Научная статья на тему 'Формирование метапрофессиональных качеств специалиста противопожарной службы'

Формирование метапрофессиональных качеств специалиста противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метапрофессиональных качеств специалиста противопожарной службы»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ДОБРЫНИН И.М.

Для современной системы пожарно-технического образования свойственны разнотипность входящих в нее образовательных учреждений; разнообразие объектов и субъектов учебно-воспитательного процесса; разнообразие целей этапов подготовки специалиста; многофакторность, влияющая на систему образования в целом; дискретность.

В настоящее время возрастают требования работодателей к качеству подготовки специалистов Государственной противопожарной службы (ГПС). Сегодняшнего работодателя не устраивает существующий реальный уровень профессиональной подготовки, который не в полной мере ориентирован на потребности современного рынка труда, подготовку профессионально мобильного специалиста, готового к выполнению разнообразных профессиональных задач особенности в условиях перехода ГПС из системы МВД в МЧС России.

Глубокие знания и высокая профессиональная культура в работе - непременное требование ко всем без исключения специалистам противопожарной службы, но особенно они необходимы в современных условиях для работников государственного пожарного надзора, призванных вести не только инженернотехническую и организационную работу по предупреждению пожаров в крупных промышленных регионах, но и участвовать в различных мероприятиях сохранности жизни людей и материальных ценностей.

Для современной системы пожарно-технического образования свойственны разнотипность входящих в нее образовательных учреждений; разнообразие объектов и субъектов учебно-воспитательного процесса; разнообразие целей этапов подготовки специалиста; многофакторность, влияющая на систему образования в целом; дискретность.

Модернизация системы ГПС во многом зависит от профессионализма работников этой системы, их отношения и готовности к нововведениям. При относительно стабильных социально-экономических условиях, в системе МВД к личности сотрудников предъявлялись нормативно одобряемые требования. Профессиональное развитие личности происходило в процессе совершенствования не только учебновоспитательной работы, но и профессиональной службы.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Компе-тентностный подход - это приоритетная ориентация на реализацию целей образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества - обобщенные психологопедагогические понятия. Эти метаобразовательные конструкты имеют отчетливо выраженную практикоориентированную, деятельностную направленность.

Метапрофессиональные качества являются надпрофессиональными, выходящими за взаимодействие субъекта профессиональной деятельности и предмета этой деятельности, не связанными непосредственным образом с профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В качестве центральной категории понятийного аппарата нами приняты метапрофессиональные качества, которые в зарубежной педагогике получили название ключевых. Эти качества входят в подструктуру профессионально важных качеств личности, определяя продуктивность (производительность, качество, результативность и т.д.) и в рамках конкретной профессии, и гораздо шире - во многих профессиях. Можно сказать, они важны при выполнении любого вида работ, а не только в профессиональной деятельности.

Таким образом, нами рассматриваются метапрофессиональные качества как комплекс личностных качеств и психологических способностей в структуре общей квалификации специалиста, который обеспечивает возможность эффективного выполнения общепрофессиональных функций.

В зависимости от функциональной принадлежности метапрофессиональные качества дифференцируют на качества узкого (функциональные), среднего (полифункциональные) и широкого (экстрафункциональ-ные) радиуса действия.

Первая группа метапрофессиональных качеств характеризует отдельную профессию или специальность. Эти качества непосредственно связаны со специфическими профессиональными функциями, обслуживают операциональную сторону деятельности и очень быстро устаревают.

Полифункциональные метапрофессиональные качества направлены на успешную деятельность специалиста в профессиональной среде, обеспечивая качество и надежность труда в рамках родственных профессий. Они охватывают целые группы профессий, такие как «человек-природа», «человек-техника и неживая природа», «человек-знак», «человек-человек», «человек-общество», «человек-художественный образ», «человек-бизнес».

Такие метапрофессиональные качества имеют длительный период «старения» и остаются актуальными в течение достаточно продолжительного срока.

И, наконец, экстрафункциональные метапрофессиональные качества, которые не связаны с конкретными профессиональными функциями. Они обеспечивают общую направленность профессиональной

деятельности, помогают специалисту гибко ориентироваться на рынке рабочей силы. Данные метапрофессиональные качества в наименьшей степени подвержены «старению» под действием социальноэкономических факторов.

Так, например, для представителей малого и среднего бизнеса Э.Ф. Зеер выделил следующий состав метапрофессиональных качеств: самоменеджмент (синтез качеств и способностей, которые позволяют человеку эффективно управлять собой в различных видах деятельности и общении); предприимчивость (предпринимательская активность, способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельности для получения необходимого результата); социально-профессиональная мобильность (готовность и способность к быстрой смене профессии, рабочего места в условиях внутриорганиза-ционных и социально-экономических преобразований); коммуникативность (способность к деловому сотрудничеству, готовность работать совместно с другими людьми, терпимость к чужому мнению, а также навыки коммуникативного взаимодействия); социально-профессиональная ответственность (внутренняя форма саморегуляции деятельности субъекта, которая характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм); практический интеллект (интегральная способность к продуктивному решению практических проблем и задач на основе неявных знаний и профессиональной интуиции); креативность (способность к созданию продуктов, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью).

Формирование метапрофессиональных качеств возможно на основе внедрения принципиально новых стратегий организации обучения, ориентированных на подготовку человека к будущему, черты которого не ясны. Одно из требований времени к системе профессионального образования - это обеспечение инновационного содержания профессиональной деятельности специалистов на протяжении всей жизни, развитие нестандартного мышления в сочетании с нравственно-этическими критериями при выборе профессиональных решений.

В отличие от традиционного обучения, направленного на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, инновационные технологии в подготовке специалистов ориентированы на развитие способностей обучаемых к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях. В связи с этим осуществляется переход к новому принципу организации учебного процесса как целостной учебно-воспитательной ситуации, в структуре которой выделяются следующие компоненты: учебнопознавательный; учебно-организационный; социально-коммуникативный; личностно-ценностный; пространственно-временной. Взаимосвязь данных компонентов обеспечивает создание особого профессиональнообразовательного пространства, характеризующегося многоуровневостью, системной организацией учебного процесса на основе опережающего проектирования его содержания.

Содержание образования и обучения наиболее важный компонент процесса профессиональной подготовки специалистов Государственной противопожарной службы. Насколько бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, если неправильно определено содержание образования и обучения, то невозможно обеспечить хорошее качество подготовки кадров. Целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и обучения - залог успешности профессиональной подготовки кадров.

Утверждение рыночной экономики в России потребовало большей универсализации профессиональных функций при подготовке специалистов ГПС, способных ориентироваться в быстро меняющихся социально-экономических ситуациях, обладать определенным набором технических и технологических знаний. Современная экономическая ситуация требует от специалистов ГПС оперативности в принятии решений, способности решать интеллектуальные задачи в чрезвычайно сложных ситуациях. Рост конкурентоспособности кадров значительно увеличивает спрос на практико-ориентированных специалистов, это повышает требования к фундаментальным знаниям, многофункциональным умениям и навыкам специалистов.

Таким образом, становятся востребованными специалисты, обладающие не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и соответствующим уровнем сформированности метапрофессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.