ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 37.035.6
Н.Н. Ведерникова
Управление образования администрации г. Екатеринбурга, г. Екатеринбург
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
N.N. Vedernikova
Management Education Administration of Yekaterinburg, Yekaterinburg
FORMATION OF INTERNATIONAL TOLERANCE PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF SOCIAL PARTNERSHIP OF FAMILY
AND KINDERGARTEN
В работе рассматривается роль и функции социального партнерства в решении задач формирования культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста, определяются основные направления научного поиска в контексте проблем социализации.
Ключевые слова: социальное партнерство, межнациональная
толерантность.
This paper examines the role and function of social par-try in the task of forming a culture of interethnic communication preschool children, the main directions of scientific research in the context of the problems of socialization.
Keywords: social partnership, ethnic tolerance.
Воспитание подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности объективно обусловлено изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:
- потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с людьми другой национальности на толерантной основе,
© Ведерникова Н.Н., 2013
_________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |
и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста;
- потенциальной возможностью социального партнёрства семьи и детского сада в формировании межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений.
Межнациональная толерантность как интегративное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семье, детском саду, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.
Социальное партнёрство семьи и детского сада рассматривается в исследовании как условие формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение условий формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста на разных этапах становления социального партнёрства семьи и детского сада.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблемы формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Изучить структуру и показатели толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить показатели межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить основную и расширенную структуру социального партнёрства по формированию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучить условия формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Изучить особенности проявления межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, а также специфику взаимосвязей формирования межнациональной толерантности на разных этапах становления социального партнёрства семьи и детского сада.