Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПОДРОСТКИ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАКОНТЕНТ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / SOFT SKILLS / МЕДИАИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Никита Антонович

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников медиаграмотности, медиакомпетентности и медиакультуры, т.е. «мягких навыков» (soft skills) и навыков создания различного медиаконтента. Автор считает, что для развития сферы креативных индустрий (куда входят кинопроизводство, дизайн, СМИ и др.), необходимы специалисты, которых надо готовить в школьном возрасте. Этому может способствовать система дополнительного образования. Цель статьи заключается в обосновании и разработке программы дополнительного образования школьников, направленной на формирование медиакомпетентности. Методы исследования: психолого-педагогический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование, проектирование программы. Результаты. Автором разработана диагностическая карта и критерии выявления медиаграмотности и медиакомпетентности у школьников. На основе проведенных методик и обработки результатов по четырем критериям (уровень сформированности: когнитивных, мировоззренческо-личностных, мотивационно-потребностных и деятельностно-поведенческих качеств) выявлен уровень медиаграмотности коллектива школьников МБОУ ДО «Икар» г.о. Тольятти. Автором разработана программа, позволяющая восполнить образовательные дефициты в этом направлении. Выводы. Медиакомпетентность является необходимым навыком для современного школьника среднего и старшего возраста и способствует развитию творческой активности и коммуникабельности. Медиакомпетентность можно сформировать в рамках прохождения программы дополнительного образования по созданию продуктов медиаискусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 374

DOI 10.21661/r-556729 Беляев Н.А.

Научный руководитель: Руденко И.В.

Формирование медиакомпетентности у школьников в системе дополнительного образования

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников медиаграмотности, медиакомпетентности и медиакультуры, т.е. «мягких навыков» (soft skills) и навыков создания различного медиаконтента. Автор считает, что для развития сферы креативных индустрий (куда входят кинопроизводство, дизайн, СМИ и др.), необходимы специалисты, которых надо готовить в школьном возрасте. Этому может способствовать система дополнительного образования. Цель статьи заключается в обосновании и разработке программы дополнительного образования школьников, направленной на формирование медиакомпетентности. Методы исследования: психолого-педагогический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование, проектирование программы. Результаты. Автором разработана диагностическая карта и критерии выявления медиаграмотности и медиакомпетентности у школьников. На основе проведенных методик и обработки результатов по четырем критериям (уровень сформированности: когнитивных, мировоззренческо-личностных, мотивационно-потребностных и деятельностно-поведенческих качеств) выявлен уровень медиаграмотности коллектива школьников МБОУ ДО «Икар» г.о. Тольятти. Автором разработана программа, позволяющая восполнить образовательные дефициты в этом направлении. Выводы. Медиакомпетентность является необходимым навыком для современного школьника среднего и старшего возраста и способствует развитию творческой активности и коммуникабельности. Медиакомпетентность можно сформировать в рамках прохождения программы дополнительного образования по созданию продуктов медиаискусства.

I

Ключевые слова: творчество, подростки, медиакомпетентность, медиаконтент, медиаграмотность, медиакультура, soft skills, медиаискусство.

5 ведение

Анализ рынка креативных индустрий в

России показал, что на нынешнем этапе развития существует нехватка квалифицированных творческих специалистов и коммерческих творческих проектов, ибо, как говорится в пояснительной записке к законопроекту Министерства культуры РФ о креативных индустриях, «в большинстве экономически развитых стран доля людей, создающих товары или услуги, в которых определяющую роль играют результаты творческого труда, достигла 12-15%, а доля в национальных валовых продуктах - 10-20%; в России же объем креативного предпринимательства не превышает 2,5% ВВП, доля занятых в творческих профессиях - 4,5%» [1]. В целях поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий в 2021 по постановлению президента РФ В.В.Путина был создан Президентский фонд культурных инициатив [2], а Министерством культуры РФ была разработана Концепция развития креативных индустрий [3]. В «Примерную программу воспитания» с 2021 года входит модуль «Школьные медиа» [4]. В связи с этим стала понятна необходимость формирования большой команды молодых профессионалов в сфере медиаис-

кусства для развития городского медиапространства и российского рынка креативных индустрий. Потенциал развития кадров в этом направлении связан с вовлечением школьников к освоению медиатехнологий, формированием у них медиаграмотности, медиакомпе-тентности и медиакультуры, которые являются тремя уровнями владения информационно-коммуникационными технологиями (медиатехнологиями).

Обратимся к сущности понятий в рамках исследования. Термин «медиаграмотность», по словам педагога-ученого и специалиста по медиаобразованию Федорова А.В., понимается как «совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах» [5].

Медиакомпетеность, пишет Федоров А.В., есть «результат медиаобразования, уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа, что свидетельствует его способности быть носителем и передатчиком медиа-культурных вкусов и стандартов, эффективно взаимодействовать с медиапространством, создавать новые элементы медиакультуры современного общества» [6].

Как отмечает кандидат педагогических наук Жижи-на М.В., медиаграмотность и медиакомпетентность на сегодняшний день важны практически для всех направлений образования, более того, образование в сфере масс-медиа рассматривается как составная часть образования современного человека [7].

Термин «медиакультура» представляет собой совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в социуме. Доктор культурологии Кириллова Н.В. пишет, что по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать «системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворче-ством, усваивать новые знания в области медиа» [8]. Близкими понятиями я этому являются такие как «информационная культура», «видеокультура», «аудиовизуальная культура».

Частью медиакультуры являются, так называемые, «мягкие/гибкие навыки» (англ. - soft skills). Soft skills (гибкие навыки) - комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. В статье РБК сообщается, то гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности [9]. В ФГОС общего образования нового поколения с сентября 2021 года будет сделан акцент на развитие «мягких» навыков, то есть междисциплинарных и коммуникационных навыков [10]

Результатом владения медиатехнологиями является умение создавать медиапродукты (медиасообщения) -медиаконтенты. Медиаконтент, обладающий художественной ценностью, называется «медиаискусством». По мнению российского искусствоведа Егорова А.С., медиаискусство - «вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа-) технологий. Новое медиаискусство относится к произведениям искусства, созданным с использованием новых медиа-технологий, включая цифровое искусство, компьютерную графику, компьютерную анимацию, виртуальное искусство, интернет-искусство, интерактивное искусство, видеоигры, компьютерную робототехнику, 3D-печать и искусство как биотехнологию» [11].

Люди обмениваются своими медиасообщениями в виртуальной среде, называемой «медиапростран-ством». По мнению американского исследователя дизайна и медиа Роберта Стултса, медиапространство (то есть пространство, создаваемое электронными средствами коммуникации) - это «электронное окружение, в котором отдельные люди или их группы и другие сообщества могут действовать вместе в одно и то же время. В этом пространстве они могут создавать визуаль-

ную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство. В нём они могут, соответственно, производить и контролировать запись и воспроизведение изображения и звука, а также доступ к ним» [12].

На основании актуальности задач, решаемых в рамках образовательной деятельности на основе ФГОСов, для современной молодёжи является важным владение компетенциями в области создания медиаконтентов.

Цель исследования - формирование медиакомпе-тенций у школьников МБОУ ДО «Икар» в процессе дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Разработка диагностического инструментария для изучения медиакомпетенций у подростков.

2. Изучение уровня сформированности медиаком-петенций школьников МБОУ ДО «Икар» г.о. Тольятти.

3. Создание программы дополнительного образования по формированию медиакомпетенций у школьников для МБОУ ДО «Икар».

Методология

Методы исследования: психолого-педагогический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование, проектирование программы.

Исследования проходили на базе МБОУ ДО «Икар» в рамках дополнительной общеобразовательной об-щеразвивающей программы технической направленности «Информбюро ICAR» среди детей в возрасте 12-17 лет. Были использованы следующие диагностические методики: «Анкета по медиаграмотности» (Беляев Н.А.), «Статья по молодёжной политике» (Беляев Н.А.), «Мой первый видеорепортаж» (Беляев Н.А.), «Мой первый короткометражный фильм».

Чтобы выявить у школьников среднего и старшего возраста уровень владения медиатехнологиями, сначала потребовалось провести вводные занятия по журналистике и кинорежиссуре, основанные на учебных материалах таких специалистов, как Баженова Л.М., Бондаренко Е.А. и Ильичев С.И [13; 14; 15], на которых были даны базовые знания по созданию медиаконтента и выявлены лидеры (готовые активно взяться за обучения или уже обладающие достаточным количеством знаний и навыков). Затем был проведен медиа-форум, на котором подростки смогли показать свой уровень знаний и навыков по созданию медиаконтента. В процессе исследования использовались данные анкетирования по самоанализу собственных знаний и навыков школьников.

Результаты

Обратимся к опытно-экспериментальной работе, началом которой стало составление диагностической карты эксперимента (таблица 1) по рекомендациям доктора педагогических наук Руденко И.В. [16]. Ме-диакомпетентность подростков изучалась как совокупность наличия критериев: когнитивного, мировоз-зренческо-личностного, мотивационно-потребностно-го, деятельностно-поведенческого. Каждый критерий предполагал наличие показателей. В приведённой таблице 1 представлены показатели и методики их диагностирования.

Таблица 1

Диагностическая карта исследования

Критерии Показатели Методы исследования

Когнитивный - Знания о том, как устроено медиа- Методика №1 «Анкета по медиаграмотности»

производство (Беляев Н.А.)

- Понимание основ создания медиа-

контента

- Осознают свои знания и способности

по созданию медиапродуктов

Мировоззренческо- - Патриотическое отношение к родно- Методика №2

личностный му краю «Статья по молодёжной политике»

- Ответственное отношение к своей (Беляев Н.А..)

команде и к работе

- Адекватное и объективное восприя-

тие реальности

Мотивационно- - Активная мотивация к творческой Методика N 3

потребностный деятельности - Самостоятельность при решении учебно-творческих задач - Развитое трудолюбие «Мой первый видеорепортаж» (Беляев Н.А.)

Деятельно стно- - Умение придумывать идеи, решать Методика №4

поведенческий творческие задачи, создавать медиа-контент - Умение презентовать и распространять результаты своего труда - Умение анализировать информацию, оценивать результаты своего и чужого творчества «Мой первый короткометражный фильм»

В результате исследований было выявлено, что многие представители молодого поколения в целом весьма хорошо ориентируется в современных технологиях и коммуникациях, знают, как устроено медиапроизводство, понимают основы создания медиаконтента, осознают свои знания и способности по созданию медиапродуктов. На этих данных и основывается утверждение, что школьники обладают медиаграмотностью общим уровнем выше среднего (таблица 2).

Таблица 2

Уровень сформированности когнитивных качеств

Уровни сформированности когнитивных качеств Количественные результаты

Высокий 15%

Средний 73%

Низкий 12%

В следующем критерии - уровень сформированности мировоззренческо-личностных качеств (таблица 3) -количественное распределение между уровнями уже заметнее, т.к. мировоззренческо-личностные качества в основном формируются семьей и окружением, а окружение у всех различается: где-то люди более культурные и образованные, где-то менее. Поэтому далеко не все подростки патриотично относятся к родному краю (многие хотят уехать, считая, что Тольятти - это бесперспективный и «серый» город) и ответственно относятся к окружающему обществу (порой ведут себя не очень воспитанно, могут не откликаться на просьбы, несерьезно относятся к жизни и к делам), тем не менее у большинства молодых восприятие реальности адекватнее и объективнее, чем у многих взрослых.

Таблица 3

Уровень сформированности мировоззренческо-личностных качеств

Уровни сформированности мировоззренческо-личностных качеств Количественные результаты

Высокий 22%

Средний 55%

Низкий 23%

Как показывает диагностика мотивационно-потребностного критерия, подростки, которые действительно заинтересованы в какой-либо созидательной, творческой, социальной деятельности и активной жизнедеятельности, представлены небольшой группой (таблица 4). У многих подростков существуют проблемы с воспитанием трудолюбия и усидчивости, ответственного отношения к делу, умения работать в команде, самоорганизации (могут сорганизоваться только под чутким контролем старшего наставника).

Таблица 4

Уровень сформированности мотивационно-потребностных качеств

Уровень сформированности мотивационно-потребностных качеств Количественные результаты

Высокий 5%

Средний 24%

Низкий 71%

Тем не менее, согласно деятельностно-поведенческому критерию, творческое начало присутствует у многих подростков, только они не всегда его реализуют. Они могут придумывать много идей, и некоторые идеи действительно интересные и креативные, а некоторые - пошлые, глупые, неоригинальные, безвкусные, невыполнимые. И, зачастую, креативные идеи реализовать труднее, т.к. они более насыщенные по содержанию и сложные по исполнению, поэтому до людей добираются чаще простые творческие продукты (их просто больше), хотя не исключено, что в простоте тоже может быть сокрыта гениальность. Придумать оригинальную идею, воплотить ее в качественный творческий медиапродукт и продвинуть его в массы умеют, к сожалению, совсем немногие. И в таблице 5 наглядно показано это.

Таблица 5

Уровень сформированности деятельностно-поведенческих качеств

Уровень сформированности деятельностно-поведенческих качеств Количественные результаты

Высокий 8%

Средний 37%

Низкий 55%

На основе результатов исследования, а также потребностей и пожеланий учащихся, была разработана программа дополнительного образования, соответствующая рекомендациям Министерства образования [17], по ме-диаискусству «Информбюро ГСЛ£» с целью повышения уровня медиакультуры (формированию медиакомпе-тентности), творческой и медийной активности подростков.

Обратимся к содержательной части программы (таблица 6). Реализация программы предполагает формирование у школьников среднего и старшего возраста основополагающих знаний и навыков по созданию и продвижению новостного и художественного медиаконтента, а также развитие «гибких навыков». Подростки научатся находить, анализировать и грамотно применять необходимую информацию, придумывать интересные идеи и сюжеты, презентовать их, создавая презентации кинопроектов и, обучившись основам ораторского мастерства, писать сценарии, рисовать раскадровку, собирать команду единомышленников, работать с актерами, организовывать съемки, режиссировать съемочный процесс, выставлять камеру и снимать красивые и эффектные кадры, правильно монтировать видеоматериалы, пользоваться инструментами Интернет-маркетинга, распространять и продвигать в медиапространстве свой творческий продукт.

По итогам программы у ребят должен родиться их первый настоящий продукт медиаискусства - короткометражный (художественный или документальный) фильм. Работа по программе опирается на две основные формы работы: мини-лекция и мастер-класс. На мини-лекциях будет кратко и ёмко даваться вся необходимая теоретическая информация, а на мастер-классах все полученные знания будут наглядно демонстрироваться и отрабатываться на практике. В результате ребята смогут попробовать себя в роли любых специалистов и научиться создавать контент различных форматов, жанров и стилей. Таблица 6

N0. п/п Название модуля и темы Количество часов

Всего Теория Практика

1 2 3 4 5

Модуль 1. Медиа 12 3 9

1 Основы мультимедийной журналистики 4 1 3

2 Основы создания видеорепортажей 4 1 3

3 Интернет-маркетинг 4 1 3

Окончание таблицы 6

1 2 3 4 5

Модуль 2. Кино 20 5 15

4 Основы кинопроизводства и сценарного мастерства 4 1 3

5 Кинорежиссура и операторское искусство 4 1 3

6 Организация съемочного процесса и съемки 8 2 6

7 Режиссура монтажа и дистрибьюция 4 1 3

Модуль «Тренды и soft skills» 8 4 4

8 Нетворкинг и софт скиллз 4 2 2

9 Трендвотчинг 4 2 2

Итого 40 12 28

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информбюро ГСАЯ» по созданию ме-диаконтента медиаискусства, на наш взгляд, будет способствовать многостороннему, социальному, техническому и творческому развитию школьника. Как известно, лучший способ чему-то научиться - это попробовать сделать что-либо самому, потому включенность в создание реального медиаконтента поможет приобрести молодым ребятам самые актуальные и необходимые знания и навыки для самореализации в современном мире информационно-коммуникационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Таким образом, исследование показало, что проблема формирования медиакомпететности у подростков является актуальной. В образовательной практике ещё недостаточно наработано методического инструментария для её реализации. Медиакомпететность предполагает наличие определенного объема теоретических знаний и практических умений, а значит наиболее эффективно будет формироваться в процессе практической деятельтности.

Литература

1. V Rossii vpervye zakonodatelno zakrepyat ponyatie «kreativnye industrii» [Elektronnyi resurs] // Sostav. 2021. URL: https://www.sostav.ru/publication/kreativnye-industrii-48926.html

2. Ukaz Prezidenta RF ot 17 maya 2021 g. №287 «O sozdanii Prezidentskogo fonda kulturnykh initsiativ».

3. Kontseptsiya razvitiya kreativnykh industrii pomozhet rossiyanam monetizirovat ikh talanty [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaya Gazeta. 2021. URL: https://rg.ru/2021/03/04/koncepciia-razvitiia-kreativnyh-industrij-pomozhet-rossiianam-monetizirovat-ih-talanty.html

4. Primernaya programma vospitaniya / Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO (utverzhdena na zasedanii Federalnogo uchebno-metodicheskogo obedineniya po obshchemu obrazovaniyu 2 iyunya 2020 goda), 2019.

5. Fedorov, Aleksandr Viktorovich. Mediaobrazovanie i mediagramotnost. M.: Direkt-media, 2013. 343 s.

6. Fedorov, A.V. Slovar terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. M.: Direkt-media, 2014. 62 s.

7. Zhizhina M.V. Mediagramotnost kak strategicheskaya tsel mediaobrazovaniya: o kriteriyakh otsenki mediakompetentnosti. / Mediaobrazovanie. Saratov : SGU im. N.G. Chernyshevskogo, 2016. 65 s.

8. Kirillova N. B. Mediakultura: teoriya, istoriya i praktika: Uchebnoe posobie. M.: Akademicheskii proekt, 2008. 496 s.

9. Abramov A. Chto takoe soft skills i kak ikh razvivat. Polnyi gid [Elektronnyi resurs] // RBK Trendy. 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523

10. Novyi FGOS tretego pokoleniya: izmeneniya standartov [Elektronnyi resurs] // Domashnyaya shkola i eksternat «Foksforda». 2021. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020

11. Egorov A.S. Iskusstvo novykh media. V serii «Dvadtsat pyat: putevoditeli po kollektsii Moskovskogo muzeya sovremennogo iskusstva» (kn.8). M.: Meier, 2014.

12. Stults R. Media Space, Xerox. PA.: Xerox PARC, 1986. 20 p.

13. Bazhenova, L.M. Osnovy audiovizualnoi kultury. Programmy uchebnykh zanyatii dlya 1-11 klassov srednei obshcheobrazovatelnoi shkoly. / L.M. Bazhenova, E.A. Bondarenko, Yu.N. Usov. M. : Akademiya pedagogicheskikh nauk, NII Khudozhestvennogo vospitaniya, Assotsiatsiya deyatelei kinoobrazovaniya, 1991. 62 s.

14. Bondarenko, E.A. Ekskursiya v mir ekrana: Uchebnoe posobie dlya srednego i starshego shkolnogo vozrasta. / E.A.Bondarenko. M. : SVR-Argus, 1994. 64 s.

15. Ilichev, S.I. Kinolyubitelstvo: istoki i perspektivy. / S.I. Ilichev, B.N. Nashchekin. M. : Iskusstvo, 1986. 110 s.

16. Rudenko, I.V. Teorii i tekhnologii sovremennogo vospitaniya : elektronnoe uchebno-metodicheskoe posobie / I.V Rudenko. Tolyatti : TGU, 2016.

17. Metodicheskie rekomendatsii po proektirovaniyu dopolnitelnykh obshcherazvivayushchikh programm, napravlennykh pismom Minobrnauki Rossii ot 18.11.2015 №09-3242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.