Научная статья на тему 'Формирование метапредметных умений и навыков: типология задач'

Формирование метапредметных умений и навыков: типология задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1854
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / МАРКИРОВКА ТЕКСТА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / META-SUBJECT SKILLS / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF EDUCATION / TEXT MARKING / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рединова Александра Андреевна

В статье рассматривается проблема формирования метапредметных умений и навыков, которые необходимо развивать согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Существуют проблемы их целенаправленного развития и диагностики, в том числе, по мнению автора статьи, из-за недостаточного количества или вообще отсутствия специальных упражнений. Проведено исследование уровня сформированности вышеуказанных умений и навыков среди школьников. Разработана система упражнений на формирование метапредметных умений и навыков, основанных на структурировании текста, а также типология задач, приведены примеры упражнений. Предложенные упражнения гибко подстраиваются под учебный процесс. В процессе развиваются умения анализировать, обобщать, проводить аналогии, использовать знаки и символы, то есть универсальные учебные действия. Такая работа с текстом улучшает усвоение материала, то есть формируются предметные умения и навыки. Упражнения применимы как в гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплинах (для закрепления изученного материала, всех видов контроля, организации межпредметных связей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рединова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Meta-Subject Skills: The Typology of Exercises

The article considers the problem of forming meta-subject skills which are to be developed according to the Federal state educational standard of basic compulsory education. There are some problems of their purposeful developing and diagnostics including the absence of special exercises. A study of the level of formation of the above mentioned skills of schoolchildren was carried out. A system of exercises for forming meta-subject skills and skills based on text structuring, a typology of tasks, examples of exercises is presented. The proposed exercises flexibly adapt to the learning process. Examples of the tasks developing universal skills are given. The skills to analyze, generalize, present analogies, use signs and symbols, that is, universal learning activities are developed throughout the course process. Besides, such text working can help to form subject skills. The exercises can be applied to the humanities and natural sciences, to all types of the control, making interdisciplinary connections.

Текст научной работы на тему «Формирование метапредметных умений и навыков: типология задач»

УДК 373.4 ББК 74.202.6

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ: типология задач

| А.А. Рединова

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ме-тапредметных умений и навыков, которые необходимо развивать согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Существуют проблемы их целенаправленного развития и диагностики, в том числе, по мнению автора статьи, из-за недостаточного количества или вообще отсутствия специальных упражнений. Проведено исследование уровня сформированно-сти вышеуказанных умений и навыков среди школьников. Разработана система упражнений на формирование метапредметных умений и навыков, основанных на структурировании текста, а также типология задач, приведены примеры упражнений. Предложенные упражнения гибко подстраиваются под учебный процесс. В процессе развиваются умения анализировать, обобщать, проводить аналогии, использовать знаки и символы, то есть универсальные учебные действия. Такая работа с текстом улучшает усвоение материала, то есть формируются предметные умения и навыки. Упражнения применимы как в гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплинах (для закрепления изученного материала, всех видов контроля, организации межпредметных связей).

Ключевые слова: метапредметные умения и навыки, индивидуальная траектория обучения, маркировка текста, межпредметные связи.

FORMING OF META-SUBJECT SKILLS: the Typology of Exercises

I A.A. Redinova

Abstract. The article considers the problem of forming meta-subject skills which are to be developed according to the Federal state educational standard of basic compulsory education. There are some problems of their purposeful developing and diagnostics including the absence of special exercises. A study of the level of formation of the above mentioned skills of schoolchildren was carried out. A system of exercises for forming meta-subject skills

and skills based on text structuring, a typology of tasks, examples of exercises is presented. The proposed exercises flexibly adapt to the learning process. Examples of the tasks developing universal skills are given. The skills to analyze, generalize, present analogies, use signs and symbols, that is, universal learning activities are developed throughout the course process. Besides, such text working can help to form subject skills. The exercises can be applied to the humanities and natural sciences, to all types of the control, making interdisciplinary connections.

Keywords: meta-subject skills, individual trajectory of education, text marking, interdisciplinary connections.

190

Глобализация всех процессов, бурное развитие информационных технологий и их интеграция во все сферы жизнедеятельности — основные черты современной жизни. Человек должен быть гибким и мобильным в соответствии с постоянно меняющимися условиями.

Согласно требованиям современной жизни меняется и образование. От специалиста, занимающегося профессиональной деятельностью, требуется не только наличие соответствующего образования, но и постоянное повышение квалификации, а зачастую и получение дополнительного образования. Поэтому именно школа, целью которой является подготовка учащихся к современной жизни, выбору профессии и дальнейшей успешной профессиональной деятельности, должна способствовать развитию самостоятельности, способности к самоорганизации, умения ориентироваться в жизни, гибкости и мобильности.

В связи с новыми требованиями меняются образовательные стандарты и программы: принят новый закон об образовании, разработаны стандарты для всех ступеней обучения, которые закрепляют необходи-

мость развивать вышеуказанные умения и навыки. Так, согласно новому закону об образовании должна обеспечиваться возможность академической мобильности учащихся, которая реализуется, в том числе, в виде сетевой формы обучения, то есть обучения с использованием материальной базы нескольких учреждений. Также большое внимание уделяется и формированию ИКТ-компе-тенции: обозначены такие формы обучения, как электронное и дистанционное [1, с. 15—16].

Таким образом, закрепляется и развивается вариативность образования, возможность выбора и, следовательно, гибкость как одно из качеств современного человека и его ИКТ-компетентность.

Основным показателем «подготовленности» учащихся и, следовательно, качества образования являются результаты обучения. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования должны обеспечиваться личностные, предметные и метапредметные результаты обучения.

К последним относят освоенные межпредметные понятия; самостоя-

ЕК

тельность планирования и осуществления образовательной деятельности, то есть умение самостоятельно ставить цели учебной деятельности, планировать пути их достижения, осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию, оценку правильности выполнения учебной задачи; формирование собственной образовательной траектории и сформированные универсальные учебные действия, такие, как умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы, создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, схемы и модели для решения учебных задач и т.д. [2, с. 7].

Для обеспечения вышеперечисленных результатов обучения необходимо формировать соответствующие умения и навыки. Метапред-метными будем называть общеучебные умения и навыки, универсальные для всех сфер жизни человека, совокупность «умений учиться», необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях современной жизни.

Однако несмотря на несомненную важность данных умений и навыков, возникают проблемы их целенаправленного развития и диагностики, в том числе, по мнению автора данной статьи, из-за недостаточного количества или вообще отсутствия специальных упражнений. Методики, которые предлагают различные педагоги, такие, как А.А. Антонов, А.А. Дроздов, Н.Е. Кузьменко (химия) [3], Е.Ю. Петрова (география) [4], Л.В. Шкерина, Ф.А. Григорьева, Ф. Ракуньо (математика) [5], А.В. Хуторской, либо требуют серьезной перестройки учебного процесса, либо применимы только на конкретных предметах. Так, А.В. Хуторской предлагает ввести в учебный процесс специальные метапред-меты «Проблема», «Знание», «Культура» и т. д. [6, с. 166—168], что затруднительно из-за необходимости внесения изменений в существующие учебные планы.

В рамках исследования формирования метапредметных умений и навыков было опрошено 65 учащихся различных образовательных уч- 191 реждений города Смоленска (школ, гимназий, лицеев и колледжей).

Диаграмма 1. Уровень развития метапредметных умений и навыков

Диаграмма 2. Показатели уровня развития метапредметных умений и навыков в школах, гимназиях и СПО

192

Средний возраст — 15 лет. Анкетируемым были предложены задания, при выполнении которых они должны были продемонстрировать уровень развития метапредметных умений и навыков: структурировать учебный материал и выделять главное, составлять модели, самостоятельно организовывать учебную деятельность.

Исследование показало, что ме-тапредметные умения и навыки целенаправленно не развиваются. На диаграмме 1 отображено распределение по баллам среди анкетируемых.

Так, 54% опрошенных получили средний результат 5—8 баллов, а высокий результат 9-12 баллов получили только 6%. Соответственно, 40% анкетируемых получили низкий результат, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности исследуемых умений и навыков.

Если рассматривать отдельно результаты учащихся различных образовательных учреждений, то можно сделать вывод о низком уровне развития рассматриваемых умений среди школьников и студентов СПО. 48% школьников и 25% студентов по-

лучили низкий результат (2—4 балла) и 3 и 0% соответственно получили высокий результат. Для сравнения 80% гимназистов получили средний результат и 20% — высокий (см. диаграмму 2).

Такие результаты анкетирования могут быть связаны не только с недостаточной сформированностью метапредметных умений и навыков, но и с непривычными заданиями, с которыми столкнулись учащиеся. Как уже было описано выше, специальных упражнений на формирование указанных умений не существует, и многие из них развиваются только косвенно — через выполнение предметных упражнений, поэтому выполнение необычных заданий за ограниченное время может показаться достаточно сложным для учащихся.

В связи с этим были разработаны упражнения на формирование метапредметных умений и навыков. Они основаны на том факте, что «готовые» учебные тексты с выделениями рамкой или цветом, подчеркиванием, разбитием на абзацы, выводами в конце параграфа только «мешают») формированию общеучебных уме-

По учебным действиям

А. Маркировка текста

В. Работа с ключевыми компонентами

С. Разбиение на смысловые части

D. Расположен ие

компонентов в нужном порядке

Е. Составление алгоритма

F. Составление модели

Уровень 1. Подчеркивание, выделение

цветом главного Уровень 2. Упорядоченное выделение главного (например, использование определенного цвета для понятий или определенного шрифта для выводов)

Уровень 3. Введение своих символов, значков для обозначения понятий и явлений и их использование при составлении модели текста

Уровень 1. Выбор ключевых компонентов (понятий, событий, дат и т.д.) текста

'Уровень 2. Анализ выбранных компонентов: сравнение, выявление ключевых, дополнительных, отбор главного

' Уровень 3. Ранжирование ключевых \

компонентов ч по уровню сложности, важности и т.д. у

Уровень 1. Разбиение текста на главы ) Уровень 2. Разбиение текста на параграфы ) Уровень 3. Разбиение текста на абзацы )

Уровень 1. Расположение предложений "Х (абзацев) в таком порядке, чтобы получился связный текст Уровень 2. Сортировка заданий в А последовательности от простого к сложному Уровень 3. Организация собственного Л обучения максимально эффективно у

<Уровень 1. Составление алгоритма действий

_по конкретному тексту_у

Уровень 2. Составление инструкции ^ ^Уровень 3. Составление учебного плана ^

^ Уровень 0. Выбор ключевых компонентов (слов, событий и т.д.)

Уровень 1. Создание модели текста

G. Составление заданий к тексту

Уровень 1. Составление вопросов/задач ) 'ровень 2. Выбор из списка заданий наиболее\ подходящих уровню сложности и типу материала

/ Уровень 3. Составление набора заданий, \ ■Ц охватывающих весь материал, их сортировка в I нужном порядке

Метапредметные упражнения

По логико-структурной связи

А1, В1,С1-3^1 Е1, F1-3

/ А21, АЗ, В2, \ 1б2,Е2, G1> G2 /

На оптимизацию учебного процесса

В3,Б3,Е3^3>

На организацию учебного процесса

Ш-

•АЗ, П-Р32>

E1-E3.F1

-юу«—

Наглядно-графические

Наглядно-логические

" Уровень 2. Создание межтекстовой модели ^ [ Уровень 3. Создание межпредметных моделей )

1 Условное обозначение упражнения, где заглавная латинская буква соответствует названию группы упражнений, а арабская цифра - уровню.

Упражнения на создание модели могут быть наглядно-графическими, если в качестве модели создается карта, диаграмма.

Упражнения на создание модели могут быть наглядно-логическими, если в качестве модели используется граф или схема.

193

Рис. 1. Типология метапредметных упражнений

ВЕК

Текстовые

ний. Такие тексты избавляют учащихся от необходимости самим структурировать текст, в то время как именно путем выполнения таких упражнений развиваются мета-предметные умения и навыки [7, с. 14]. Предлагаем ввести в процесс обучения задания по структурированию текстов.

Упражнения на развитие мета-предметных умений и навыков (ме-тапредметные упражнения) можно разделить на несколько типов (см. рис. 1).

Предложенные упражнения не «привязаны» к конкретному предмету, учитель может посвятить им целый урок, а может и выделить несколько минут. И, что очень важно, они применимы как в гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплинах. При постоянном использовании этих упражнений в учебном процессе учащимся не потребуется много времени для выполнения большинства из них, что необходимо учитывать при высокой загруженности совре-1ПЛ менных школьников [8, с. 6].

Большая часть упражнений посвящена структурированию учебного

текста, так как, на наш взгляд, таких упражнений мало, и они позволяют формировать целый набор ме-тапредметных умений и навыков. Упражнения распределены по трем уровням сложности, отражающим долю самостоятельности учащегося при их выполнении.

В практической деятельности для выполнения предложенных упражнений предпочтительно, а для некоторых просто необходимо, использовать неадаптированные учебные тексты — начальные. Это тексты без выделения главного, значков, подчеркивания, помещения основных мыслей в рамку и т.д. Информацию из такого текста можно получить, только прочитав и, соответственно заданию, маркировав его. В процессе выполнения такого упражнения развиваются умения анализировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, использовать знаки и символы, то есть универсальные учебные действия. Таким образом, учащийся фактически сам создает для себя учебное пособие со своими значками, метками, маркерами. И помимо этого, такая

Рис. 3. Пример модели учебного текста

работа с текстом улучшает усвоение материала, то есть формируются предметные умения и навыки.

Отдельную группу упражнений образуют упражнения на моделирование текста. Под моделью текста будем понимать иное, чем в тексте, представление информации, содержащейся в нем. При этом модель будет обладать только теми свойствами реального текста, которые нам необходимы. Обычно это основные понятия, даты, события. Модель может принимать различные формы: таблица, схема, диаграмма, карта, граф. Форма зависит от информации, содержащейся в тексте, а также от самого задания. Так, при изучении какой-либо страны по географии наглядно будет составить таблицу, содержащую сведения о ней. А при описании хода битвы по истории интересно будет увидеть карту, схематично отображающую основные ее моменты.

Но для учебного процесса особую роль играют графовые модели, в которых вершины графа отражают основные понятия, а дуги — связи между ними. Они позволяют на от-

носительно небольшом пространстве увидеть «скелет» текста. Приведем пример такого упражнения.

Пример. Опираясь на предложенный текст, соедините линиями приведенные понятия (см. рис. 3).

Сейчас речь пойдет об очень важном в науке понятии — понятии модели. Это слово знакомо многим. Возможно, кто-то из вас занимается техническим моделированием — строит модели кораблей, автомобилей или самолетов. Такие модели воспроизводят некоторые свойства реальных устройств, например, форму, способность плавать, ездить или летать. Можно привести и другие примеры моделей: глобус — это модель земного шара, манекен в магазине — модель человека, макет в мастерской архитектора — модель застройки города. Выше перечислены примеры материальных моделей. Их еще называют натурными моделями. Как правило, моделируемый объект представляет собой сложную систему. Например, автомобиль состоит из корпуса, двигателя, колес, рулевого управления, салона и пр. Модель автомобиля, построенная школьником, намного проще. В ней может отсутствовать,

195

196

например, двигатель, размер ее намного меньше размера настоящего автомобиля. Любая модель воспроизводит только те свойства оригинала, которые понадобятся человеку при ее использовании. Свойства объекта, отраженные в модели, зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей. Кроме натурных существуют еще информационные модели. Если натурная модель объекта моделирования — это его физическое подобие, то информационная модель — это его описание. Способ описания может быть самым разным: вербальным, т.е. словесным описанием на естественном языке, математическим, графическим и др.

Возможный ответ см. на рис. 4.

Данное упражнение по учебным действиям можно отнести к упражнениям на составление модели 1-го уровня, по образности — к наглядно-логическим, по логико-структурным связям — к текстовым упражнениям. При выполнении такого упражнения не только лучше усваивается информация, содержащаяся в тексте, но и у учащегося есть возможность в дальнейшем обращаться к составленной модели и корректировать ее, добавлять новые элементы, объединять с другими моделями, дополнять собственными значками, сносками и т.д.

Полученный набор моделей, объединенных в одну большую модель, представляет собой карту знаний целой предметной области, которую учащийся может использовать в качестве учебного пособия. Полученные модели можно объединять с моделями из смежных областей знаний и, таким образом, наглядно представить меж-

ЕК

предметные связи и, соответственно, межпредметные понятия.

Предложенные варианты упражнений позволяют развивать универсальные (метапредметные) умения и навыки, существенным образом не меняя процесс обучения. Они могут применяться для закрепления изученного материала, всех видов контроля, организации межпредметных связей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проблема формирования метапредметных умений и навыков может быть решена несколькими способами. Представляется весьма продуктивным использовать для этого предложенные упражнения, так как они позволяют повысить качество обучения и, что не менее важно, организовать школьные предметы в единую логическую структуру.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-Ф3: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]: текст с изм. и доп. на 2014 г. [Текст]. — М.: Экс-мо, 2014. — 208 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D 0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1% 8B/938/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0 %BB/749/10.12.17-%D0%9F%D1%80%D0 %B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_1897. pdf (дата обращения: 10.06.2017).

3. Антонов, А.А. Метапредметное и межпредметное в современной школе на примере изучения химии [Текст] / А.А. Антонов, А.А. Дроздов, Н.Е. Кузьменко // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. — 2001. — № 25. — С. 700-705.

4. Петрова, Е.Ю. Реализация метапредмет-ности на уроках географии посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо [Текст] / Е.Ю. Петрова // Вестник ТГПУ — 2014.

— № 6 (147). — С. 108-111.

5. Шкерина, Л.В. Формирование метапред-метных умений учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Л.В. Шкерина, Ф.А. Григорьева, Ф. Ракуньо // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2015. — № 1 (31). — С. 74-78.

6. Хуторской, А.В. Работа с метапредмет-ным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2013. — № 4. — С. 157-170.

7. Антонова, С.Г. Новое поколение учебной литературы: теоретические и методические предпосылки [Текст] / С.Г. Антонова, Л.Г. Тюрина // Университетская книга.

— 2000. — № 10. — С. 12-16.

8. Сенькина, Г.Е. Методика формирования метапредметных умений и навыков с использованием семантических сетей [Текст] / Г.Е. Сенькина, А.А. Рединова. — Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2015. — 10 с.

REFERENCES

1. Antonov A.A., Drozdov A.A., Kuzmenko N.E., Metapredmetnoe i mezhpredmetnoe v sovremennoj shkole na primere izuchenija himii, Izvestija PGPU im. V.G. Belinskogo, 2011, No. 25, pp. 700-705. (in Russian)

2. Antonova S.G., Tjurina L.G., Novoe pokole-nie uchebnoj literatury: teoreticheskie i metodicheskie predposylki, Universitetskaja kniga, 2000, No. 10, pp. 12-16. (in Russian)

3. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija:

prikaz Minobmauki ot 17.12.2010 No. 1897, Sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Ros-sijskoj federacii, available at: http://mino-bmauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA% D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/543/%D1%84%D0%B0%D0 %B9%D0%BB/749/%D0%BF%D1%80%D 0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20 %D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82 %D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D 0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D0%B8%201897.rtf (accessed 4.06.2017). (in Russian)

4. Hutorskoj A.V., Rabota s metapredmetnym komponentom novogo obrazovatelnogo standarta. Prakticheskij aspect, Narodnoe obrazovanie, 2013, No. 4, pp. 157-170. (in Russian)

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: fed-eralnii zakon no. 273-FZ, prinjat Gosudarst-vennoi Dumoj 21 dekabrja 2012 goda, odo-bren Sovetom Federacii 26 dekabrja 2012 goda, Moscow, Eksmo Publ, 2014, 208 p. (in Russian)

6. Petrova E.Y., Realizacija metapredmetnosti na urokah geografii posredstvom tehnologii razvitija kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pismo, Vestnik TGPU, 2014, No. 6 (147), pp. 108-111. (in Russian)

7. Senkina G.E., Redinova A.A. Metodika formirovanija metapredmetnyh umenij i na-vykov s ispolzovaniem semanticheskih setej, Smolensk, Smolenskij gosudarstvennii uni-versitet, 2015, 10 p. (in Russian)

8. Shkerina L.V., Grigoreva F.A., Rakuno F., Formirovanie metaprdmetnyh umenij uchashhihsja v processe obuchenija matema-tike, Vestnik Krasnojarskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva, 2015, No. 1 (31), pp. 74-78. (in Russian)

197

Рединова Александра Андреевна, аспирантка, кафедра информационных и образовательных технологий, Смоленский государственный университет, a-redinova@yandex.ru Redinova A.A., Post-graduate Student, Information and Educational Technologies Department, Smolensk State University, a-redinova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.