Научная статья на тему 'Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции специалиста в постиндустриальном обществе'

Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции специалиста в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная коммуникация / коммуникативная компетенция / формирование коммуникативной компетенции / обучение иностранному языку

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаркина С. А.

Статья посвящена вопросу межкультурной коммуникации, ориентированной на профессиональную деятельность специалиста в постиндустриальном обществе. Проблематика процесса формирования межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции освещена в ракурсе обучения иностранному языку. Выделены принципы и этапы данного процесса, отражающие структуру и содержание его в практическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаркина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of intercultural communication oriented on professional activity of a specialist in the postindustrial society. The process of development of the intercultural communicative professional competence is shown in the context of the foreign language teaching process. The author describes the principles and stages reflecting the practical content and structure of the process.

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции специалиста в постиндустриальном обществе»

С. А. Мухаркина

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СПЕЦЕАЛИСТА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа представлена кафедрой иностранных языков Челябинского государственного агроинженерного университета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. П. Малятова

Статья посвящена вопросу межкультурной коммуникации, ориентированной на профессиональную деятельность специалиста в постиндустриальном обществе. Проблематика процесса формирования межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции освещена в ракурсе обучения иностранному языку. Выделены принципы и этапы данного процесса, отражающие структуру и содержание его в практическом аспекте.

The article is devoted to the problem of intercultural communication oriented on professional activity of a specialist in the postindustrial society. The process of development of the intercultural communicative professional competence is shown in the context of the foreign language teaching process. The author describes the principles and stages reflecting the practical content and structure of the process.

Геополитические процессы информатизации общества, процессы мировой интеграции и взаимодействия культур, высокий

уровень организации управления и его профессионализация, формирование принципиально новых технологических укладов.

гуманизация производства и управления, повышение роли человеческого фактора являются основными чертами постиндустриального общества. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики, а наиболее ценными качествами - уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность специалиста.

Таким образом, условия, в которых протекают социально-экономические процессы в российском обществе, а также процессы интеграции, охватившие весь современный мир. определили стратегию модерни-зациивысшего профессионального образования в России. Развитие системы подготовки специалист оз представлено как задача, решение ко то г о и определяет инновационную деятельность постиндустриального общества в области экономического и научно-технического с отр улн и ч еств а.

В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает проблема подготовки компетентного специалиста в постиндустриальном обществе, как следствие этого - проблема формирования определенного набора компетенций, а также определения их места, роли и путей формирования в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Важным в деятельности специалистов являются не только собственно специальные знания, умения и навыки, но и развитие экстрафункциональных компетенций, среди которых немаловажными являются способности к организации коммуникативной, профессиональной деятельности в условиях возрастающей профессиональной мобильности - межкультурная коммуникативно-профессиональная компетенция.

Таким образом, межкультурная коммуникативно-профессиональная компетенция -результат непрерывного обучения будущих специалистов основам межкультурного общения, в ходе которого студенты овладе-

вают совокупностью взаимосвязанных профессиональных межкультурных знаний, умений и навыков. Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность представлена нами как система экстрафункционального обеспечения профессиональных функций специалиста.

Структурными элементами межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности выступают:

1) мотивационный - включает в себя внутренние (осознанные и неосознанные) потребности к познанию, изучению иной культуры, сравнению с родной культурой;

2) когнитивный - включает в себя совокупность общекультурологических знаний, умений и навыков, способов деятельности, необходимых для познания инокуль-турной действительности, а также знаний, умений и навыков иностранного языка, объединенных в языковой, коммуникативной, страноведческой, дискурсивной и других компетенциях;

3) психологический - выражается в готовности к осуществлению того или иного вида деятельности, к восприятию, непохожести другой культуры, к встрече с ней, к внутреннему самоизменению (включая готовность подвергнуть сомнению собственные нормы);

4) духовно-ценностный - включает ценностные ориентации, на основе которых строится поведение индивида в ситуациях межкультурного общения: адаптивность, восприимчивость, толерантность, открытость, эмпатия и др.;

5) коммуникативный - представлен двумя аспектами: применением языка (опознавание и правильное употребление в речи социокультурно-маркированных языковых единиц, адекватный перевод социокультурно-окрашенного материала на родной язык) и опытом взаимодействия (выбор приемлемого стиля общения, адекватная трактовка явлений иноязычной культуры, способность разрешать межкультурные конфликты при общении);

Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции специалиста.

6) профессиональный - выражается в системе специальных знаний, умений и навыков, опыте выполнения профессиональных функций, а также в качествах личности определяющих способы выполнения профессиональных функций;

7) рефлексивный - «тестирует» ситуации межкультурного профессионального взаимодействия с целью корректировки собственного поведения в данных ситуациях в соответствии с личностными ценностно-смысловыми установками, а также прогнозирует восприятие и поведение носителей языка и культуры.

Становление межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности ведет к достижению взаимопонимания в условиях иноязычной профессиональной действительности за счет формирования культурных универсалий при нахождении и осознании сходств и различий культуры профессиональной деятельности разных языковых сообществ.

Обобщая сказанное, под «процессом формирования» межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции мы будем понимать педагогически обоснованную, последовательную и непрерывную смену актов обучения основам межкультурного и профессионального общения, в ходе которых происходит становление социально значимых качеств личности и посредством которых студенты овладевают совокупностью взаимосвязанных межкультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, а также приобретают социально значимый межкультурный опыт.

Из данного определения следует, что процесс формирования межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции студентов является сложным, многосторонним и емким, подчиняющимся определенным принципам и проходящим поэтапно.

Из всего разнообразия спектра принципов профессионального обучения нами были выделены принципы, позволяющие

отразить зависимость объективных закономерностей учебного процесса от целей обучения студентов технических вузов. Поэтому основными, на наш взгляд, являются следующие принципы: системности, целостности, гуманизации, культуросообразно-сти, оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса, профессиональной мобильности, прочности овладения профессиональными компетенциями и др.

Взяв за основу данные утверждения, принимая во внимание теорию Леонтьева о поэтапном формировании умственных действий, а также системный подход, ориентированный на выявление связей между этапами и сведение этих этапов в единую теоретическую картину, мы в нашем исследовании выделили следующие этапы в процессе формирования межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции: ориентировочно-ознакомительный, практико-ориентированный и профессионально-ценностный.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Ориентировочно-ознакомительный этап. Цель данного этапа - установка на формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции: формирование представления о будущем межкультурном взаимодействии в иноязычной профессиональной среде, ценностного отношения к нему, а также активизация фоновых знаний.

Основным видом деятельности студентов является учебная (аудиторная и внеаудиторная работа). Особенностью учебной деятельности академического типа является то, что существующая информация, проходя через процесс обучения, становится знанием. Знакомясь с социокультурной информацией, студенты приобретают навыки, связанные с поиском, обработкой и применением дальнейшей информации.

Практико-ориентированный этап. Цель данного этапа - углубление межкультурных знаний, умений, навыков будущих

специалистов, осуществление проекции элементов иноязычной культуры на субъект, изучающий иностранный язык, а также поиск и разработка правил и норм речевого поведения на основе данной проекции. Осуществляется личностное включение студента в процесс овладения знаниями о национальном менталитете, национальном достоянии своей страны и страны изучаемого языка; студенты учатся находить общее и различное в исторически сложившихся культурных моделях поведения в профессиональной среде различных культур.

Профессионально-ценностный этап. Целью этого этапа является приобретение студентами опыта межкультурного профессионального общения в рамках квазипрофессиональной деятельности, в которой происходит развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов, стабилизируются и закрепляются знания, уме-

ния и навыки, отражающие межкультурную коммуникативно-профессиональную компетенцию. В процессе обучения студент учится предвосхищать возможные последствия культурных различий для конкретных ситуаций межкультурного профессионального общения; избегать и решать по возможности конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетенция выступает в качестве реального требования времени, расширяющего возможности адаптации и конкурентоспособности,так как подразумевает подготовку высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, готового к межкультурному взаимодействию, к работе по специальности на уровне мировых стандартов, а также постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.