Научная статья на тему 'Формирование метода оценки эффективности магистерских программ СПбГЭУ'

Формирование метода оценки эффективности магистерских программ СПбГЭУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY DEVELOPMENT STRATEGY / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERFORMANCE EVALUATION / МЕТОД OCAI / OCAI METHOD / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / CONTINUOUS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шупак Кристина Сергеевна

Разрабатывается метод оценки эффективности магистерской подготовки на основе метода OCAI в системе непрерывного образования в условиях цифровой экономики на примере Института магистратуры СПбГЭУ. Оценка строится на анализе текущего и прогнозируемого состояния развития вуза посредством расстановки балльной оценки по шести показателям, характеризующим различные аспекты деятельности, для построения диаграммы на основе рамочной конструкции ценностей для корректировки и/или формирования стратегических планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метода оценки эффективности магистерских программ СПбГЭУ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ СПБГЭУ Шупак К.С. Email: Shupak17126@scientifictext.ru

Шупак Кристина Сергеевна — студент, Институт магистратуры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: разрабатывается метод оценки эффективности магистерской подготовки на основе метода OCAI в системе непрерывного образования в условиях цифровой экономики на примере Института магистратуры СПбГЭУ. Оценка строится на анализе текущего и прогнозируемого состояния развития вуза посредством расстановки балльной оценки по шести показателям, характеризующим различные аспекты деятельности, для построения диаграммы на основе рамочной конструкции ценностей для корректировки и/или формирования стратегических планов.

Ключевые слова: стратегия развития университета, оценка эффективности, метод OCAI, непрерывное обучение, инновационный процесс.

DEVELOPMENT OF AN ASSESSMENT METHOD OF MASTER PROGRAM EFFICIENCY FOR SPBSEU Shupak K.S.

Shupak Kristina Sergeevna — Student, INSTITUTE OF MAGISTRACY, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ST. PETERSBURG

Abstract: a method is being developed for assessing the effectiveness of master's training on the basis of the OCAI method in the system of continuous education in a digital economy on the example of the Institute of Magistracy of SPbSEU. The assessment is based on an analysis of the current and projected state of the university development by setting a scoring score for the six indicators that characterize various aspects of the activity, for constructing a diagram based on a framework of values for adjusting and / or forming strategic plans.

Keywords: university development strategy, performance evaluation, OCAI method, continuous training, innovation process.

УДК 378.14.015.62

Система образования изменяется в условиях непрерывных разнообразных перемен. Для успешного функционирования в современных условиях образовательные учреждения разрабатывают и корректируют стратегии развития предлагаемых образовательных услуг, оценивают эффективность стратегического развития образовательной структуры. Стратегическое развитие становится ориентированным на непрерывность образования и инновационные процессы.

В этих условиях ВУЗ выступает не только учреждением, которое готовит квалифицированных выпускников, но и является площадкой для международного сотрудничества и научных разработок. Это обуславливает необходимость формирования и внедрения метода оценки стратегии развития системы высшего образования и прежде всего, второго уровня подготовки - системы магистерского образования - с целью увеличения эффективности деятельности.

Отметим, что с 2012 года университет реализует стратегию развития и повышения инновационно-предпринимательского потенциала. Стратегические приоритеты СПбГЭУ направлены на развитие образовательной и научно-исследовательского потенциала, а также на повышение инновационной активности.

Рассматривая инновационную, гибко реагирующую на изменения рынка, нацеленную на повышение качества подготовки студентов модель организации процесса обучения в Институте магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета можно смело утверждать, что она направлена на повышение качества подготовки будущих магистров.

В настоящее время в условиях постоянного изменения окружающей среды университету в целом и Институту магистратуры в частности необходимо систематически проводить

отслеживание изменений и учитывать их при оценке эффективности подготовки магистров для дальнейшего применения в анализе и реализации стратегических планов.

Не смотря на все существующие методы оценки эффективности развития, мы пришли к выводу, что необходимо сформировать комплексный подход к оценке эффективности обучения в Институте магистратуры, поскольку все описанные ранее методы имеют свою ограниченность в анализируемых критериях.

Методика, разработанная нами на основе метода ОСА1, состоит в идентификации существующего состояния Института магистратуры и определении будущего состояния, которое будет соответствовать разработанной стратегии и прогнозируемым перспективам стратегического развития через 3-5 лет. «Данная методика основана на опроснике, состоящем из вариантов ответа по нескольким критериям. Опрашиваемым необходимо распределить между ними 10 баллов для дальнейшей оценки текущего и прогнозируемого состояния» [1, с. 50-60].

Форма оценочной таблицы для внесения данных по состоянию магистерского образования, необходимых для формирования стратегии Института магистратуры, представлена в таблице 1.

После получения заполненных данных таблицы, используя формулу средней простой арифметической, определяются средние значения показателей по каждому критерию. Затем определяется оценка стратегического развития по данным группам критериев.

Полученные показатели используются при построении диаграммы текущего и планируемого состояния на основе рамочной конструкции конкурирующих ценностей (по методу ОСА1). Рамочная конструкция конкурирующих ценностей представлена ниже (рисунок 1).

Таблица 1. Оценка стратегического развития Института магистратуры

Целевая направленность системы управления Текущее состояние Перспективы развития

1 Сплоченный коллектив, универсальные работники, высокий уровень взаимозаменяемости персонала

2 Высокий уровень корпоративной культуры, развитие сетевого взаимодействия с зарубежными партнерами

3 Разделение управленческих функций, рационализм, структурированная и автоматизированная работа, формальные процедуры

4 Ориентация на получение высоких желаемых результатов, практическая значимость управленческих решений и образовательной деятельности

ИТОГО: 10 10

Основные факторы и принципы управления Текущее состояние Перспективы развития

1 Стратегическое обновление структуры управления, универсальность, широкая специализация, непрерывное совершенствование и развитие управления учебным процессом

2 Динамика взаимоотношений с обществом, управление человеческими ресурсами, внедрение принципов социализации в учебный процесс

3 Развитие научно-исследовательской деятельности, внедрение инновационных технологий, рационализм, трансформация деятельности для усиления ее практической направленности

4 Расчет эффективности и целесообразности реализуемых курсов, значимость магистерского образования на рынке

ИТОГО: 10 10

Управление сотрудниками и ППС Текущее состояние Перспективы развития

1 Стабильность взаимоотношений, участие всех сотрудников в принятии решений, покровительство руководителя

2 Поощрение коллективной работы, гарантия сохранения рабочего места, партисипативный стиль управления

3 Высокий уровень требовательности, высокая работоспособность, точность, ответственность, стремление к усовершенствованию знаний, индивидуализация при выполнение своих функций

4 Стабильность, стремление к усилению конкурентоспособности, индивидуальная ответственность, поощрение достигаемых результатов

ИТОГО: 10 10

Содержание образовательных программ Текущее состояние Перспективы развития

1 Образовательные программы в полном объеме ориентированы на потребности студентов, содержание учебных курсов сильно зависит от рыночного спроса на определенные специальности

2 Унификация программ, взаимосвязь программ в рамках одного направления, большая часть читаемых дисциплин являются базовыми, слияние образовательных курсов в системе «бакалавриат-магистратура»

3 Перечень программ и их содержание составлены в строгом соответствии ФГОС, функционирование без выделения ведущих магистерских программ, минимизация издержек путем снижения количества приглашаемых работодателей

4 Выделение ведущих направлений подготовки, практикоориентированные программы, максимизация получаемых компетенций

ИТОГО: 10 10

Стратегические цели образовательного процесса Текущее состояние Перспективы развития

1 Внутренние процессы и потребности Института магистратуры выходят на 1 место при планировании стратегической модели

2 Межкультурное динамическое развитие, стремление к сопоставлению учебных планов с зарубежными вузами-партнерами

3 Системная модель, развитие междисциплинарного подхода, соединение различных научных областей и инноваций

4 Повышение уровня образования, укрупнение и/или закрытие программ для достижения максимального результата обучения, увеличение практической значимости программ, обеспечение эффективного и целесообразного процесса

ИТОГО: 10 10

Критерии успеха Института магистратуры Текущее состояние Перспективы развития

1 Развитие принципов гуманизма, социализация, коллективная организация деятельности, развитие сетевой формы взаимоотношений с партнерами

2 Развитие принципов холизма, эффективное управление человеческими ресурсами, коллективизм

3 Обладание уникальными образовательными продуктами и/или ПО, новаторские магистерские программы, увлеченность студентов и сотрудников образовательным процессом

4 Эффективность учебного процесса, соответствие магистерских программ экономической ситуации, высокий уровень взаимодействия студентов с ППС

ИТОГО: 10 10

выгодность ПУР

Рпулнпиимсп,

Универсализм, широкая Специализация функций»

Духовность,

социальность

ПУР

Рис. 1. Рамочная конструкция конкурирующих ценностей

«Гуманизм - модель, ориентированная на универсальные функции, широкую специализацию и получение желаемых результатов. Холизм ориентирован на высокую духовность, социальность принятия управленческих решений, универсальность выполняемых функций. Рационализм опирается на высокую специализацию, операционализм, социальность принимаемых управленческих решений. Прагматизм основан на высоком уровне операционализма, узкой специализации и получении желаемых и выгодных результатов» [2, с. 7-8].

При оценке эффективности стратегического развития магистерского образования в СПбГЭУ формируются модели текущего и прогнозируемого состояния Института магистратуры, построенные на основе критериев, где каждому квадранту соответствует своя средняя оценка вариантов 1,2,3 или 4. После этого делаются соответствующие выводы и корректируется существующая или разрабатывается новая стратегия развития Института магистратуры как структурного подразделения СПбГЭУ.

1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб: Питер,

2. Сулейманкадиева А.Э. Теория и методология трансформационного менеджмента. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016/ 168 с.

Список литературы / References

2001. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.