Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей базового города крайнего севера'

Формирование межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей базового города крайнего севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Межина О. Ю.

В статье определено состояние проблемы формирования межэтнической толерантности подростков на примере города Ноябрьска, раскрыты основные направления в решении данной проблемы: во-первых, использование возможностей учреждений дополнительного образования детей, во-вторых, разработка и внедрение технологии формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of adolescents' interethnic tolerance is considered in the article in terms of the city of Noyabrsk. The author reveals the main directions in this problem's solution: use of resources of children's supplementary education establishments, elaboration and adoption of the adolescents' interethnic tolerance forming technology in these establishments.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей базового города крайнего севера»

О. Ю. Межина

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ БАЗОВОГО ГОРОДА КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Работа представлена кафедрой педагогики Курганского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Л. Савиных

В статье определено состояние проблемы формирования межэтнической толерантности подростков на примере города Ноябрьска, раскрыты основные направления в решении данной проблемы: во-первых, использование возможностей учреждений дополнительного образования детей, во-вторых, разработка и внедрение технологии формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Forming of adolescents' interethnic tolerance is considered in the article in terms of the city of Noyabrsk. The author reveals the main directions in this problem's solution: use of resources of children's supplementary education establishments, elaboration and adoption of the adolescents' interethnic tolerance forming technology in these establishments.

427

Воспитание этнотолерантной личности становится педагогической проблемой в современной образовательной науке и яв-ляется объектом многих исследований, в которых рассматриваются теоретические основы данного процесса и его реализация в педагогической практике. Однако изучение ресурсов образовательных учреждений различных типов, где возможно осуществление процесса формирования межэтнической толерантности подростков, показало, что огромным потенциалом обладают учреждения дополнительного образования детей.

Это объясняется возможностями учреждений данного типа, среди которых мы выделяем: разновозрастный и неэтнический характер формирования объединений по интересам; возможность создания этнических микрокультурных центров и микродиаспор; возможность более глубокого изучения культуры, традиций, обычаев, представителей различного этноса; возможность привлечения представителей различного этноса для работы с детьми, в том числе не имеющих специального образования; более гибкий характер организации работы, разнообразие средств (содержания, форм, методов); более открытый характер функционирования учреждений дополнительного образования детей.

На наш взгляд, особую актуальность приобретает проблема формирования межэтнической толерантности подростков в условиях базового города Крайнего Севера.

Северные города представляют собой искусственно созданный полиэтнический социум, в котором как в капле воды отражаются межэтнические проблемы макросоциума. Полиэтническая среда является своего рода способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей. Включает в себя непосредственное окружение личности и представляет собой единство сущности и существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности

представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно исторических и географических условиях.

В рамках нашего диссертационного исследования было проведено анкетирование с целью выявления уровня сформированно-сти межэтнической толерантности подростков базового города Крайнего Севера. В эксперименте приняли участие 101 респондент, которые являются воспитанниками учреждений дополнительного образования города Ноябрьска. Результаты показали, что у 14,9 % подростков наблюдается низкий уровень сформированное™ межэтнической толерантности, у 23,9 % - уровень ниже среднего, у 43,7 % - средний уровень, у 11,9 % - достаточно высокий уровень, у 5,6 % - высокий.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии проблемы формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей базового города Крайнего Севера.

Ведущим направлением в решении обозначенной проблемы является разработка и внедрение педагогической технологии. Основная идея разработанной нами технологии заключается в том, чтобы сделать процесс формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированному результату.

Для описания педагогической технологии необходимо конкретизировать конечную цель - формирование у подростков готовности к толерантному межэтническому взаимодействию, этнотолерантного сознания и опыта этнотолерантного поведения. Разработанная технология представлена совокупностью 4-х этапов формирования компонента межэтнической толерантности: когнитивного, эмоционально-мотивацион-ного, деятельностного и результативно-оценочного (см. табл.).

Таблица

Технология формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей

ЦЕЛЬ: формирование готовности к толерантному межэтническому взаимодействию, этнотолерантного сознания и опыта толерантного поведения

Э Т А тт ы

1 Г 1 1

Формирование когнитивного компонента межэтнической толерантности - Формирование эмоционально-мотивационного компонента межэтнической толерантности Формирование деятел ьностного компонента межэтнической толерантности Резул ьтативно-оценочный ^ этап процесса формирования межэтнической толерантности подростков

Ж

-й-

к>

ЧО

й-е-

2 ф ■ о

.8 £ я

5

о

о х

с;

го

ф >.

! О. о.

Ф Ч

С

^ з

9- о

I

о ® ч

О. з Ф

го

>

со

X

с;

го

X

го

ф н

X

го 1- го

со

о со о X

о.

1-

го

с

ей -3

СО Ю

е о

о о

го

Й ф Й

О г о

о- 5 ^

3 Р I-

£1 *

-9- о о

о ф С

о о

>1 ф

X. 1У

О X ф

Ч I г

Й га о

О- ей ь

"в" 5

^ V т

га х Я га Э о-

■& о

С ^

Фомы: групповые, занятия, мероприятия

Формы: групповые, занятия, занятия с педагогом психологом

Формы: индивидуальные, групповые, занятия, КТД, мероприятия

Формы: индивидуальные, групповые

Методы формирования этнотолерантного сознания

Методы организации деятельности по формированию этнотолерантного опыта поведения

Методы коррекции и стимулирования поведения в процессе межэтнического общения

Методы контроля и самоконтроля

РЕЗУЛЬТАТ

переход подростка на более высокий уровень сформированности межэтнической толерантности

пйпйхол полпоптка на бопее йыпокий т.г.р.-нк пгЬппмиппйяннопти межэтнической топегантнопти

I_ I_ I_ 1_

I I I Г

Данные компоненты технологии реализуются поэтапно. Для каждого характерны цель, определенное содержание, средства (методы, формы) и результат, который предопределяется сущностью меж -этнической толерантности, предполагающей готовность принятия личности такой, какая она есть, независимо от ее национальной принадлежности и взаимодействия на основе согласия; структурой межэтнической толерантности, включающей компоненты как установки личности (когнитивный, эмоционально-мотивацион-ный, поведенческий) и как качества личности (этнотолерантное сознание, этното-лерантное поведение), а также сущностными характеристиками процесса формирования межэтнической толерантности подростков (цель, принципы, закономерности, результат). Такой подход позволяет представить единство целевой, процессуальной и результативной стороны педагогической деятельности.

Опираясь на основные положения системного подхода, раскроем структуру и содержание обозначенных этапов технологии.

1-й этап технологии представляет собой формирование когнитивного компонента межэтнической толерантности. Цель данного этапа - повышение межэтнической компетентности подростков.

Содержание образовательной деятельности при реализации данного этапа технологии включает в себя: овладение знаниями основ психологии, этики, этнографии; изучение особенностей своей национальной культуры (традиций и обычаев своего народа, особенностей национального фольклора, национальных игр, танцев, костюма, кухни); изучение явлений национальной культуры этнических групп региона (их традиций и обычаев, особенностей национального фольклора, национальных игр, танцев, костюма, кухни); овладение знаниями психологической природы межэтнической толерантности (виды проявления межэтниче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ской толерантности на индивидуальном и групповом уровнях, черты толерантной и интолерантной личности).

Для 1-го этапа реализации технологии характерны следующие формы организации образовательной деятельности: групповые; занятия в творческих объединениях (тематические и интегрированные), встречи с представителями различных национальностей, экскурсии в Центры национальных культур, музеи, посещение выста-вок национального творчества, концертов, самостоятельная работа, интеллектуально-творческие конкурсные мероприятия, интеллектуальные марафоны, коллоквиумы, конференции.

На данном этапе применяются методы формирования этнотолерантного сознания (рассказ, лекция, беседа, метод примера) и проблемно-поисковые методы (дискуссия, диспут). Также используются такие приемы воспитания, как «создание конкретных ситуаций», «мозговой штурм», приемы диалога.

Результатом 1-го этапа технологии является сформированность когнитивного компонента межэтнической толерантности, т. е. знания основ психологии, этики, этнографии; особенностей своей национальной культуры; явлений национальной культуры этнических групп региона; психологической природы межэтнической толерантности.

Поскольку рассматриваемая нами педагогическая технология определяется формированием готовности к толерантному межэтническому взаимодействию подростков, 2-й ее этап - формирование эмоционалъно-мотивационного компонента межэтнической толерантности. Цель данного этапа технологии - формирование толерантного отношения к предста-вителям различных национальностей, их культуре, культуре своего народа, позитивной этнической идентичности и ценностных ориентаций.

Формирование межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного..

Содержанием 2-го этапа технологии является: формирование позитивного отношения к своей национальной культуре и языку на основе овладения собственным национальным языком, основными элементами национального танца своего этноса, национальных игр, разучивание национальных песен, приготовление национальных блюд; формирование положительного отношения к представителям различных этносов, их культуре и языку на основе овладения некоторыми языковыми средствами, элементами национальной культуры других этнических групп; развитие положительной этнической идентичности; воспитание гуманизма, патриотизма, интернационализма и ценностных ориента-ций, убеждений, определяющих отношения и поведение в процессе межэтнического взаимодействия.

Выбор форм организации образова-тельной деятельности по формированию эмоционально-мотивационного компонента межэтнической толерантности подростков обусловлен тем, что выбранная форма создает условия для переживания личност-но значимой деятельности, понимания ценностных аспектов жизненных ситуаций, ценностного восприятия явлений окружающей действительности и формирования положительного отношения к национальной культуре различных этнических групп. Поэтому данные формы должны иметь практическую направленность: практические занятия в творческих объединениях (хореографическом, вокальном, театральном и др.) и практические занятия с педагогом-психологом .

Методами формирования эмоционально-мотивационного компонента межэтнической толерантности подростков является часть методов формирования этнотоле-рантного сознания (беседы, дискуссии, диспуты) и некоторые методы организации деятельности по формированию этнотоле-рантного опыта поведения (упражнение,

создание воспитывающих ситуаций, учебно-демонстрационные игры и др.).

Результатом реализации 2-го этапа технологии является сформированность позитивного отношения к своей национальной культуре, языку, и к представителям различных этносов, их культуре, языку; положительная этническая идентичность; наличие ценностных ориентаций, убеждений, определяющих отношения и поведение в процессе межэтнического взаимодействия.

3-й этап технологии - формирование деятелъностного компонента межэтнической толерантности подростков. Цель -формирование опыта этнотолерантного поведения подростков.

Содержанием данного этапа технологии является: развитие гибкости мышления в преодолении этнических стереотипов через овладение знаниями о культуре различных этносов и коррекцию негативного отношения к представителям иной национальности, их культурному и историческому наследию; развитие чувства эмпатии; формирование навыков конструктивного общения с людьми разных культур и конфессий; конструирование деятельности в соответствии с представлениями об этното-лерантном поведении.

Формы развития деятельностного ком -понента межэтнической толерантности подростков должны иметь потенциал для расширения поведенческого репертуара личности, формирование навыков поведения в различных ситуациях, а также коррекции негативного опыта межэтнического общения. К ним относятся индивидуальные и групповые практические занятия с педагогом-психологом, коллективные творческие дела и мероприятия (национальные праздники, этнические фестивали, национальные концерты, спартакиады этнических игр и др.).

На данном этапе реализации технологии используются методы организации деятельности по формированию этнотолерант-

43 1

ного опыта поведения (тренинги, игры) и методы, направленные на коррекцию и стимулирование этнотолерантного поведения (психологические тренинги, игры, психодрама, социодрама, поощрение, наказание). Основными приемами формирования дея-тельностного компонента межэтнической толерантности подростков являются реф-лексивные, тренинговые и эмпатические приемы.

Результатом формирования деятельно-стного компонента межэтнической толерантности является гибкость мышления подростков в преодолении этнических стереотипов, эмпатия, сформированность навыков конструктивного общения с людьми разных культур и конфессий и осуществление межэтнического взаимодействия на основе принципов толерантности.

4-й компонент предлагаемой нами педагогической технологии - результативно-оценочный. Цель - выявление динамики формирования межэтнической толерантности подростков в процессе реализации технологии.

Содержание данного этапа объединяет в себе разработанные уровни сформированное™ межэтнической толерантности подростков (высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего, низкий), критерии определения эффективности формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образова-ния детей: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный, результативный и показатели сформированное™ межэтнической толерантности по каждому критерию. Формами оценки результатов образовательной деятельности по формированию межэтнической толерантности

подростков являются индивидуальные и групповые. На данном этапе используются следующие методы контроля: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Конечным результатом реализации разработанной нами педагогической технологии является переход подростка на более высокий уровень сформированное™ межэтнической толерантности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) анализ литературы и изучение специфики образовательных учреждений различных типов показал, что процесс формирования межэтнической толерантности подростков будет осуществляться наиболее успешно в образовательной среде учреждений дополнительного образования детей, так как их возможности способствуют созданию этнотолерантной среды;

2) существует проблема формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей базовых городов Крайнего Севера, для которых характерна полиэтническая среда и которые являются отражением межэтнических отношений городов России;

3) основным направлением в решении обозначенной проблемы является создание педагогической технологии формирования межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образова -ния детей;

4) разработанная технология может стать руководством в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей по воспитанию этнотолерантной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.