Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межличностные отношения / младший школьный возраст / ученик / ребенок.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексашова Наталья Игоревна

определяются особенности формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте. При совместной деятельности люди вступают в общение, при этом появляется все больше новых способов общения. Особенно активно данный процесс проявляется в начальной школе, когда ученик начинает общаться с новыми людьми (одноклассники, учителя). Ребенок должен успевать усваивать новые знания, находить правильные ответы на поставленные задания и вопросы. Дальнейшие отношения строятся именно на полученном опыте общения, которое получает ребенок на всем этапе своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Алексашова Н.И.

Алексашова Наталья Игоревна - учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 44,

г. Владимира

Аннотация: определяются особенности формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте. При совместной деятельности люди вступают в общение, при этом появляется все больше новых способов общения. Особенно активно данный процесс проявляется в начальной школе, когда ученик начинает общаться с новыми людьми (одноклассники, учителя). Ребенок должен успевать усваивать новые знания, находить правильные ответы на поставленные задания и вопросы. Дальнейшие отношения строятся именно на полученном опыте общения, которое получает ребенок на всем этапе своего развития.

Ключевые слова: межличностные отношения, младший школьный возраст, ученик, ребенок.

УДК 159.9.

Отношения между людьми, называются межличностными. Они несут в себе взаимодействия с другими, но в науке они рассматриваются как его отдельная часть. Ученые выделяют, такие как, эмоциональные отношения, личные, значимые, т.е. такие которые имеют в себе отношения друг к другу. И следственно, в основе многих отношений лежит эмоциональная привязанность к другим. А также и психологические особенности взаимодействия. Также выделяют и деловые отношения, их иногда можно назвать экспрессивно- эмоциональными [4, с. 29].

В науке психологии, традиционно рассматривается термин отношения, в двух направлениях:

- зависимость и связь (например, отношения с ....);

- оценка своего или чужого мнения.

Ели же общение может проявляться в разных формах, то взаимодействие с другими происходит с помощью внешних качеств личности. Но вот отношения наоборот, являются внутренними качествами личности, они показывают ту характеристику сознательных процессов, которые не могут быть выражены через внешние проявления. Но на деле происходит так, отношения между людьми проявляющийся, в разных действиях, со стороны человека, направленных на другого человека. И именно поэтому М.И. Лисина высказывает, что «отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей» [1, с. 212].

Разные межличностные отношения могут выстраиваться:

- по вертикали - например, руководитель и подчинённый, а также и наоборот;

- по горизонтали - здесь отношения выстраиваются между людьми с одинаковым положением.

Выделяются группы с определенными нормами, в них могут проявляться так называемые

«межперсональные» связи, в них включены учащиеся, у которых имеются индивидуальные различия. Также на основе вертикальных и горизонтальных отношений можно выделить, отношения с позицией доминирования и зависимости [17, с. 291].

Положение любого человека в группе может меняться неоднократно и постоянно, таким примером может служить группа, следящая за внутренними волнениями в ней [2, с. 26].

Как уже мы выяснили, любые отношения в группе строятся на основе симпатии или ее противоположности антипатии. Также в группе может быть критерий выбора участника. Чем больше человек задействован в группе, темп прочнее и дольше он будет находиться в ней. Любой коллектив выделяется не сразу, а приходит ряд испытаний. Рассмотрим этапы формирования учебного коллектива:

- Первый этап. На данном этапе, группа пока не является коллективом. Сейчас организатор в группе учитель, именно он следит и изучает каждого участника группы, его характер и т.д. В данном случае, этот этап является адаптационным. Каждый участник приспосабливается к учебному процессу, усваивает нормы и правила, принятые в нем. Знакомится с учебным заведением.

- Второй этап. Коллектив развивается. Формируется неформальный актив, на данном этапе выявляется лидер, который у всего коллектива пользуется авторитетом. Этот этап формирует систему межличностных отношений у коллектива. Учителю важно знать, какая сейчас структура отношений в коллективе и как они основаны.

В данном случае большая часть группы приобретает новые знания. Также появляются новые методы, которые выявляют структуру взаимоотношений в группе, также помогает выявить лидеров, и положение каждого его участника [4, с. 45].

Поступление в школу становится новым моментом в жизни ребёнка можно даже назвать его переломным. Сфера психической активности, сменяется обучением. С самого первого дня нахождение в школе, ученику вставляются новые требования, которые соотносятся с учебной деятельностью. Эти требования просты, но не каждому бывшему дошкольнику они кажутся легкими. Так как ученик должен быть организованным, успевать усваивать новые знания, осваивать свои права и свои обязанности в новом вместе, соответствующие его возрасту [65, с. 139].

Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.

Приход ребенка в школу обозначает начало следующего этапа возрастного развития. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 до 11 лет (1-4 классы школы).

Важно организовать работу детей в группах, по общим интересом их личностей. Для сильного ученика, следует подобрать менее слабого, чтобы у них возникла необходимая взаимосвязь. В таком случае, в учебной деятельности появляются доверительные отношения.

Сформированность у ребенка навыков межличностных отношений указывает на то, что он (во многих случаях) успешен в отношении со сверстниками. А такие дети успешны социализации, имеют адекватную самооценку и легко усваивают учебный материал.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом, младшие школьники глубже осознают те или иные качества личности, характера и уже в третьем классе при необходимости могут выбирать одноклассников для совместной деятельности и общения [3, с. 1].

В качестве вывода по теме вышеизложенного, межличностные отношения являются системой установок, ожидания других, ориентаций. Также определяется система установок, предметом которой является организация совместной деятельности, и на которой строится все общение. Но также возможно и несогласованность данных связей между людьми, в группах разного социального уровня.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания младшего школьника. Игры во внеурочной деятельности способствуют развитию интересной, самостоятельной и творческой личности, и обеспечивает проявление всех индивидуальных способностей.

Список литературы

1. Николаева Н.В. Межличностные отношения со сверстниками младших школьников с различной успеваемостью // Научные исследования высшей школы: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. - с. 212-214.

2. Лукьяненко Е.С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников // Психологическое здоровье личности: теория и практика, 2015. - с. 22-28.

3. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников [Текст] / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. 2015.-с. 38-42.

4. Прудникова М.Э. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений обучения [Текст]. дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08 // М.Э Прудникова. - Сочи, 2002. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.