Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности в современной России (по оценкам жителей Тульской области)'

Формирование межэтнической толерантности в современной России (по оценкам жителей Тульской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
480
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МИРА / КСЕНОФОБИЯ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / РАЗЖИГАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РОЗНИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / INTERETHNIC TOLERANCE / CULTURE OF PEACE / XENOPHOBIA / ETHNOCENTRISM / SEPARATISM / ROUSING ETHNIC STRIFE / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Екатерина Сергеевна

На основании результатов социологического исследования, проведенного методом анкетирования среди жителей Тульской области, проанализированы возможные пути формирования межэтнической толерантности в современной России. Охарактеризована роль различных социальных институтов в процессе формирования межэтнической толерантности. Определены перспективы построения в России культуры мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE IN MODERN RUSSIA (BASED ON THE ASSESSMENT OF TULA REGION INHABITANTS)

Based on the results of the sociological research conducted by means of questionnaire study among the inhabitants of Tula region, there were analyzed the possible ways of forming ethnic tolerance in modern Russia. The author describes the role of various social institutions in the process of formation of ethnic tolerance and reveals the prospects of building a culture of peace in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности в современной России (по оценкам жителей Тульской области)»

INTERRELATION BETWEEN EDUCATION AND PROFESSIONALIZATION OF STATE PUBLIC EMPLOYEES (BY EXAMPLE OF OREL REGION)

V.Yu. Podueva

This article reveals the interrelation of the level of professionalization via such aspects as education, existence of hard-to-find specialists and different areas of retraining of state public employees. The author considers that the efficiency of public state service depends on the employee’s readiness to obtain and master new knowledge as well as business, personal, psychological and moral qualities, which allow working properly on certain positions.

Key words: occupation, professionalization, education, professional activities, state public service.

Podueva Veronika Yurievna, Senior Lecturer, vpodueva@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Service.

УДК 316.346.32 - 053.6: 316.347 - 044.352

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (ПО ОЦЕНКАМ ЖИТЕЛЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е. С. Сычева

На основании результатов социологического исследования, проведенного методом анкетирования среди жителей Тульской области, проанализированы возможные пути формирования межэтнической толерантности в современной России. Охарактеризована роль различных социальных институтов в процессе формирования межэтнической толерантности. Определены перспективы построения в России культуры мира.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, культура мира, ксенофобия, этноцентризм, сепаратизм, разжигание национальной розни, мультикультурализм.

В современной России понятие «межэтническая толерантность» стало одним из самых популярных и обсуждаемых. Политики, журналисты и общественные деятели неоднократно указывали на необходимость и актуальность формирования установок межэтнической толерантности. Для России формирование межэтнической толерантности является необходимостью, что связано с уникальностью истории нашего государства, с его многонациональностью и поликонфессиональностью.

Казалось бы, о какой толерантности может идти речь, когда наблюдается всплеск террористической активности в некоторых регионах России, вспомнить хотя бы события в Волгограде, произошедшие в конце 2013 года. Но как это ни парадоксально, на самом деле, эти события должны были не оттолкнуть людей друг от друга, а сплотить, причем не только

русских с русскими, но и русских с представителями других национальностей, проживающими на территории России. И чтобы ни говорили о распространении терроризма преимущественно со стороны мигрантов-мусульман - не все поддерживают эту точку зрения. Тем не менее, совершенные в Волгограде теракты возмутили всех, в том числе, вызвали активное осуждение этих событий со стороны муфтиев России, на что они обратили внимание при встрече с президентом В. Путиным.

Президент России В. Путин призвал к объединению представителей различных национальностей и конфессий: «Сегодня в мире идет активный, далеко не всегда позитивный процесс политизации религии по разным направлениям, в том числе - ислама. В этих условиях у власти и российского мусульманского сообщества возникают новые проблемы и задачи. Решить их можно только совместно. Некоторые политические силы используют ислам, а точнее его радикальные течения, - кстати сказать, исторически нехарактерные для российских мусульман, - в целях ослабления нашего государства: для создания на российской территории зон управляемых извне конфликтов, внесения раскола между различными этническими группами внутри самой мусульманской общины, для разжигания в регионах сепаратистских настроений» [2].

В свою очередь, глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин отмечает: «Сегодня мы должны быть бдительными и сплотиться в противостоянии тем, кто стремится уничтожить гражданский мир в России. Нужно показать истинное лицо не только исполнителей убийств, но их организаторов этих злодейств, подстрекателей, стремящихся ввергнуть нашу страну в пучину кровавых репрессий и распрей по национальному и религиозному признакам» [1].

Следовательно, российская власть одобряет формирование межэтнической толерантности и поддерживает идею культуры мира в России. Только в условиях сформированной межэтнической толерантности можно будет говорить о наличии в России культуры мира, но на пути формирования межэтнической толерантности есть существенные препятствия и, прежде всего, это нежелание большей части жителей России налаживать конструктивное сотрудничество с представителями других национальностей и конфессий, массовое распространение ксенофобии и национализма. Более того, отношение россиян к идее формирования межэтнической толерантности различается в зависимости от региона нашей страны.

Чтобы понять, как видят перспективы формирования межэтнической толерантности в России жители Тульской области, в 2013 году нами было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса. В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 15 лет. Всего было опрошено 320 человек (150 мужчин и 170 женщин).

Прежде всего следует сказать, что большинство респондентов слышали о межэтнической толерантности и знакомы с этим понятием. Так ответили

63 %, или 201 человек, от общего количества опрошенных (все последующие данные указываются от 201). Это говорит о том, что толерантность постепенно становится частью повседневной жизни людей и закрепляется в их сознании. Этому в немалой степени способствуют СМИ, нередко использующие это понятие в своих репортажах.

Очевидно, что формирование межэтнической толерантности необходимо проводить в любом случае, а не только если наблюдается повышенная конфликтность в межэтнических отношениях, распространение ксенофобии и национализма, что можно охарактеризовать как низкий уровень проявления межэтнической толерантности. Согласно результатам проведенного исследования 95 % из тех, кто знаком с понятием межэтнической толерантности, уверены, что уровень ее проявления в России является достаточно низким. При этом существование межэтнической толерантности не отрицается, но указывается на то, что есть множество проблем в области межэтнических отношений. Более того, необходимо подчеркнуть, что исследование было проведено до терактов в Волгограде, поэтому можно предположить, что в настоящее время уровень проявления межэтнической толерантности снизился.

Что определяет уровень межэтнической толерантности? Как формируется то или иное отношение к представителям другой национальности или веры? На чем основано негативное или позитивное отношение к другим? Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, респондентам было предложено выделить те факторы, которые оказывают определяющее воздействие на формирование толерантности (рис. 1).

34,70%

■ политические

□ социальноэкономические

Ш культурные

□ психологические

г социальнодемографические

Рис. 1. Факторы межэтнической толерантности

В результате, как оказалось, большинство респондентов (34,7 %) уверены, что именно культурные и психологические факторы (23,8 %) имеют здесь наибольшее значение. Иными словами, различия в традициях и обычаях, в религиозных взглядах, а также сложившиеся стереотипы и предубежде-

ния являются одними из самых важных факторов, влияющих на формирование межэтнической толерантности.

Достаточно сильное влияние на указанный процесс оказывают также социально-экономические (19 %) и политические (18,4 %) факторы. Но если различия в уровне жизни сохраняются всегда, то постоянный приток трудовых мигрантов, а также распространение сепаратизма и терроризма усилились именно в последние годы. Почти не влияют на формирование межэтнической толерантности социально-демографические факторы (14,3 %).

Как уже было отмечено, процесс формирования межэтнической толерантности не может быть успешным без активного участия различных социальных институтов. Определяющую роль здесь, конечно, играют институты первичной социализации, прежде всего, семья и школа. Однако в связи с тем, что Интернет и телевидение стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, возрастает и роль СМИ в процессе формирования межэтнической толерантности, ведь именно они оказывают наибольшее влияние на массовое сознание. Также считают 31 % опрошенных.

Всё вышесказанное было подтверждено результатами проведенного исследования. Так 60 % опрошенных уверены в том, что именно семья имеет ключевое значение в процессе формирования межэтнической толерантности. Это очевидно, поскольку в семье закладываются первичные установки и нормы поведения будущей личности. Образовательные учреждения также являются основными социальными институтами, формирующими толерантность, по мнению респондентов. В частности, влияние школы отметили 48 % респондентов, а влияние вуза - 32 %.

Гораздо меньшее влияние на формирование межэтнической толерантности в России, по мнению респондентов, оказывают органы государственной власти и общественные организации. Их роль отмечают 24 % опрошенных. Иными словами, власть в России только декларирует необходимость формирования межэтнической толерантности, но не проводит почти никаких значимых мероприятий в этой области. Это же отмечают и жители Тульской области. Так, 92 % опрошенных уверены, что степень влияния органов государственной власти на формирование толерантности в современном российском обществе можно оценить как среднюю или даже низкую. Проще говоря, население не воспринимает всерьез те программы и мероприятия, которые проводятся властью и гражданским обществом в процессе формирования межэтнической толерантности, и расценивает их деятельность как незначительную.

Это также подтверждается и результатами других исследований, проведенными автором (речь идет о социологических исследованиях межэтнической толерантности в молодежной среде Тульской области в 2012 и 2008 гг.), в которых респонденты негативно оценивают миграционную политику современной России, указывая на ее непродуманный характер [3].

Несмотря на то, что 31 % респондентов указали на роль СМИ в формировании толерантности, тем не менее, половина опрошенных не считают влияние СМИ значительным и полностью положительным. Видимо, СМИ теоретически могут формировать межэтническую толерантность, пропагандируя идеи ненасилия и знакомя население с другими культурами, но фактически они этого не делают. Более того, многие исследователи, напротив, указывают на отрицательную роль СМИ в процесс формирования межэтнической толерантности. Довольно часто, СМИ, в погоне за сенсациями, могут использовать некорректные и обобщающие выражения, скажем: «лицо кавказской национальности», что формирует у населения крайне негативное отношение ко всем людям с подобной внешностью.

Формирование межэтнической толерантности - это длительный и сложный процесс, реализуемый через комплекс различных мероприятий. Очевидно, что необходимо определить роль и влияние этих мероприятий на процесс формирования толерантности.

В проведенном социологическом исследовании респондентам было предложено выделить наиболее эффективные пути формирования межэтнической толерантности. Результаты по этому вопросу распределились следующим образом (рис. 2).

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

■ проведение в жизнь программ по веротерпимости, федеральных программ по воспитанию толерантности

□ внедрение курсов воспитания толерантности в школах и вузах

В организация совместных мероприятий между представителями различных религий и национальностей

□ пропаганда ненасилия в СМИ

Рис. 2. Пути формирования межэтнической толерантности

Из представленной диаграммы видно, что наиболее эффективным в процессе формирования межэтнической толерантности, по мнению жителей Тульской области, может стать внедрение курсов воспитания толерантности в школах и вузах (46 % опрошенных). Здесь можно увидеть прямую связь с тем, что именно эти учреждения играют значимую роль в процессе формирования толерантности как институты первичной социализации, что уже было сказано ранее. Также респонденты отметили положительную роль СМИ в формировании толерантности (30 % опрошенных) и, что особенно важно, организацию и проведение совместных мероприятий между представителями различных религий и национальностей (35 %

опрошенных). Именно такие мероприятия, на наш взгляд, могут оказать наибольшее влияние на мировоззрение людей, разрушить устоявшиеся стереотипы, изменить сложившиеся установки и, в конечном счете, сформировать толерантные установки сознания. Значение федеральных программ по веротерпимости и воспитанию толерантности отметили только 27 % опрошенных, что снова наводит на мысль о недостаточной работе правительства в указанных направлениях. Кроме того, респонденты считают, что для успешного формирования толерантности в России необходимо создать специальную службу, занимающуюся налаживанием связей между представителями различных национальностей. Некоторые респонденты также подчеркивают, что ничто не поможет и никакие мероприятия не будут достаточно эффективными.

Наконец, респондентам было также предложено определить возможные перспективы построения в России культуры мира, основанной на диалоге представителей различных религий и национальностей, на мирном и гармоничном сотрудничестве. Культура мира является культурой свободы и всеобщего уважения, она утверждает права человека. Культура мира обеспечивает незащищенным группам благополучие и уважение достоинства. Культура мира должна строиться на основе осознания факта глобальной взаимозависимости, общности человеческих потребностей и общей ответственности за будущее человека. Культура мира преодолевает схему «свои - чужие». Именно культура мира, в идеале, должна стать итогом процесса формирования межэтнической толерантности. Мнения по этому вопросу распределились следующим образом (рис. 3).

■да

□ да, но только через много лет

В нет, это в принципе невозможно

□ нет, это уже было в СССР

0 затрудняюсь ответить

Рис. 3. Перспективы возникновения культуры мира в России

Из представленной диаграммы видно, что большая часть опрошенных (28 %) затруднились определить возможные перспективы построения в России культуры мира, что очевидно, т.к. многие люди просто не знакомы с этим понятием, как и с понятием «межэтническая толерантность». Тем не менее, 24 % опрошенных верят в то, что культура мира может возникнуть в России через много лет, а 17 % респондентов уверены, что

18%

это может произойти в ближайшее время. Такая оценка сложившейся ситуации говорит нам о том, что есть положительные перспективы формирования толерантности и, в последующем, культуры мира. Конечно, возникновение культуры мира напрямую связано с формированием толерантности, поскольку эти два процесса, по сути, идут параллельно друг другу. Уровень межэтнической толерантности в каком-то смысле позволяет также оценить и степень сформированности культуры мира.

Следует подчеркнуть, что 13 % опрошенных считают, что культура мира была в СССР. С этим можно согласиться, но только частично, поскольку в СССР органы государственной власти насаждали толерантные установки сознания, зачастую применяя в этом вопросе даже репрессивные меры, что, тем не менее, дало определенные положительные результаты. Однако в 1990-е гг. наблюдался обратный эффект, выражающийся в усиленном национализме некоторых бывших союзных республик, продолжающийся до сих пор.

Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что в Тульской области наблюдается средний уровень межэтнической толерантности. Это проявляется в том, что не наблюдается резких проявлений национализма, конфликтности в межэтнических отношениях, а ксенофобия проявляется лишь изредка и латентно. То есть во многом формирование межэтнической толерантности в регионе еще не завершено.

Жители Тульской области отмечают высокую роль СМИ и семьи как института первичной социализации в процессе формирования толерантности. Наиболее плодотворным в процессе формирования толерантности может стать, по мнению жителей Тульской области, внедрение курсов по воспитанию толерантности в школах и вузах, а также организация и проведение совместных мероприятий между представителями различных религий и национальностей. Это напрямую связано с тем, что наибольшую роль в формировании толерантности играют именно культурные и психологические факторы.

Роль органов государственной власти в процессе формирования межэтнической толерантности оценивается респондентами в целом довольно низко, что говорит о недостаточной работе в этой области со стороны государства, о преимущественном декларировании идеи толерантности без конкретных действий.

Межэтническая толерантность в России в целом и в Тульской области в частности находится в стадии формирования, что заставляет сделать предположение также и о продолжающемся формировании в России культуры мира.

Список литературы

1. Глава Совета муфтиев призвал народы России сохранить единство [Электронный ресурс] // Муфтии о событиях в Волгограде [сайт]. URL: http://www.vz.ru/news/2013/12/30/666640.html (дата обращения: 06.01.2014).

2. Выступление Путина в Уфе [Электронный ресурс] // Путин в Уфе [сайт]. URL: http : //www.aboutru.com/2013/10/putininufa/ (дата обращения: 06.01.2014).

3. Сычева Е. С. Межэтническая толерантность в понимании современной российской молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. С. 173.

Сычева Екатерина Сергеевна, аспирант, morgana8f@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE IN MODERN RUSSIA (BASED ON THE ASSESSMENT OF TULA REGION INHABITANTS)

E.S. Sycheva

Based on the results of the sociological research conducted by means of questionnaire study among the inhabitants of Tula region, there were analyzed the possible ways of forming ethnic tolerance in modern Russia. The author describes the role of various social institutions in the process of formation of ethnic tolerance and reveals the prospects of building a culture of peace in Russia.

Key words: interethnic tolerance, culture of peace, xenophobia, ethnocentrism, separatism, rousing ethnic strife, multiculturalism.

Sycheva Ekaterina Sergeevna, post-graduate student, morgana8f@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.354.4

ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.В. Сычева

Посвящена вопросам развития добровольческого движения среди молодого поколения. Рассмотрены методологические традиции в исследовании добровольчества. Проанализирован опыт организации добровольческой деятельности молодежи, предложены пути развития добровольчества. Представлены результаты социологического исследования добровольческого движения в Тульской области.

Ключевые слова: добровольческое движение, доброволец, добровольческая деятельность, молодежное добровольчество, мотивация, активность.

Добровольчество - это мощный фактор гражданского участия и самоорганизации общества. Только в условиях гражданского общества про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.