Научная статья на тему 'Формирование методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности'

Формирование методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ / MARKETING ADMINISTRATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева-Чернышева А.Ю.

В статье исследуются вопросы формирования методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности на современном этапе социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING THE METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF MARKETING ADMINISTRATING IN THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

The article focuses on creating the methodological principles of marketing administrating in entrepreneurial activities at the present stage of socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Формирование методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности»

ISSN 1029-3388

Яковлева-Чернышева А. Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кризисная ситуация, развивающаяся на мегауровне и приводящая к макроэкономической нестабильности в отдельных странах, нарастающая изменчивость и неопределенность предпринимательской среды определяют особую значимость эффективного управления маркетингом в предпринимательской деятельности. Вместе с тем, практическая реализация этой задачи невозможна без обоснования наиболее значимых методологических принципов управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур.

Термин «принцип» является специфическим понятием, которое представляет собой фиксацию результатов научных исследований, позволивших выявить те или иные взаимосвязи, отношения и закономерности. То есть принципы формулируются с учетом связанности, взаимообусловленности объективного и субъективного, которая раскрывается в процессе познания того или иного явления.

В настоящее время далеко не все закономерности управления маркетингом в предпринимательской деятельности исследованы и охарактеризованы с помощью принципов. Кроме того, динамизм и неустойчивость предпринимательской среды приводят к тому, что многие из зафиксированных явлений и взаимосвязей существуют лишь в пределах определенного временного интервала, поскольку происходит непрерывная смена объективных условий и факторов, которые влияют на процессы воспроизводства закономерностей и отношений управления, а также субъективных факторов, которые их воспринимают и используют. Развивается и научный инструментарий, позволяющий выявлять и исследовать взаимосвязи, отношения и закономерности управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур, обогащать опыт их использования в управленческой практике на всех уровнях экономической системы.

Таким образом, высока актуальность научного осмысления и интерпретации тех или иных принципов управления применительно к обеспечению эффективного осуществления маркетинга в предпринимательской деятельности. Также следует учитывать, что практическая реализация принципов управления зависит далеко не только от того, насколько объективно и адекватно они сформулированы, но в наибольшей мере определяется отношением людей, которые их осуществляют. Иначе говоря, одного знания принципов недостаточно. Должны быть мотивация и умение применять их в процессе управления.

В процессе исследования принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности раскрывается диалектика их объективного и субъективного познания, соотношение знания и практического действия. Рассматриваемые принципы управления не могут оставаться предметом умозрительности, поскольку, объективные по природе и содержанию, они одновременно являются следствием факта сознания по своему выражению и применению в практике управления.

Таким образом, принципы управления являются проявлением объективных законов в субъективной форме. Их источниками и предпосылками служат объективные явле-

90

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

ния и процессы, сущность и функциональное предназначение которых как раз и определяют принципы управления, позволяющие давать достоверную характеристику взаимосвязей, отношений и закономерностей, формирующихся в практике управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур. Форма выражения принципов при этом должна отражать сущность тех или иных управленческих отношений, создавая предпосылки для результативного использования научных выводов и рекомендаций в практике управления.

Формирование принципов управления маркетингомв деятельности предпринимательских структур - это сложный процесс их выявления и обоснования, который должен отвечать определенным требованиям, соответствующим целям управления. Исходя из вышеизложенного, при разработке принципов управления необходимо:

- принимать во внимание наиболее значимые и существенно влияющие на эффективность управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур управленческие взаимосвязи, отношения и закономерности;

- выявлять и исследовать постоянно действующие условия и факторы, устойчивые взаимосвязи, отношения и закономерности управления маркетингомв предприниматель-скойдеятельности;

- охватывать весь спектр взаимосвязей, отношений и закономерностей, формирующихся на всех уровнях управления маркетингом, учитывая специфику государственного и негосударственного сектора экономики, участвующих в процессах предпринимательской деятельности.

Итак, понятие «принцип управления», который мы исследуем применительно к обеспечению эффективного управления маркетингом в предпринимательской деятельности, отражает взаимосвязи, отношения и закономерности, объективно существующие в сфере маркетинга и имеющие особое значение для его реализации.

Принцип управления в данном контексте - это взаимосвязь, отношение или закономерность функционирования различных элементов управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур, выраженная в виде определенного научного положения, получившего распространение в теории и практике управленческой деятельности.

Характерными свойствами принципов управления являются системность и диалек-тичность, поскольку все исследуемые составляющие процесса управления маркетингом в предпринимательской деятельности имеют сложную структуру, элементы которой могут вступать в противоречие друг с другом. Сами принципы управления, исходя из того, что они отражают объективно возникающие и трансформирующиеся явления и процессы, нередко противоречат друг другу, либо дополняют друг друга в зависимости от ракурса исследования. У читывая это, обоснование и характеристика того или иного принципа должны осуществляться в неразрывной взаимосвязи с другими принципами, которые могут его каким-то образом дополнять или уточнять. Можно сказать, что наличие сложных взаимосвязей между принципами управления позволяет рассматривать их как систему, в которой они активно взаимодействуют, балансируют, регулируют или усиливают друг друга. Каждый отдельно взятый принцип управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур раскрывает в рамках рассматриваемой системы свою сущность и предназначение, имея определенное место в ее структуре и получая возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал с учетом имеющихся ограничений.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что принципы управления являются основополагающими идеями, фундаментальными представлениями об управленческой деятельности, которые отражают существующую объективную реальность (свойство объективности), и в то же время, каждый из принципов управления представляет собой идею,

91

ISSN 1029-3388

являющуюся субъективным построением (свойство субъективности), совершаемым конкретными людьми. Эти люди осуществляют управленческую деятельность, находясь под воздействием совокупности определенных условий и факторов, в том числе субъективного характера. Учитывая это, чем ближе субъективное отражение принципа в сознании того или иного человека к объективно существующим закономерностям, тем более результативной становится его управленческая деятельность.

Классификация принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности может быть осуществлена с использованием разных критериев. Тем не менее, вся совокупность обоснованных принципов, на наш взгляд, должна не только отражать отдельно взятые взаимосвязи, отношения и закономерности управления, но и вписываться в общую концепцию, соответствовать главной цели обеспечения эффективного управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур. Кроме того, принципы управления должны иметь четко выраженную практическую направленность, достаточно жестко определяя характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

Учеными и специалистами до настоящего времени предпринимаются попытки обосновать большое число разнообразных принципов управления, которые зачастую не сочетаются друг с другом [1], [2], [3]. Это обусловлено тем, что представления о роли и содержании управленческой деятельности, методах и принципах ее осуществления в значительной мере и неоднократно трансформировались на протяжении длительного периода, начавшегося с того момента, когда управление стали идентифицировать и исследовать как особый вид деятельности. Предлагавшиеся в разное время классификации включали как общие (универсальные), так и частные (специфические) принципы управления, которые различным образом группировались и интерпретировались в научной и специальной литературе.

Поскольку принципы управления маркетингом в предпринимательской деятельности отражают взаимосвязи, отношения и закономерности, определяемые их местом и ролью в системе управления предпринимательской структурой, содержание каждого принципа и характер их взаимосвязей друг с другом должны быть четко обоснованы. Следовательно, первым шагом к систематизации принципов управления маркетингом, на наш взгляд, является определение тех общих закономерностей и управленческих отношений, которые присущи всей системе управления предпринимательской структурой и обеспечивают результативность управляющих воздействий. Эти общие закономерности и отношения являются исходными, типичными для различных групп элементов (подсистем) предпринимательской структуры и/или взаимосвязей между ними. Мы рассматриваем их как общесистемные принципы, сформулированные в теории управления системами [4]. По нашему мнению, среди довольно большого их числа в рамках данного исследования целесообразно выделить принципы целенаправленности, адаптации, управляемости и многокритериальности.

Принцип целенаправленности связан с тем, что управление маркетингом в предпринимательской деятельности стремится к достижению конкретных целей, то есть к достижению требуемых значений определенных параметров или состояний посредством управляющих воздействий. При этом преследуются одновременно внутренние цели, связанные с сохранением устойчивости функционирования и развития предпринимательских структур, и внешние, характеризующие их взаимодействие с предпринимательской средой.

Принцип адаптации определяется необходимостью в процессе управления марке-тингомв деятельности предпринимательских структур трансформировать его элементы и/или взаимоотношения между ними в соответствии с динамически меняющимися ха-

92

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

рактеристиками условий и факторов среды. Реализация этого принципа возможна при условии адекватного информационного обеспечения субъекта управления, наличия обратной связи, позволяющей своевременно осуществлять необходимые корректировки процессов управления в случае выявленных отклонений фактических значений.

Принцип управляемости означает, что все элементы подсистемы маркетинга в деятельности предпринимательских структур должны быть управляемыми. Управляемость подсистемы маркетинга обеспечивается сочетанием двух диалектически взаимодействующих процессов (регулирования, осуществляемого субъектом управления, и саморегулирования).

Принцип многокритериальности предопределяется необходимостью учета различных критериев эффективности управления маркетингом и совершенствования системы управления предпринимательской деятельностью в целях ее обеспечения. Несмотря на большое количество возможных параметров, которые можно использовать для оценки эффективности управления, целесообразно выбрать относительно небольшое количество наиболее значимых из них, позволяющих получить всестороннюю количественную и качественную характеристику достигнутых результатов [5].

Выделив и рассмотрев наиболее значимые общесистемные принципы применительно к управлению маркетингом в деятельности предпринимательских структур, мы переходим ко второму шагу систематизации, основанному на исследовании и научном обосновании взаимосвязей, отношений и закономерностей, характеризующих отдельные группы элементов управления, такие, как цели, функции, методы, структура, процесс и т.д.

Если в общесистемных принципах воплощается сущность управления, то в частных раскрываются присущие различным его элементам взаимосвязи, отношения и закономерности, характеризующие их структурно, то есть в статике, и функционально, или в динамике. Исходя из этого, мы предлагаем выделять структурные и функциональные принципы управления маркетингомв предпринимательской деятельности. Причем указанные принципы наполняются конкретным содержанием в каждой из групп элементов управления, определяемым ее местом и ролью в системе управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур.

Представляется, что, определяя содержание структурных и функциональных принципов управления, целесообразно классифицировать все элементы управления, в действии которых они проявляются, как относящиеся к механизму или к процессу управления.

Структурные принципы характеризуют взаимосвязи, отношения и закономерности элементов механизма управления маркетингом. Например, это такие принципы, как обеспечение совместимости различных элементов механизма управления, их рациональное комбинирование, исключающее выполнение параллельных, дублирующих функций, достаточное разнообразие, адекватное потребностям субъекта и свойствам объекта управления и т.д.

Функциональные принципы, в отличие от структурных, характеризуют не механизм, а процесс управления. Они определяют основные взаимосвязи, отношения и закономерности, формирующиеся в ходе управленческой деятельности, направленной на обеспечение эффективного управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур. Примерами функциональных принципов являются увязка результатов управляющих воздействий с ответственностью их исполнителей, стимулирование эффективной управленческой деятельности и т.п.

Наконец, третий шаг систематизации предполагает обоснование взаимосвязей, отношений и закономерностей, специфических для управления маркетингом в предпринимательской деятельности. На наш взгляд, специфические принципы управления маркетингом в деятельности предпринимательских структур можно разбить на две группы: стабилизирующие и развивающие.

93

ISSN 1029-3388

Стабилизирующие принципы предполагают сбалансированное сочетание различных инструментов управления маркетингом, обеспечивающее стабильное функционирование предпринимательской структуры в условиях динамично меняющейся предпринимательской среды.

Суть развивающих принципов управления маркетингом заключается в осуществлении управляющих воздействий, нацеленных на обеспечение динамичного развития предпринимательской деятельности. Они проявляются в динамике функционирования и развития маркетинговой подсистемы предпринимательской структуры, отвечающей текущему и ожидаемому состоянию предпринимательской среды.

Итак, мы можем выстроить иерархию принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности, которая включает три уровня (рис. 1).

Рис. 1. Классификация методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности

Таким образом, рассмотренная совокупность методологических принципов образует научную основу эффективного управления маркетингом, отражая его общесистемный характер, а также частные и специфические аспекты в сфере предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. М.: Омега-Л, 2004.

2. Государственное управление: Словарь-справочник / Под ред. Л.Т. Волчковой и др. - СПб: Петрополис, 2001.

3. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. / Г. Кунц, С. О’Доннел. - М.: Экономика, 1981.

4. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Методологические аспекты управления маркетингом в социальноэкономической системе предпринимательства/ А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. -2013. - №3.

5. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Формирование методологических подходов к управлению социальноэкономической системой предпринимательства/ А.Ю. Яковлева-Чернышева // Транспортное дело России. -2012. - №2.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.