УДК 316.6 О.Б. БОЛЬШАКОВА
ББК 88.5 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ
Представлена авторская модель формирования межкультурной коммуникативной компетентности. Основное внимание уделено структурным компонентам данного личностного новообразования. Освещены социально-психологические детерминанты, условия, механизмы, уровни и этапы формирования межкуль-турной коммуникативной компетентности, а также критерии сформированности данной компетентности.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетентность, личностное новообразование, социально-психологические детерминанты, механизмы, уровни и этапы формирования, критерии сформированности.
O.B. BOL’SHAKOVA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
FORMATION OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE DURING PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article presents an authorial model of intercultural communicative competence formation. The emphasis is put on the structural components of this personal construct. The author describes socio-psychological determinants, conditions, mechanisms, levels and stages of intercultural communicative competence formation, as well as criteria of this competence formation.
Keywords: intercultural communicative competence, personal construct, socio-psychological determinants, mechanisms, levels and stages of formation, criteria of formation.
XXI век, век глобализации, ознаменовался стремительным развитием международных контактов, что, в свою очередь, послужило толчком к увеличению спроса на дипломированных специалистов, способных активно включиться в качественно новый этап развития общества, обладающих потенциалом для установления и поддержания отношений с представителями как собственной, так и ино-культурной общности, умеющих на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность в рамках межкультурного диалога. В этой связи все большее число специалистов из различных областей науки занимается проблемами межкультурной коммуникации и межкультурной компетентности.
Цель настоящей статьи состоит в описании модели формирования межкультурной коммуникативной компетентности (МКК) у учащейся молодежи в процессе профессионализации в вузе.
Придерживаясь взглядов А.Д. Карныше-ва и Л.В. Черепановой, под межкультурной коммуникативной компетентностью мы понимаем комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в рамках межкультурного диалога, сформированный на основе полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности [2, с. 138-143; 3, с. 84-86].
Анализ подходов к изучению компетентности в целом и межкультурной коммуника-
© О.Б. Большакова, 2011
тивной компетентности в частности позволил нам выделить в структуре данного личностного новообразования следующие составляющие: условия, социально-психологические детерминанты, механизмы, уровни и этапы формирования межкультурной коммуникативной компетентности, а также критерии сформи-рованности данной компетентности (рис.).
В качестве основных условий формирования межкультурной коммуникативной компетентности мы рассматриваем:
- психологическую готовность к формированию MKK;
- позитивное взаимодействие с представителями других культур;
- устойчиво положительное отношение к представителям других культур;
- способность оценивать собственный уровень MKK;
- глобальное видение контекста взаимодействия.
Дж. Боуден и Ф. Мартон рассматривают компетентность, во-первых, как единство независимых поведенческих проявлений, которые находят отражение в рабочей обстановке; во-вторых, как способность к восприятию незнакомой для индивида обстановки и адекватному реагированию в условиях сложившейся ситуации (цит. по: [4, р. 26]). В соответствии с данной теорией мы считаем правомерным в качестве детерминант формирования данного личностного новообразования рассматривать следующие: психофизиологические свойства личности; направленность личности; коммуникативная компетентность (владение языковым кодом); осознанность; когнитивная гибкость; самоэффективность; самомониторинг; само-презентация.
Социальный заказ на формирование МКК у учащейся молодежи как необходимого личностного качества в современном глобализирующемся обществе
1 '
Цель: формирование MKK у учащейся молодежи в процессе профессионализации в вузе
Условия:
психологическая готовность к формированию МКК;
- позитивное взаимодействие с представителями других культур; устойчиво положительное отношение к представителям других культур; способность оценивать собственный уровень МКК;
- глобальное видение контекста взаимодействия
Детерминанты: психофизиологические свойства личности;
- направленность личности;
- коммуникативная компетентность (владение языковым кодом);
- осознанность;
- когнитивная гибкость;
- самоэффективность;
- самомониторинг;
- самопрезентация
неосознаваемая
компетентность
Уровни:
осознаваемая
компетентность
осознаваемая
некомпетентность
неосознаваемая
некомпетентность
Критерии:
- мотивированность; -:стереотипность:восприятия;
- неопределенность (когнитивная, эмоциональная, поведенческая);
- тревожность;
- самомониторинг; -:эффективность; : -:адекватность; :
- безопасность (культурная, экономическая, физическая)
Ожидаемый результат: сформированность MKK
Модель формирования межкультурной коммуникативной компетентности
ИзвестияИГЭА 2011. M 3 (77)
При оценке уровня сформированности межкультурной компетентности конструктивным, на наш взгляд, является применение обобщенной модели уровней компетентности A. Mаслoy. Данная модель включает четыре уровня, характеризующие процесс формирования компетентности: неосознаваемая некомпетентность (unconscious incompetence), осознаваемая некомпетентность (conscious incompetence), осознаваемая компетентность (conscious incompetence) и неосознаваемая компетентность (unconscious competence) (цит. по: [4, p. 28]).
В рамках представленной нами модели уровень осознания (или неосознания) человеком наличия (или отсутствия) у него необходимых для данной деятельности знаний, умений и навыков взаимосвязан с уровнем его межкультурной компетентности.
Вышеупомянутые уровни компетентности соотносятся со стадиями формирования меж-культурной сензитивности, сформулированными M. Беннеттом. В рамках разработанной нами модели данные стадии соотносятся с этапами и механизмами формирования межкультурной компетентности.
Moдeль межкультурной сензитивности Беннетта представляет собой динамическую структуру, в рамках которой представлено два противоположных полюса взаимоотношений в межкультурном пространстве: этноцентризм и этнорелятивизм.
Под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.
Переход от этноцентризма к этнореляти-визму осуществляется через смену парадиг-
мы — от абсолютизма к релятивизму. Фундаментом этнорелятивизма является предположение, что поведение человека можно понять только исходя из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности. ^льтурные различия — это не хорошо и не плохо, они просто есть, а типы поведения рассматриваются как приемлемые или неприемлемые в зависимости от конкретных социокультурных условий [1, с. 267-270].
Таким образом, в качестве основных этапов формирования MKK мы рассматриваем:
- отрицание культурных различий;
- защиту от культурных различий;
- минимизацию культурных различий;
- признание культурных различий;
- адаптацию к культурным различиям;
- интеграцию культурных различий.
При оценке степени сформированности межкультурной коммуникативной компетентности мы соотносим четыре уровня обобщенной модели компетентности Mас-лоу со следующими критериями: мотивированность; стереотипность восприятия; неопределенность (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); тревожность; самомо-ниторинг; эффективность; адекватность; безопасность (культурная, экономическая, физическая).
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что рассмотренная в рамках настоящей статьи модель формирования межкультурной коммуникативной компетентности представляет структурные и динамические аспекты данного социально-психологического феномена как единое целое, компоненты которого объединены на основе причинно-следственных связей.
Список использованной литературы
1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003.
2. Карнышев А.Д., Винокуров М.А., Трофимова Е.Л. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность. Иркутск, 2009.
3. Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск, 2006.
4. Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization: a diss. for the Degree of Doctor of Education. Raleigh, 2004.
Bibliography (transliterated)
1. Grushevitskaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.P. Osnovy mezhkul'turnoi kommunikatsii. M., 2003.
2. Karnyshev A.D., Vinokurov M.A., Trofimova E.L. Mezhetnicheskoe vzaimodeistvie i mezhkul'turnaya kompetentnost'. Irkutsk, 2009.
3. Cherepanova L.V. Formirovanie lingvisticheskoi kompetentsii pri obuchenii russkomu yazyku. Novosibirsk, 2006.
4. Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization: a diss. for the Degree of Doctor of Education. Raleigh, 2004.
ИзвестияИГЭА 2011. M 3 (77)