Научная статья на тему 'Формирование медицинской интеллигенции на Северном Кавказе в XIX – начале XX в'

Формирование медицинской интеллигенции на Северном Кавказе в XIX – начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ФЕЛЬДШЕРЫ / ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА / ЗАКАВКАЗСКИЙ ПОВИВАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ СРЕДИ ГОРЦЕВ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ / MEDICAL INTELLIGENCE / MEDICAL ASSISTANTS / MIDWIFE / TRANSCAUCASIAN TRADITIONAL BIRTH INSTITUTE / THE SOCIETY OF THE SPREAD OF EDUCATION / AND TECHNICAL INFORMATION AMONG THE MOUNTAINEERS OF THE TEREK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рубаева Э. М.

В статье дается ретроспективный анализ процесса формирования медицинской интеллигенции на Северном Кавказе. Определена роль различных общественных и благотворительных организаций в этом направлении. Рассматривается деятельность Закавказского повивального института и его участие в становлении акушерства и гинекологии в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical intelligentsia formation on North Caucasus in XIX XX

This article provides a retrospective analysis of the formation of medical intelligentsia in the North Caucasus. The role of the various social and charitable organizations in this direction is determined. The activity of the trans-Caucasian obstetrics Institute in the development of obstetrics and gynecology in the province is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование медицинской интеллигенции на Северном Кавказе в XIX – начале XX в»

Э. М. Рубаева, преподаватель,

кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Северо-Осетинский государственный

университета

им. К. Л. Хетагурова

г. Владикавказ, Россия

rubaevaemmdo@i-dist.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Процесс формирования медицинской интеллигенции в России начался с 1654 года, когда впервые при Аптекарском приказе была открыта «Школа русских лекарей». Школа была открыта на государственные средства и стала первым медицинским учебным заведением. Выпускники «Школы русских лекарей» получали звание лекаря. В 1707 году при Московском генеральном госпитале начала работать медико-хирургическая школа. Затем медшколы были открыты при госпиталях Санкт-Петербурга. В 1755 медицинский факультет был открыт в Московском государственном университете. В конце XVIII века медико-хирургические школы были отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища. В это же время фельдшерское и врачебное образование были разделены. Высшее медицинское образование давали медико-хирургиче- -ские академии Москвы и Санкт-Петербурга. Среднее медицинское образование давали школы при крупных больницах. При некоторых российских университетах в первой по- : ловине XIX века были открыты врачебные и терапевтические институты.

С конца XVIII века в политике центральной власти России в Северо-Кавказ-

Первоначально лечебных учреждений и медиков не хватало даже для казаков и солдат, а гражданское население практически не получало медицинской помощи.

ском регионе наметились новые черты: произошел поворот к распространению здесь не только военно-административной власти, но и основных достижений в экономической и культурной сферах. На территории Северного Кавказа открываются военные госпитали и лазареты, появляются лекари и фельдшера. Первоначально лечебных учреждений и медиков не хватало даже для казаков и солдат, а гражданское население практически не получало медицинской помощи. Поэтому необходимо было обучение медиков на территории самого региона. Важнейшей предпосылкой для создания специализированных, в том числе и медицинских, учебных заведений стало открытие на Северном Кавказе светских школ. Во многих станицах и аулах они являлись единственными очагами культуры.

Во второй половине XIX века на Северном Кавказе царское правительство проводит ряд мероприятий по организации народного образования в крае. В Тифлисе в начале 60-х годов был создан Кавказский учебный округ во главе с попечителем, а на местах — дирекции народных училищ.

Развитию народного образования способствовала также деятельность миссионерской организации «Общество восстанов-

ления православного христианства на Кавказе». В 1874 году школы миссионерского общества были переданы в ведение Кавказского учебного округа, заведование школами передали учителям, большинство которых получило образование в Тифлисской Александровской учительской школе. В основу деятельности этих учебных заведений были положены программы школ Министерства Народного просвещения.

Во второй пол. ХК в. на территории =

Терской области открываются новые светские школы и народные училища в дополнение к уже имеющимся. В 1867 году горское окружное училище было преобразовано во Владикавказскую реальную прогимназию. Из 177 человек обучавшихся здесь в 1870 году 70 являлись осетинами. Необходимо отметить, что образование не было доступно для низших слоев общества. В подавляющем большинстве учащиеся этих образовательных учреждений представляли имущие слои общества: во-первых, потому что получение образования было платным; во-вторых, дети из низших слоев общества с раннего детства вынуждены были работать и помогать своим семьям выживать. Если первоначально доступ в школы был еще открыт для представителей всех сословий, то после принятия известного циркуляра о «кухаркиных детях» в 1887 году доступ в образовательные учреждения детей из низших сословий был значительно ограничен, в связи с чем немало действительно одаренных от приро- -

ды, талантливых людей не получили возможности реализовать свой потенциал.

Вопрос об открытии прогимназии во Владикавказе вызван был крайней необходимостью. Существовавшее в то время во Владикавказе реальное училище не могло удовлетворять потребности местного населения и принять всех желающих получить

В подавляющем большинстве учащиеся этих образовательных учреждений представляли имущие слои общества: во-первых, потому что получение образования было платным; во-вторых, дети из низших слоев общества

с раннего детства вынуждены были работать и помогать своим семьям выживать.

Доступ к получению фельдшерского образования был крайне ограничен для представителей горских народов, при госпиталях и лазаретах учили в основном лиц из казачьего сословия.

среднее образование. Кроме того, многие родители желали, чтобы дети их, получившие среднее образование, могли поступить в университет. В первый год открытия прогимназии в первый класс было принято 169 учеников. В 1879 году городским обществом г. Владикавказа был возбужден вопрос об открытии в городе прогимназии. Попечитель Кавказского учебного округа К. П. Яновский ходатайствовал об открытии учебного заведе-= ния перед Великим князем Михаилом Николаевичем Наместником Кавказа, который поставил этот вопрос перед министром Народного Просвещения. Отказ поступил со стороны Министерства финансов. Попечитель Кавказского Учебного округа разрешил городу Владикавказу открыть частную прогимназию с отнесением содержания на средства города.

13 октября 1880 года была открыта Владикавказская прогимназия и переведена на казенное содержание. С 1888-89 учебного года гимназия стала существовать в полном восьмиклассном составе.

Выпускники гимназии продолжили образование в высших учебных заведениях России, в том числе и в учебных заведениях медицинского профиля. Ввиду того, что на территории Терской области не имелось высших учебных заведений медицинского профиля, высшее медицинское образование выпускники гимназии получали в таких известных учебных заведениях как: Московский университет (медицинский факуль-- тет); Харьковский университет (медицинский факультет); Киевский университет (медицинский факультет); Санкт-Петербургская военно-медицинская академия; Санкт-Петербургский университет (медицинский факультет) Новороссийский университет (медицинский факультет) и др.

В 1888 году Владикавказскую гимназию посетил Александр III, Мария Федоровна

и цесаревич, будущий Николай II. Этот ви зит царской четы стал знаменательным со бытием в истории гимназии и придал ей но вый статус.

До открытия в Ека-теринодаре фельдшерской школы, фельдшеров готовили при войсковых госпиталях, а также за пределами Терской области, так как на территории области медшкол для подготовки фельдшеров не было.

В докладе войскового хозяйственного правления Терского казачьего войска от 22 августа 1874 года сообщалось, что «при госпиталях и лазаретах регулярных войск дозволено иметь для приготовления фельдшеров 54 мальчика от Терского войска. ...Терское войско постоянно содержит на воспитании фельдшерских учеников»1.

Доступ к получению фельдшерского образования был крайне ограничен для представителей горских народов, при госпиталях и лазаретах учили в основном лиц из казачьего сословия. В этом, по мнению автора, без сомнения, проявлялась дискриминация по отношению к местному коренному населению края.

Особенно остро ощущалась нехватка среднего медицинского персонала во вре-

Несмотря на материальные трудности, испытывая крайнюю нужду, немало семей из низших сословий пыталось дать медицинское образование своим детям.

мя военных действий. В одном из документов периода русско-турецкой войны 18771878 гг. было отмечено: «Без сомнения, знающий и опытный фельдшер есть громадная помощь для хирурга, как в палате, так и в операционной; при хороших фельдшерах врач может иметь вдвое более больных, нежели при плохих. .В военное время, когда врач завален работой, едва успевает пересматривать лишь самых тяжелых из своих больных, ему необходима более или менее разумная помощь. Для этой помощи в военных госпиталях существуют три разряда медицинского персонала, а именно: фельдшера, сестры милосердия и госпитальная прислуга; работу этих лиц мы и называем уходом»2.

Горская молодежь для получения фельдшерского образования направлялась, как правило, в Тифлисскую фельдшерскую школу, учрежденную при военном госпитале, а также в Екатеринодарскую фельдшерскую школу. Обучение в этих специальных учреждениях было платным. Но несмотря на материальные трудности, испытывая крайнюю нужду, немало семей из низших сословий пытались дать медицинское образование своим детям. Медицинская спе-

циальность была достаточна престижна, доходна и помимо всего прочего являлась одним из социальных лифтов, через который можно было представителю низшего сословия изменить свой социальный статус.

Областное правление Терского казачьего войска выделяло пособия и стипендии из войскового капитала для лиц казачьего сословия, изъявивших желание получить медицинское образование. Ежегодно выделялось 2450 рублей на формирование горских стипендий, для изъявивших получить высшее образование и не имевших на это материальных возможностей3. Получить пособие из войскового капитала представителю коренной национальности было достаточно сложно.

До 1873 года на Кавказе не было специальной школы для обучения повивальных бабок (так называли акушерок). Не было и специализированного родильного дома. В городских больницах существовало несколько коек, предназначенных, хотя и не исключительно, для женщин, ожидающих роды. В больнице, наряду с роженицами и рядом с ними, были больные с самыми разнообразными заболеваниями: от хирургических до инфекционных.

Большинство рожениц вынуждено было доверяться бабкам-повитухам, лицам, совершенно не имеющим элементарных знаний по родовспоможению. Квалифицированные акушерки и гинекологи направлялись в край из внутренних губерний России. Они не знали языков народов Кавказа, что негативно влияло на результаты их деятельности, а представители коренных национальностей плохо владели русским языком. В одном из статистических отчетов было отмечено: «Все штатные места городских и уездных акушерок замещались лицами, выписываемыми из внутренних губерний России, что сопряжено было с большими неудобствами и с большими расходами для казны. Повивальные бабки, приезжающие на Кавказ из внутренних губерний России, часто не оправдывали своего назначения,

Женщинам предписывалось ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Поэтому, в основном, те немногие из них, кто получил медицинскую специальность, смогли противостоять стереотипам мышления, смогли вырваться из круга обыденных представлений о месте женщины в горском обществе.

так как не были знакомы с туземными языками, обычаями и нравами, оставались чужды для местного населения. Самое большое количество родов (95 из 100) на Кавказе находится на попечении повитух, а между тем в этом занятии столько предрассудков, грубого суеверия и шарлатанства. Повитуха, не имеет абсолютно никакого понятия об устройстве человеческого тела, тазовых органов, положении плода и т. д., может ли она оказывать разум-= ную помощь. Напротив, она прибегает к таким грубым и невежественным приемам, что сплошь и рядом губит дитя и мать. Отсутствие статистических данных не дает, к сожалению, нам составить себе понятие о смертности между нашими туземками, всецело находящимися на попечении повитух»4.

Упомянутые обстоятельства, а именно: беспомощное положение рожениц и больных женщин и отсутствие акушерок, соответствующих определенным требованиям, вызвали в 1873 году основание в Тифлисе, на личные средства Государыни Великой Княгини Ольги Федоровны родовспомогательного заведения.

С 1873 по 1875 г. это лечебное заведение оправдало ожидания и расположило к себе местное население, о чем свидетельствовало ежемесячное увеличение поступающих рожениц и обращающихся за помощью по женским болезням. Эффективная деятельность данного лечебного заведения стала основанием для создания при нем повивального института, который бы не только удовлетворил настоятельную потребность в повивальных бабках из горского населения город Тифлис, но и весь Кавказ.

Наместник Кавказский сделал представление Государю Императору, и 23 апреля 1875 года Высочайше был утвержден устав преобразованного заведения в Закавказский Повивальный Институт. Осенью того же года было начато чтение лекций, а в январе того же года были удостоены звания повивальных бабок 25 учениц, которые получили штатные места по всему Кавказу.

Курс учения в Закавказском Повивальном Институте длился 2 года. Плата с приходящих учениц была 40 рублей в год, а для находящихся на полном пансионе Института: 1-й год 300 рублей, а 2-й год — 240 рублей. Окончившие полный курс, удостаивались звания повивальной бабки. Главное внимание было обращено на подробное изучение физиологии и патологии акушерства. Ученицы проходили практику в родильном отделении и в тифлисской городской больнице. К приему в институт допускались лица женского пола от 16 до 30 лет5.

Заведовал Закавказским Повивальным Институтом доктор медицины С. О. Ананов. Лекции по различным медицинским дисциплинам читали преподаватели: В. Э. Крузенштерн, С. О. Ананов, А. А. Павловский, Н. Н. Ушаков, Н. Э. Буш, А. М. Данилова и др. Покровительствовала этому учебному заведению Государыня Великая Княгиня Ольга Федоровна.

Деятельность Закавказского Повивального Института способствовала становлению акушерства и гинекологии, а также национальных медицинских кадров этого профиля на Кавказе. Выпускницы этого учебного заведения пополнили штаты повивальных бабок в больницах Терской области. Здесь важно отметить, что женское образование значительно ограничивалось местными традициями и обычаями, которые ограничивали права и возможности женщин Кавказа. Женщинам предписывалось ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Поэтому, в основном, те немногие из них, кто получил медицинскую специальность, смогли противостоять стереотипам мышления, смогли вырваться из круга обыденных представлений о месте женщины в горском обществе. Они были смелыми неординарными личностями, оставившими заметный след в истории здравоохранения края.

В этот период ощущается острая нехватка медицинских кадров не только по всей Терской области, но и во Владикав-

казе, где был один городской и один окружной врач. Три осетинских мальчика Цицко Колиев, Андрей Бесолов и Василий Караев с разрешения главнокомандующего Кавказской армией стали с 1865 года обучаться во Владикавказском госпитале, а в феврале 1868 года они были отправлены на учебу в Тифлисскую фельдшерскую школу. Возвратившись во Владикавказ, они стали с очевидной пользой работать среди соотечественников.

На рубеже XIX-XX веков создавались различные общественные организации просветительского характера, которые помимо распространения грамотности, технического просвещения, поддерживали образовательные учреждения и талантливую горскую молодежь, стремящуюся к «свету знаний».

Одной из таких организаций было Общество распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области, которое было открыто 18 октября 1882 г. Долгое время в руководстве Общества, наряду с другими известными медицинскими работниками, находился первый хирург-осетин Л. Б.(Дзыбын) Газданов.

В период работы во Владикавказской первой городской больнице, которая была введена в действие в 1902 году, он проявил себя специалистом высокой квалификации, о чем свидетельствуют произведенные им сложные операции по трепанации осложненных переломов черепа и нарывов мозга, пластические операции на лице, операции при гангрене легкого, удаление органов брюшной полости (резекции кишечника), удаление глазного яблока и др. Являясь членом Терского медицинского общества, он был избран в состав бюро по подготовке 1-го съезда врачей Терской области. Бюро провело большую подготовительную работу. Из 70 врачей, представителей всех округов и отделов области, присутствовавших на съезде, 46 работали во Владикавказе. На семи заседаниях было заслушано 30 докладов, в которых рассматривались проблемы санитарно-эпидемиологического состояния края, курортоло-

Деятельность Закавказского Повивального Института способствовала становлению акушерства и гинекологии, а также национальных медицинских кадров этого профиля на Кавказе.

гии, хирургии, психоневрологии, социальных болезней (туберкулез и венерические заболевания).6

В своем выступлении на съезде Л. Б. Газданов поставил вопрос о необходимости создания в крупных населенных пунктах области больниц, а также открытия областной больницы для тяжелобольных. Он также ставил вопрос о создании земских учреждений, которые могли бы способствовать должной организации медицинского дела в Кавказских селениях.

Активную гражданскую позицию Лаврентий Борисович Газданов проявил, находясь в руководстве «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области», т.е. среди осетин, кабардинцев, горских обществ Ка-барды, Ингушетии, чеченцев и кумыков, численность которых к моменту создания общества достигла 550 тысяч.

Ежегодные отчеты общества свидетельствуют об огромном стремлении членов правления удовлетворить прошения о денежной помощи учащейся молодежи, особенно студенческой молодежи, которая находилась за пределами Осетии и находилась в крайне нищенском положении, о чем свидетельствуют прошения, направляемые на имя председателя правления Л. Б. Газда-нова. Характерными являются следующие прошения, написанные от руки, корявым почерком, среди которых достаточно большое количество исходило от студентов-горцев медицинских вузов и факультетов (стиль изложения сохраняется): «В правление Владикавказского Общества распространения образования и технических знаний среди горцев Терской области от студента II курса Харьковского ветеринарного Института Георгия Иналовича Базиева (Махчесского жителя).

Прошение.

Поступил в Харьковский Ветеринарный Институт в 1905 году. Но в том же году из-за материальной необеспечен- : ности вынужден был оставить. Не имея теплой одежды, средств на пропитание, оплаты за проживание — эти обстоятельства привели к расшатыванию моего здоровья.

Стремление к получению знаний, овладению специальностью врача, служения своему народу, повышению своего социального статуса в обществе было сильнее всех невзгод и материальных затруднений.

Отец мой не имеет доходных занятий, при скудном горском хозяйстве он еле-еле кормит семейство и не может поддерживать меня материально. Рассчитывать на какую-либо постороннюю помощь я также не могу. И вот, в начале учебного года я остался без всяких средств к существованию Просьба к Правлению Общества оказать возможную материальную помощь».

Прошения подобного рода поступили: от студентов медицинских факультетов Новороссийского, Харьковского, Саратовского, Томского университетов, а также Петербургского Психо-Неврологического института.

Аналогичные прошения поступали в Правление от многих других студентов высших учебных заведений, которые, находясь в крайне тяжелом материальном положении, не бросали учебу. Стремление к получению знаний, овладению специальностью врача, служению своему народу, повышению своего социального статуса в обществе было сильнее всех невзгод и материальных затруднений. Были среди них и первые студентки-горянки, избравшие медицинское поприще. С таким же прошением о помощи обратилась курсистка Харьковского медицинского института Хамсати Казимагометовна Туганова (впоследствии одна из первых женщин-осетинок врачей): «Получив образование в Иркутской женской гимназии, желая работать среди туземного населения Терской области, я решила получить высшее образование по медицине и вследствие этого в 1913 году я поступила в Харьковский женский медицинский институт. Два года я пользовалась некоторой поддержкой благотворительных обществ из Сибири. В настоящее время, я в силу крайне безвыходного положения осмеливаюсь просить общество о помощи. Просьба моя состоит в том, что я не имею возможности внести деньги за право слушания лекций в женский медицинский институт Харьковского медицинского общества. Причем, считаю не лишним доложить о том, что по окончании курса, когда я начну практику, то вне-

сенную за меня в институт плату я полностью обязуюсь возвратить». Август 1915 года Владикавказ7.

Прошений подобного рода в Общество поступало ежегодно сотни, как от учащихся начальных, средних, так и высших учебных заведений.

Глубоко переживая за судьбу своего народа и бедственное положение учащейся горской молодежи, Л. Б. Газда-нов говорил: «На многочисленные просьбы, = с чувством глубокой грусти, приходится отвечать отказом. Среди груды прошений избирать немногие, которые буквально голодают. Остальным приходится отказывать. Да и те немногие, которым общество оказывает свою помощь, получают слишком ничтожную сумму»8.

За все время своего существования (до 1915 г.) Общество оказывало посильную помощь учащейся молодежи. И немалая часть горской молодежи, получив образование и заняв известное, более или менее обеспеченное положение, считало своим нравственным долгом возвращать полученные суммы и таким образом помогать другим поколениям, стремящимся к свету образования.

В заключение необходимо отметить следующее: Северо-Кавказский регион в XIX — начале ХХ вв. испытывал острую нехватку в медицинских кадрах; открытие светских школ во второй половине XIX века создало мощный импульс распространения образования, культуры, формирования медицинских кадров из представителей местных народов; специализированных учебных заведений медицинского профиля на Северном Кавказе не было в это время, поэтому горская молодежь для получения медицинского образования направлялась в административные центры России (Санкт-Петербург, Киев, Харьков, Тифлис и др. города). В относительно более привилегированном положении были представители казачьего сословия, которые получали пособия из Областного правления Терского казачьего войска. Горская молодежь испы-

Немалая часть горской молодежи, получив образование и заняв известное, более, или менее обеспеченное положение, считало своим нравственным долгом возвращать полученные суммы и таким образом помогать другим поколениям, стремящимся к свету образования.

тывала большие материальные затруднения в процессе получения образования. Общественные и благотворительные фонды, созданные в крае для поддержки студенческой молодежи, не смогли удовлетворить всех нуждающихся. Несмотря на тяжелые материальные условия, горская молодежь не бросала учебу в центральных вузах страны, т. к. получение медицинской специальности было одним из вертикальных социальных лифтов, позволявших как повысить свой социальный статуе и уровень жизни, так и способствовать сохранению здоровья своего народа. ^

1. ЦГА РСО-Алания. Ф. 11, оп. 65, д. 19, л. 18-20.

2. Старший ординатор Борнгаут и младший ординатор Вельяминов. Из полевой хирургии на Кавказе в кампанию 1877-1878 годов. М., 1878. С. 301.

3. ЦГА РСО Алания. Ф. 11, оп. 52, д. 1115, л. 30.

4. Кавказский календарь на 1880 год. Тифлис. 1879. С. 194.

5. Кавказский календарь на 1880 год. Тифлис. 1879. С. 194, 195.

6. Аликова З.Р., Гурциев О.Н., Салбиев К.Д. Указ. соч. С. 37.

7. ЦГА РСО-Алания. Ф. 138, оп. 1, д. 24, л. 64.

8. ЦГА РСО-Алания. Ф. 138, оп. 1, д. 5, л. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.