Третьяков О. В.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КОРПОРАЦИЕЙ
Аннотация. В статье представлена методика инструментальной поддержки принятия управленческих решений, которая позволяет структурировать процесс выбора направлений деятельности и показателей отчетности и приводит к достижению максимального экономического и социального эффекта при реализации программ социального инвестирования. Методика включает в себя характеристики семи этапов, на каждом из которых корпорация использует различные инструменты социального инвестирования, обеспечивающие объективность принятия управленческих решений по выбору направлений социального инвестирования.
Ключевые слова. Социальное инвестирование, управленческие решения, методика инструментальной поддержки, оценка социального инвестирования.
Tretyakov O.V.
CREATING PROCEDURE OF USE OF TOOLS OF SOCIAL INVESTMENT MANAGEMENT CORPORATION
Abstract. The paper presents a methodology tool support management decision-making, which allows you to structure the process of selection of activities and reporting indicators and leads to the achievement of the maximum economic and social impact in the implementation of social investment programs. The technique includes the characteristics of the seven stages, each of which the corporation uses a variety of social investment tools that provide objective of making management decisions on the choice of areas of social investment.
Keywords. Social investment, social investment instruments, management decisions, the method of tool support, evaluation of social investment.
Инструментальная поддержка процесса социального инвестирования является необходимостью при принятии управленческих решений [1]. С этой целью для практической деятельности компании разработана методика, позволяющая поэтапно осуществлять регламентированные действия по реализации эффективного управленческого решения. Сущность понятия методики раскрыта в определении, согласно которому методика представляет собой фиксированную совокупность приемов практической деятельности, приводящую к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и на регламентации действий исследователя [2].
Необходимость методики использования инструментов социального инвестирования в управлении корпорацией обусловлена двойственной природой социального инвестирования, а, следовательно, необходимостью системного подхода к социальному инвестированию и потребностью руководства в реализации приемов и процедур, которые с максимальной вероятностью помогут получить требуемый результат. Под инструментами методики принятия управленческих решений будем понимать методы, модели, алгоритмы, показатели, индексы, используемые для мониторинга состояния объекта, внесения изменений и улучшений в практику с целью достижения определенного эффекта.
ГРНТИ 06.39.02 © Третьяков О.В., 2016
Олег Владимирович Третьяков - аспирант Санкт-Петербургского академического университета. Контактные данные для связи с автором: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44 (Russia, St. Petersburg, Lermontovsky av., 44). Тел.: +7 (812) 575-03-00.
В любой компании важно управлять процессом социального инвестирования по следующим основным причинам: социальное инвестирование создает дополнительное конкурентное преимущество, помогает привлечь инвесторов, клиентов и сотрудников; социальные инвестиции показывают ответственность компании и повышают уровень доверия к ней; социальные проекты и программы тесно связаны с улучшением условий жизни и работы сотрудников, их семей и местного сообщества; социальное инвестирование является хорошей базой для реализации маркетинговой стратегии (например, в плане позиционирования бренда); стратегия социального инвестирования обязывает согласовывать деятельность компании с лучшими мировыми и российскими практиками за счет использования международных стандартов; стабилизируется экономическая и социальная среда, в которой находится компания; обеспечивается приток новых бизнес-идей от сотрудников; производится реинжиниринг бизнес-процессов; улучшается имидж компании, что положительно влияет на прибыль.
Управление социальным инвестированием основывается на системном подходе, представленном схематично на рисунке 1. По определению, системный подход - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов [3]. Согласно системному подходу в процесс социального инвестирования важно включать комплекс управленческих процедур: стратегическое планирование; управление бизнес-процессами и ресурсами; анализ и контроль выполнения поставленных задач; управление изменениями и постоянные организационные улучшения. Целостность взаимосвязанных процессов и соблюдение интересов основных стейкхолдеров позволяет говорить о системном подходе к социальному инвестированию в компании.
Ожидания стейкхолдеров
- клиенты -сотрудники
- инвесторы - поставщики
- дилеры
- партнеры
- общество
■ государство и др.
ожидания
Стратегическое планирование
соответствие ожиданиям
Рис. 1. Системный подход к социальному инвестированию в корпорации.
После выделения бизнес-процессов, участвующих в социальном инвестировании компании, необходимо выстроить взаимосвязи между ними. Как правило, этим занимается топ-менеджмент компании, включающий специалистов из каждой организационной сферы. После того, как все бизнес-процессы будут четко идентифицированы, необходимо выстраивать систему оценки эффективности процессов. Для компании со слаженно работающими процессами, где каждая бизнес-единица понимает свою роль и улучшает результаты компании, также важно корректировать систему оценки эффективности, чтобы выявить слабые стороны или убрать дублирующие процессы.
В настоящее время в практике управления в компаниях используются различные подходы для оценки состояния социального инвестирования. Во-первых, многие компании с целью определения эффективности социального инвестирования используют три разновидности количественных показателей [4]: отношение объема социальных инвестиций к балансовой прибыли; отношение объема социальных инвестиций к объему продаж; социальные инвестиции на одного работника.
Во-вторых, для проведения отраслевых и национальных исследований компаний используются качественные показатели, такие как: институциональное оформление (наличие документа, специаль-
ного подразделения); система учета социальных мероприятий (социальная отчетность, оценка эффективности); комплексный подход к социальным инвестициям (по статьям: персонал, охрана здоровья и труда, местное сообщество, честность). Данные показатели формируют качественный индекс, характеризующий процесс социального инвестирования компании [4]. Индекс может принимать значения от 0 до 100%, чем больше значение индекса, тем целостнее социальная политика компаний. Сравнение индексов для разных признаков позволяет выявить «узкие места», которые представляют для компаний наибольшую проблему.
Однако, используемые показатели внутри укрупненных групп, такие как наличие документа по корпоративной социальной ответственности (КСО), связь КСО и корпоративной стратегии и другие не позволяют оценить качественную реализацию выполняемых проектов, что является проблемой для объективного подсчета показателя. В этой связи заслуживает внимания позиция Г.Л. Тульчинского, который предлагает оценивать эффективность социальных инвестиций, реализуемых во внешней и внутренней среде [5, с. 34-36]. В качестве методики он предлагает программу «Эффективные социальные инвестиции и социальное партнерство» (ЭСИСП), с помощью которой компания может перейти от благотворительности к социальному инвестированию, развивать деловую репутацию, оптимизировать социальные партнерские отношения. В программе предусмотрена оценка эффективности социальных инвестиций и определение рейтинга как итоговой оценки результатов социального инвестирования компании.
Анализ, проведенный автором, показал, что программа ЭСИСП не используется российскими компаниями в силу трудоемкости и ориентации на малый и средний бизнес. В то же время, в России на современном этапе экономического развития порядка 90% проектов и программ социального инвестирования приходятся на крупный бизнес, который для оценки эффективности социальных инвестиций предпочитает рассчитывать отдельные индексы, что менее трудоемко, по сравнению с применением подобной методики.
Систему показателей оценки социального инвестирования также предлагает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [6]. Она включает 48 индикаторов, которые подразделяются на экономические, социальные и экологические. Индикаторы РСПП во многом дублируют показатели GRI, причем некоторые из них, такие как текучесть кадров, объем реализованной продукции, зависят также от многих других факторов и напрямую не отражают эффективность социального инвестирования. Предлагаемые РСПП индикаторы разнородны (качественные и количественные, с разными мерами измерения), что затрудняет итоговую оценку эффективности социального инвестирования компании.
Таким образом, основные проблемы, как существующих индексов социального инвестирования, так и методик использования инструментов социального инвестирования заключаются в отсутствии комплексной оценки социального инвестирования компании, в том числе использовании индикаторов, на которые, помимо социального инвестирования, влияют другие факторы. Для успешного управления социальным инвестированием, одним из важных условий является наличие системы прогнозирования и идентификации острых социальных проблем с целью предотвращения конфликтов с заинтересованными сторонами и потери прибыли.
Следующим важным условием является формирование инструментов поддержки принятия управленческих решений о социальном инвестировании и умение применять их на практике [7]. В ходе исследования автором уточнены основные понятия и разработана методика применения инструментов принятия управленческих решений, которая объединяет цели, инструменты и последовательность их использования. Все это представлено на рисунке 2.
В разделе 1 методики укрупненно представлены основные понятия, которые впоследствии используются при реализации второго раздела. Раздел 2 методики применения инструментов принятия управленческих решений в социальном инвестировании схематично представлен на рисунке 3. Он состоит из последовательности этапов применения различных инструментов социального инвестирования.
В целом, данная методика может быть использована как руководство к действию руководителям компании и другим ответственным сотрудникам с целью активизации деятельности в области социального инвестирования. Предлагаемые в методике инструменты являются универсальными и могут быть использованы в любой компании, так как позволяют комплексно оценить влияние социальных инвестиций на деятельность компании. Семь этапов реализации методики в социальном инвестировании позволяют упорядочить процесс принятия управленческих решений и систематизировать проведение требуемых управленческих процедур.
Рис. 2. Методика применения инструментов принятия управленческих решений в социальном инвестировании (раздел 1).
Инструменты
Этапы
Г
Качественные и количественные индикаторы социальных инвестиций, индекс лояльности, бизнес-модель, регрессионный анализ
Этап 1. Проведение анализа деятельности корпорации, расчет индекса лояльности
т
Этап 2. Определение целей и задач социального инвестирования
Этап 3. Использование бизнес-модели для выстраивания процесса социального инвестирования
Этап 4. Выбор качественных и количественных индикаторов социальных инвестиций и их расчет
. Т
Этап 5. Регрессионный анализ: определение статистически значимых параметров, коэффициентов, прогнозное значение
Результат
Этап 6. Повторный расчет индекса лояльности
Этап 7. Расчет социального и экономического эффекта
Определены направления социального инвестирования для конкретной корпорации
Рис. 3. Методика применения инструментов принятия управленческих решений в социальном инвестировании (раздел 2).
Данная методика рекомендует для использования следующие инструменты: бизнес-модель основных процессов компании, задействованных при реализации социального инвестирования; индекс лояльности; регрессионный анализ показателей социального инвестирования; расчет количественных и качественных индикаторов социального инвестирования. Последовательное выполнение методики в социальном инвестировании позволяет детализировать процесс принятия решений и повысить объективность принимаемых решений за счет определенной последовательности использования конкретных инструментов.
Следует отметить, что методика социального инвестирования в компании предусматривает использование и других инструментов, это зависит от страны, размера компании, отрасли и других условий. Использование данной методики целесообразно при пересмотре стратегии социального инвестирования, долгосрочном планировании, так как компаниям необходимо прогнозировать ожидаемые результаты, которые они могут получить в результате выполнения тех или иных социальных программ.
Следует признать, что в настоящее время не все компании в России выполняют свои обязательства даже по известной модели Милтона Фридмана: уплата налогов, честная заработная плата сотрудникам и создание рабочих мест. Для подобных компаний первой ступенью по повышению деловой репутации должно стать выполнение прямых обязанностей [9-12]. Также особенностью России является распространенность моногородов, где у корпорации нет выбора, кроме как продолжать советские традиции «социального гаранта» и решать социальные проблемы местного населения. В целом, в России бизнес склонен пользоваться социальным инвестированием как способом поднятия имиджа, сокращая финансирование социальных программ в кризисные времена.
Современное отношение государства к социальному инвестированию бизнеса также весьма противоречиво. Некоторые компании отмечают, что вынуждены заниматься социальным инвестированием в ответ на прямой запрос государства. Это является дополнительным условным социальным налогом для компаний, что служит причиной противоречий между бизнесом, государством и обществом. Также в России, в отличие от развитых стран, уровень неопределенности ведения бизнеса выше, а значит выше и риски: политические, экономические и социальные. В современных условиях политической и экономической нестабильности только компании с долгосрочной положительной деловой репутацией смогут успешно продолжать деятельность. Проработанная система социального инвестирования является основным инструментом для повышения репутации бизнеса, особенно в регионах России и моногородах [13, 14].
В России нет четкого распределения между направленностью социальных проблем, которые должно решать государство, и проблем, за которые отвечает бизнес. Решение должно приниматься через развитие партнерских взаимоотношений и диалог компаний с региональными органами власти. На федеральном уровне важно разграничить определение обязательных и добровольных инвестиций бизнеса, что сделает более прозрачным механизм взаимодействия различных структур и принятие управленческих решений в процессе социального инвестирования внутри компании [8].
Ключевым фактором роста числа практик социального инвестирования в компаниях является наличие запроса общества [15]. На данный момент в российском обществе такой запрос только формируется. Например, Ассоциация менеджеров России, РСПП и компании, внедряющие практики социального инвестирования такой запрос создают. Успешные практики социального инвестирования укрепляют деловую репутацию компании в отношении всех стейкхолдеров в результате того, что такие компании обладают набором определенных характеристик:
• четкий подход к управлению и уверенность в своем поведении и поступках;
• добровольная подотчетность местному сообществу, в котором ведется деятельность;
• увеличение производительности;
• принятие решений совместно со стейкхолдерами, учитывая их потребности;
• увеличение конкурентного преимущества на рынке;
• хорошо налаженные внутренние процессы, что позволяет контролировать показатели деятельности организации, улучшать систему управления;
• улучшение финансовых показателей благодаря повышению эффективности управления и ориентации на потребности стейкхолдеров;
• ведение бизнеса честно и прозрачно;
• выстраивание системы риск-менеджмента внутри компании и в отношениях со стейкхолдерами;
• независимый аудит и выпуск корпоративных социальных отчетов, которые распространяются среди всех заинтересованных сторон.
Для обладания указанными характеристиками, компании требуется внедрить четкий механизм принятия решений в процессе социального инвестирования. Поскольку российские корпорации все больше признают необходимость приобретения характеристик социально-ответственных компаний, то для практической реализации, на наш взгляд, требуется следовать предлагаемой методике применения инструментов принятия управленческих решений. Разработанный инструментарий обеспечивает комплексный подход к социальному инвестированию и объективную оценку выбора основных направлений социального инвестирования корпорации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афоничкин А.И. Управленческие решения в экономических системах. СПб.: Питер, 2008. 430 с.
2. Туккель И.Л. Разработка и принятие решений в управлении инновациями. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 352 с.
3. Винников В.С. Управление социальным инвестированием в корпорациях: теоретико-методологический аспект: автореферат дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007. 24 с.
4. Доклад о социальных инвестициях в России - 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю.Е. Благов и др. СПб.: АТМ Книга, 2014. 144 с.
5. Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности. СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. 237 с.
6. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / под общ. ред. А. Шохина. М.: РСПП, 2008. 68 с.
7. Трофимова Л.А. Методы принятия управленческих решений. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 101 с.
8. Гречишкина Е.А. Механизм социального инвестирования: региональный аспект // Региональная экономика. Юг России. 2015. № 1. С. 15-22.
9. Глобализация экономики и развитие промышленности: теория и практика / Харламова Т.Л., Новиков А.О., Бабкин А.В. и др. Коллективная монография. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2013.
10. Государство и рынок в оптимизации структурных характеристик экономического роста / Айрапетова А.Г., Алтухов Д.А., Аникеев С.В. и др. Коллективная монография. СПб., 2004.
11. Клейнер Г.Б. Системный ресурс стратегической устойчивости экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 4 (223). С. 10-24.
12. Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / Александрова А.В., Андросенко Н.В., Бабкин А.В., Бахмутская А.В. и др. Коллективная монография. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2014.
13. Хорева Л.В., Шокола Я.В. Новая концепция корпоративной социальной ответственности - КСО 2.0 // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4 (26). С. 25-30.
14. Шокола Я.В. Эволюция факторов развития корпоративной социальной ответственности в условиях российской рыночной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 5 (83). С. 161-164.
15. Vertakova Y.V., Polozhentseva Y.S., Plotnikov V.A., IsayevM.I. Directions of human potential development in Russia // Procedia Economics and Finance. 2015. № 23. Р. 495-500.