Научная статья на тему 'Формирование менталитета старших подростков при изучении предметов гуманитарного цикла'

Формирование менталитета старших подростков при изучении предметов гуманитарного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ДУХОВНАЯ СФЕРА / ДУХОВНЫЙ БАЗИС / MENTALITY / UPBRINGING OF MENTALITY / INTERCOURSE LINKS / SPIRITUAL SPHERE / SPIRITUAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Александр Григорьевич

В статье приведено описание педагогического исследования автора, направленного на формирование национального менталитета старших подростков в процессе изучения предметов гуманитарной направленности. Менталитет рассмотрен с позиции педагогического подхода, выявлен ментальный потенциал гуманитарных предметов, описаны констатирующий и формирующий эксперименты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description of the pedagogic thesis on upbringing of mentality of the youngsters during studying the humanities is given in the article. Pedagogic view of mentality, mental potential of the humanities, as well as the description of the experiment are provided.

Текст научной работы на тему «Формирование менталитета старших подростков при изучении предметов гуманитарного цикла»

УДК 372.8 Соколов Александр Григорьевич

Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводск

gnsokolo v@karelia.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

В статье приведено описание педагогического исследования автора, направленного на формирование национального менталитета старших подростков в процессе изучения предметов гуманитарной направленности. Менталитет рассмотрен с позиции педагогического подхода, выявлен ментальный потенциал гуманитарных предметов, описаны констатирующий и формирующий эксперименты.

Ключевые слова: менталитет, формирование менталитета, межпредметные связи, духовная сфера, духовный базис.

В начале XXI века в России продолжают происходить существенные изменения в социальной и духовной структуре общества. В условиях активного межкультурного взаимодействия в сознании россиян наблюдается стирание российской идентичности, девальвация национальных культурных ценностей, ментальных черт характера, нравственных образцов и норм поведения. Это имеет отношение к школе как общественному институту. Школьники, в частности, старшие подростки в силу недостаточного жизненного опыта и возрастных особенностей затрудняются в выборе для себя нравственных идеалов, ценностных ориентаций и образцов поведения. Их внутренний психологический мир и мировоззрение как духовная основа личности формируется достаточно сложно и противоречиво. Менталитет является регулятором всех сфер человеческой жизни, ценностей, жизненных целей, поведения и стереотипов. Знание менталитета позволяет глубже вникнуть во взаимоотношения между народами и их историческое прошлое, осознать национальный характер этносов, закономерности социального развития, традиции, культуру в целом. Наше понимание менталитета заключается в следующем: это духовный базис нации, который образуется в силу исторических, географических и экономических причин и заключает в себе коллективные представления, ценностные, культурные, эмоциональные, поведенческие ориентации и стереотипы на когнитивном, эмоционально-мотивационном и поведенческом уровнях, привносимые индивидуумами в форме единства сознательного и бессознательного. Педагогической наукой вопросы формирования менталитета в целом, в том числе средствами гуманитарных

предметов на основе межпредметных и внутри-предметных связей, как мы полагаем, разрабатываются еще недостаточно.

В нашем диссертационном исследовании 2006-2011 гг. была выбрана категория старшего подростка. Формирование менталитета старших подростков - сложная система социальнопедагогических факторов, связанная с передачей жизненного нравственного опыта от поколения к поколению, формированием высокого самосознания, важнейших духовно-нравственных и социально значимых ценностей, идеалов, национального характера и толерантности.

Предметы гуманитарного цикла в наибольшей степени способствуют устойчивому влиянию на настроенность внутреннего мира школьников, который проявляется в совокупности вековых установок бытия, характерных для той или иной национально-исторической общности. В формировании менталитета важную роль играет также воспитательный потенциал региональной среды. В этом контексте особое значение в современных условиях приобретает краеведение (педагогическое, экологическое, художественное, историческое, лингвокраеведе-ние) как особая система, включающая комплекс содержательных, операционных и ценностномотивационных компонентов, выполняющих компенсаторную функцию, поскольку те или иные понятийные компоненты в указанных гуманитарных дисциплинах относительно менталитета расположены неравномерно и бессистемно. Введение краеведческого материала в зону внимания учащихся позволяет избежать этих пробелов в их сознании.

Анализ содержания воспитательной работы школ г. Петрозаводска (Университетский лицей,

126

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Соколов А. Г., 2011

МОУ СОШ № 29 им. Т. Ф. Сепсяковой, Лицей №1, МОУ СОШ № 10 им. А. С. Пушкина, МОУ СОШ № 6) урочного и внеурочного характера на констатирующем этапе эксперимента показал, что образовательные учреждения делают акцент в разработке проектов разной направленности (общекультурная, общеинтеллектуальная, социально-нравственная) на социально-ценностные отношения, сознательное творчество, индивидуализацию, духовно-нравственное развитие личности, формирование ментальных качеств подростка (патриотизм, доброта, толерантность, трудолюбие, коллективизм, ответственность, инициатива, гражданственность и др.). Большая роль отводится краеведческой работе, организации факультативов, викторин, кружков, литературных игр, классных часов, конференций, музейной работы. Однако программы зачастую носят разрозненный, несистематический характер, в меньшей степени реализуются межпредметные и внутрипредметные связи, что указывает на недостаточную целостность процесса менталеформирования по гуманитарным предметам.

С учетом результатов пилотажного исследования нами была разработана и апробирована комплексная программа формирования менталитета подростков средствами гуманитарных дисциплин.

В основе синтезирующего курса лежит тематическое планирование программы и использование самого разнообразного материала: исторических, философских, публицистических источников, произведений разных жанров, мемуаров, дневников и т. д.

Разрабатывая курс, мы исходили из того, что материал должен быть доступным для восприятия с целью поддержания мотивации к изучению гуманитарных предметов. В то же время он должен быть содержательным, с акцентом на научные аспекты, ценностно-ориентированным для повышения интеллектуального и духовного уровня учащихся.

Для реализации интегративного курса гуманитарного профиля по формированию менталитета старших подростков был разработан междисциплинарный подход к организации учебного процесса с установлением внутри-и межпредметных связей в построении уроков междисциплинарного характера. Междисциплинарный курс был назван «Духовная сфера

общества» и реализовывался на уроках обще-ствознания, литературы и истории в 2007-2011 гг. в МОУ СОШ № 29 им. Т. Ф. Сепсяковой, МОУ СОШ № 9 г. Петрозаводска. Каждый год курс слегка видоизменялся и дополнялся. В содержательном плане логика авторской программы была построена на дедуктивном методе изложения и реализовывалась по следующей схеме: от актуализации роли духовной сферы в жизни общества как главной темы всего курса и ее содержания к раскрытию компонентов духовной сферы с использованием межпредметных и внутрипредметных связей уроков литературы, истории, русского языка и обществозна-ния. В ходе выполнения программы мы руководствовались следующими принципами: отсутствие принуждения; отношение к воспитаннику как к себе равному; проявление интереса к воспитанникам, их личностным особенностям; право учащегося выражать свое личное мнение; открытость и доступность через прозрачность оценки результатов деятельности учащихся и тем, которые предстояло изучить; отсутствие навязывания своего мнения; достаточно высокий уровень научности в подаче материала, в его содержании и в требованиях к выполнению домашних и классных работ.

Поэтапная реализация Программы осуществлялась согласно тематическому плану воспитательной работы. В 2007-2009 гг. курс состоял из 43 уроков и отражал разные аспекты духовной сферы: диалог культур, толерантность, языковая культура, национальная идея, этнические стереотипы, духовность русского Севера, русский национальный характер, идеал человека в литературе и др. Курс выполнял несколько функций: 1) актуализирующая: включение учащихся в прошлое, настоящее и будущее культуры за счет приобщения к национальным и общечеловеческим ценностям и культуре народов, обсуждения насущных проблем современности; 2) интегрирующая: межпредметный и внутри-предметный характер тем гуманитарного профиля; 3) компенсирующая: обращение к темам и вопросам, которые преимущественно не обсуждаются в рамках школьной программы; 4) прогностическая: формирование у старших подростков установки на менталитет с помощью авторского курса в сочетании с предметами гуманитарного цикла, а также новых знаний, смыслов, ментальных качеств и поведенческих

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

127

стереотипов, имеющих отсроченный характер их проявления. Решение поставленных задач стало возможным, в частности, благодаря использованию технологии погружения учащихся в поле культуры: изучения характеров, языковых особенностей, культуры речи, рассмотрения стилевых особенностей текста, сравнительного анализа литературных произведений Х1Х-ХХ вв., обсуждения насущных проблем современности. Основными принципами в ходе обсуждений явились проблемность, диалогичность, посиль-ность, научность, аксиологичность, непрерывность, рефлексия и субъектность посредством обмена взглядами, мнениями, разрешения ситуаций нравственного выбора. В качестве основных педагогических технологий использовались технологии традиционного обучения, учебный диалог, технология задачного подхода, лекция-беседа, элементы коллективной мыследеятель-ности, при которой учащиеся в группах и с учителем обсуждали проблемные жизненные ситуации (пути решения межэтнических разногласий, осознание себя гражданином, смысл диалога культур, особенности русского юмора, ценности подростков). Таким образом, обучение выступало в качестве средства решения жизненных противоречий учащихся и организации смыслопоискового диалога. Основными типами уроков послужили уроки-дискуссии, уроки-беседы, уроки-семинары, интегрированные уроки, содержание которых отражало такие вопросы, как общественные идеалы, этические идеи, тип культуры и др. Воспитательные задачи решались на основе дифференцированного и личностноориентированного подходов, актуализации личного опыта старших подростков, эмоциональной насыщенности жизненных ситуаций. Для развития самостоятельности мышления использовались парные и групповые обсуждения, письменные задания, тексты, в которых содержалась неоднозначность, противоречивость взглядов, суждений, задания творческого характера (современная речь детей и подростков, значение Родины, способы достойно представлять свою страну за рубежом и др.). Для облегчения субъектной обработки текста и его понимания применялись комментарии по тексту, смысловые таблицы и схемы в опорном раздаточном материале. Таким образом, обеспечивалось согласование научного содержания знаний и субъектного опыта учащихся. Предпочтение отдавалось интерактив-

ным методам обучения в процессе обсуждения таких тем, как географическое и духовное понятие Русского Севера, развитие христианства в Карелии, история Карелии и г. Петрозаводска, особенности русской души и др. Учащиеся нередко выступали с докладами. Продуктивными в нашем курсе явились такие методы воспитания, как убеждение (рассказ, беседа, школьная лекция) и упражнения (ролевые игры на тему толерантности, языковые игры). В конце каждого года учащиеся сдавали устный зачет. В 20102011 гг. содержание курса было видоизменено и расширено: в разработке уроков упор был сделан на такие темы, как черты русского национального характера, мифы о России, бытовые стереотипы поведения россиян, современные социокультурные ценности. В результате объем курса вырос до 70 часов, помимо уже существующих 43 часов (итого 113). Результаты формирующего эксперимента показали позитивные изменения в менталитете старших подростков. В частности, ранжирование ценностно-содержательной композиции менталитета с целью выявления приоритетных качеств учащимися и степени актуализации ментального портрета россиянина в их сознании показал, что по частоте упоминания на первом месте оказались такие качества, как открытость, широта души, патриотизм, оптимизм, добродушие, чувство юмора, национальная стойкость, самопожертвование, гордость, гостеприимство, отвага, духовная свобода, естественность, созерцательность, уверенность в себе и отзывчивость. Таким образом, преобладают качества, отражающие в целом русский менталитет, общественную, патриотическую направленность и высокий уровень этнической идентичности старших подростков. Поскольку ментальные сдвиги в сознании практически невозможно отразить в количественном отношении, то мы полагаем, что на первый план выступает качественная оценка. Исходя из этого положения, можно сказать, что сущностной характеристикой полученных результатов является межсубъектное гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса, относящихся к менталитету как к настроенности внутреннего мира человека, проявляющегося в совокупности вековых духовно-нравственных установок бытия, характерных для той или иной национально-исторической общности и передающихся от поколения к поколению.

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.