview ideas are identified and experimentally confirmed. The practical significance of the work is determined by the fact that the conclusions and theoretical recommendations contained in it can be used in the educational process of primary schools.
Key words: the process of cognition, scientific ideas, worldview, worldview concepts, criteria for the formation of a worldview. References
1. Davy dov, V. V. (2001). Vidy' obobshheniya v obuchenii, Ped. o-vo Rossii, Moscow, 423 p. (in Russian).
2. Gal perin, P. Ya. (2005). Metody' obucheniya i umstvennoe razvitie rebenka, CheRo, Moscow, 524 p. (in Russian).
3. Zagvyazinskij, V. I. (2006). Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 192 p. (in Russian).
4. Maxmutov, M. I. (1985). Sovremenny'j urok, Pedagogika, Moscow, 184 p. (in Russian).
5. Baranov, S. P. (1981). Sushhnost' processa obucheniya, Prosveshhenie, Moscow, 143 p. (in Russian).
6. Shinkaruk, V. I. & Ivanov, V. T. (1991). "Aktualnye problemy' issledovaniya mirovozzrencheskix funkcij dialektiche-skogo materializma", Voprosy'filosofii, № 2, p. 47 (in Russian).
7. Tolsty x, N. N. (2019). "Teoriya L. I. Bozhovich: lichnosf, psixika, individualist", Kul'turno-istoricheskaya psixo-logiya, t. 15, № 2, pp. 85-90. DOI: 10.17759/chp.2019150210 (in Russian).
8. Kruteczkij, V. A. (1986). Psixologiya, Prosveshhenie, Moscow, 336 p. (in Russian).
9. Sokolova, S. Yu. (2007). "Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya starsheklassnikov na osnove predstavlenij o fi-zicheskoj kartine mira", Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta, № 2(30), pp. 121-125 (in Russian).
10. Zaleskij, G. E. (1994). Psixologiya mirovozzreniya i ubezhdenij lichnosti, Izd-vo MGU, Moscow, 146 p. (in Russian).
11. Moshhanskij, V. N. (1989). Formirovanie mirovozzreniya uchashhixsya pri izuchenii fiziki, Prosveshhenie, Moscow, 133 p. (in Russian).
12. Il'chenko, V. R. (1993). Formirovanie estestvennonauchnogo miroponimaniya shkol'nikov, Prosveshhenie, Moscow, 450 p. (in Russian).
13. Beketova, S. I. & Gajsin, R. I. (2012). Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya shkol'nikovsrednix klassov vprocesse izucheniya geografii, Otechestvo, Kazan , p. 125 (in Russian).
14. Beketova, S. I. & Gazizova, F. G. (2015). "Psixologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya shkol'nikov", Obrazovanie i samorazvitie, № 4 (32), pp. 149-154 (in Russian).
15. Blannin, J., Cleveland, B. & Morris, J. E. (2020). "Formation of scientific ideas among high school students", Center For Educational Studies Journal, 10(3), p. 48 (in English).
16. Calica, M. P. (2020). "Psychology of personal beliefs", The New Educational Review, 62(4), pp. 67-80 (in English).
17. Raiker, A. (2020). "Primary school students' ideas about the world around them", Center For Educational Studies Journal, 7(3), pp. 11-31 (in English).
18. Drucker, D. J. & Fleischhauer, K. (2021). "Features of the process of assimilation of knowledge high school students", Journal of Pedagogical Research, vol. 5, is. 1, pp. 172-187 (in English).
19. Baranov S. P. Ukaz. soch.
20. Menchinskaya H. A. Psixologicheskie usloviya formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya shkol'nikov. V kn.: Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya uchashhixsya / pod red. E'. I. Monoszona i dr, Moscow Pedagogika, 1985, 240 p. (in Russian).
21. Baranov, S. P. (1981). Op. cit.
22. Azarenko S. A. et al. (2015). Sovremenny'jfilosofskij slovar', Akademicheskij Proekt, Delovaya kniga, Ekaterinburg, Moscow, 824 p. (in Russian).
23. Margolis, A. A. et al. (2002). Ob"yasnitel'naya zapiska k programme "Filosofiya dlya detej", ANO "Centr Razvivay-ushhee obrazovanie", Moscow, 47 p. (in Russian).
24. Ushinskij, K. D. (1948). Sobranie sochinenij, Moscow, t. 3, p. 178 (in Russian).
25. Ermoshkina, A. S. (2005). "Voprosy' formirovaniya mirovozzreniya shkol'nikov pri izuchenii estestvenny'x pred-metov", Pedagogika, № 3, pp. 39-43 (in Russian).
26. Myasishhev, V. N. (2011). Psixologiya otnoshenij, MPSI, Voronezh, MODE K, Moscow, 398 p. (in Russian).
27. Rubinshtejn, S. L. (2015). Osnovy' obshhej psixologii, Piter, St. Petersburg, 705 p. (in Russian).
28. Smolencev, Yu. M. (1989). Moral' i nravy': dialektika vzaimodejstviya, Izd-vo MGU, Moscow, 199 p. (in Russian).
29. Muxina, T. K. (1983). "O kriteriyax sformirovannosti mirovozzreniya", Sovetskaya pedagogika, № 7, pp. 40-42 (in Russian).
30. Levitov, N. D. (1984). Detskaya i pedagogicheskaya psixologiya, Prosveshhenie, Moscow, 260 p. (in Russian).
31. Zaporozhecz, A. V. (1986). Psixicheskoe razvitie rebenka, Pedagogika, Moscow, 320 p. (in Russian).
32. Muxina, T. K. (1983). Op. cit.
33. Taly'zina, N. F. (1975). Upravlenie processom usvoeniya znanij, Izd-vo MGU, Moscow, 343 p. (in Russian).
34. Korzhuev, A. V. & Antonova, N. N. (2019). Osnovy' nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury', Yurajt, Moscow, 177 p. (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Пуйлова М. А., Терских И. А., Налесная С. Л. Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе овладения знаниями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 04 (апрель). - С. 19-33. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211019.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11019
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Пуйлова М. А., Терских И. А., Налесная С. Л., 2021
9772304120210