Научная статья на тему 'Формирование методологических карт для производства бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений'

Формирование методологических карт для производства бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширская Л.В.

В статье рассмотрен порядок формирования методологических карт, которые позволят изучить вопросы организации бухгалтерского учета, алгоритм проведения бухгалтерской экспертизы, порядок осуществления контрольных процедур в бюджетном учреждении и сформировать отчет эксперта-бухгалтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методологических карт для производства бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК. 657

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л. В. КАШИРСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита E-mail: kashirskaya76@mail. ru Астраханский государственный технический университет

В статье рассмотрен порядок формирования методологических карт, которые позволят изучить вопросы организации бухгалтерского учета, алгоритм проведения бухгалтерской экспертизы, порядок осуществления контрольных процедур в бюджетном учреждении и сформировать отчет эксперта-бухгалтера. Сделан вывод о том, что методологические карты являются основным организационно-методологическим документом в бухгалтерской экспертизе и могут быть использованы при лицензировании или ранжировании бюджетного учреждения.

Ключевые слова: методологическая карта, бухгалтерская экспертиза, контроль, бюджетные учреждения

Деятельность любой организации можно свести к набору хозяйственных операций, отражаемых в системе по различным участкам учета. Например, участок «Основные средства» предполагает следующие операции:

— поступление;

— принятие к учету;

— переоценка;

— перемещение;

— изменение параметров или характеристик;

— выбытие объектов основных средств и др. Каждая операция определенным образом

регистрируется, например, отражается на счетах бухгалтерского учета: определяется корреспонденция счетов, документ-регистратор этой бухгалтерской записи (первичный документ или учетный регистр); выполняется бухгалтерская запись.

Особенностью деятельности бюджетных учреждений является ограниченный уровень самостоятельности в управлении организацией, а именно:

— регламентация всех этапов деятельности и учета;

— строгое финансирование деятельности в пределах утвержденной сметы;

— использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;

— использование имущества, находящегося в оперативном управлении;

— формирование ценовой политики оказываемых государственных услуг по согласованию с учредителем и т. д.

В отличие от коммерческих хозяйствующих субъектов они определяют специфику ведения бухгалтерского учета, а также осуществления всех форм контроля, в т. ч. бухгалтерской экспертизы.

В целях повышения качества производства бухгалтерских экспертиз, уровня взаимодействия с лицами (органами), назначающими бухгалтерские экспертизы, а также достоверности оценки заключения эксперта-бухгалтера необходима разработка методологических карт, под которыми понимается вид технологической документации, содержащей весь процесс бухгалтерского учета, набор документов, регламентирующих порядок ведения учета и формирования отчетности в бюджетном учреждении, а также типичные нарушения, возможные к выявлению в ходе экспертизы.

Методологическая карта является основным организационно-методологическим документом в бухгалтерской экспертизе, которая содержит комплекс мероприятий по организации бухгалтерской экспертизы в бюджетном учреждении. Содержание методологической карты позволит изучить вопросы организации бухгалтерского учета, алгоритм проведения бухгалтерской экспертизы, порядок осуществления контрольных процедур в бюджетном учреждении и сформировать отчет эксперта-бухгалтера, который в свою очередь может быть использован при лицензировании или ранжировании бюджетного учреждения.

Методологические карты следует классифицировать:

• по сложным и составным видам деятельности;

• по деятельности, осуществляемой по новым технологиям и новыми методами;

• по типовым, повторяющимся видам деятельности.

Методологические карты также следует подразделять на операционные, общие и цикличные. Их необходимо разрабатывать по разделам учета либо по разделам обеспечения учета (учетная политика, договорные обязательства, автоматизация учетного процесса). Поскольку бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях строго регламентирован, то речь идет о типовых методологических картах (ТМК). ТМК разрабатываются на один основной (базовый) вариант бухгалтерской экспертизы, при этом допускается предусматри-

вать другие возможные варианты применения экспертных процедур и методов.

Чтобы сформировать перечень типовых хозяйственных операций в методологических картах, необходимо:

— проанализировать и описать хозяйственные операции, в т. ч. при автоматизированной форме бухгалтерского учета за предшествующие периоды (2—3 года);

— описать операции, специфические для бюджетных учреждений, которые не предусмотрены действующей методологией учета. Методологическая карта (в том числе ТМК)

должна состоять из следующих разделов:

I. Область применения.

II. Технология и организация бухгалтерской экспертизы:

• состав нормативно-справочной информации. Нормативно-справочная информация должна включать данные:

1) по объектам бухгалтерского учета, которые имеются в учреждении и будут проверяться при производстве бухгалтерской экспертизы без доработок и изменений методологических карт;

2) по объектам бухгалтерского учета, имеющимся в учреждении, по которым потребуется доработка каких-либо параметров в методологических картах;

3) по объектам бухгалтерского учета, характерным для проведения бухгалтерской экспертизы и отсутствующим в методологических картах.

Под нормативно-справочной информацией понимаются нормативы, константы, лимиты, справочники и регистры, которые потребуются для производства бухгалтерской экспертизы. В качестве примера формы представления нормативно-справочной информации рассмотрим справочник нормативных документов (табл. 1).

Также можно привести формы справочников с различными видами лимитов, устанавливаемых нормативными актами (табл. 2, 3).

Большая часть нормативно-справочной информации уже используется при производстве бухгалтерской экспертизы и может быть приме -нена в бюджетных учреждениях, например при ответах на вопросы, ставящиеся перед экспер-

Таблица 1

Справочник нормативных документов по учету и формированию отчетности

в бюджетных учреждениях

Нормативный документ Начало действия

По бухгалтерскому учету

Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» До 31.12.2008

Приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» С 01.01.2009

Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 152н «О внесение изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 148н» С 01.01.2010

Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция его применению» С 01.01.2011

Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» С 01.01.2011

По формированию отчетности

Приказ Минфина России от 24.08.2007 № 72н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» С 01.01.2008

Приказ Минфина России от 13.11.2008 № 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» С 01.01.2009

Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» С 01.02.2011

Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» С 01.01.2011

том, бухгалтером при назначении бухгалтерской экспертизы при расследовании преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. К таким вопросам, например, относятся следующие: какова задолженность по заработной плате и иным установленным законом выплатам у учреждения перед работниками за период с 01.06.2011 по 30.09.2011 с разбивкой помесячно по каждому работнику или какими денежными средствами располагало на расчетных счетах № 40702810600000040123 и40702810600000040135 учреждение в Акционерном коммерческом банке (АКБ) «Промбанк» по состоянию с 10-го по 13-е число и с 21-го по 23-е число каждого месяца за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 и др.;

• требования к качеству внутреннего контроля (график проведения инвентаризации (табл. 4), график проведения контрольных мероприятий (табл. 5); наличие в автоматизированной форме учета элементов контроля (табл. 6));

• методологические схемы производства бухгалтерской экспертизы (перечень типичных нарушений, перечень учетной и внеучетной информации, спецификация первичных документов и учетных регистров с указанием обязательных реквизитов и комплектности, схема документооборота, схема порядка проведения бухгалтерской экспертизы);

• перечень изменений нормативов, лимитов за проверяемый период (при необходимости).

Таблица 2

Минимальный размер оплаты труда, установленный для расчета различных выплат

Вид начислений и удержаний Минимальный размер оплаты труда, руб., с: Основание

01.09.2006 01.09.2007 01.01.2009 01.06.2011

Оплата труда, больничное пособие, пособие по беременности и родам 1 100 2 300 4 330 4 611 Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Алименты 1 100 2 300 4 330 4 611 Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

Взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование — в отношении плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам 4 330 4 611 Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Стипендии, пособия и другие социальные выплаты (кроме больничного пособия и пособия по беременности и родам) 100 100 100 100 Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Штрафы по налоговому, уголовному законодательству, установленные в количестве минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Иные платежи, размер которых зависит от МРОТ 100 100 100 100 Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

III. Требования к качеству и приемке заключения эксперта-бухгалтера:

• требования к качеству исследуемой документации;

• перечень процессов, подлежащих контролю.

IV. Потребность в ресурсах:

• перечень видов дополнительной экспертизы (финансово-аналитическая экспертиза, финансово-кредитная экспертиза, инженерно-экономическая экспертиза, налоговая экспертиза);

• перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений.

Таблица 3

Лимит расчетов наличными

Основание Срок действия Норматив

Указание Центрального банка РФ от 07.10.1998 № 375-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» С 14.10.1998 Между юридическими лицами — 10 тыс. руб. Для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье — 15 тыс. руб. Для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц — 15 тыс. руб.

Указание Центрального банка РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» С 21.11.2001 60 тыс. руб.

Указание Центрального банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (в редакции указания Центрального банка РФ от 28.04.2008 № 2003-У) С 05.07.2007 100 тыс. руб.

VI. Финансово-экономические показатели (при необходимости):

• основные экономические показатели деятельности;

• степень соответствия расходов учреждения, осуществляемых за счет средств финансирования, используемым бюджетным ассигнованиям;

• наличие признаков банкротства. Бухгалтерская экспертиза на основе методологических карт предполагает проведение оценки реальности фактов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, правильности их отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения действующего законодательства. При этом может возникнуть ситуация, при которой государственные средства использованы в соответствии со сметой, правильно учтены и отражены в отчетности и вывод эксперта-бухгалтера положительный. На самом деле одновременно могут быть не выполнены поставленные цели, для достижения которых организации выделялись бюджетные средства. Таким образом, если бюджетополучатель отразил правильно все финансово-хозяйственные операции, не нарушил

законодательства, но неэффективно использовал бюджетные средства, мнение эксперта-бухгалтера может быть и отрицательным.

Реформирование бюджетного процесса, которое в настоящее время проводится в России, призвано повысить эффективность бюджетных расходов посредством рационального использования имеющихся ресурсов бюджетных учреждений, обеспечения сбалансированности затрат, необходимых для выполнения государственных услуг и исполнения государственных функций. Все перечисленное достижимо в полной мере при своевременном учете, правильной и грамотной постановке средств контроля, что станет возможным с использованием услуг экспертов-бухгалтеров.

Список литературы

1. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами: указание Центрального банка Российской Федерации от 07.10.1998 № 375-У.

2. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной

о

Таблица 4

Изменение методов учетной политики бюджетного учреждения (фрагмент с примером заполнения)

Вид имущества Основание изменения методов учетной политики

по состоянию на 01.01.2009 по состоянию на 01.01.2010 по состоянию на 01.01.2011

Номер приказа учреждения об изменении учетной политики Нормативный акт, являющийся основанием изменений в учетной политике Причина изменений в учетной политике Номер приказа учреждения об изменении учетной политики Нормативный акт, являющийся основанием изменений в учетной политике Причина изменений в учетной политике Номер приказа учреждения об изменении учетной политики Нормативный акт, являющийся основанием изменений в учетной политике Причина изменений в учетной политике

Основные средства 1 Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 152н Изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету 3 Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н Изменение условий деятельности организации (реорганизация, смена видов деятельности)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы Приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н Разработка учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета 3 Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н Изменение условий деятельности организации (реорганизация, смена видов деятельности)

Расчеты с бюджетом по налогам и сборам 3 Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н Изменение условий деятельности организации (реорганизация, смена видов деятельности)

■о О О

а

А

X

А X

■о

А

Е

А X

гп

*

Ь

<

х

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

т ■о

г>

О (Л

<

л т

N О

График проведения инвентаризации в бюджетном учреждении (фрагмент с примером заполнения)

Вид имущества Обязательная инвентаризация Инициативная инвентаризация

по состоянию на 01.01.2009 по состоянию на 01.01.2010 по состоянию на 01.01.2011 по состоянию на 01.01.2009 по состоянию на 01.01.2010 по состоянию на 01.01.2011

Номер приказа Основание Номер приказа Основание Номер приказа Основание Номер приказа Основание Номер приказа Основание Номер приказа Основание

Основные средства 677 Смена материально ответственного лица 127 Хищение

Материалы 578 Составление годовой отчетности

Денежные средства — — — — — — — — 577 Недостача — —

Кредиторская задолженность, в том числе:

— расчеты по финансированию 898 Согласование сметы доходов и расходов

— расчеты с подотчетными лицами 56 По требованию экспер-та-бух-галтера

— расчеты по страховым взносам 334 Составление годовой отчетности 566 Утеря налоговой декларации

Реестр проведенных контрольных мероприятий (фрагмент с примером заполнения)

Раздел учета Бухгалтерская экспертиза Аудиторская проверка Документальная проверка соблюдения налогового законодательства Ревизия

по состоянию на 01.01.2009 по состоянию на 01.01.2010 по состоянию на 01.01.2011 по состоянию на 01.01.2009 по состоянию на 01.01.2010 по состоянию на 01.01.2011 по состоянию на 01.01.2009 по состоянию на 01.01.2010 по состоянию на 01.01.2011 по состоянию на 01.01.2009 по состоянию на 01.01.2010 по состоянию на 01.01.2011

Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения* Основание Нарушения*

Основные средства Приказ № 5 от 12.06.2008 X Уведомление от 15.07.2009

Материалы X

Денежные средства

Дебиторская задолженность, в том числе:

— расчеты с покупателями и заказчиками Уведомление от 15.09. 2009 X

— расчеты с подотчетными лицами X

*В графе в случае выявления ошибок в учете указывается знак «X».

сделке: указание Центрального банка Российской Федерации от 14.11.2001 № 1050-У.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ.

4. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ.

5. О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег,

поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя: указание Центрального банка Российской Федерации от 28.04.2008 № 2003-У.

6. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.