Научная статья на тему 'Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества'

Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / MATHEMATICAL REPRESENTATIONS / ORAL NATIONAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Екатерина Сергеевна, Буренок Ирина Ивановна

В статье раскрыта система работы в начальной школе по развитию логического мышления с использованием фольклора. Авторы показывают приемы и методы формирования математических представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеева Екатерина Сергеевна, Буренок Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Агеева Е. С., Буренок И. И. Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/470011.htm.

ART 470011

УДК 373.3

Агеева Екатерина Сергеевна,

студентка, направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двойным профилем подготовки), Начальное образование, Дошкольное образование, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани katerina.ionkina@mail.ru

Буренок Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани burenokirina@mail.ru

Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества

Аннотация. В статье раскрыта система работы в начальной школе по развитию логического мышления с использованием фольклора. Авторы показывают приемы и методы формирования математических представлений. Ключевые слова: математические представления, устное народное творчество. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность исследования обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений. «Сегодня особенно острого обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям» [3].

Концепции младшего школьного образования, требования стандартов к обновлению содержания предъявляют серьезные требования к развитию креативности образного мышления, одним из которых являются математические представления. Однако требования социума, изложение в нормативных актах не обеспечены готовностью учителей к реализации творческих технологий. Противоречие между эмпирической востребованностью формирования математического представления и преобразования информационных форм в преподавании математики в начальной школе требуют найти решение проблемы развития математических представлений, образного мышления. При этом очень важно сохранить интерес к математике.

Существуют различные формы и средства деятельности по формированию у младших школьников математических представлений. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. «Особую значимость в этом плане приобретает специальная организация познавательной деятельности детей, которая

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Агеева Е. С., Буренок И. И. Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/470011.htm.

обеспечивает интенсивное развитие креативного потенциала, создавая соответствующую ситуацию для активизации внутренних потенций развития ребенка» [3].

Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Фле-рина, А. П. Усова и др.) [6] неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Так как эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Мы в ходе исследования отбирали дидактические игры, произведения устного народного творчества и изучали продуктивность их влияния на математические представления.

Объект исследования - процесс формирования математических представлений первоклассников.

Предмет исследования - устное народное творчество, как средство формирования математических представлений первоклассников.

Цель исследования - выявить методические условия формирования математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества.

Гипотеза исследования: процесс формирования математических представлений первоклассников будет более эффективным, если на уроке будут использованы средства устного народного творчества.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретических исследований; методы эмпирического исследования; статистический метод обработки экспериментальных данных.

Исследование проведено на базе МАОУ СОШ № 17 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов 56 человек (30 - контрольная и 26 - экспериментальная группа).

С учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, мы изучали развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно -следственные связи.

«Современная модель образования предполагает высокие технологии развития креативности, грамотности математических представлений и других базовых способностей детей» [1].

Математическое представление младших школьников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления младших школьников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь [4].

Вопросы математического развития детей своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Методика формирования математических представлений у детей прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени.

Устное народное творчество или фольклор: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с наро-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Агеева Е. С., Буренок И. И. Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/470011.htm.

дом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную и образовательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек [2].

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования математических представлений средствами фольклора, мы пришли к следующим выводам: математическое развитие детей средствами устного народного творчества будет протекать успешно, если произведения устного народного творчества будут систематически использоваться в специально организованных формах воспитания детей и в повседневной жизни детей, если будут подключены родители, а также повышена профессиональная компетентность педагогов по созданию креативной среды и креативным изменениям [5].

Для того чтобы выявить уровень сформированности математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества, нами была организована и проведена первичная диагностика.

Уроки математики проводятся в школе по УМК «Школа России», авторы: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. и др.

Цель первичной диагностики - определение уровня сформированности математических представлений у младших школьников с использованием материала устного народного творчества.

В данном исследовании школьнику предлагается пройти тест, по проверке сформированности следующих математических представлений: «числа», «выполнение арифметических действий».

1. Вставь пропущенные числа в поговорки:

Лучше_раз увидеть, чем_раз услышать

_ум хорошо, а_лучше

_раз отмерь,_раз отрежь

За_зайцами погонишься - ни_не поймаешь.

_пашет, а_о руками машут

2. Реши веселые задачки: 1) У мышки два ушка. Сколько ушей у двух мышей? Ответ:

2) Я рисую кошкин дом: Три окошка, дом с крыльцом. Наверху еще окно, Чтобы не было темно. Посчитай окошки В домике у кошки. Ответ:

3) Четыре спелых груши На веточке качалось. Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось? Ответ:

4) Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек. Прилетели все на чай.

ниегп

issn 2304-120X Агеева Е. С., Буренок И. И. Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/470011.htm.

научно-методический электронный журнал

Сколько чаек, отвечай! Ответ:

5) Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели: Пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их? Ответ:

3. Разгадай загадки:

1) Двенадцать братьев друг за другом ходят, Друг друга не находят. (12 месяцев)

2) Чтобы правильно считать, Нужно знаки эти знать. Десять их, но знаки эти Сосчитают всё на свете. (цифры)

3) Друзья, вы знаете его, Сам по себе он - «ничего». Добавьте слева единицу,

И он в десятку превратится. Суть объяснения поймите И цифру эту запишите_

4) За руки взявшись, я и Тамара

Словом одним называемся -_(пара)

5) Это знать вам нужно всем:

Дней в неделе ровно_(семь)

4. Реши задачки на внимательность. Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо - совсем позабыла. Две штучки - для внучки, Две штучки - для деда, Две штучки - для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Ответ:_(6 ватрушек)

Прилетели галки, Сели на палки. Если на каждой палке Сядет по одной галке, То для одной галки Не хватит палки. Если же на каждой палке Сядет по две галки, То одна из палок Будет без галок. Сколько было галок?

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Агеева Е. С., Буренок И. И. Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/470011.htm.

Сколько было палок?

Ответ:_(4 галки и 3 палки)

Лебеди у нас в пруду,

Я поближе подойду:

9 чёрных, белых 5.

Кто успел их сосчитать?

Говорите поскорей:

Сколько пар лебедей?

Ответ:_(7 пар)

Итоги исследования показали, что 36% учащихся показали высокий уровень математических представлений, 61 % средний уровень, 3% низкий уровень.

Во втором задании 32% учащихся показали высокий уровень математических представлений, 57% средний уровень, 11% низкий уровень.

В третьем задании 28% учащихся показали высокий уровень математических представлений, 61% средний уровень, 11% низкий уровень.

С четвертым заданием справились 33% на высоком уровне математических представлений, 33% на среднем уровне, 33% на низком уровне.

Исследование показало, что процесс формирования математических представлений первоклассников будет более эффективным, если на уроке будут использованы средства устного народного творчества.

Обновление и качественное улучшение системы формирования математических представлений первоклассников позволяет искать наиболее интересные формы работы, такие как формирование математических представлений средствами устного народного творчества.

Делая вывод по проведенному исследованию, мы можем утверждать, что надо проводить работу, которая будет повышать уровень сформированности математических представлений. И в этой работе устное народное творчество может играть продуктивную роль.

Ссылки на источники

1. Анисимова Т. С., Алиева М. Г. Развитие креативности воспитанников дошкольной образовательной организации // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. -2015. - № 4. - С. 70-77.

2. Буравова, О. С. Устное народное творчество и воспитание нравственной культуры школьников // Нач. шк. - 2010. - № 7. - С. 24-25.

3. Буренок И. И., Титков Е. И. Условия становления креативного потенциала в дошкольном возрасте // Инновационные вопросы развития экономики, права, социологии и педагогики: сб. науч. ст. по итогам Всероссийской конференции / Региональный центр «Общественное содействие»; под ред. И. Е. Бельских. - Волгоград, 2015. - С. 17-19.

4. Егорова Л. С. Межпредметная интеграция в начальной школе в контексте требований ФГОС // Символ науки. - 2016. - № 3-2. - С. 61-63. - URL: http://elibrary.ru/item.asp? id=25739934.

5. Анисимова Т. С., Назарова Н. В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S7. - С. 56-60.

6. Носкова Н. В.Использование фольклора на уроках математики в начальной школе // Нач. шк. -2007. - № 11. - С. 22-26.

Ekaterina Ageeva,

Student, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban

katerina.ionkina@mail.ru

Irina Burenok,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of General and vocational pedagogy, branch of

Kuban state University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-na-Kuban

burenokirina@mail.ru

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Агеева Е. С., Буренок И. И. Формирование математических представлений первоклассников средствами устного народного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/470011.htm.

The formation of mathematical concepts of first graders by means of folklore

Abstract. The article deals with the system of work in a primary school on the development of logical thinking with the use of folklore. The author shows the techniques and methods of forming mathematical concepts.

Key words: mathematical representations, oral national creativity.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.17

Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Агеева Е. С., Буренок И. И., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.