Научная статья на тему 'Формирование маркетинговой информационной системы на предприятиях розничной торговли'

Формирование маркетинговой информационной системы на предприятиях розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР / INFORMATION FACTOR / МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MARKETING INFORMATION SYSTEM / ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / RETAILERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков Н.В.

В статье представлены основные результаты исследования, посвященного процессу формирования маркетинговых информационных систем на предприятиях розничной торговли. Рассмотрены их основные виды, состав и направления построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a marketing information system for retailers

Тhe article presents the main results of a research on the process offormation ofmarketing information systems at retail trade. Considered their main types, the composition and directions of construction.

Текст научной работы на тему «Формирование маркетинговой информационной системы на предприятиях розничной торговли»

маркетинговая информационная система для торгового предприятия

формирование маркетинговой информационной системы

на предприятиях розничной торговли

Аннотация

В статье представлены основные результаты исследования, посвященного процессу формирования маркетинговых информационных систем на предприятиях розничной торговли. Рассмотрены их основные виды, состав и направления построения.

Одним из широко исследуемых вопросов в рамках развития теоретических основ маркетинга был и остаётся вопрос роли и места информации в деятельности предприятия. «По силе воздействия на современную экономику информационный фактор можно сравнить лишь с фактором коммуникационным, хотя в силу их теснейшей связанности и взаимообусловленности точнее бы было говорить об их сущностном единстве, так как в основе всякой коммуникации лежит принцип передачи информации. И в то же время возрастающее влияние информационного фактора было бы невозможным без стремительного развития систем коммуникаций», - отмечает В.Н. Татаренко.

Маркетинговые информационные системы и их классификация

В сформировавшейся современной экономической ситуации особую актуальность для компаний приобретает вопрос сбора, обработки, использования маркетинговой инфор-

Жуков Н.В.

ассистент кафедры маркетинга Санкт-

Петербургского

государственного

университета

экономики

и финансов

znvkafedra@yandex.ru

по силе воздействия на современную _экономику

фактор можно

_с фактором

коммуникационным

мации. Оптимальным в данном случае является формирование хорошо структурированной и работоспособной маркетинговой информационной системы (МИС). Рассмотрим возможности и особенности достижения данной цели в рамках розничной торговли. Существует множество подходов к определению маркетинговой информационной системы, но основной идеей выступает направленность систем данного вида на повышение эффективности управленческой деятельности в целом и маркетинговой деятельности в частности. Маркетинговая информационная система - это совокупность средств, методов и процессов, предназначенных для обработки, анализа и распределения достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. В общем виде информационная система маркетинга трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб [1]. Существующие маркетинговые информационные системы можно классифицировать по следующим признакам:

- степень автоматизации (ручные, автоматические и автоматизированные системы);

- характер использования информации (информационно-поисковые, информационно-решающие, управляющие, советующие системы);

- степень интеграции (корпоративные и неин-тегрированные системы);

- функциональный признак (системы для анализа рынка, анализа продаж, для проведения сегментации и др.).

Направления использования данных

Основа рассматриваемой системы - информация, её источники, её характеристики, способы её получения, обработки, восприятия. Данные различия позволяют выделить несколько взаимосвязанных блоков, составных частей системы. В частности, в рассматриваемой модели МИС для розничного предприятия можно

ссийское предпринимательство, 2009, № 5 (1)

Рис. Схема маркетинговой системы информации розничного предприятия

выделить блок автоматизированного сбора, _

блок периодичных маркетинговых исследова- _

ний, блок проблемных маркетинговых иссле- _

дований, проводимых для решения конкрет- _

ных задач (см.рис. выше). _

В рамках проекта была отработана методика _

сбора и анализа маркетинговой информации. _

Исследование затронуло все этапы: поиск, _

сбор, обработка, использование информации. _

Значимым результатом работы стало форми- _

рование набора показателей, применимых для _

различных предприятий розничной торговли. _

особую

актуальность

для компаний

приобретает

вопрос сбора,

обработки,

использования

маркетинговой

информации

Сформированная МИС обеспечивает необходимой информацией по следующим направлениям:

- оперативное управление (контроль) предприятием в целом и его филиалами;

- стратегическое планирование (ценообразование, планирование оборота, планирование

- рекламных кампаний, разработка/корректировка стратегии позиционирования);

- разработка креативной составляющей рекламных акций и кампаний.

Рассмотрим вышеперечисленные направления более подробно.

Оперативное управление предприятием и его филиалами

Оперативное управление (контроль) предприятием в целом и его филиалами включает автоматизированный сбор данных, автоматическую обработку по прописанным алгоритмам, предоставление информации для принятия управленческих решений. Показатели:

- объём продаж (выручка);

- выручка с квадратного метра торговой площади магазина;

- выручка на одного сотрудника торгового зала;

- количество покупателей (выявляется с помощью пробитых чеков);

- размер средней покупки;

- среднее количество купленных однократно товаров;

- количество посетителей торговой точки;

- коэффициент «покупателя» (отношение количества совершённых покупок к количеству посетителей за анализируемый период времени);

- среднее время нахождения посетителя в магазине и другие показатели.

Стратегическое планирование маркетинговой деятельности

Стратегическое планирование маркетинговой деятельности предприятия подразумевает комбинированный метод сбора информации (автоматизированный и «ручной» - методом

российское предпринимательство, 2009, № 5 (1) £

личного интервью или письменного анкетирования), комбинированный метод обработки информации, частично автоматизированный процесс обработки данных. Обрабатываемая информация и анализируемые показатели:

- структура продаж в разрезе основных групп потребителей - сегментов. Сегменты формируются на основании ряда признаков: пол, возраст, характер покупок, характер посещения магазинов, «история»/продолжительность взаимодействия с рассматриваемым торговым предприятием и др.;

- характер покупок в рамках основных рассматриваемых потребительских групп (средняя частота покупок, средний размер покупок);

- степень удовлетворённости потребителей рядом факторов, влияющих на общее восприятия уровня привлекательности торгового предприятия (ассортимент, уровень цен, обслуживание, местоположение торговой точки, её оборудование и др.);

- общий уровень конкурентоспособности предприятия и его сравнение с аналогичным показателем основных соперников на данном рынке.

Разработка креативной составляющей рекламных акций и кампаний, оценка и тестирование

Особенности этого направления: сбор информации методом личного интервью или письменного анкетирования; низкая степень автоматизации обработки информации в силу её специфики (как правило, слабо поддающиеся структуризации данные, получаемые в рамках качественных исследований или с помощью применения проективных методик). Маркетинговые исследования, проводимые в рамках данного направления, позволяют протестировать разработанные идеи (например, оценить варианты логотипа для новой торговой марки магазина), а также получить данные, необходимые для составления творческих «брифов» в рамках работы маркетингового либо рекламного отдела.

Ключевые слова

информационный

фактор;

маркетинговая

информационная

система;

предприятия

розничной торговли

Keywords:

Information factor; marketing information system; retailers

_маркетинговая

.информационная

_система - это

_совокупность

средств, методов

_и процессов,

предназначенных

_для обработки,

_анализа

_и распределения

_достоверной

_информации,

_необходимой

_для подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_и принятия

_маркетинговых

_решений

Рассмотренная МИС была разработана и использована на сетевых розничных предприятиях. Она позволила усовершенствовать существующую систему контроля деятельности предприятия в целом и его филиалов, была собрана информация для формирования стратегического плана развития компании, проведена текущая оценка восприятия брендов исследуемых хозяйствующих субъектов.

Литература

1. Багиев Г.Л, Лашманова Н. В. Информационные системы маркетинга. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006.

2. Татаренко В.Н. Информационная политика предприятия: Информация - параллельная реальность. Знаниеориентированный менеджмент. Маркетинг влияния. Моделирующие технологии. Новое измерение конкуренции. -СПб. : Борей Арт, 2006.

Zhukov N.V.

assistant at Department of marketing, St. Petersburg State University of Economics and Finance

Marketing information system for commercial enterprise

Formation of a marketing information system for retailers

_Annotation

The article presents the main results of a research on the process of formation of marketing information systems at retail trade. Considered their main types, the composition and directions of construction.

российское предпринимательство, 2009, № 5 (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.