формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне
_Аннотация
В статье представлен механизм стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне, классификация базовых стратегий развития малого и среднего предпринимательства, способ типологизации регионов для выбора необходимой стратегии развития малого и среднего предпринимательства. _
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, стратегическое управление, механизм, стратегический анализ, показатели развития, интегральный индекс развития _
В последние годы существенные подвижки произошли в территориальном стратегическом менеджменте и, особенно, в его базовой части - стратегическом планировании развития регионов и муниципальных образований. В настоящее время принят в первом чтении проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», направленный на создание правовой базы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, которая должна отражать приоритетные направления социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта РФ. На наш взгляд, территориальное стратегическое управление предполагает не только разработку стратегического плана развития региона или муниципального образования, организацию его претворения в жизнь, но и другие аспекты управ-
Медков
Артур Дмитриевич
аспирант кафедры
экономики и
управления,
Сургутский
государственный
университет
ХМАО-Югры
ленческой и социально-экономической деятельности, позволяющие поэтапно перевести объект управления в новое качество. Во-первых, территориальное стратегическое управление предполагает более высокий уровень участия менеджмента. Учитывая, что методология стратегического управления в экономике разрабатывалась для коммерческих организаций в качестве одного из способов конкурентной борьбы, стоит сказать, что в основе стратегии развития регионов тоже лежит конкуренция, но в аспекте привлечения наиболее квалифицированных кадров, выделения больших объемов бюджетных средств. Таким образом, перед территориальными органами управления стоит более сложная задача, чем перед бизнесом - не принять какое-либо управленческое решение, а создать условия для его принятия. Иными словами, конкуренция между территориями происходит в основном не в материальной сфере, а в области идей, стратегий, проектов, внедрения собственных стандартов и т.д. Во-вторых, стратегическое управление можно
_ определить как динамичный творческий процесс,
_ преследующий целью не столько формирование
стратегии как документа того или иного содержания, сколько обучение и развитие людей, занятых ее разработкой, более объективному и критично_ му взгляду на происходящие социально-эконо-
_ мические процессы, развитию и выработке у них
_ навыков в области предвидения и формирования
_ будущего. Это в большей степени вызвано необ-
_ ходимостью систематического анализа целевых
_ ориентиров, поскольку в случае долгосрочного
_ планирования и сильной изменчивости внешней
_ среды неопределенность факторов, влияющих на
_ деятельность региона, усиливается.
В-третьих, стратегический план развития регио-
_ на связан с изменением уровня жизни населения и
_ потому может быть выработан только в многосто-
_ роннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти
_ и общества, поскольку разработка стратегии - про_ цесс не кабинетный, а коммуникативный, в кото_ ром следует задействовать всех важных субъектов,
_ имеющих и готовых представить свое личное виде_ ние по поводу ключевых проблем, на решение кото_ рых направлены основные усилия [5, 6].
.территориальное стратегическое
_управление
предполагает более высокий
менеджмента
ьном
В-четвертых, преимущественное развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионах соответствует актуальной на сегодняшний день концепции «местноориентированного социально-экономического развития», основанной на стратегии эндогенного развития за счет более полной реализации местного потенциала человеческих, институциональных, финансовых и природных ресурсов в целях обеспечения роста экономической активности.
Механизм стратегического управления МСП
Механизм стратегического управления МСП представляет собой совокупность методологических и методических положений, а также процессов, направленных на поиск и выявление сильных и слабых сторон, определение потенциала среды, и инструментов, используемых для разработки целей и задач управления и анализа эффективности их достижения на всех уровнях. В соответствии с вышесказанным механизм эффективного стратегического управления МСП состоит из следующих последовательных и взаимосвязанных процессов:
- стратегический анализ внешней и внутренней среды;
- выбор базовой (типовой) стратегии развития МСП;
- синхронизация со стратегиями более высокого уровня;
- формулировка приоритетных отраслей специализации МСП;
- разработка программ в виде совокупности межведомственных мероприятий и системы критериев и показателей развития МСП;
- разработка механизма контроля реализации мероприятий на всех уровнях;
- перестройка сложившейся системы управления (см. рис. 1).
Для оценки уровня развития МСП, а именно его ресурсного потенциала, производственной структуры, социальной, экономической эффективности, для выявления неэффективных мест, необходимо использовать инструменты стратегического анализа [1,2].
.перед
территориальными стоит более сложенная
бизнесом -не принять какое-либо управленческое решение, а создать условия для_
Итогом стратегического анализа станет возможность осуществить выбор предпочтительной типовой стратегии, которая в дальнейшем дополняется и корректируется конкретными долгосрочными стратегическими целями и задачами, механизмом использования ресурсов, необходимых для достижения этих целей, и определенным перечнем критериев, по которым будет оцениваться эффективность работы. Разработанная стратегия управления может быть оформлена в виде документа, включающего список запланированных мероприятий и событий, перечни основных инструментов активного воздействия на развитие МСП, порядок отбора субъектов предпринимательства для оказания поддержки, а также экономические и административные механизмы функционирования каждого из инструментов.
Окончательная проработка стратегии управления в виде стратегического документа связана с поэтап-
СТРАТЕГЧЕСКИИ АНАЛИЗ МСП В РЕГИОНЕ
Г Оценка уровня
развития
Структура и внутренний потенциал
Критерии эффективности
С
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Определение целей и задач
V
Выбор приоритетных проектов
Согласование со стратегическими планами развития субъекта (страны)
Выбор базовой стратегии
Оценка потенциала внутренней среды Экономические факторы
-> Социально-коммуникационные
Административно-управленческие
Определение критериев управления
" V '
Ресурсное обеспечение
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ
Рис. 1. Механизм стратегического управления малым и средним предпринимательством в регионе
ным согласованием с программами более высоких уровней, что и позволит, в конечном счете, разработать эффективный механизм развития МСП, определить приоритетные области, требующие системной поддержки и разработать систему регуляторов и схем взаимодействия органов власти по внесению оперативных изменений в саму стратегию. Критерии управления представляют собой конкретные числовые выражения показателей развития предпринимательства: они могут характеризовать масштабы деятельности малых и средних предприятий, потенциал их развития, текущий вклад МСП в развитие региона. Инструменты активного воздействия на развитие МСП - рычаги влияния региональной и муниципальной власти посредством проведения соответствующей социально-экономической политики на развитие малых и средних предприятий, к которым, прежде всего, относятся мероприятия, направленные на поддержку МСП, включая инструменты фискальной политики, консультационной и финансовой поддержки. Как мы уже отмечали, в первую очередь, необходимо осуществить выбор базовой стратегии развития предпринимательства, определяющей основные правила выбора конкретных целевых показателей, инструментов управления, и интегрирующих их в единую систему. В результате дальнейшей конкретизации данной стратегии формируется фундаментальная стратегия управления - целевой документ или система документов для исполнения. Подобный методический подход к стратегии управления предпринимательством мы считаем методологически оправданным и востребованным в практической деятельности, поскольку он:
- рассматривает МСП как открытую для взаимодействия с внешней средой социально-экономическую систему;
- формируется с возможностью оказания значительного воздействия на формирование развития региона;
- позволяет идентифицировать приоритеты, обеспечивающие выполнение основных задач регионального управления;
- обеспечивает возможность внесения оперативных изменений в стратегию развития МСП.
...преимущественное развитие малого
и среднего_
предпринимательства (МСП) в регионах
соответствует_
актуальной_
на сегодняшний_
день концепции_
«местноориентиро-_
ванного социально-
экономического _
развития»____
ьенш
ьном
итогом
стратегического
анализа станет
_осуществить выбор
_предпочтительной
типовой стратегии,
ополняется I корректируется конкретными
долгосрочными
стратегическими
_целями и задачами...
Базовые стратегии развития МСП
В качестве базовых стратегий развития МСП исследователи зачастую выделяют следующие [4].
1) По целям воздействия на МСП:
- количественный рост числа малых и средних предприятий особо актуален в депрессивных регионах с низкой инвестиционной привлекательностью и высоким уровнем безработицы;
- качественное (интенсивное) развитие действующих малых и средних предприятий в регионе, осуществляемое на основе технического и технологического перевооружения, диверсификации производства, повышения квалификации работников и т.п.
2) По структуре и содержанию деятельности:
- поддержка отдельных субъектов МСП, эффективность деятельности которых выше, чем у крупных предприятий, и не зависит от деятельности крупных предприятий; сюда можно отнести производство продукции товаров для потребления гражданами, услуги общественного питания, оказание платных услуг в сфере бытового обслуживания;
- стимулирование роста и развития МСП за счет интеграционных источников, предполагающее формирование устойчивых экономических связей в едином комплексе региональной политики за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия предприятий различных масштабов деятельности. К достоинствам такой стратегии можно отнести увеличение роли экономических факторов и снижение административных, системное решение вопросов стратегического управления МСП.
Стратегический анализ должен позволить распределить регионы по предпочтительным типовым стратегиям, что в наибольшей степени предоставит возможность учесть отличия регионов и при этом не допустить существенного разнообразия, усложнения управленческих процедур. В роли индикаторов, предназначенных для типоло-гизации регионов, нами предлагается использовать интегрированные показатели, позволяющие на основе комплексной оценкиразвития МСП выбрать альтернативный вариант между количественной/ качественной стратегией развития и между саморазвитием/интеграционным развитием.
Интегральные индикаторы представляют собой эффективный инструментарий анализа состояния систем и определения существующих проблем и их источников, а также ранжирования объектов исследования для выработки адекватных решений [3]. Предлагается использовать:
- индикатор развития МСП, который характеризует уровень развития МСП;
- индикатор потенциала интеграционного развития региона, характеризующий наличие в регионе источников интеграционного развития МСП. При этом стоит отметить, что качественное и интеграционное развитие МСП представляется наиболее оптимальной и предпочтительной стратегией развития, а также тот факт, что основными проблемами остаются сложность формирования системы показателей, которые отражали бы достаточность/недостаточность количественного роста МСП, обеспечение сопоставимости различных по влиянию и сущности показателей, выбор способа вычисления интегрированных показателей и их ранжирования.
Для оценки и анализа структуры и потенциала развития малых и средних предприятий (см. рис. 2) следует использовать основополагающие показатели, которые объективно отражают отраслевую, территориальную и структурную направленность МСП:
- показатели ресурсного потенциала - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, среднегодовые оборотные средства, фонд оплаты труда;
- показатели отраслевой и производственной структуры - производство продукции в целом и по видам в стоимостном выражении (без НДС и акцизов) и в натуральном выражении, производство отдельных видов продукции в процентах от общего объема;
- показатели инвестиционной деятельности -капитальные (строительство, реконструкция) и интеллектуальные (НИОКР, лицензии) инвестиции, вложения в оборотные фонды и нематериальные активы;
- показатели финансово-экономической деятельности (балансовая прибыль, издержки производства и обращения, объем работ, выполненных
окончательная_
проработка_
стратегии управления в виде стратегического
документа связана_
с поэтапным
согласованием_
с программами более высоких уровней____
малыми и средними предприятиями; объем товаров и услуг, реализованных населению (из расчета на одного жителя); объем работ, выполненных по государственному (муниципальному) заказу; объем налоговых поступлений в региональный (местный) бюджет от деятельности малых и средних предприятий) и социального обеспечения (численность рабочих мест, среднегодовая численность работающих, среднегодовая оплата труда работников).
Для оценки уровня интеграционного взаимодействия МСП целесообразно использовать информацию, характеризующую: число предприятий крупного бизнеса, работающих в кооперации с малым; долю малых предприятий, имеющих кооперационные связи с крупным бизнесом в общем числе предприятий малого бизнеса; темпы развития франчай-зинговых или других форм интеграционных связей предприятий крупного и малого бизнеса. Определение перспективных видов экономической деятельности можно проводить путем сравнительной оценки эффективности малых и средних предприятий по критериям прибыльности, рента_ бельности по отрасли, оборачиваемости оборот_ ных средств и окупаемости затрат, фондоотдаче,
_ фондоемкости и материалоемкости, производи_ тельности труда.
гения
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МСП В РЕГИОНЕ
Рис. 2. Показатели анализа МСП в регионе
Для оценки потенциала внутренней среды пред- ...стоит отметить, принимательства выделяются следующие параметры: природно-ресурсный потенциал, демографическая ситуация в регионе, экономический развитие МСП потенциал и уровень жизни населения, состояние представляется региональных финансов.
Для определения источников интеграционного развития МСП и путей ее дальнейшего развития анализу подвергаются следующие условия [6]:
- организационно-экономические, в частности, экономическая специализация региона и уровень экономического развития, наличие и качество научно-технологических ресурсов, наличие стратегически значимых отраслей, качество инвестиционной среды;
- административно-политические (наличие комплексных программ развития региона, программ развития отраслей, технические регламенты, наличие и эффективность функционирования объектов инфраструктуры);
- социально-коммуникационные, в частности, уровень развития информационной инфраструктуры в регионе, развитость сетей распространения информации.
Расчет интегрированных индикаторов допустимо осуществлять методами сумм, геометрической средней, суммы мест, методом расстояний. Метод геометрической средней можно применять при относительно малом числе оцениваемых показателей и в случае, если большинство их значений близко к единице.
Вывод
Переосмысление различных территориальных образований степени необходимости осуществления стратегического планирования в современной региональной политике приобретает особую актуальность, поскольку дает возможность местным властным структурам перейти на более высокие ступени развития, в рамках которых создаются предпосылки для перехода от концепции текущего регулирования и преодоления возникающих проблем к концепции стратегического управления поступательным развитием, что может служить новым толчком к развитию МСП.
_расчет
_интегрированных
_индикаторов
_допустимо
_осуществлять
_методами сумм,
_геометрической
средней, суммы мест, методом расстояний
Литература
1. Головина А.С. Стратегическое управление деловой активностью субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2013. - № 18 (240). - с. 20-33. - http:// www.creativeconomy.ru/articles/29801/.
2. Гусаков А.А. Принципы и подходы к управлению инновационной экономикой в регионах разного типа // Инновации. - 2004. - № 10. - с. 34-41.
3. Емельянов С.Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания трансфера технологий / С.Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская // Инновации. 2006. - № 2. - с. 55-58.
4. Инновационный путь развития для новой России/ РАН, Ин-т экономики, Центр соц.-экон. проблем федерализма; (под ред. В.П. Горегляда). -М.: Наука, 2005. - 343 с.
5. Лоскутова М.В. Малое предпринимательство как основа социально ориентированной рыночной экономики / М.В. Лоскутова, С.В. Владимирова // Экономические науки. - 2008. - № 4. - с. 115-118.
6. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под общ.ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова. - М.: Новое издательство, 2004. - 268 с.
Arthur D. Medkov
Postgraduate of the Chair of Economics and Management, Surgut State University ofKhanty-Mansi Autonomous Area - Yugra
The formation of a strategic management mechanism of small and medium business at the regional level
_Abstract
The article presents a strategic management mechanism of small and medium business at the regional level, theclassificationofbasicdevelopmentstrategies ofsmallandmediumbusiness, the method of regional typologization in order to choose the necessary strategy for small and medium business development.
Keywords: small and medium business, strategic management, mechanism, strategic analysis, indicators of development, integrated development index