Научная статья на тему 'Формирование международного финансового центра в России: теория и практика*'

Формирование международного финансового центра в России: теория и практика* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER / MODERNIZATION / FINANCIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Петр Викторович

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования международного финансового центра (МФц)** в России. Раскрываются понятие и особенности функционирования МФц, проблемы, возникающие при его создании, и намечаются практические меры по их решению. утверждается, что основой процесса создания МФц должны быть модернизация и структурная диверсификация реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines the theoretical and practical issues of building an international financial center (IFC) in Russia. the author focuses on the concept and some features of IFC operation, tries to outline problems that may arise when creating a center and proposes practical measures to solve them. the author argues that modernization and structural diversification of the real sector of the economy are the basic conditions for establishing such a center.

Текст научной работы на тему «Формирование международного финансового центра в России: теория и практика*»

п.В.Алексеев формирование международного финансового центра в России...

57

УДК 339.92

Формирование международного финансового центра в России:

-х-

теория и практика

в статье рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования международного финансового центра (МФц)** в России. Раскрываются понятие и особенности функционирования МФц, проблемы, возникающие при его создании, и намечаются практические меры по их решению. утверждается, что основой процесса создания МФц должны быть модернизация и структурная диверсификация реального сектора экономики.

Ключевые слова: международный финансовый центр; модернизация; финансовый сектор.

The paper examines the theoretical and practical issues of building an international financial center (IFC) in Russia. The author focuses on the concept and some features of IFC operation, tries to outline problems that may arise when creating a center and proposes practical measures to solve them. the author argues that modernization and structural diversification of the real sector of the economy are the basic conditions for establishing such a center.

Keywords: international financial center; modernization; financial sector.

Алексеев Петр Викторович

канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центра исследований международных экономических отношений Финансового университета

введение

Формирование МФЦ в России является одной из первостепенных задач российской экономики, актуальность которой обусловлена значительным отставанием России по уровню финансово-экономического развития от передовых стран.

Основными проблемами, препятствующими формированию МФЦ в России, являются преобла-

дание экспортно-сырьевой модели развития, слабость и институциональная отсталость финансового сектора, высокий потенциал системных рисков, недостаточно благоприятная макроэкономическая ситуация. Однако главное препятствие для успешной реализации данного проекта — это отсутствие адекватной и современной теоретико-методологической базы для формирования МФЦ. «Дорожная карта» создания МФЦ в России, утвержденная Правительством РФ 19 июня 2013 г., содержит обширный комплекс практических мероприятий, однако не затрагивает концептуальных вопросов данного процесса. В этой связи в настоящей статье рассматриваются наиболее важные теоретические и практические аспекты формирования МФЦ в России.

о понятии МФц

В разных источниках даются разные определения понятия МФЦ. Так, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Россий-

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2012 г.

** Термин «международный финансовый центр», применяемый в основном в документах Правительства РФ, тождественен термину «мировой финансовый центр».

Таблица 1

Динамика индекса мировых финансовых центров* в 2007-2013 гг.

МФЦ Март 2007 Март 2008 Март 2009 Март 2010 Март 2011 Март 2012 Март 2013

Лондон 1 1 1 1 1 1 1

Нью-Йорк 2 2 2 2 2 2 2

Гонконг 3 3 4 3 3 3 3

Сингапур 4 4 3 4 4 4 4

Цюрих 5 5 5 7 8 6 5

Токио 9 9 15 5 5 5 6

Женева 10 7 6 8 9 14 7

Бостон 14 11 9 14 12 11 8

Сеул 43 n/a 53 28 16 9 9

Франкфурт-на-Майне 6 6 8 13 14 13 10

Чикаго 8 8 7 6 7 7 11

Торонто 12 15 11 12 10 10 12

Сан-Франциско 13 12 17 15 13 12 13

Вашингтон 20 20 21 17 17 15 14

Ванкувер 27 33 25 23 22 17 15

Москва 45 n/a 60 68 68 65 65

Санкт-Петербург n/a n/a n/a 70 69 73 74

Всего стран в рэнкинге 46 50 62 75 75 77 79

Примечание: «n/a» - информация отсутствует. Источник: GFCI - Global Financial Centres Index / The Z/Yen Group (URL: http://www.zyen.com/activities/gfci.html). * Индекс мировых финансовых центров (GlobalFinancialCentresIndex, GFCI) рассчитывается и публикуется дважды в год британской консалтинговой компанией «Z/Yen» на основе факторов международной конкурентоспособности городов: человеческого капитала, бизнес-среды, инфраструктуры, доступа к мировому рынку, общей конкурентоспособности, а также экспертных оценок.

ской Федерации на период до 2020 г. [1] МФЦ — это система взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран [1].

Как показывает мировой опыт, МФЦ наиболее успешны в развитых экономиках. Так, доминирование Лондона как финансового центра с XVIII в. и до Первой мировой войны было обусловлено наличием у Великобритании мощной экономики. После Первой мировой войны статус наиболее развитой экономики перешел к США, что послужило причиной возвышения Нью-Йорка как МФЦ.

На современном этапе деятельность МФЦ становится все более комплексной. Международные финансовые центры не только выполняют

функции перераспределения сбережений и инвестиций, но и осуществляют широкий спектр международных валютно-кредитных, финансовых операций, а также страховых, аудиторских и других услуг.

В то же время по причине обострения конкуренции на мировых рынках прослеживается тенденция к специализации МФЦ. В Лондоне находятся площадки, на которых осуществляются наиболее крупные операции по торговле валютой, фондовыми ценностями, золотом, тогда как Сингапур выступает в качестве фондового аккумулятора региона. В Нью-Йорке расположены штаб-квартиры большинства крупнейших инвестиционных банков. Ряд финансовых центров специализируется на определенных направлениях, например до недавнего времени на рынке

фьючерсных и опционных операций лидировало Чикаго, однако в последние годы его обошел Франкфурт-на-Майне.

Практические аспекты формирования МФЦ в России

О планах создания МФЦ в Москве было впервые заявлено главой государства летом 2008 г. на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Согласно концепции, одобренной в феврале 2009 г. Правительством РФ, предусмотрены две фазы создания МФЦ: до 2010 г. — развитие национального фондового рынка и его интеграция в региональную финансовую инфраструктуру (лидерство в рамках СНГ); 2010-2012 гг. — достижение высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, становление российского финансового рынка в качестве регионального МФЦ, одного из ведущих центров на евразийском пространстве. В том же году Правительством РФ был утвержден план из 48 мероприятий.

Несмотря на принятые меры, до настоящего времени Москва как потенциальный МФЦ отстает от городов, где расположены ведущие зарубежные финансовые центры. Так, по индексу мировых финансовых центров (GFCI) Москва в марте 2013 г. занимала 65-е место из 77 (65-е место в марте 2012 г.) [3]. По индексу удобства ведения бизнеса (Ease of Doing Business Index), публикуемому Всемирным банком, Россия в 2012 г. занимала 112-е место из 185 (124-е место в 2011 г.), уступая странам Центральной и Восточной Европы и Китаю. В мировом рейтинге по удобству уплаты налогов (Ease of paying taxes), издаваемом Всемирным банком и аудиторской компанией PriceWaterhouseCoopers, Россия в 2012 г. занимала 64-е место из 185 [4]. По индексу финансового развития, публикуемому Всемирным экономическим форумом, Россия в 2012 г. занимала 39-е место из 62 (39-е место в 2011 г.) [5].

В целом автор не разделяет оптимистических оценок некоторых экспертов о том, что в России уже создан региональный МФЦ. По степени развития финансового сектора Россия по-прежнему отстает от наиболее развитых стран и ведущих государств с развивающимися рынками, что подтверждается международными рейтингами. Однако у российского МФЦ высокий потенциал роста, что стало результатом проведения целенаправленной государственной политики в области экономики. По мнению ряда экспертов, в ближайшее

десятилетие «новые» МФЦ в России и странах Азии будут динамично развиваться на фоне теряющих свое былое значение центров США и ЕС, утративших макроэкономическую устойчивость и обремененных долгами.

Трудности, мешающие успешному функционированию МФЦ

В настоящее время Россия проводит целенаправленную и активную политику по созданию конкурентоспособного МФЦ, несмотря на ряд проблем, выражающихся в следующем.

1. Недостаточно мощный и диверсифицированный реальный сектор российской экономики с преобладающей экспортно-сырьевой моделью его развития.

2. Возможное усиление региональных диспропорций в финансово-экономическом развитии в связи с формированием Московского МФЦ, рост избыточной концентрации финансовых институтов и ресурсов в Московском регионе при их нехватке в других регионах страны (по состоянию на начало 2013 г. на Московский регион приходилось 52,9% общего количества кредитных организаций против 52,3% на начало 2012 г. и 88,4% активов банковского сектора России против 88% на начало 2012 г. [6]).

3. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат в России, обусловленный прежде всего низкими макроэкономическими показателями: высокие темпы инфляции, дефицит государственного бюджета и т.д.

4. Институциональная отсталость финансового сектора, проявляющаяся в слабости таких институтов, как банки, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, в отсутствии централизованной системы раскрытия информации о профессиональных участниках фондового рынка и эмитентах, в отсутствии системы макропруден-циального надзора и регулирования.

5. Отсутствие гарантий сохранности инвестиций населения на фондовом рынке через фонды и управляющие компании.

6. Сравнительно менее емкий и ликвидный финансовый рынок России, узкий круг инвесторов. Согласно данным Отчета о финансовом развитии, отношение совокупных финансовых активов (включая стоимость акций и долговых ценных бумаг в обращении и банковские депозиты) к ВВП составляло в России в 2010 г. 127,1% по сравнению с 896,6% в Гонконге, 543,7%- в Великобритании,

403,4% - в США, 345,7% - в Германии, 296% -в Китае, 232,6% — в Индии, 233,2% — в Бразилии, 146,3% — в Польше [5].

7. Недостаточный удельный вес средне- и долгосрочной компоненты в структуре активов финансового сектора по причине слабости институтов коллективного инвестирования и недостаточного притока прямых и долгосрочных портфельных инвестиций.

8. Недостаточный уровень сбережений россиян, что вызвано сравнительно низкой величиной их доходов и недостаточно благоприятным инвестиционным климатом. Так, по итогам 2012 г. Россия по показателю ВВП на душу населения (17 709 долл. США по ППС) занимала 55-е место из 187 [7]. В соответствии с данными Аналитического центра при Правительстве РФ по состоянию на апрель 2012 г. 80% населения страны не имели сбережений, а из оставшихся 20% граждан только 2-3% имели свободные деньги, которые они могли вложить в финансовые инструменты [8].

9. Малый удельный вес рубля в обороте мирового валютного рынка (0,9% в 2010 г. [9]), рубль по-прежнему остается экзотической валютой на мировом финансовом рынке.

10. Высокий потенциал системных рисков, что связано с преимущественно спекулятивным характером операций на финансовом рынке, непрозрачностью его значительного сегмента (внебиржевого оборота и операций с деривативами), крупной величиной накопленных портфельных инвестиций нерезидентов (270,7 млрд долл. США на начало 2013 г. [6]).

Очевидно, что решение этих проблем займет еще немало времени.

Немаловажную роль в решении вышеуказанных проблем должно сыграть углубление валютно-фи-нансового сотрудничества со странами региона СНГ, прежде всего по линии создания интегрированного биржевого, депозитарного и клирингового пространства в рамках ЕЭП1; взаимного котирования компаний стран СНГ и России на фондовых биржах; расширения использования рубля во внешней торговле и взаимных инвестициях; проведения IPO2 эмитентов стран СНГ в России; создания единой эффективной расчетно-платежной системы; сотрудничества в сфере создания и развития

1 ЕЭП - Единое экономическое пространство.

2 IPO (initial public offering) - первичное публичное размещение акций.

международных финансовых центров; гармонизации банковского и валютного законодательства.

Предложения по развитию МФц

Московский МФЦ как наиболее мощный и конкурентоспособный центр в СНГ, включая ЕврАзЭС, в перспективе может стать «ядром» валютно-эконо-мического сотрудничества в регионе СНГ/ЕврАзЭС, а также финансово-экономическим драйвером инновационного развития региона.

С учетом вышеизложенного в дополнение к уже реализованным в России мероприятиям предлагаются следующие практические рекомендации для государственных органов Российской Федерации:

1. Продолжить модернизацию, а также диверсификацию структуры экономики на инновационной основе путем формирования «ядра» нового, шестого технологического уклада. Целесообразна разработка 5-летней программы модернизации экономики на основе нового технологического уклада, предусматривающей его очертания, а также меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды, формированию соответствующих институтов и контуров управления, системы подготовки национальных кадров различных уровней. Назрела необходимость в установлении целевых показателей работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и введение механизма ответственности за их своевременное достижение [2].

2. Рассмотреть вопрос о создании в России, наряду с Московским, нескольких финансовых центров, размещенных в важнейших городах регионов — Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке как крупнейших экономических центрах страны.

3. Создать предпосылки для улучшения в России макроэкономической ситуации, прежде всего за счет повышения предсказуемости динамики обменного курса национальной валюты.

4. Принять меры по повышению емкости и ликвидности российского финансового рынка, включающие:

• увеличение объема средств, размещаемых на рынке капитала гражданами через институты коллективного инвестирования. В этой связи

целесообразно создать компенсационные фонды коллективных инвесторов и управляющих компаний на фондовом рынке, формируемые за счет их отчислений и покрывающие риски невыполнения ими обязательств перед частными клиентами, либо централизованную систему резервирования средств при участии государства;

• существенное увеличение объема иностранных инвестиций, главным образом прямых и долгосрочных портфельных. В этих целях назрела необходимость в разработке концептуального подхода к регулированию платежного баланса Российской Федерации с целевыми установками стимулирования притока прямых и долгосрочных портфельных инвестиций из-за рубежа и ограничения притока краткосрочных спекулятивных капиталов;

• рост объемов публичных размещений акций российскими компаниями на внутреннем рынке. Для этого следует продолжить практику размещений акций приватизируемых государственных компаний через механизм IPO, при этом целесообразно выводить на рынок государственные компании, в минимальной степени зависящие от внешнеэкономической конъюнктуры (прежде всего инфраструктурные, транспортные компании), с тем чтобы избежать возможных негативных последствий современного глобального финансово-экономического кризиса.

5. Продолжение линии на укрупнение капитала в банковском секторе путем реализации комплекса экономических мер и стимулов по повышению капитализации, включающего:

• продолжение линии Правительства РФ и Банка России на постепенное, по мере экономического роста, увеличение минимального размера капитала банков;

• введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль кредитных организаций в размере инвестиций в уставный капитал других кредитных организаций;

• расширение источников формирования собственных средств за счет развития субординированных финансовых инструментов.

6. Обеспечить укрепление позиций рубля в странах СНГ, превратить его в региональную резервную валюту, а также в валюту международных расчетов и кредитных операций; распространить операции по банковскому кредитованию в рублях на европейские и азиатские страны, формировать рынок межбанковского кредитования

в российской валюте; внедрить рубль во внешнеторговые расчеты с основными странами-партнерами; завершить объявленный Правительством РФ проект биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли.

7. Разработать и внести в Концепцию продвижения России на международных финансовых рынках положения о специализации российского МФЦ с целью ее закрепления в восприятии международного финансово-экономического сообщества.

8. Создать в целях повышения прозрачности фондовых рынков стран-членов ЕЭП интегрированную систему раскрытия информации о фондовом рынке (эмитентах и профессиональных участниках), находящейся в собственности государства, общедоступной и бесплатной для пользователей (по аналогии с США).

По мнению ряда экспертов, в ближайшее десятилетие «новые» МФЦ в России и странах Азии будут динамично развиваться на фоне теряющих свое былое значение центров США и ЕС

9. Создать систему мониторинга системных рисков на финансовом рынке в рамках системы макропруденциального надзора (в том числе мониторинг внебиржевого сегмента, рынка дерива-тивов, портфельных инвестиций нерезидентов, внешних финансовых активов и обязательств, формирования пузырей рыночной капитализации). Для упорядочения государственного контроля за системными рисками представляется обоснованным создать специальный орган. Целесообразно учесть опыт ЕС (где функционирует новый надзорный орган — Европейский совет по системным рискам) и учредить Комиссию по системным рискам финансового рынка России, подчиненную непосредственно Совету при Президенте РФ по развитию финансового рынка.

10. Обеспечить разработку и принятие Соглашения о создании интегрированного биржевого пространства в рамках ЕЭП, включающего следующие практические меры:

• гармонизацию законодательства, регулирующего вопросы институтов номинального держания

ценных бумаг на регулируемых рынках стран-членов, унификацию лицензионных требований к профессиональным участникам рынков ценных бумаг стран, облегчение условий взаимного доступа профессиональных участников рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

• обеспечение возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов стран на всей территории ЕЭП при условии регистрации эмиссии ценных бумаг регулирующим органом любой из стран-членов;

Московский МФЦ как наиболее мощный и конкурентоспособный центр в СНГ, включая ЕврАзЭС, в перспективе может стать «ядром» валютно-экономического сотрудничества в регионе СНГ/ЕврАзЭС

• гармонизацию законодательства и правил организации торговли на регулируемых рынках;

• унификацию технологий торговли, клиринга, расчетов, электронного документооборота и распространения информации, создание систем удаленного доступа к торгам на регулируемых рынках стран-членов;

• создать систему информационно-аналитического обеспечения интегрированного биржевого рынка стран ЕЭП.

выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, по мнению автора, целесообразен эволюционный, постепенный подход к формированию МФЦ, который должен найти отражение

в «дорожной карте» этого процесса. Как представляется, в России сначала необходимо формирование регионального (прежде всего для стран СНГ), а впоследствии — международного (для евразийского пространства) МФЦ. Главным условием успешного становления российского МФЦ является наличие модернизированного и диверсифицированного реального сектора экономики.

Московский МФЦ как наиболее мощный и конкурентоспособный в регионе СНГ/ЕврАзЭС в перспективе может стать «ядром» валютно-эко-номического сотрудничества в регионе, а также финансово-экономическим драйвером инновационного развития региона.

литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).

2. Глазьев С. Ю., Ивантер В. В., Макаров В. Л., Некипелов А. Д., Татаркин А. И., Гринберг Р. С. и др. О Стратегии развития экономики России: научный доклад / под ред. С. Ю. Глазьева. М.: НИР РАН, 2011. С.24.

3. URL: www.zyen.com/long-finance/global-finanrial-centres-index-gfci.html.

4. URL: www.doingbusiness.org/rankings.

5. URL: www.weforum.org/reports/financial-development-report-2012.

6. URL: www.cbr.ru/publ.

7. URL: www.imf.org.

8. URL: www.mgimo.ru/news/university/ document222154.phtml.

9. URL: www.bis.org.

Навстречу 95-летию Финансового университета

В результате проведенной реорганизации в научном и образовательном блоках Финуниверситета трудятся 3640 научно- педагогических работников, в том числе 1868 чел. в г. Москве. Общее количество научно-педагогических работников Финуниверситета, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, составляет 2419 чел., из них - 564 доктора наук и 1.855 кандидата наук. 1525 научно- педагогических работника Финуниверситета имеют ученые звания, из них 380 - профессора и 1145 - доцента или старшего научного сотрудника. Общая численность работников Финуниверситета возросла до 8285 чел., в том числе 4111 чел. в г. Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.