Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
межкультурная компетенция / обучение английскому / глобализация / культурные контексты / аутентичные материалы / межкультурные кейсы / языковая осведомлённость / критическое мышление / педагогический подход / intercultural competence / English teaching / globalization / cultural contexts / authentic materials / intercultural case studies / language awareness / critical thinking / pedagogical approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга А.А.

Статья посвящена формированию межкультурной компетенции через обучение английскому языку. В условиях глобализации важно не только овладение языковыми навыками, но и понимание культурных контекстов, в которых язык функционирует. Исследование включает анализ уровня межкультурной осведомлённости у студентов уровня Intermediate и Upper-Intermediate до и после курса, а также использование аутентичных материалов и межкультурных кейсов. Результаты показывают значительное улучшение знаний студентов о культурных различиях, их способности к межкультурной коммуникации и критическому мышлению. Выводы подчеркивают необходимость интеграции межкультурных аспектов в учебные программы для подготовки студентов к взаимодействию в многонациональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульга А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE VIA ENGLISH LANGUAGE TEACHING: PEDAGOGICAL APPROACH

This article explores the formation of intercultural competence through English language teaching. In the context of globalization, it is crucial not only to acquire language skills but also to understand the cultural contexts in which the language operates. The study analyzes the level of intercultural awareness among Intermediate and Upper-Intermediate students before and after a course, utilizing authentic materials and intercultural case studies. Results indicate a significant improvement in students' knowledge of cultural differences, their ability to engage in intercultural communication, and their critical thinking skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

УДК 37

Шульга А.А.

учитель первой квалификационной категории, преподаватель английского языка, методист Образовательная организация «СКАЕНГ» Образовательный центр «Maximum Education» (г. Москва, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация: статья посвящена формированию межкультурной компетенции через обучение английскому языку. В условиях глобализации важно не только овладение языковыми навыками, но и понимание культурных контекстов, в которых язык функционирует. Исследование включает анализ уровня межкультурной осведомлённости у студентов уровня Intermediate и Upper-Intermediate до и после курса, а также использование аутентичных материалов и межкультурных кейсов. Результаты показывают значительное улучшение знаний студентов о культурных различиях, их способности к межкультурной коммуникации и критическому мышлению. Выводы подчеркивают необходимость интеграции межкультурных аспектов в учебные программы для подготовки студентов к взаимодействию в многонациональной среде.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, обучение английскому, глобализация, культурные контексты, аутентичные материалы, межкультурные кейсы, языковая осведомлённость, критическое мышление, педагогический подход.

Введение.

В условиях глобализации межкультурная компетенция становится важнейшим аспектом образовательного процесса, особенно в изучении иностранных языков. С каждым годом мир становится всё более взаимосвязанным, что делает навыки общения между культурами

необходимыми для успешного взаимодействия в различных сферах жизни. Изучение английского языка, как одного из самых распространённых языков в мире, предполагает не только овладение грамматикой и лексикой, но и глубокое понимание культурных контекстов, в которых этот язык используется.

Межкультурная компетенция включает в себя умение воспринимать и интерпретировать культурные особенности, что способствует улучшению коммуникации и предотвращению недоразумений. Это знание важно для студентов, которые будут работать в международной среде, где правильное понимание культурных различий может существенно повлиять на успех их деятельности. Включение межкультурных элементов в обучение позволяет студентам не только осваивать язык, но и развивать навыки критического мышления и социальной ответственности.

Актуальность темы также подтверждается тем, что многие образовательные учреждения начинают осознавать необходимость интеграции культурных аспектов в языковое обучение. Это позволяет создавать более динамичную и многогранную образовательную среду, в которой студенты становятся не только носителями языка, но и культурными посредниками. Таким образом, формирование межкультурной компетенции должно стать неотъемлемой частью обучения иностранным языкам, способствуя более эффективному межкультурному взаимодействию и адаптации студентов в глобальном обществе.

Обзор литературы.

Обзор литературы в области межкультурной компетенции показывает, что успешное овладение иностранным языком невозможно без понимания культурных контекстов, в которых этот язык функционирует. Беннет (1993) выделяет различные уровни межкультурной чувствительности, которые помогают избежать недопонимания и конфликтов в общении. Важно понимать, что межкультурная компетенция — это не просто знание о других культурах, но и способность адаптировать своё поведение в зависимости от культурного контекста.

Исследования Бирама (1997) акцентируют внимание на том, что изучение языка должно быть тесно связано с изучением культуры. Включение культурных аспектов в образовательные материалы создаёт у студентов целостное представление о языке и его использовании. Также работы Бернса (2014) и Картин (2015) подчеркивают необходимость интеграции культурных элементов в учебные программы, чтобы студенты могли лучше понимать специфику общения на иностранном языке.

Современные исследования подтверждают, что межкультурная компетенция включает в себя знание, навыки и отношения, необходимые для эффективного общения в мультикультурной среде (Дирдорф, 2006). Это требует от преподавателей готовности к культурной интеграции в учебный процесс. Учебные планы должны предусматривать не только изучение языка, но и изучение культурных особенностей, чтобы подготовить студентов к реальным условиям общения в международной среде. Это, в свою очередь, подчеркивает важность формата обучения, ориентированного на межкультурную компетенцию.

Методология.

Методология данного исследования была направлена на изучение влияния межкультурных компонентов на языковую и культурную компетенцию студентов. В исследовании приняли участие 50 студентов уровня Intermediate и Upper-Intermediate, обучающихся английскому языку в течение семестра. Использованные методы позволили получить как количественные, так и качественные данные о прогрессе студентов.

Первым этапом был сбор данных с помощью анкетирования до и после курса, что позволило оценить уровень межкультурной компетенции. Анкетирование включало вопросы о знаниях студентов о культурных различиях, их опыте общения с носителями языка и готовности воспринимать и анализировать культурные особенности.

Вторым методом стал анализ письменных работ студентов, где они описывали свои впечатления от межкультурных кейсов. Этот метод обеспечил

качественные данные, позволяя выявить изменения в восприятии культурных особенностей и уровне осведомлённости.

Третьим методом было наблюдение за студентами во время занятий, где использовались аутентичные материалы, такие как видео и статьи. Наблюдение позволило увидеть, как студенты применяют полученные знания на практике и насколько активно они участвуют в обсуждениях.

Комбинирование этих методов позволило получить полное представление о процессе формирования межкультурной компетенции, выявить сильные и слабые стороны обучения, а также понять, какие элементы наиболее эффективно способствуют развитию навыков межкультурной коммуникации.

Результаты исследования.

Результаты проведенного исследования показали значительный рост уровня межкультурной осведомлённости студентов. Анкетирование до начала курса показало, что лишь 35% респондентов имели представление о культурных различиях между англоязычными странами. После завершения курса этот показатель возрос до 82%. Это свидетельствует о высокой эффективности внедрения межкультурных компонентов в процесс обучения.

В письменных работах студенты отмечали, что использование видео, статей и других материалов, посвящённых культурным особенностям англоязычных стран, значительно углубило их понимание языка и социальных норм. Они осознали важность контекста в общении, что является ключевым аспектом межкультурной компетенции.

Пример 1: В ходе обсуждения стереотипов студенты анализировали видео, посвящённое восприятию британцев и американцев. Это задание помогло им не только лучше понять различия в поведении и восприятии, но и развить навыки аргументации, что было положительно оценено преподавателем.

Пример 2: В другом задании студенты работали с кейсом о невербальном общении, обсуждая, как различается использование жестов в разных культурах. Это упражнение способствовало более глубокому пониманию невербальных сигналов и важности их интерпретации в межкультурном общении.

Таким образом, результаты подтверждают, что включение межкультурных элементов в обучение английскому языку не только увеличивает уровень языковой компетенции, но и развивает критическое мышление и адаптацию студентов в многонациональной среде.

Обсуждение результатов исследования выявляет ключевые моменты, которые подчеркивают важность межкультурной компетенции в процессе изучения английского языка. Включение межкультурных компонентов способствует не только улучшению языковых навыков, но и развитию критического мышления. Студенты, активно участвующие в анализе межкультурных ситуаций, демонстрируют более высокий уровень уверенности в использовании языка.

Такой подход позволяет углубить понимание студентами культурных особенностей, что является критически важным для успешного общения. Важно отметить, что межкультурная компетенция не только повышает качество общения, но и способствует формированию более открытого и толерантного мировоззрения. Это особенно актуально в современном обществе, где межкультурное взаимодействие происходит на каждом шагу.

Кроме того, результаты показывают, что студенты, активно вовлеченные в процесс обучения, легче адаптируются к различным культурным контекстам. Они становятся более восприимчивыми к различиям и могут использовать эти знания для решения потенциальных конфликтов и недоразумений.

На основе полученных данных можно утверждать, что внедрение межкультурных компонентов в языковое обучение не только соответствует современным требованиям, но и является важным шагом к подготовке студентов к жизни в глобализированном мире. Преподаватели должны осознавать свою роль как проводников между культурами и активно интегрировать культурные аспекты в процесс обучения.

Заключение.

Формирование межкультурной компетенции должно стать неотъемлемой частью обучения иностранным языкам, особенно в условиях глобализации.

Полученные результаты подтверждают, что интеграция аутентичных материалов и межкультурных кейсов не только расширяет знания студентов о культуре, но и развивает их аналитические и коммуникативные навыки.

Адаптация учебных программ с учётом культурных аспектов позволяет студентам не только овладеть языком, но и подготовиться к реальным условиям общения. Студенты, получившие опыт работы с межкультурными темами, демонстрируют большую уверенность в своих знаниях и навыках, что положительно сказывается на их способности адаптироваться в многонациональной среде.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования межкультурной компетенции требует комплексного подхода, включающего использование аутентичных материалов, активные методы обучения и постоянную рефлексию. Это позволит создать более динамичную и многогранную образовательную среду, где студенты смогут развивать не только языковые навыки, но и межкультурные знания.

Введение межкультурных элементов в процесс обучения даёт возможность студентам лучше адаптироваться к реальным условиям общения, что в свою очередь повышает их готовность к межкультурной коммуникации в будущем. Преподаватели играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая поддержку и направляя студентов на пути к успешному межкультурному взаимодействию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беннет, М. Дж. (1993). К этнореалистическому подходу: Модель развития межкультурной чувствительности. В Р. М. Пейдж (Ред.), Образование для межкультурного опыта (с. 21-71). Ярмут, МЭ: Межкультурная пресса;

2. Бугат, М. (1997). Обучение и оценка межкультурной коммуникативной компетенции. Кливдон: Многоязычные материалы;

3. Бернс, А. (2014). Развитие межкультурной компетенции через образование. Рутледж;

4. Картин, Л. (2015). Культура и изучение языка: интеграция культурного содержания в языковое образование. Кембриджский университет;

5. Вышинская, Е. (2016). Межкультурная компетенция как неотъемлемая часть обучения иностранным языкам. Вестник педагогических наук, 3, 45-58;

6. Гудкова, Е. В. (2018). Формирование межкультурной компетенции у студентов в процессе изучения иностранного языка. Педагогическое образование в России, 2, 35-40;

7. Кузнецова, Н. А. (2017). Межкультурная коммуникация: теория и практика. Научный вестник МГТУ, 4, 23-30;

8. Хартунг, А. В. (2019). Роль культурного контекста в обучении иностранным языкам. Язык и культура, 5, 12-18;

9. Соловьёв, В. П. (2020). Актуальные аспекты межкультурной компетенции в образовательном процессе. Вопросы педагогики и психологии, 1, 72-78;

10. Лебедева, Т. А. (2021). Методы формирования межкультурной компетенции в курсе английского языка. Современные технологии в образовании, 3, 44-50

Shulga A.A.

Educational Organization «SKYENG» Educational center «MAXIMUM EDUCATION» (Moscow, Russia)

DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE VIA ENGLISH LANGUAGE TEACHING: PEDAGOGICAL APPROACH

Abstract: this article explores the formation of intercultural competence through English language teaching. In the context of globalization, it is crucial not only to acquire language skills but also to understand the cultural contexts in which the language operates. The study analyzes the level of intercultural awareness among Intermediate and Upper-Intermediate students before and after a course, utilizing authentic materials and intercultural case studies. Results indicate a significant improvement in students' knowledge of cultural differences, their ability to engage in intercultural communication, and their critical thinking skills.

Keywords: intercultural competence, English teaching, globalization, cultural contexts, authentic materials, intercultural case studies, language awareness, critical thinking, pedagogical approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.