Научная статья на тему 'Формирование механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства'

Формирование механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ЦЕНА / PRICE / МАРКЕТИНГ / MARKETING / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / АГРАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / AGRARIAN POTENTIAL / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ОТРАСЛЬ ВИНОГРАДАРСТВА / VITICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станкевич Анастасия Алексеевна, Искандаров Алмас Исматович

В настоящее время отрасль виноградарства вызывает особый интерес у Правительства Российской Федерации, занимает особое место как среди других отраслей агропромышленного комплекса государства, так и отдельно Республики Крым. Предприятия, вовлеченные в отрасль виноградарства, обеспечивают своевременные поступления в федеральный и региональный бюджеты для дальнейшего эффективного развития отрасли. Одним из этапов исследования является разработка предложений по формированию механизмов конкурентоспособности предприятий виноградарско-винодельческой отрасли. Авторы статьи более детально рассматривают предприятия отрасли виноградарства. Целью статьи является формирование механизма рыночных отношений субъектов хозяйственной деятельности отрасли виноградарства в определенных регионах Российской Федерации, как самостоятельный субъект, действующий в рамках законодательства на межрегиональном, так и на мировом уровне в концепции маркетинга. Авторы считают, что каждый отдельный регион имеет свои конкурентные преимущества, агромаркетинговый потенциал, обусловленные глобальной конкуренцией, что определяет актуальность темы. Объектом исследований являются предприятия отрасли виноградарства. При проведении исследования применялись методы: аналитического, сравнительного, статистического анализа, метод экспертных оценок в концепции маркетинга, целевых программ, законодательных документов, а также статистические материалы Федеральной службы статистики Российской Федерации. Обозначенные задачи: повышение роли государственного регулирования в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем, населения конкретными продуктами питания и продовольственной безопасности страны, улучшение качества производимой продукции на уровне мировых стандартов и обеспечению затрат на производство и цен на продукцию. Исследовав механизмы повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства, авторы считают, что рассматривать отрасли виноградарства и виноделия нецелесообразно на одной локальной территории. Одним из механизмов развития виноградарства Республики Крым может стать создание отраслевых компаний, кластеров, xолдингов, кооперативов, союзов по производству, переработке и реализации. Это является одним из главных условий по привлечению инвестиций и дальнейшего экономического роста региона. При формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства весомым элементом комплекса маркетинга является цена на внутреннем рынке Республики Крым. Используя разработки цифровых технологий, можно структурировать субсидии субъектам хозяйственной деятельности в целях софинансирования расходных обязательств в сфере сельского хозяйства как один из механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of mechanisms of increase competitiveness of enterprises of the vineyard industry

Currently, the viticulture industry is of particular interest to the Government of the Russian Federation, occupies a special place among other branches of the agro-industrial complex of the state, and separately the Republic of Crimea. Enterprises involved in the viticulture industry provide timely revenues to the federal and regional budgets for the further effective development of the industry. One of the stages of the study is the development of proposals for the formation of mechanisms for the competitiveness of enterprises in the wine and wine industry. The authors of the article consider in more detail the enterprises of the viticulture industry. The purpose of the article is to form a mechanism of market relations of economic entities in the viticulture industry in certain regions of the Russian Federation as an independent entity operating within the framework of interregional and global legislation in the marketing concept. The authors believe that each separate region has its own competitive advantages, agro-marketing potential, caused by global competition, which determines the relevance of the topic. The object of research are the enterprises of the viticulture industry. During the research methods were used: analytical, comparative, statistical analysis, the method of expert assessments in the marketing concept, target programs, legislative documents, as well as statistical materials of the Federal Statistics Service of the Russian Federation. The tasks outlined are: to increase the role of state regulation in providing the processing industry with raw materials, the population with specific food products and food security of the country, improving the quality of products at the level of world standards and providing production costs and product prices. Having examined the mechanisms of increasing the competitiveness of the enterprises of the viticulture industry, the authors consider that it is inadvisable to consider the viticulture and winemaking sectors on one local territory. One of the mechanisms for the development of viticulture of the Republic of Crimea could be the creation of industry companies, clusters, holdings, cooperatives, unions for the production, processing and sale. This is one of the main conditions for attracting investments and further economic growth of the region. When forming the mechanisms for increasing the competitiveness of enterprises in the viticulture industry, a significant element of the marketing complex is the price on the domestic market of the Republic of Crimea. Using the development of digital technologies, it is possible to structure subsidies to business entities in order to co-finance expenditure obligations in the sphere of agriculture, as one of the mechanisms for increasing the competitiveness of enterprises in the viticulture industry.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства»

I

LH

s о

z

О X

о

rt

■X ■X ■X

344

жить использовать программное обеспечение по формированию электронных заявок и отчетов.

- активно развивать рынок агрострахова-ния. Одной из наиболее очевидных причин, по которым агрострахование до сих пор не стало эффективным инструментом финансовой защиты в отрасли, на наш взгляд, является недостаточная информированность производителей сельскохозяйственной продукции о его возможностях. Из-за этого на этапе заключения договоров страхования, зачастую, неверно оценивается уровень страхового покрытия. В результате при урегулировании убытков сельхозпроизводитель сталкивается с тем, что страховая сумма неадекватна реальным потерям.

Другая причина кроется в устоявшейся практике заключения договоров страхования во время посевных работ, то есть в период, когда сельхозпроизводитель несет наибольшие сезонные расходы. Если говорить о страховании с господдержкой, то, согласно существующему положению, производитель сельхозпродукции покрывает расходы на страхование за свой счет. Государственную субсидию он получает только через несколько месяцев, причем процесс этот связан с необходимостью предоставления ряда обоснований.

Все это делает страхование слишком затратным, а чаще всего и вовсе "неподъемным" для большинства аграриев, несмотря на государственную поддержку. Необходимо также обратить внимание на то, что государственные субсидии относятся только к страхованию урожая. Господдержка не распространяется на страхо-

вание имущества, составляющее основные средства производства. То же можно сказать и о других рисках, страхование которых требуется при заключении договоров лизинга и получении банковских кредитов.

Литература:

1. Прокофьев М.Н. Оценка проблем государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации / М.Н. Прокофьев, A.C. Си-биряев// Вестник НГИЭИ,. - 2017. - № 7. - С. 110116. - Режим доступа: http://elib.fa.ru/art2017/bvl 554.pdf.

2. Социально-экономическое положение Ставропольского края за январь-декабрь 2017 года (информационно-статистический доклад). [Электронный ресурс] / Официальный сайт "Управления Федеральной государственной статистики по Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесской Республике, и Кабардино-Балкарской Республике". Режим доступа: http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat ts/stavstat/resources/d42N8004437 47albdcbbffa17ele317/doklad 12 2017

3. Государственная поддержка сельского хозяйства в регионах: сравнительный анализ эффективности реализации / М.М. Богданова, P.A. Цой, E.H. Щетинин и др. // Финансовый бизнес. - 2017. -№4. - С. 11-22. - Режим доступа: http://elib.fa.ru/ art2017/bvl 761 .pdf.

4. Развитие механизма учета и налогообложения на предприятиях малого предпринимательства в условиях трансформации экономики региона // А.Я. Глушко, ЕМ. Пучкова, ОН. Никулина, O.A. Пузи-на, Н.П. Коваленко, М.Х. Куштова. Коллективная монография. - Невинномысск : НГТИ, 2017.

5. Синицына И.В. Оценка финансовых ресурсов Ставропольского края, как одного из факторов регионального развития // Региональная экономика: проблемы и перспективы развития в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НГГТИ, 2017.

FORMA TION OF MECHANISMS OF INCREASE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF THE VINEYARD INDUSTRY Stankevich Anastasija Alekseevna, PhD of Economics, Senior Lecturer, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, institute of Economics and Management, Research fellow Department of Economics FSBSi "AH-Russian National Research Institute of Viticulture and Winemaking "Magarach", Russian Academy of Science", Yalta, Republic of Crimea

Iskandarov Almas Ismatovich, PhD of Economics, Senior Lecturer, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Institute of Economics and Management, Simferopol, Republic of Crimea

Currently, the viticulture industry is of particular interest to the Government of the Russian Federation, occupies a special place among other branches of the agro-industrial complex of the state, and separately the Republic of Crimea. Enterprises involved in the viticulture industry provide timely revenues to the federal and regional budgets for the further effective development of the industry. One of the stages of the study is the development of proposals for the formation of mechanisms for the competitiveness of enterprises in the wine and wine industry. The authors of the article consider in more detail the enterprises of the viticulture industry. The purpose of the article is to form a mechanism of market relations of economic entities in the viticulture industry in certain regions of the Russian Federation as an independent entity operating within the framework of interregional and global legislation in the marketing concept. The authors believe that each separate region has its own competitive advantages, agro-marketing potential, caused by global competition, which determines the relevance of the topic. The object of research are the enterprises of the viticulture industry. During the research methods were used:

analytical, comparative, statistical analysis, the method of expert assessments in the marketing concept, target programs, legislative documents, as well as statistical materials of the Federal Statistics Service of the Russian Federation. The tasks outlined are: to increase the role of state regulation in providing the processing industry with raw materials, the population with specific food products and food security of the country, improving the quality of products at the level of world standards and providing production costs and product prices. Having examined the mechanisms of increasing the competitiveness of the enterprises of the viticulture industry, the authors consider that it is inadvisable to consider the viticulture and winemaking sectors on one local territory. One of the mechanisms for the development of viticulture of the Republic of Crimea could be the creation of industry companies, dusters, holdings, cooperatives, unions for the production, processing and sale. This is one of the main conditions for attracting investments and further economic growth of the region. When forming the mechanisms for increasing the competitiveness of enterprises in the viticulture industry, a significant element of the marketing complex is the price on the domestic market of the Republic of Crimea. Using the development of digital technologies, it is possible to structure subsidies to business entities in order to co-finance expenditure obligations in the sphere of agriculture, as one of the mechanisms for increasing the competitiveness of enterprises in the viticulture industry.

Keywords: state regulation;price; marketing; competitiveness; agrarian potential; investments; viticulture.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ OTP А СЛИ ВИНОГРАДАРСТВА

В настоящее время отрасль виноградарства вызывает особый интерес у Правительства Российской Федерации, занимает особое место как среди других отраслей агропромышленного комплекса государства, так и отдельно Республики Крым. Предприятия, вовлеченные в отрасль виноградарства, обеспечивают своевременные поступления в федеральный и региональный бюджеты для дальнейшего эффективного развития отрасли. Одним из этапов исследования является разработка предложений по формированию механизмов конкурентоспособности предприятий виноградарско-винодельческой отрасли. Авторы статьи более детально рассматривают предприятия отрасли виноградарства. Целью статьи является формирование механизма рыночных отношений субъектов хозяйственной деятельности отрасли виноградарства в определенных регионах Российской Федерации, как самостоятельный субъект, действующий в рамках законодательства на межрегиональном, так и на мировом уровне в концепции маркетинга. Авторы считают, что каждый отдельный регион имеет свои конкурентные преимущества, агромаркетин-говый потенциал, обусловленные глобальной конкуренцией, что определяет актуальность темы. Объектом исследований являются предприятия отрасли виноградарства. При проведении исследования применялись методы: аналитического, сравнительного, статистического анализа, метод экспертных оценок в концепции маркетинга, целевых программ, законодательных документов, а также статистические материалы Федеральной службы статистики Российской Федерации. Обозначенные задачи: повышение роли государственного регулирования в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем, населения конкретными продуктами питания и продовольственной безопасности страны, улучшение качества производимой продукции на уровне мировых стандартов и обеспечению затрат на производство и цен на продукцию. Исследовав механизмы повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства, авторы считают, что рассматривать отрасли виноградарства и виноделия нецелесообразно на одной локальной территории. Одним из механизмов развития виноградарства Республики Крым может стать создание отраслевых компаний, кластеров, холдингов, кооперативов, союзов по производству, переработке и реализации. Это является одним из главных условий по привлечению инвестиций и дальнейшего экономического роста региона. При формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства весомым элементом комплекса маркетинга является цена на внутреннем рынке Республики Крым. Используя разработки цифровых технологий, можно структурировать субсидии субъектам хозяйственной деятельности в целях софинансирования расходных обязательств в сфере сельского хозяйства как один из механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства. Ключевые слова: государственное регулирование; цена; маркетинг; конкурентоспособность; аграрный потенциал; инвестиции; отрасль виноградарства.

УДК 634.8.009.12 ВАК РФ 08.00.05

> Станкевич А.А., 2018

> Искандеров А.И., 2018

СТАНКЕВИЧ Анастасия Алексеевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра Менеджмента устойчивого развития, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; научный сотрудник отдела экономики ФГБУН "Всероссийский национальный научно-исследова тельский институт виноградарства и виноделия "Магарач" РАН, Ялта, Республика Крым

ИСКАНДАРОВ Алмас Исматович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Менеджмента устойчивого развития, Институт экономики

и управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

ЪС

ш

s ъс а

г

о

X

о

со

*

* *

346

В настоящее время отрасль виноградарства вызывает особый интерес у Правительства Российской Федерации, занимает особое место как среди других отраслей агропромышленного комплекса государства, та к и отдельно для Республики Крым. Продукция отрасли виноградарства имеет спрос у потребителей. Предприятия, вовлеченные в отрасль виноградарства, обеспечивают своевременные поступления в федеральный и региональный бюджеты для дальнейшего эффективного развития отрасли.

Отделом экономики ФГБУН "Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия "Магарач" РАН" в рамках научно-исследовательской работы по теме "Разработка концепции совершенствования рыночных отношений, конкуренции и государственного регулирования рынков виноградно-винодельческой продукции" №0833-2015-0018 разрабатываются предложения по совершенствованию конкуренции на рынках виноградно-винодельческой продукции на основе развития отечественного виноградарства и виноделия (№ АААА-А17-117011810040-0). Одним из этапов научно-исследовательской работы по заявленной теме является разработка предложений по формированию механизмов конкурентоспособности предприятий виноградарско-винодельчес-кой отрасли. Авторы статьи более детально рассматривают предприятия отрасли виноградарства.

Целью исследования является формирование механизма рыночных отношений субъектов хозяйственной деятельности отрасли виноградарства в определенных регионах Российской Федерации, которые могут рассматриваться как самостоятельный субъект, действующий в рамках законодательства на межрегиональном и на мировом уровнях в концепции маркетинга.

Авторы считают, что каждый отдельный регион имеет свои, отличные от других регионов, конкурентные преимущества, агромар-кетинговый потенциал, обусловленные глобальной конкуренцией, что определяет актуальность и значимость данной темы исследования.

Объекты и методы исследований. Объектом исследований являются предприятия отрасли виноградарства.

При проведении исследования применялись методы: аналитического, сравнительного, статистического анализа, метод экспертных оценок в концепции маркетинга, целевых про-

грамм, законодательных документов, а также статистические материалы Федеральной службы статистики Российской Федерации.

Обозначены задачи при формировании механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства: повышение роли государственного регулирования в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем, населения - конкретными продуктами питания и продовольственной безопасности страны, улучшение качества производимой продукции на уровне мировых стандартов и обеспечению затрат на производство, а также цен на продукцию.

Проблемам формирования механизмов повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствующей деятельности,а также предприятий отрасли виноградарства, в концепции маркетинга и экономики развития регионов России, Республики Крым в отдельности, ориентированных на межрегиональный и международный рынки с устойчивыми конкурентными преимуществами, посвящен широкий ряд научно-исследовательских работ ученых: И.В. Щетининой [7, с. 84-89], Л.Б. Вин-ничек, М.А. Захарченко [3, с. 69-71], Е.В. Курса-ковой [6, с. с. 303-306],Л.М. Кузнецовой [5, с. 3946] и др. Отдельно можно выделить автора, структурировавшего основные сорта винограда, возделываемые в Крыму, А.П. Диканя [4, с. 3-4].

Обсуждение результатов. В настоящее время государственная поддержка механизмов повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства осуществляется в разрезе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2020 года. Можно обозначить ключевые аспекты, связанные с государственным регулированием по управлению в перерабатывающей промышленности отечественным сырьем, а население и отдыхающие полностью должны быть удовлетворены основными продуктами питания и продовольствием, от которых напрямую зависит безопасность государства. Немаловажным моментом является улучшение качества отечественной продукции через механизм управления качества на уровне мировых стандартов и снижению затрат на производство, изменение ценовой политики в рамках субсидий.

Анализируя данные государственной поддержки по закладке виноградников в рамках подпрограмм (например, "Развитие подотрас-

ли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" по статьям: возмещение затрат на закладку, уход за виноградниками, по договорам займа, оплата страховой премии в случае гибели урожая и посадок виноградников, на строительство се-лекционно-питомниководческих центров по производству сертифицированного материала), можно отметить, что размеры государственной поддержки по закладке виноградников в Российской Федерации в 2016 году составили 1499700 тыс. руб., что касается Республики Крым, то на закладку было потрачено около 159415,7 тыс. руб.

Для предприятий отрасли виноградарства достичь высокого уровня конкурентоспособности возможно только поэтапно. Нужно укрепить собственную сырьевую базу, выращивать виноград по новейшим технологиям. Это возможно осуществить при совместной концепции государственных программ по получению качественной продукции для конечного потребителя или в виде сырья для винодельческих заводов, представленных на российском и зарубежном рынках, с использованием современных цифровыхтехнологий. Данные государственные программы должны взаимодополнять друг друга. Стоит отметить, что отрасли виноградарства и виноделия необходимо рассматривать в комплексе по региональному обустройству.

Одним из механизмов развития виноградарства Республики Крым, более активной инвестиционной деятельности может стать создание отраслевых компаний, кластеров, холдингов, кооперативов, союзов по производству, переработке и реализации (на примере Краснодарского края). Это является одним из главных условий по привлечению инвестиций и дальнейшего экономического роста региона.

При формировании механизмов по повышению конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства, весомым элементом комплекса маркетинга выступает цена на внутреннем рынке Республики Крым. За 2018 год на внутреннем рынке Крыма произошло удорожание продукции растениеводства на 2,2% при росте продукции инвестиционного назначения на 4,3% в целом [1].

Механизм рыночных отношений предполагает повышение роли государственного регулирования в обеспечении промышленности сырьем, населения - конкретными продуктами питания, что напрямую характеризует продовольственную систему безопасности госу-

дарства. Также при создании селекционно-питомниководческих центров необходимо использовать сертифицированный материал для дальнейшей его реализации по государственным программам предприятиям отрасли виноградарства. Так, если рассматривать отрасль виноградарства, то стоит отметить, что до настоящего времени в Крыму не заложена основа развития виноградарства - питомни-ководство, что в перспективе может заинтересовать инвесторов.

Используя платформу по перевозкам сельскохозяйственной продукции Бтаг-1зеес15 [2], при добавлении вкладок по продаже и перевозке сертифицированного материала в концепции с единой информационной базой питомников и предприятий отрасли виноградарства, количественных и качественных параметров, можно в перспективе предприятиям винодельческой отрасли отслеживать и закупать сырье для дальнейшей переработки и получения качественной продукции.

Необходимо четко структурировать продажу по основным сортам технического и столового назначения, для государственного регулирования ценовой политики, как для перерабатывающих предприятий, так и для предприятий общественного питания. В таком случае, субсидии субъектам хозяйственной деятельности в целях софинансирования расходных обязательств в сфере сельского хозяйства могут быть усовершенствованы как один из механизмов по повышению конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства.

Выводы. Исследовав механизмы повышения конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства, авторы считают, что рассматривать отрасли виноградарства и виноделия нецелесообразно на одной локальной территории. В данном случае, Республики Крым. Также, считаем, что механизмом по развитию отрасли виноградарства Республики Крым можно рассматривать создание или слияние нескольких отраслевых компаний, холдингов, кластеров, кооперативов, которые будут заниматься производством, переработкой и реализацией винограда как готового продукта или сырья. Именно этот механизм дальнейшего развития отрасли виноградарства, на наш взгляд, является основным для привлечения инвестиций и дальнейшего развития региона в концепции экономики.

Предложенные механизмы по повышению конкурентоспособности субъектов хозяй-

ЪС

I

UJ

s u

X

О X

о

CO

*

* *

348

ственнои деятельности, занимающихся выращиванием винограда, зависят от такого элемента комплекса маркетинга, как цена, формирующаяся на внутреннем рынке Республики Крым. При создании селекционно-питомнико-водческих центров необходимо использовать сертифицированный материал для дальнейшей его реализации по государственным программам предприятиям отрасли виноградарства.

Используя разработки цифровых технологий Бта^еес^, одним из инструментов механизма государственного регулирования по повышению конкурентоспособности, можно внести по согласованию разработчиков информационных баз изменения в интерфейс платформ по продаже и перевозке материала, имеющего сертификат качества для предприятий отрасли виноградарства и питомников, включающих качественные и количественные параметры. Это позволит в перспективе руководителям предприятий отрасли виноделия наблюдать, анализировать и приобретать сырье для получения качественной, конкурентоспособной алкогольной продукции. Одним из инструментов по повышению конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства можно рекомендовать четкую структуру реализованного винограда технических и столовых сортов по конечному использованию. Это поможет сбалансировать государственную поддержку в вопросах ценовой политики как для предприятий, производящих сырье для переработки, так и для организаций, занимающихся производством алкогольной и безалкогольной продукции на основе винограда, а также для предприятий общественного питания. В данном случае, одним из инструментов механизма по повышению конкурентоспособности предприятий отрасли виноградарства могут

быть субсидии субъектам хозяйственной деятельности по финансированию расходных обязательств в агропромышленном комплексе.

Литература:

1. Щетинина, И.В. Методика анализа конкурентоспособности продукции промышленного предприятия / И. В. Щетинина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. -№ 2. - С. 84-89.

2. ВинничекЛ.Б. Государственное регулирование как механизм повышения конкурентоспособности агробизнеса / Л.Б. Винничек, М.А. Захарченко // Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. Никоновские чтения - 2005. - М.: Изд-во Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. A.A. Никонова, 2005. - С. 69-71.

3. Курсакова Е.В. Конкурентоспособность виног-радарско-винодельческих предприятий Крыма и пути ее повышения / Е.В. Курсакова // Таврический научный обозреватель. - Ялта : Межрегиональный институт развития территорий, 2016. -№5-1 (10).-С. 303-306.

4. Кузнецова, Л.М. Механизмы государственной поддержки АПК в целях повышения конкурентоспособности российской социально-экономической системы / Л.М. Кузнецова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - Орел: Изд-во Орловский государственный университет экономики и торговли.-2017,-№ 6.-С. 39-46.

5. Дикань, А.П. Основные сорта винограда, возделываемые в Крыму: издание для ученых и практиков-виноградарей для аграрных спец. вузов / А.П. Дикань. - Симферополь : Изд-во Бизнес-ин-форм, 2018. - С. 3-4.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс] // Республика Крым в цифрах. - Режим доступа: URL: http://crimea.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources.pdf / (дата обращения: 23.04.2018).

7. Россия. Для перевозок зерна запущена 1Т-плат-форма Smartseeds [Электронный ресурс] // Elevatorist.com. - Режим доступа: URL : http:// elevatorist.com/novosti/4252-rossiya-dlya-perevozok-zerna-za puschena-it-platforma-smartseeds/ (дата обращения: 23.04.2018).

THE FORMING OF FACTORS OF HEALTHSA VING IN THE INDUSTRY OF HOSPITALITY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA Stakhno Natalia Dmitrievna, PhD of Economics, Department of Management of Entrepreneurship, institute of Economics and Management (Academic Unit) Crimean Federal University named after of V.I. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea

Healthy nutrition in modern conveniences in the Republic of Crimea is necessary requirement of healthsaving factor of tourist attractiveness of a region. The capacity of catering as a structural element in the tourist industry should be focused on meeting the needs in healthy, rational nutrition not just in the health resorts but in the public catering facilities, it takes development and implementation of methods and resources of the healthy nutrition, promotion of propaganda, information and methodological programs that are adopted to the real condition of accommodation population and demands of guests of Crimea.

Keywords: healthsaving; catering facilities; healthy nutrition; rational nutrition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.