Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО)'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / междисциплинарный подход / цикл музыкально-теоретических дисциплин / вуз культуры / барокко / interdisciplinary approach / cycle of music theory disciplines / university of culture / baroque

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Иванченко, Е.А. Спиркина

В статье поднимается актуальный на сегодняшний день вопрос применения междисциплинарного подхода в процессе музыкально-теоретической подготовки музыкантов-исполнителей в вузах культуры. В статье уделяется внимание понятию феномена междисциплинарности, выделению и перечислению его параметров, свойств, а также определению вектора действия междисциплинарных связей в педагогической практике преподавания предметов цикла музыкально-теоретических дисциплин. Сделано предположение, что для модификации закрытой системы музыкально-теоретической подготовки музыкантов-исполнителей в вузах культуры в открытую следует выделить аналитическую деятельность, которая может стать организующим элементом в создания целостной системы междисциплинарных связей с дальнейшим выходом на исполнительскую практику студентов. С развитием исторического подхода в современной отечественной науке о музыке и музыкальной педагогике назрела необходимость расширить содержание аналитической деятельности в контексте историко-стилистического подхода. Для этого процесс реализации междисциплинарного подхода был рассмотрен на материале музыки эпохи барокко. Был сделан вывод, что в процессе формирования системы междисциплинарных связей звено «знание – деятельность», в основе которого лежит стилевой анализ музыкального произведения, является методологической базой их реализации в цикле музыкально-теоретических дисциплин. Применение данного подхода в качестве ведущего организующего элемента способствует повышению практической значимости музыкально-теоретических курсов в системе целостной подготовки музыкантов-исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Иванченко, Е.А. Спиркина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE SYSTEM OF MUSIC THEORY TRAINING OF MUSICIANS IN UNIVERSITIES OF CULTURE (A CASE STUDY OF BAROQUE MUSIC)

The article raises a current issue of applying an interdisciplinary approach in the process of music theory training of musicians in universities of culture. The article focuses on a phenomenon of interdisciplinarity, highlighting and listing its parameters, properties, as well as determining the vector of action of interdisciplinary connections in the pedagogical practice of teaching subjects from music theory. It has been suggested that in order to modify the closed system of music theory training of musicians, analytical activity should be singled out as an open one, which can become an organizing element in creating an integral system of interdisciplinary connections with further access to the performing practice of students. With the development of the historical approach in the modern Russian science of music and music pedagogy, there is a need to expand the content of analytical activity in the context of the historical and stylistic approach. To do this, the process of implementing an interdisciplinary approach is considered on the basis of the music of the Baroque era. It was concluded that in the process of forming a system of interdisciplinary links, the “knowledge-activity” link, which is based on the stylistic analysis of a musical work, is the methodological basis for their implementation in the cycle of musical and theoretical disciplines. The use of this approach as a leading organizing element helps to increase the practical significance of musical and theoretical courses in the system of integral training of performing musicians.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО)»

На основе изложенного выше необходимо заключить следующее:

1. Межличностное педагогическое взаимодействие в классе музыкантов-исполнителей остается актуальной проблемой, требующей своего разрешения.

2. Исследуемый феномен включает в себя музыкально-педагогическое отношение и общение, которые пронизывает диалоговая субстанция, несущая в себе субъект-субъектное взаимодействие (композитор - учитель - обучающийся - инструмент), выступая способом организации процесса совместного творчества и средством достижения между ними духовной общности; условием реализации задач музыкального обучения и воспитания.

3. Межличностное педагогическое взаимодействие в классе музыкантов-исполнителей характеризуется наличием и качеством сотрудничества, наставничества, соучастием субъектов музыкально-образовательной деятельности - сотворчеством.

4. «Проторительная концепция» и гипертрофированный «педагогический показ» являют собой негативный фактор межличностного педагогического взаимодействия в классе музыкантов-исполнителей.

Библиографический список

5. Классификация педагогических действий, направленных на обучающихся и позволяющих препятствовать пагубным явлениям («проторительная концепция» и гипертрофированный «педагогический показ»), в процессе подготовки музыкантов-исполнителей предстает в следующем виде: активизация поиска смысла и смыслов; погружение в «эвристическую тональность»; создание ситуаций выбора; применение вариативного подхода; выработка индивидуальной ценностно-ориентационной позиции; достижение убедительности в лич-ностно-творческих художественных намерениях; диалогизация в коммуникации; персонализационный подход; повышение качества самостоятельной работы; расширение исполнительской практики.

6. Педагогический показ в своем идеальном выражении как проявление межличностного педагогического взаимодействия аккумулирует в себе пять слагаемых: мотивационно-организационное, музыкально-иллюстративное, словесно-объяснительное, воспитательно-развивающее и эвристическое.

7. Перспективу изучения межличностного педагогического взаимодействия в классе музыкантов-исполнителей во многом составляет исследование музыкального сознания и бессознательного в конструкте диалоговых форм.

1. Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам: учебное пособие. Сарапул: Педагогика, 2010.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Москва: НМЦ СПО,1999.

3. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово, 2006.

4. Зимина О.В. Диалог как многоаспектный музыкально-педагогический феномен. Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э.Б. Абдуллина). Москва: МПГУ 2007: 153-166.

5. Колодина Л.В. Наблюдательность личности как фактор формирования педагогического взаимодействия в системе «Учитель - ученик». Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Новосибирск: НГПУ 2000.

6. Нейгауз Г. Г Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Москва: Музыка, 1988.

7. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. Москва: Музыка, 1987.

8. Блок O.A. Проторительная концепция обучающихся музыкантов-исполнителей: аспекты анализа. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 148-150.

9. Грановская РМ., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. Санкт-Петербург: Издательство ОМС, 1994.

References

1. Rusinova L.P. Pedagogicheskij slovar'po temam: uchebnoe posobie. Sarapul: Pedagogika, 2010.

2. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Moskva: NMC SPO,1999.

3. Rapacevich E.S. Psihologo-pedagogicheskij slovar'. Minsk: Sovremennoe slovo, 2006.

4. Zimina O.V. Dialog kak mnogoaspektnyj muzykal'no-pedagogicheskij fenomen. Metodologiya pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya (Nauchnaya shkola 'E.B. Abdullina). Moskva: MPGU, 2007: 153-166.

5. Kolodina L.V. Nablyudatel'nost' lichnosti kak faktor formirovaniya pedagogicheskogo vzaimodejstviya v sisteme «Uchiteí- uchenik». Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk: NGPU, 2000.

6. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannojigry: Zapiskipedagoga. Moskva: Muzyka, 1988.

7. Zemlyanskij B.Ya. O muzykal'noj pedagogike. Moskva: Muzyka, 1987.

8. Blok O.A. Protoritel'naya koncepciya obuchayuschihsya muzykantov-ispolnitelej: aspekty analiza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 148-150.

9. Granovskaya R.M., Krizhanskaya Yu.S. Tvorchestvo ipreodolenie stereotipov. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo OMS, 1994.

Статья поступила в редакцию 31.03.23

УДК 378.4

Ivanchenko T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: logo-ritm@mail.ru

Spirkina E.A., teacher, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: ekaterinaspirkina@hotmail.com

THE INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE SYSTEM OF MUSIC THEORY TRAINING OF MUSICIANS IN UNIVERSITIES OF CULTURE (A CASE STUDY OF BAROQUE MUSIC). The article raises a current issue of applying an interdisciplinary approach in the process of music theory training of musicians in universities of culture. The article focuses on a phenomenon of interdisciplinarity, highlighting and listing its parameters, properties, as well as determining the vector of action of interdisciplinary connections in the pedagogical practice of teaching subjects from music theory. It has been suggested that in order to modify the closed system of music theory training of musicians, analytical activity should be singled out as an open one, which can become an organizing element in creating an integral system of interdisciplinary connections with further access to the performing practice of students. With the development of the historical approach in the modern Russian science of music and music pedagogy, there is a need to expand the content of analytical activity in the context of the historical and stylistic approach. To do this, the process of implementing an interdisciplinary approach is considered on the basis of the music of the Baroque era. It was concluded that in the process of forming a system of interdisciplinary links, the "knowledge-activity" link, which is based on the stylistic analysis of a musical work, is the methodological basis for their implementation in the cycle of musical and theoretical disciplines. The use of this approach as a leading organizing element helps to increase the practical significance of musical and theoretical courses in the system of integral training of performing musicians.

Key words: interdisciplinary approach, cycle of music theory disciplines, university of culture, baroque

Т.В. Иванченко, канд. пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: logo-ritm@mail.ru

Е.А. Спиркина, преп., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: ekaterinaspirkina@hotmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО)

В статье поднимается актуальный на сегодняшний день вопрос применения междисциплинарного подхода в процессе музыкально-теоретической подготовки музыкантов-исполнителей в вузах культуры. В статье уделяется внимание понятию феномена междисциплинарности, выделению и перечислению его параметров, свойств, а также определению вектора действия междисциплинарных связей в педагогической практике преподавания предметов цикла музыкально-теоретических дисциплин. Сделано предположение, что для модификации закрытой системы музыкально-теоретической подготовки музыкан-

тов-исполнителеи в вузах культуры в открытую следует выделить аналитическую деятельность, которая может стать организующим элементом в создания целостной системы междисциплинарных связеИ с дальнейшим выходом на исполнительскую практику студентов. С развитием исторического подхода в современной отечественной науке о музыке и музыкальной педагогике назрела необходимость расширить содержание аналитической деятельности в контексте историко-стилистического подхода. Для этого процесс реализации междисциплинарного подхода был рассмотрен на материале музыки эпохи барокко. Был сделан вывод, что в процессе формирования системы междисциплинарных связей звено «знание - деятельность», в основе которого лежит стилевой анализ музыкального произведения, является методологической базой их реализации в цикле музыкально-теоретических дисциплин. Применение данного подхода в качестве ведущего организующего элемента способствует повышению практической значимости музыкально-теоретических курсов в системе целостной подготовки музыкантов-исполнителей.

Ключевые слова: музыкальное образование, междисциплинарный подход, цикл музыкально-теоретических дисциплин, вуз культуры, барокко

Одной из основных задач вузовского музыкального образования является создание целостной системы воспитания музыканта-исполнителя. Подготовка специалистов в этой области - процесс сложный и многогранный, призванный обеспечить высокий уровень их профессиональных компетенций, необходимых для формирования современного специалиста.

В системе комплексного воспитания музыканта-исполнителя в вузах культуры большая роль принадлежит циклу музыкально-теоретических дисциплин, которые являются основой профессионального образования студентов. В процессе их изучения у обучающихся формируется музыкальное мышление, выстраиваются логические связи для осмысления закономерностей различных стилевых эпох, расширяется диапазон музыкально-творческой деятельности, что в конечном итоге влияет на уровень профессионального мастерства будущих музыкантов-исполнителей.

В настоящее время эти задачи не решаются на должном уровне, так как в системе воспитания музыкантов-исполнителей два ведущих образовательных блока - теоретический и исполнительский -существуют достаточно автономно, отсутствуют как внутренние связи, определяющие единство музыкально-теоретических дисциплин, так и внешние, направленные на сферу профессиональной подготовки. В результате обнаруживается острое противоречие между задачами повышения профессионального уровня музыкантов-исполнителей и существующей практикой их подготовки.

Решение этой проблемы требует поиска новых стратегий, направленных на выстраивание определенной организационной структуры на основе усиления взаимосвязи предметов музыкально-теоретического цикла и более полного отражения в них специфики подготовки музыканта-исполнителя. Как показывают опыт и современные научно-педагогические исследования, наиболее эффективное воздействие на процесс обучения имеет междисциплинарный подход, который направлен на развитие координационной связи между дисциплинами, способствует системному усвоению студентами знаний и различных форм деятельности, что является важным фактором целостной подготовки музыкантов-исполнителей. Но применительно к музыкально-теоретическому образованию в вузах культуры эти вопросы до настоящего времени недостаточно разработаны и требуют своего решения, что и определяет актуальность данного исследования

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании междисциплинарного подхода и принципов его реализации в цикле музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание междисциплинарного подхода на исполнительских специализациях вузов культуры.

2. Выявить специфику подготовки музыкантов-исполнителей на базе междисциплинарного подхода в вузах культуры (на материале эпохи барокко).

3. Определить педагогические условия, обусловливающие продуктивность подготовки музыкантов-исполнителей в вузах культуры на основе применения междисциплинарного подхода (детерминанта специальных и общетеоретических музыкальных дисциплин).

Научная новизна состоит в разработке концепции междисциплинарного подхода на основе системы межпредметных связей, способствующей повышению качества профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения по формированию системы междисциплинарных связей могут быть использованы в процессе совершенствования учебных программ по музыкально-теоретическим предметам в различных звеньях музыкального образования.

Методологической основой построения системы межпредметных связей является междисциплинарный подход, основанный на комплексном анализе учебного процесса, направленном на выявление путей совершенствования музыкально-теоретического образования в вузах культуры. В результате такого подхода выделены основные структурные параметры в системе междисциплинарных связей, которые отражают внутренние логические связи между музыкально-теоретическими предметами, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на рост профессионального мастерства исполнителя.

Теоретическими источниками, на которых опиралось данное исследование, стали разработки методологических основ междисциплинарного подхода А.Н. Книгина, Э.М. Мирского, И.М. Осмоловской, труды Э.Б. Абдуллина, А.П. Мансуровой, М.С. Осенневой, в которых в различных аспектах раскрываются проблемы профессиональной подготовки музыкантов, а также работы отечественных музыковедов - Н.С. Гуляницкой, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, С.С. Скребкова, Ю.Н. Холопова.

На сегодняшний день между отечественными исследователями не существует единства в определении понятия «междисциплинарный подход». Выделяются два направления в понимании междисциплинарности: как «взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования», и как «выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами» [1]. Именно из первого определения междисциплинарности складывается и понятие «междисциплинарная подготовка специалиста», которая предполагает способность студентов «при решении комплексной (в том числе реальной производственной) задачи одновременно задействовать знания, умения и навыки, полученные при изучении нескольких отдельных дисциплин» [2].

Как известно, междисциплинарный подход реализуется на основе междисциплинарных связей, которые, в свою очередь, могут быть установлены на различных уровнях и в разных плоскостях. Наиболее оптимальной, на наш взгляд, может стать структура междисциплинарных связей, основанная на теории функциональных систем П.К. Анохина, где «единицы интеграции целостного организма, все составные части которых, взаимодействуя, взаимосодействуют достижению системой полезных для организма приспособительных результатов» [3, с. 6].

Таким образом, в системе междисциплинарных связей должны быть выделены основные параметры, отражающие все стороны процесса обучения, которые находятся в логической взаимосвязи, объединенные общей целью и направленные на результат - эффективное функционирование цикла музыкально-теоретических дисциплин.

Рассмотрим составные части представленной системы.

Целевой параметр определяется на основе анализа существующей структуры и выявления ее «слабых» мест, которые проявляются, прежде всего, в предметной разобщенности внутри музыкально-теоретического цикла и разрыве связей между процессом получения знаний и их практическим применением в исполнительском классе. Поэтому в конечной цели музыкально-теоретического образования студентов в вузах культуры должна быть отражена единая направленность построения каждого из курсов музыкально-теоретических дисциплин на практическую деятельность исполнителя. Этот параметр является ведущим для выстраивания всей структуры учебного процесса. Основным вектором координации дисциплин в целевом параметре должен стать функциональный элемент -«знание - деятельность», интегрирующий в себя теоретический и практический аспекты обучения, который является ведущим в реализации междисциплинарного подхода.

Информационно-содержательный параметр формирует блок дисциплин, между которыми устанавливаются связи. В данном случае это ведущие музыкально-теоретические предметы - гармония, полифония, анализ музыкальных произведений. Именно в этих курсах студенты получают основные сведения, которые необходимы им для своей музыкально-исполнительской деятельности. В существующей структуре музыкально-теоретического цикла между всеми дисциплинами наличествует определенная преемственность, которая складывается из хронологического аспекта (каждый предмет изучается в отведенное для них в учебных планах время) и содержательно-информационного (данные дисциплины, имея свою специфику, использует информацию из предшествующих предметов). Однако представленная структура является линейной и обладает определенными недостатками: она растянута во времени и не имеет четко организованных прямых и обратных связей между предметами цикла, в результате поток информации, которую получают студенты, ограничивает процесс их восприятия и запоминания.

Функционирование содержательно-информационного параметра может быть эффективен в том случае, если система междисциплинарных связей будет действовать как линейно-функциональная, сочетающая линейный принцип построения музыкально-теоретического цикла и функциональные интегративные связи между элементами (предметами) музыкально-теоретического цикла. Они могут выступать на разных уровнях (фактические, понятийные, теоретические) в зависимости от поставленных педагогических задач [4, с. 20].

Организационно-методический параметр определяет временные рамки функционирования информационных связей. Его основу (по способам реализации междисциплинарных связей в учебном процессе) определяют ретроспективные, перспективные, параллельные связи [4, с. 25], которые должны интегрироваться в единую систему с содержательно-информационным параметром. Такое взаимодействие усилит эффективность принципов организации линейно-функциональной структуры, что благоприятно скажется на уровне подготовки музыкантов.

Результирующий параметр раскрывает качественный уровень функционирования цикла музыкально-теоретических дисциплин в комплексной подготовке музыканта-исполнителя, который должен определяться степенью интеграции теоретических знаний и практических навыков. Существующая структура музыкально-теоретического цикла является замкнутой системой и не имеет выхода на практическую деятельность музыкантов-исполнителей, так как составляющие ее дисциплины решают в основном свои внутренние задачи.

Для модификации закрытой системы музыкально-теоретической подготовки в открытую следует выделить тот тип деятельности, который может объединить выделенные дисциплины музыкально-теоретического цикла в единую систему с выходом на исполнительскую практику В данном случае - это аналитическая деятельность, которая может стать организующим элементом в создании целостной системы междисциплинарных связей. Эта форма работы присутствует во всех музыкально-теоретических курсах (гармония, полифония, анализ музыкальных произведений) и имеет общий объект исследования - музыкальное произведение. В процессе обучения студенты поэтапно овладевают всеми видами аналитической деятельности - гармонической, полифонической, фактурной, интонационной. Поскольку музыкальное произведение - явление многокомпонентное, то анализу подвергаются все его стороны - лад, тональность, мелодия, гармония, фактура, принципы развития, форма и т. д., причем в каждом предмете как бы высвечиваются отдельные стороны объекта соответственно задачам данного курса. В результате поэтапного развития данного вида деятельности в последнем курсе (соответственно учебному плану) анализа музыкальных форм происходит синтез и обобщение, то есть объект - музыкальное произведение -предстает перед исследователем в своем целостном виде. Таким образом у студентов формируются навыки комплексного анализа, что непосредственно влияет на их практическую деятельность, выбор обоснованной исполнительской трактовки произведения, что в конечно итоге приводит к созданию целостного художественного образа.

Во второй половине XX века в связи с развитием исторического подхода к явлениям музыкального искусства изменился процесс осмысления теории музыки, и, как следствие, повысилось внимание к категории стиля [5, с. 22]. Идея эта стала постепенно проникать и в педагогическую практику, что повлекло за собой создание многочисленных учебных пособий [6; 7; 8]. И хотя современная парадигма образования требует расширения традиционных форм и методов обучения и воспитания образованного специалиста, свободно ориентирующегося в законах музыкального искусства, идея исторического подхода в процессе преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры не нашла своего развития. Поэтому назрела необходимость расширить содержание аналитической деятельности в контексте историко-стилистического подхода.

Понятие стилевого анализа в музыке связано непосредственно с понятием «стиль музыкального произведения» как «отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т. д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков» [9, с. 20]. Стилевой анализ музыкального произведения как новая форма работы и единый связеобразующий элемент в курсах гармонии, полифонии и анализе музыкальных форм способен выявлять на каждом этапе реализации исторически сформировавшиеся характерные музыкально-выразительные комплексы, типичные для эпохи и творивших в них композиторов.

В качестве примера рассмотрим процесс реализации междисциплинарного подхода в рамках изучения музыки эпохи барокко. Анализ научной литературы показывает, что в педагогической науке началось теоретическое осмысление этого исторического феномена. На сегодняшний день барочная музыка стала неотъемлемой частью концертного и учебного репертуара и не раз являлась объ-

Библиографический список

ектом музыковедческих трудов как зарубежных, так и отечественных исследователей. Исполнительский и слушательский интерес к ней продолжает расти, что связано с общей тенденцией расширения музыкально-информационного поля. Проблемы трактовки жанров и форм, места бытования и исполнения музыки, инструментария, аппликатуры и артикуляции, фразировки и штрихов, зачастую вопросы текстологии и атрибуции должны изучаться как на уроках в специальном исполнительском классе, так и на занятиях по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам. Но в настоящее время этому стилю не уделяется должного внимания, так как традиционно материалом для освоения предметов музыкально-теоретического цикла (гармонии, полифонии, музыкальной формы) в вузах культуры являются произведения классико-романтической традиции второй половины XVШ-XIX века.

Исходя из наблюдений педагогической практики, наибольшей наглядностью и в то же время доступностью материала для студентов музыкальных специальностей вузов культуры обладают клавирные сочинения итальянских композиторов начала XVIII века - отдельные танцы и сюиты, вариационные циклы. Эти произведения за счет своей компактности и относительной легкости фактурных решений могут быть начальным этапом в освоении музыкально-выразительных средств эпохи барокко. Метод стилевого анализа, примененный в сочинениях такого рода, позволяет выявить специфику барочной музыки при минимальных затратах педагогического времени и с большей педагогической эффективностью. Как известно, в эпоху барокко складывается тонально-функциональная система, формируется понятие вертикали и аккорда, гармония становится фактором темо- и формообразования. Поэтому изучение гармонической стороны музыки эпохи барокко должно происходить без отрыва от изучения формы произведения. Так, например, все этапы одной из важнейших форм эпохи барокко - периода типа развертывания - необходимо рассмотреть с точки зрения гармонии. «Ядром» формы является, как правило, формула Т^^-Т, дальнейшее «развертывание» - движение по тональностям первой степени родства (с помощью секвенции), за которым следует заключительный каданс. Подобные примеры в итальянской клавирной музыке встречаются нередко. При этом в основе любой барочной музыки лежит правильное контрапунктирование двух крайних голосов, дополненное зачастую полифонически разработанными средними голосами. Отсюда обилие приемов имитационной полифонии в чисто гомофонных жанрах. Для анализа фактуры полифонических произведений итальянских композиторов должен учитываться аспект гармонической вертикали, поскольку на основе гармонической схемы разрабатывалась вся полифоническая ткань.

Стилевой анализ помогает лучше изучить и понять особенности музыкальных жанров эпохи. Студенты имеют возможность расширить свои представления о сюите, так как в Италии преобладали «сюиты нетипизированного строения», структура которых и выбор используемых в них танцев и пьес были обусловлены во многом национальными традициями.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Современная подготовка музыканта-исполнителя в вузах культуры требует междисциплинарного подхода в области музыкально-теоретического образования, который располагает большими возможностями для оптимизации учебного процесса. Основным вектором развития междисциплинарных связей служит интеграция знаний и деятельности как ведущего компонента системы музыкально-теоретической подготовки. Выделенное в процессе формирования системы междисциплинарных связей звено «знание - деятельность», в основе которого лежит стилевой анализ музыкального произведения, является методологической основой их реализации в цикле музыкально-теоретических дисциплин. На примере музыки эпохи барокко показано, что использование данного вида деятельности в качестве ведущего организующего элемента способствует совершенствованию междисциплинарных связей и повышению практической значимости музыкально-теоретических курсов в системе целостной подготовки исполнителей.

1. Лысак И.В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 5. Available at: https://s.science-education.ru/pdf/2016/5/25376.pdf

2. Томилин С.А., Ольховская РА., Федотов А.Г, Василенко Н.П. Технология реализации междисциплинарной подготовки бакалавров в процессе научно-исследовательской работы студентов. Инженерный вестник Дона. 2016; № 1 (40). Available at: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_24_Tomilin.pdf_db2eb9f3a2.pdf

3. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем. Москва: Медицина, 1998.

4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва: Просвещение, 1988.

5. Лыжов ГИ. Мост к современности. О стилевом курсе гармонии. Научный вестник Московской консерватории, 2011; Т. 2, Выпуск 2: 22-31.

6. Девуцкий В.Э. Стилистический курс гармонии: учебное пособие. Воронеж: Издательство ВГУ 1994.

7. Дьячкова Л.С. Гармония в западноевропейской музыке (IX- начало XXвека): учебное пособие. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2009.

8. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: в 3-х ч. Ч. I. Москва: Музыка, 1996.

9. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. Москва: Владос, 2003.

References

1. Lysak I.V. Mezhdisciplinarnost': preimuschestva i problemy primeneniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 5. Available at: https://s.science-education.ru/ pdf/2016/5/25376.pdf

2. Tomilin S.A., Ol'hovskaya R.A., Fedotov A.G., Vasilenko N.P Tehnologiya realizacii mezhdisciplinarnoj podgotovki bakalavrov v processe nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov. Inzhenernyj vestnikDona. 2016; № 1 (40). Available at: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_24_Tomilin.pdf_db2eb9f3a2.pdf

3. Anohin P.K. Izbrannye trudy: Kibernetika funkcional'nyh sistem. Moskva: Medicina, 1998.

4. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1988.

5. Lyzhov G.I. Most k sovremennosti. O stilevom kurse garmonii. Nauchnyj vestnik Moskovskojkonservatorii, 2011; T. 2, Vypusk 2: 22-31.

6. Devuckij V.'E. Stilisticheskij kurs garmonii: uchebnoe posobie. Voronezh: Izdatel'stvo VGU, 1994.

7. D'yachkova L.S. Garmoniya v zapadnoevropejskoj muzyke (IX- nachalo XX veka): uchebnoe posobie. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2009.

8. Holopov Yu.N. Garmonicheskij analiz: v 3-h ch. Ch. I. Moskva: Muzyka, 1996.

9. Nazajkinskij E.V. Stil' i zhanr v muzyke. Moskva: Vlados, 2003.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

УДК 78.071.4

Klimay E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: evklimai@gmail.com

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF THE RUSSIAN PIANO SCHOOL. The article substantiates the relevance of a problem of studying methodological principles of the Russian piano school, defines the object, subject, purpose and objectives of the study, analyzes the genesis and authorship of individual performance settings, and traces the connection between different generations of outstanding pianist teachers. The difference between traditions and stamps in art is considered. The main principles of the Russian piano school are formulated, which include: a meaningful and extremely attentive attitude to the author's text; sincerity and simplicity as an artistic super-task of the performer; intonational expressiveness as the basis of clear musical speech; education of independence, flexibility, critical thinking of the student; self-renewal through the conjugation of tradition and innovation. The pedagogical principles of the work of outstanding pianists on intonation and rhythm, syntax and artistic image are discussed. The concept of "dimension", characteristic of Russian music and the Russian piano school, is revealed.

Key words: Russian piano school, piano pedagogy, piano, musical and performing arts, artistic and pedagogical process, pianist-teacher

Е.В. Климай, канд. пед. наук, доц., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: evklimai@gmail.com

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ

В статье обосновывается актуальность проблемы исследования методологических принципов русской фортепианной школы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, анализируется генезис и авторство отдельных исполнительских установок, прослеживается связь различных поколений выдающихся педагогов-пианистов. Рассматривается отличие традиций от штампов в искусстве. Формулируются основные принципы русской фортепианной школы, к числу которых относятся осмысленное и предельно внимательное отношение к авторскому тексту; искренность и простота как художественная сверхзадача исполнителя; интонационная выразительность как основа ясной музыкальной речи; воспитание самостоятельности, гибкости, критичности мышления ученика; самообновление через сопряжение традиций и новаторства. Обсуждаются педагогические принципы работы выдающихся пианистов над интонацией и ритмом, синтаксисом и художественным образом. Раскрывается понятие «мерности», свойственное русской музыке и русской фортепианной школе.

Ключевые слова: русская фортепианная школа, фортепианная педагогика, фортепиано, музыкально-исполнительское искусство, художественно-педагогический процесс, пианист-педагог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие русской фортепианной школы является чрезвычайно широким и ёмким, поскольку вбирает в себя, прежде всего, исторически протяженный путь становления и формирования основных методологических положений, исполнительских и педагогических принципов, выработанных в классах выдающихся композиторов, пианистов и педагогов, чьи имена навсегда вошли в историю мирового пианистического искусства: Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны, Петр Ильич Чайковский, Сергей Иванович Танеев, Василий Ильич Сафонов, Николай Сергеевич Зверев, Александр Ильич Зилоти, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Николаевич Скрябин, Константин Николаевич Игумнов, Александр Борисович Гольденвейзер, Генрих Густавович Нейгауз и целая плеяда их выдающихся учеников, пианистов с мировыми именами: С. Фей-нберг Д. Башкиров, Л. Оборин, Т. Николаева, С. Рихтер, Э. Гилельс, С. Нейгауз, Я. Зак и многие другие.

На современном этапе пианистам-исполнителям, исследователям и педагогам необходимо понимать не только то, каковы живые традиции русской фортепианной школы: от общих методологических принципов до конкретных исполнительских приемов, но и те механизмы, которые позволяют сохранять преемственность на протяжении стольких поколений музыкантов, не допуская вырождения в штампы и трафареты.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа, обобщения, систематизации и критического осмысления педагогического опыта, накопленного различными поколениями выдающихся пианистов-педагогов.

Объект исследования: художественно-педагогический процесс в классе фортепиано.

Предмет исследования: методологические принципы русской фортепианной школы.

Цель исследования: сформулировать основные методологические принципы русской фортепианной школы, выявить и проанализировать соотношение традиций и новаторства в русской фортепианной педагогике.

Задачи исследования:

1. Реконструировать «генеалогическое древо» «игумновской» ветви русской фортепианной школы.

2. Выявить и обобщить основные методологические принципы русской фортепианной школы.

3. Проанализировать механизмы самообновления принципов русской фортепианной школы.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, сравнение, обобщение, дифференциация, синтез, систематизация, классификация, индукция, дедукция, моделирование);

- эмпирические (наблюдение, опрос, беседа, интервьюирование, интроспекция, экспертиза).

Научная новизна исследования заключается в определении комплекса основных методологических принципов, формирующих русскую фортепианную школу, в раскрытии диалектического соотношения преемственности и самообновления сформулированных принципов, дифференциации понятий традиции и штампа в фортепианном искусстве.

Теоретическая значимость исследования: реконструировано «генеалогическое древо» «игумновской» ветви русской фортепианной школы; на основе обобщения педагогического опыта выдающихся представителей русской фортепианной школы сформулированы ее основные методологические принципы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов музыкантами-исполнителями и педагогами в классе фортепиано в учреждениях среднего профессионального и высшего образования.

Проблемы, связанные с методологией русской фортепианной школы, обсуждались рядом выдающихся педагогов, пианистов и исследователей музыкально-исполнительского искусства: А.Б. Гольденвейзером [1], Б.Я. Землян-ским [2], Л.С. Майковской [3], Я.И. Мильштейном [4], ГГ Нейгаузом [5], Г.М. Цы-пиным [6], О.Ф. Шульпяковым [7].

Генеалогическое древо русской фортепианной школы можно проследить вплоть до Л. Бетховена, у которого учился К. Черни, ставший впоследствии учеником Ф. Листа. Как известно, А.И. Зилоти провел в Веймаре несколько лет, обучаясь у Ф. Листа. Уроки переросли в крепкую дружбу, и в своей дальнейшей творческой деятельности А.И. Зилоти выступал в качестве популяризатора сочинений и педагогических принципов Ф. Листа.

На рис. 1 представлен схематичный фрагмент «генеалогического древа» русской фортепианной школы, связанной с именами К.Н. Игумнова и А.Б. Гольденвейзера, безусловно, не претендующий на полноту охвата педагогических влияний, связанных даже с именами только этих двух представителей русской фортепианной школы. На данном рис. отсутствует ветвь Г Г Нейзауза, поскольку его фортепианная школа исторически имеет мало пересечений с линией А. Рубинштейна, П. Чайковского, А. Зилоти. Будучи учеником Леопольда Годовского, Г.Г Нейгауз вырастил множество выдающихся пианистов: С. Рихтера, Э. Гилель-са, Я. Зака, С. Нейгауза, Е. Малинина, В. Крайнева, А. Любимова и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.