Педагогика
УДК: 13.00.02
кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Бахор Тамара Андреевна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме формирования метпредметных результатов у старшеклассников на уроках литературы. В работе акцентируется внимание на метпредметности самой литературы, включающей большой объем культуроведческой информации. Исходя из этого, авторы анализируют эффективность использования метода содружества искусств, позволяющего включать в процесс интерпретационной деятельности читателя-школьника разные виды искусства. В статье рассматривается применение диалога искусств при изучении теоретически и методически сложной темы - литературы постмодернизма.
Ключевые слова: метапредметные результаты, литература, диалог искусств, содружество искусств, постмодернизм, культура, смысловое чтение.
Annоtation. The paper deals with forming of metasubject results in Russian Literature classes of high school students learning postmodernism. The paper actualizes metasubjectivity of literature itself, which includes a large amount of cultural background information. Due to that, the authors analyze the effectiveness of arts synthesis method, which allows to deal with diverse arts in the interpretation activity of a reading school student. The paper examines usage of the dialogue of arts while studying postmodernism, theoretically and methodologically difficult topic for high school students.
Keywords: metasubject results, literature, dialogue of arts, arts synthesis, postmodernism, culture, rational reading.
Введение. Современное образование ставит перед педагогами задачу формировать у обучающихся не только прочные предметные умения, но и метапредметные результаты, то есть «универсальные способы деятельности: познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности» [2, с. 17]. Залогом успешного обучения будет прочная система межпредметных связей, позволяющая сформировать не только единую картину мира, но и «инструментарий» для освоения этой картины обучающимся. Уроки литературы, ввиду метапредметности самой изучаемой сферы, - это важнейший источник культуроведческой информации. «Благодаря безграничным возможностям слова литература вбирает в себя элементы художественного содержания любого искусства,» - справедливо отмечает И.В. Сосновская [И.В. Сосновская, с. 261]. Таким образом, потенциал самого предмета литературы позволяет успешно решать важную в современной методике задачу эффективного формирования универсальных учебных действий и межпредметных понятий.
Изложение основного материала статьи. Требования к изучению литературы, установленные ФГОС, направлены на формирование умения анализировать влияние «исторического, историко-культурного контекста и контекста творчества писателя» для полного анализа художественного произведения» [7]. Понимание художественного текста старшеклассниками в большей степени направлено на рассмотрение исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия обучающихся старших классов становятся концепционность и внимание к художественной форме произведения, что является ключевым при анализе произведений. Интерпретационная деятельность предполагает применение таких метапредметных умений, как умения обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, смысловое чтение и др.
В старших классах изучается несколько произведений, представляющих современный период литературы, включение которого в учебно-методические комплексы началось относительно недавно, с конца XX века. Как отмечает Е.Р. Ядровская, «проблема изучения современной литературы особенно остро обозначилась в годы перестройки, кардинально изменившей облик страны в целом» [8, с. 3].
В учебно-методических комплексах по литературе 11 класса В.П. Журавлева, В.А.Чалмаева, В.Г. Маранцмана предлагается изучение прозы В.Пелевина, Л. Петрушевской, В. Ерофеева, В.В. Войновича, Т. Толстой и др.
Авторы учебников предлагают изучение современной литературы с раскрытия философско-культурологического понятия «постмодернизм», важной чертой которого является категория игры, проявляющаяся как в особенностях философского видения мира, в культуре, искусстве и, конечно же на разных уровнях художественного произведения (от формального до содержательного).
С целью выявления уровня знаний современной литературы в рамках исследования был проведен опрос в 11-х классах средней общеобразовательной школы г. Лесосибирска. Обучающимся предлагалось ответить на следующие вопросы: 1.Что такое постмодернизм? 2. Какие черты постмодернизма в современной культуре и литературе вы можете назвать? 3. Читаете ли вы современную литературу? Какие авторы вам известны? 4. Применимо ли понятие «игра» к художественному произведению? 6. В каком смысле может быть использовано это понятие («игра») по отношению к художественному произведению? 7. Приведите примеры, к которым можно применить понятие игры.
Данный опрос показал, что 80% обучающихся не знакомы с понятием «постмодернизм», но предполагают, что это связано с искусством. Из современных писателей они читают в основном зарубежных (Рэй Бредбери, Стивен Кинг, Терри Пратчетт, Джоан Роулинг, Александр Фрид, Джон Грин, ДэниелКиз).
Использование понятие «игра» старшеклассники соотносят с драматургией, но также отмечают языковую игру в произведениях.
Предлагаемая концепция изучения современной литературы определена игрой как стилевой особенностью и возможностью посредством уроков формировать метапредметные умения устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, интерпретировать разные тексты, в том числе «тексты» искусства, выявлять концептуальный. М.Н. Липовецкий указывает, что игра - это «стилевой закон» той постмодернистской прозы, которая ориентирована на игру с модернистскими мифологиями творчества. «Эта игра может носить более или менее радикальный характер, но всегда это будет игра, подчиняющаяся логике постмодернистской иронии» [4, с. 36].
Обзорный урок по постмодернизму в культуре и искусстве с использованием технологии содружества искусств позволит сформировать представление о философии и стилевых особенностях постмодернизма как направления.
Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что характерным свойством постмодернизма является проявление в феномене «культовых текстов», объединяющих несколько произведений разных искусств под одним названием с одними героями. Это может быть фильм и продолжение, как, например, современные продолжения и ремейки по мотивам советских фильмов «Ирония судьбы, или с легким паром», «Экипаж» и др.; «индустрия сувениров /игрушек, футболок/ и одноименных сладостей /жвачки, шоколада/, поддержка в виде компьютерных игр <...>. Яркие примеры "культовых текстов" последних лет - "Парк юрского периода", "Король Лев" и "Черепашки-Нинзя"» [3, с. 31].
Обучающиеся легко приводят свои примеры таких «культурных текстов», известных им: «Трансформеры», «Игра престолов», «Гарри Поттер», «Хроники Шаннары» и др.
Актуализация знаний по ранее изучаемым направлениям в литературе и другим видам искусства происходит за счет обращения внимания к игровой, карнавальной стороне постмодернизма, что проявляется также в использовании одних и тех же классических сюжетов, но «проигрываемых» уже по-иному, осовремененных.
В качестве наглядного материала предлагаем рассмотреть архитектурные строения (Чарльз Мур «Площадь Италии», Филип Джонсон «Витраж капеллы Дня благодарения», Ханс Холляйн «Свечной магазин Ретти»). Вопросы для выявления аналогий, сравнения, обобщения: Какие черты отличают эти сооружения от других? Как вы думаете, при создании произведений архитекторы использовали один стиль или соединение нескольких стилей? Рассмотрите более детально произведения и скажите, какие стили архитектуры преобладают в них? Попробуйте назвать ключевые особенности архитектуры постмодернизма. Обучающие должны выделить в произведениях характерные черты: подражание историческим памятникам культуры, соединение нескольких стилей (барокко и классицизм), соединение современности с античностью, игру формами и материалами, использование ярких деталей для раскрытия идеи замысла создания произведения.
Урок продолжает рассмотрение репродукций картин постмодернизма. Миммо Ротелло (итальянский художник) представляет в своих картинах «фактуру сорванных плакатов как бессознательное коллективное письмо, показывает якобы случайно образовавшиеся связи между фрагментированными образами» [2, с. 85]. Он создает визуализацию языка городской среды в виде деколлажа. Рассматривая картину «Мифология» (1962 г.), обращаем внимание на название картины, отражающее мысль о том, что миф также собран по крупинкам, как и данная картина. Интерпретация отдельных деталей позволяет представить целостную картину. Главное слово, которое видим - «alridotto», переводится с итальянского как снижение, что определяет основную установку постмодернизма: искусства для массового, а не элитарного зрителя и читателя. Обучающиеся интерпретируют слова, образы, изображенные на картине: карты игральные, архитектура (старинные здания), лицо девушки, красная звезда и другие, приходя к выводу, что основной прием, объясняющий содержание - это игра, соединяющая обрывки фраз, изображений в единое целое.
Картина Энди Уорхола (американского художника) «Мона Лиза тридцать лучше, чем одна» (1963) г. демонстрирует, как в постмодернизме в качестве игровой основы может быть взят академический образ. На холсте 30 изображений картины Моны Лизы, в пяти рядах по шесть портретов в каждой. Обучающимся предлагается подумать, почему художник выбрал черно-белые оттенки. Возможно, это связано с распространением данного изображения на разных предметах, поэтому из-за черно-белой палитры потеряна уникальность изображения «Моны Лизы» как произведения искусства. «Уорхол предъявляет взгляду образ множества как пустоту, визуальную мантру, повторяя которую человек свободно движется через границы мира-как-супермаркета, поскольку они становятся прозрачными» [1, с. 115].
Использование метода содружества искусств позволяет на основе аналогий, сравнения, интерпретации сформировать представление о характерных особенностях искусства и культуры постмодернизма, определяющей ее категории - игре. Произведения искусств, рассматриваемые на уроке, демонстрируют также идею «вторичности» современного искусства. Как отмечают сами писатели постмодернисты: уже «все сказано» и новые идеи в искусстве невозможны, единственно «доступная» возможность творить - это пародирование, обыгрывание написанного, созданного ранее. Отсюда и ремейки, множество интертекстов, аллюзий, цитат. Более того сами писатели часто преподают литературу в университетах или являются критиками, теоретиками литературы, так что они с непосредственной легкостью вводят в свои произведения все новейшие признаки современной теории литературы, сразу пародируют и обыгрывают их. Основные черты постмодернистской литературы: соединение разных жанров; ремейк (когда классические произведения переписываются заново, заимствуются сюжеты, персонажи из литературы прошлого); ирония; метафоризация; отсутствие одного определенного смысла текста произведения; ремифологизация; соединение стилей повествования; интертекстуальность (на сюжетном, образном, языковом уровнях); размытие границ реальности и ирреальности; игровые принципы, - сложны для интерпретации обучающегося, так как требуют широкого кругозора и знания классической литературы, являющейся предтекстом.
Для создания творческой атмосферы на уроке по изучению современной литературы можно использовать приемы смыслового чтения, например, составление кластера к слову «игра». Обучающиеся раскрывают категорию игры через понятие сюжета, языка. Языковая игра в сою очередь раскрывается через интерпретацию, метафоризацию, многозначность слов. Игра на уровне сюжета может быть масочной, театральной, детской. Составление кластера актуализирует необходимые составляющие поэтики игры в литературном произведении, а также позволяет сформировать концепт понятия самими обучающимися.
В учебно-методических комплексах по литературе (В.Г. Маранцмана; Т.Ф. Курдюмовой; В.А. Чалмаева и С.А. Зинина) для изучения современной литературы предлагаются произведения многих писателей современности, в частности, рассказы Т. Толстой. Ярким примером реализации в поэтике произведения категории игры является рассказ Т. Толстой «Факир». В названии рассказа «Факир» актуализируется несколько коннотаций - волшебник (маг), фокусник, бродяга, задающие ход сюжетной игры. Интерпретируя рассказ, акцентируем внимание обучающихся на том, что смена масок, игра ими является ключевым в сюжете. Главный герой Филин «надевает» на себя маску богемного, творческого человека, жизнь которого тесно связана с известными представителями искусства. Филин, подобно божественной, недосягаемой личности, «владелец золотых плодов» [6, с. 219], умеет превращать обыденность в сказку: каждая деталь быта становится частью игры: пирожки становятся тарталетками, обычные кружки превращаются в изысканные чашки. Впечатление волшебства усиливается от месторасположения его квартиры, он подобно одинокой загадочной птице филину «угнездился» в высоком доме. Интерьер квартиры описан не как бытовое, приватное пространство, а как культурная ценность, созданная искусственно (вощенный паркет, медная табличка, витрины с коллекциями, обелиск и т. д.). Гости, приходящие в дом, хотят скрасить свою будничную жизнь, оказаться наверху небоскреба, поближе к богеме. Создавая свою игру, Филин, подобно руководителю театра, распределяет роли, создает атмосферу, устанавливает рамки игры. Вечера, проходящие у него дома, подобны театральному действию, программа которых известна заранее, и распределены роли среди гостей. Каждый гость покорно принимает роль, которую для нее выбрал Филин. Даже природа включается в эту игру: небо подобно софитам «играет светом» и освещает театрально-игровое представление. Мотив игры в данном рассказе усиливается антитезой искусственно созданного театрально-игрового мира обыденной жизни окраины Москвы. Финал рассказа - это разрушение сказки, разоблачение Филина, превращение его из мага и волшебника в бродягу в сознании одной из постоянных участниц зрелища, Галины, которая встречает своего кумира в метро, но он почему-то идет «как обычный человек, маленькие ноги <...> ступают по зашарканном банному кафелю перехода» [50, с. 225].
Работа над языковыми деталями, сюжетным построением в аспекте игровой поэтики позволяет интерпретировать рассказ Т. Толстой в контексте культуры и литературы постмодернизма, что является одним из важнейших требований к уроку литературы ФГОС.
Выводы. Таким образом для формирования метапредметных результатов на уроках литературы эффективен метод содружества искусств, позволяющий также развивать эстетическое восприятие современного искусства, формировать умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контексте творчества писателя в процессе анализа художественного произведения. Предложенный вариант изучения современной литературы в контексте искусства и культуры постмодернизма позволяет создать условия для успешного формирования универсальных способов деятельности.
Литература:
1. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ века — начала XXI века / Е. Ю. Андреева. — Санкт - Петербург: Азбука-классика, 2007. — 488 с.
2. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общей ред. Е. Р. Ядровской, А. И. Дунева. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 306 с.
3. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. — Москва: ОГИ, 2000. — 288 с.
4. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики / М. Н. Липовецкий. — Екатеринбург, 1997. — 317 с.
5. Сосновская И.В. Современный урок литературы (методический аспект проблемы) // Открытая методика: поиск — исследования — творчество: Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы / под ред. Е. Р. Ядровской. — СПб.: «Свое издательство», 2015. С. 252-267
6. Толстая, Т. Ночь: Рассказы / Т. Толстая. — Москва: Подкова, 2003. — 352 с.
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс].URL:https://минобрнауки.рф/документы/2365
8. Ядровская, Е. Р. Современная литература в базовой и профильной школе: учебно-методическое пособие / Е. Р. Ядровская.— Санкт - Петербург: Наука, САГА, 2007. — 336 с.
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Зюкина Зульфира Салиховна
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЛОЛОГА
Аннотация. Данная работа посвящена изучению понятия «коммуникативно-речевая активность», выявлению особенностей ее проявления, анализу причин речевой инактивности, определению факторов, влияющих на проявление коммуникативно-речевой активности, описанию ее видов и уровней. В статье обосновывается необходимость формирования коммуникативно-речевой активности как одной из составляющих профессионального мастерства будущих педагогов в процессе их подготовки в высшей школе. Кроме того, в статье рассматриваются различные формы организации обучения, которые способствуют формированию коммуникативно-речевой активности будущего учителя.
Ключевые слова: виды, уровни и критерии определения коммуникативно-речевой активности, формы организации обучения.
Annоtation. This work is devoted to the study of the concept of "communicative-speech activity", to the identification of its manifestations, analysis of the causes of speech inactivity, the definition of factors affecting the manifestation of communicative-speech activity, the description of its types and levels. The article substantiates the need for the formation of communicative and speech activity as one of the components of the professional skills of