Научная статья на тему 'Формирование механизма поддержки субъектов хозяйствования и инфраструктуры крупных городов в рамках реализации приоритетов социально-экономического развития'

Формирование механизма поддержки субъектов хозяйствования и инфраструктуры крупных городов в рамках реализации приоритетов социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новицкий Алексанр Георгиевич

Оценивая перспективу развития экономики в ближайшие несколько лет можно сказать о необходимости внесения изменений в концепцию функционирования отрасли коммунальной инфраструктуры. Так как основными источниками привлечения инвестиций на безвозвратной основе в настоящее время являются долгосрочные целевые программы федерального и регионального уровня, а также Инвестиционный фонд РФ, то есть необходимость перейти от ожидания бюджетного финансирования к формированию и развитию устойчивых моделей государственно-частного партнерства. В статье рассматривается формирование устойчивых моделей взаимодействия частного бизнеса и государства в коммунальной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новицкий Алексанр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MECHANISM OF SUPPORT BUSINESS ENTITIES AND INFRASTRUCTURE OF MAJOR CITIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRIORITIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Assessing the prospects of economic development in the next few years can be said about the need for changes in the concept of the operation of municipal infrastructure sectors. Since the main sources of investment in non-repayable basis are now long-term target programs of the federal and regional levels, as well as the Investment Fund, then there is a need to move from the expectations of budget financing in the formation and development of sustainable public-private partnership. The article deals with the formation of stable models of cooperation between private business and government in the municipal sector.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма поддержки субъектов хозяйствования и инфраструктуры крупных городов в рамках реализации приоритетов социально-экономического развития»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

НОВИЦКИЙА.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ИНФРАСТРУКТУРЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Оценивая перспективу развития экономики в ближайшие несколько лет можно сказать о необходимости внесения изменений в концепцию функционирования отрасли коммунальной инфраструктуры. Так как основными источниками привлечения инвестиций на безвозвратной основе в настоящее время являются долгосрочные целевые программы федерального и регионального уровня, а также Инвестиционный фонд РФ, то есть необходимость перейти от ожидания бюджетного финансирования к формированию и развитию устойчивых моделей государственно-частного партнерства. В статье рассматривается формирование устойчивых моделей взаимодействия частного бизнеса и государства в коммунальной отрасли.

NOVICKIY A.G.

FORMATION MECHANISM OF SUPPORT BUSINESS ENTITIES AND INFRASTRUCTURE OF MAJOR CITIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRIORITIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Assessing the prospects of economic development in the next few years can be said about the need for changes in the concept of the operation of municipal infrastructure sectors. Since the main sources of investment in non-repayable basis are now long-term target programs of the federal and regional levels, as well as the Investment Fund, then there is a need to move from the expectations of budget financing in the formation and development of sustainable public-private partnership. The article deals with the formation of stable models of cooperation between private business and government in the municipal sector.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Keywords: public-private partnership, housing and communal services.

Одним из основных факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие и новое строительство в Ростове-на-Дону и на территории Ростовской агломерации, является низкий темп развития централизованной системы водоснабжения и канализации. Это послужило главным обоснованием для разработки и принятия Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения. Необходимость такой программы подтверждается высоким уровнем заинтересо-

ванности городской и областной администрации в улучшении качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В целях ликвидации инфраструктурных ограничений в мае 2006 года OAO «Евразийский» и Администрация Ростовской области подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве для достижения следующих целей:

❖ обеспечение надлежащего питьевого водоснабжения для г. Ростова-на-Дону и сельских поселений юго-запада Ростовской области в соответствии с нормативными требованиями Российской Федерации;

❖ повышение качества воды;

❖ обеспечение условий для устойчивого жилищного и промышленного развития в г. Ростове-на-Дону и юго-западных районах Ростовской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

❖ улучшение здоровья населения;

❖ создание 1170 рабочих мест;

❖ повышение инвестиционной привлекательности региона;

❖ обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города и реки Дон в ее нижнем течении, бассейнов Черного и Азовского морей;

❖ создание предпосылок для развития туризма и строительства рекреационных объектов.

Основным внебюджетным источником финансирования выступает концерн «Евразийский».

Для понимания сущности применяемого механизма государственно-частного партнерства, предлагается рассмотреть схему привлечения долгосрочного финансирования в проект (см. рис.1.).

Ожидаемый эффект от реализации данной программы следующий:

❖ увеличится численность абонентов - до 2 млн. человек;

❖ создание водопроводно-канализационной инфраструктуры позволит построить 12,6 млн. кв. метров нового жилья, в том числе 6 млн.кв. м - в Ростове;

❖ сократится численность аварий в коммунальных сетях на 33%;

❖ уменьшится потребление электроэнергии на 20 млн. кВт/часов 9.

Вследствие этого государство получит экономические выгоды, такие

как:

❖ дополнительные поступления налогов в федеральный бюджет;

❖ дополнительные поступления в региональные бюджеты;

❖ вклад 1,7% в рост ВВП Ростовской области за 5 лет реализации проекта.

Программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада Ростовской области является одним из глобальных документов, определяющих дальнейшее развитие этих городов и

9 Вода Ростова 08.02.2010 г // http://rostov-dom.info/2010/02/voda-rostova-na-donu/

окрестных территорий. Для жителей Ростова-на-Дону реализация этих инвестиционных проектов скажется на значительном улучшении качества жизни. По оценкам проектировщиков, срок службы новых коммуникаций составит около 50 лет. Благодаря надежности и высокой ремонтопригодности новые водоводы и объекты коммунального хозяйства помогут экономить на эксплуатации значительные финансовые ресурсы. Благодаря реализации программы население и бизнес смогут планировать свои расходы на ЖКХ, и будет обеспечена экологическая безопасность реки Дон.

Муниципалитет г.Ростов а-на-Дону

Залог ахцшс ОАО :-Бсдг

ОАО

Залог акций «Евразийский»

ОАО «Беда Ростова.»

БАНК

Ж

Кредит

Платежи

Договор Аренды + Договор Управления

И

ОАО «Вода Ростова»

финансирование Заказчика

ОАО «ПО ВОДОКАНАЛ»

ООО

«В о до канал Стр ойКоыпл ею»

Потребители услуг водоснабжения

Ж

Финансирование подрядных работ

Генеральный подрядчик

Отделимые мс щерннз ицш. объекты недБижныосга.

Р

А В О

С

о

Е

С

т в

Е

н н

о с г и

.10

Рис. 1. Схема привлечения долгосрочного финансирования проекта Комплексная программа решает три основные группы задач. Прежде всего - это программа развития инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Именно на решение задач развития, сбалансированных с планом долгосрочного социально-экономического развития города, направляется основная доля средств в рамках первого этапа Проекта. При этом дополнительные мощности инфраструктуры водоснабжения и водоотведения рассчитывались исходя из оптимистического сценария развития города (см. табл. 1.).

10 Паспорт инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г.Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», утвержденный Правительством РФ от 30.11.2006 №1708-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 20.09.08 №1375-р)

Вместе с тем развитие невозможно без достижения эксплуатационной надежности существующей инфраструктуры, поэтому задачи реконструкции и технического обновления сетей и сооружений водоснабжения и водоотве-дения решались в процессе реализации в первую очередь.

Таблица 1.

Прогноз производства очищенной питьевой воды по принятым сценариям

развития города

Годы Пессимистический Оптимальный Оптимистический

Население, тыс. чел. Подача воды, м3 в сутки Население, тыс. чел. Подача воды, м3 в сутки Население, тыс. чел. Подача воды, м3 в сутки

2010 1186 525,9 1199 566,9 1217 570

2013 1176 509,8 1210 561,3 1254 647

2021 1148 439,0 1241 553,5 1358 680

Другой важной составляющей частью Проекта являются мероприятия по достижению операционной эффективности управления, основанные на внедрении современных методов автоматизации, диспетчеризации и измерений.

Бюджетные инвестиции сосредоточены, в основном, на компонентах развития, обеспечивающих планы размещения новых микрорайонов: строительстве магистральных водоводов и канализационных коллекторов, а также нового водопроводного комплекса, производительностью 150 тыс. м3/сут. Основные вложения частного инвестора ориентированы на достижение эксплуатационной надежности и операционной эффективности, способствующих достижению индикаторов доступности и стабильности функционирования инфраструктуры.

Перечень компонентов Проекта, реализация которых в соответствии с Технико-экономическим обоснованием Проекта призвана обеспечить достижение целевых показателей, приведен в таблице 2.

Таблица 2.

Целевые показатели, установленные паспортом проекта

Блоки Проекта Компоненты проекта, отвечающие за достижение соответствующего целевого показателя11 Целевые показатели проекта по паспорту Проекта

Блок 1

Строительство и ввод в эксплуатацию водопроводного комплекса в составе водозабора в хуторе «Дугино», очист- №Г1.0 1.1) строительство объектов инфраструктуры водоснабжения для обеспечения 6 млн. кв. метров жилищного строительства (330 тыс. жителей)

11 Указаны группы компонентов, обеспечивающих комплексное решение задач, связанных с достижением целевых показателей.

Блоки Проекта

Компоненты проекта, отвечающие за достижение соответствующего целевого показателя1

11

Целевые показатели проекта по паспорту Проекта

ных сооружении водопровода в северо-западной промышленной зоне города Ростова-на-Дону, магистральных водоводов сырой и питьевой воды

^ 1.2.1 ТО1.2.2 WD1.2.3

1.2) строительство объектов инфраструктуры водоснабжения для обеспечения 2 млн. кв. метров коммерческой недвижимости_

1.3) улучшение условий проживания -подключение к водопроводу 98 процентов населения (прирост на 22 тыс. жителей)_

Блок 2.

Строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию водоводов и водопроводных сетей, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию насосных станций водопровода и канализации г. Ростова-на-Дону

WD1.2.4

WD1.2.5

WD1.2.6

РБ1.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РБ1.2

РБ1.3

РБ1.4

2.1)стабильное гарантированное круглосуточное оказание услуг водоснабжения

2.2) сокращение эксплуатационных затрат водоснабжения_

2.3) снижение количества аварий на сетях

2.4) сокращение времени допустимого аварийного отключения на 25 процентов_

Блок 3.

Строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов очистных сооружений водопровода, повышение эффективности производства и управления системы водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону

WQ1.1

WQ1.2.1

WQ1.3

WQ1.4

WQ1.5

РЕ1.1

РЕ1.3

РЕ1.6

РЕ1.7

3.1) улучшение качества подаваемой воды, соответствие 98 процентов общего количества проб питьевой воды требованиям санитарных правил и норм_

3.2) снижение технологических, экологических и террористических рисков, обеспечение экологической безопасности р. Дон как источника водоснабжения, сокращение сброса промывных вод_

3.3) повышение эффективности водоподготовки и снижение энергопотребления, повышение надежности водоснабжения стратегических объектов

Блок 4.

Строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию сетей канализации г. Ростова-на-Дону

WW1.1 WW1.2 WW1.3

4.1) обеспечение водоотведения из районов массовой жилищной застройки (350 тыс. жителей)_

4.2) предотвращение загрязнения канализационными стоками территории г. Ростова-на-Дону и р. Дон

4.3) подключение к канализации 80 процентов населения (прирост на 66 тыс. жителей)_

Блоки Проекта Компоненты проекта, отвечающие за достижение соответствующего целевого показателя11 Целевые показатели проекта по паспорту Проекта

4.4) соответствие 75 процентов анализов сточных вод нормативным требованиям (рост на 10 процентов)

Применительно к целевым показателям, установленным паспортом Проекта, расчет их обоснованности и достижимости осуществлен с применением следующих методических подходов.

Для целевых показателей Блока 1. Расчеты показателей 1.1 и 1.2 базируются на данных о производительности и пропускной способности вновь создаваемой инженерной инфраструктуры, в сопоставлении с планами жилой и коммерческой застройки, с учетом дислокации и прогнозируемых объемов потребления услуг водоснабжения и водоотведения. В качестве исходных данных используются:

❖ плановые показатели Целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий населения и обеспеченности жильем социальных категорий граждан» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Администрации города №723 от 27.09.2010г.;

❖ градостроительные схемы территориального планирования, предусмотренные Генеральным планом развития города Ростова-на-Дону и утвержденные Решением городской Думы №251 от 24.04.2007 года:

❖ схема размещения нового жилищного строительства;

❖ схема формирования природного каркаса территории и рекреационных зон.

Таблица 3.

Прогноз производства очищенной питьевой воды по принятым сценариям

12

развития города12.

Годы Пессимистический Оптимальный Оптимистический

Население, тыс. чел. Подача воды, м3 в сутки Население, тыс. чел. Подача воды, м3 в сутки Население, тыс. чел. Подача-воды, м3 в сутки

2010 1186 525,9 1199 566,9 1217 570

2013 1176 509,8 1210 561,3 1254 647

2021 1148 439,0 1241 553,5 1358 680

12 Источник: ТЭО «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения городаРостова-на-Дону», Книга 1, раздел 3, стр. 25-27

После ввода в 2012 году в действие новых сооружений, производительностью 150 тыс. м3/сутки, суммарная производительность всех очистных сооружений водопровода составит 680 тыс. м3 в сутки, что, с учетом оптимистического сценария развития города, обеспечит потребности города в развитии до 2021 года (см. табл. 3).

Необходимо отметить, что данные сценарии разрабатывались в 2007 году на основании демографического прогноза Генерального плана развития города с учетом заданной для Проекта динамики снижения технических и коммерческих потерь питьевой воды, утвержденной Инвестиционной программой ОАО «ПО Водоканал» на 2006-2011 годы и подтвержденной новой Инвестиционной программой предприятия на 2010-2012 годы, принятой в ноябре 2010 года.

Таким образом, использование инструментов государственно-частного партнерства в инфраструктурной сфере может обеспечить существенный рост региональной экономики за счет привлечения инвестиций местных и национальных компаний.

_Литература_

1. Вода Ростова 08.02.2010 г // http://rostov-dom.info/2010/02/voda-rostova-na-donu/

2. Головко И.С., Псарева Т.В.. Под общ. ред. Т.В. Псаревой. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации. Новосибирск, 2009.

3. Паспорт инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г.Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», утвержденный Правительством РФ от 30.11.2006 №1708-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 20.09.08 №1375-р).

4. Приоритетные национальные проекты. Доступное и комфортное жилье // www.rost.ru

5. Стратегия развития Российской Федерации до 2010г. (подготовлен центром стратегических разработок) журнал «Коммерсант» от 12.05.2009г.

6. ТЭО «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону», Книга 1, раздел 3. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.