Научная статья на тему 'Формирование маркетингового подхода к образованию в сфере культуры и искусства: стадии становления маркетинга в образовательных учреждениях'

Формирование маркетингового подхода к образованию в сфере культуры и искусства: стадии становления маркетинга в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / EDUCATION IN CULTURE AND ART SPHERE / MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES / ACTIVITY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижняк Н. Л.

В работе рассматривается сложившаяся в настоящее время ситуация в области образования в сфере культуры и искусства, характеризующаяся комплексом системных проблем, в частности, внедрением маркетинга образовательных услуг как важнейшего элемента системы управления деятельностью образовательных учреждений сферы культуры и искусства в рыночных условиях. Выделяются четыре стадии становления маркетинга и даётся их подробная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MARKETING SIGHT AT EDUCATION IN CULTURE AND ART SPHERE: STAGES OF MARKETING BECOMING IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

In work the situation developed now is considered in the field of education in sphere culture and art, described by a complex of system problems, in particular, introduction of educational services marketing as major control system element of activity of culture and art sphere educational establishments in market conditions. Four stages of marketing becoming are allocated and their detailed characteristic is given.

Текст научной работы на тему «Формирование маркетингового подхода к образованию в сфере культуры и искусства: стадии становления маркетинга в образовательных учреждениях»

Отсутствие координационного механизма оказания социально-педагогического содействия в исправительном учреждении влияет на то, что нет возможности обеспечить координационно-организаторские функции, привлечь к оказанию социальнопедагогического содействия сотрудников других подразделений, поскольку его организация и осуществление ни за кем не закреплены [1].

Таким образом, обобщая сущностную характеристику социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в процессе решения их жизненно важных проблем, можно сделать следующие выводы.

В период построения гражданского общества профилактика преступности и ее рецидива предполагает скоординированное участие в этом процессе всех слоев общества с одновременным признанием приоритетов общечеловеческих ценностей, толерантного отношения к лицам с делинквентным поведением, повсеместного внедрения в сферу социального управления идей гуманизации и демократизации общественных отношений.

Социально-педагогическое содействие в решении жизненно важных проблем - это скоординированное взаимодействие сотрудников всех частей и служб исправительного учреждения, Библиографический список

семьи, негосударственных, общественных, религиозных и иных организаций, территориальных служб социальной защиты и трудовой занятости населения с осужденными к лишению свободы, осуществляемое на принципах личностно ориентированного подхода, дифференциации и индивидуализации, договоренности, творческого сотрудничества и партнерства, осознанности, научения, рефлексии. Социально-педагогическое содействие женщинам-преступницам является одной из важнейших компонент решения жизненно важных проблем женщин-преступниц в условиях изоляции от общества, направленных на их исправление и перевоспитание, изменение духовно-нравственного облика, принятие ценностных ориентиров поведения гражданского общества и конкретного социума, на повышение адаптивных способностей личности к динамично меняющимся условиям внешней среды.

Гуманизация и демократизация процесса социально-педагогического содействия жен-щинам-осужденным, расширение их социально-правового статуса, ориентация всего комплекса исправительно-воспитательных мер на здоровый социум будет иметь реальные перспективы, если завершатся тем или иным уровнем ресоциализации осужденных.

1. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитен-циарном учреждении: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург, 1999.

2. Беличева, С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 2.

3. Рыбак, М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов: Изд-во "Саратовская государственная академия права", 2004.

4. Платонов, К.К. Личность в медицине. - В кн.: Этико-психологические проблемы меди-цины. - М., 1978.

5. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - М.: Педагогика, 1991.

6. Селевко, Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии / ГК. Селевко, А.Г. Селевко. - М.: Нар. образование, 2002.

Статья поступила в редакцию 24.07.2010

УДК 37.014.54

Н.Л. Хижняк, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: Hijnyak_Natalya@ako.ru

ШOPMИPOBАHИE MАPКETИHГOBOГO ПOДXOДА К 0БPЙ30BЙHИШ В MEPE КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА: СТАДИИ CTАH0BЛEHИЯ МЙРШИНГЙ В 0БPА30BАTEЛЬHЫX УЧPEЖДEHИЯX

В работе рассматривается сложившаяся в настоящее время ситуация в области образования в сфере культуры и искусства, характеризующаяся комплексом системных проблем, в частности, внедрением маркетинга образовательных услуг как важнейшего элемента системы управления деятельностью образовательных учреждений сферы культуры и искусства в рыночных условиях. Выделяются четыре стадии станов-

ления маркетинга и даётся их подробная характеристика.

Ключевые слова: образование в сфере культуры и искусства, учреждений.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства Российской Федерации на 20082015 годы подчеркивается, что необходим концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования [1].

Сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства (школа - колледж - вуз) не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Вместе с тем, следует отметить, что каждое из звеньев трёхуровневой системы образования в сфере культуры и искусства имеет не только свою историю и уникальные традиции, но и проблемы, возникшие за последние годы. Решение в ближайшее время этих проблем на уровне управления трёхступенчатой системой подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства должно сохранить лучшее в российском образовании и обеспечить адап-

маркетинг обра-зовательных услуг, деятельность образовательных

тацию образовательных учреждений сферы культуры и искусства к новым социально-экономическим условиям.

Маркетинг образовательных услуг представляется как важнейший элемент системы управления деятельностью образовательных учреждений сферы культуры и искусства в рыночных условиях. Он направлен на организацию и координацию через соответствующие структуры и службы плотного взаимодействия образовательного учреждения с рынком труда и рынком образовательных услуг. Маркетинг образовательных услуг в сфере культуры и искусства позволяет тщательно изучать состояние и динамику этих рынков. Конечная цель его широкого применения состоит в наиболее эффективном и полном удовлетворении потребностей: личности - в образовании; образовательного учреждения - в развитии; организаций и учреждений - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала [2].

Формирование маркетингового взгляда на образование в сфере культуры и искусства является условием и результатом становления институтов "новой экономики". В рамках этой общей фундаментальной (стратегической) тенденции проявляют

себя и ряд конкретных обстоятельств, стимулирующих проникновение марке-тинговых подходов и рациональных принципов управления и организации в системе образования в сфере культуры и искусства. Так во всём мире нарастает тенденция формирования новых рациональных подходов в управлении образовательными учреждениями с целью повышения эффективности их деятельности, обеспечения их устойчивости, конкурентоспособности и т.д.

Становление маркетинга в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства достаточно сложный и длительный процесс. Обобщение зарубежного и отечественного опыта развития маркетинга позволяет выделить четыре стадии его становления [4; 5; 6; 7; 8].

На первой стадии маркетинг начинает зарождаться и проявляться через введе-ние новой функции образовательного учреждения сферы культуры и искусства - сбытовой, через появление в его структуре новых служб - центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников. В дальнейшем осуществляется развитие функции "содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников" до уровня равноправной по отношению к таким базовым функциям образовательного учреждения, как организация учебного процесса, организация воспитательной работы, организация научно-исследовательской работы, информатизация, экономика и финансы, международное сотрудничество, профориентация, материальнотехническое обеспечение. На этой стадии центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников становятся, по сути, недостающим связующим звеном в цепи: рынок труда - службы образовательного учреждения сферы культуры и искусства, ориентированные на рынок труда, - службы образовательного учреждения сферы культуры и искусства, ориентированные на рынок образовательных услуг, - рынок образовательных услуг. Формирование и содержательное наполнение этого канала имеющейся объективной информацией чрезвычайно важно и необходимо из-за крайне слабого и ненадёжного прямого взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

На второй стадии происходит качественное изменение: функция содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников уступает место более широкой и ёмкой функции маркетинга. От организации и развития "сбыта" образовательного учреждения сферы культуры и искусства переходит к организации и настройке всей своей деятельности на удовлетворение рыночных потребностей, рыночного спроса. Начинают активно применяться маркетинговые методы и инструментарий. Однако на этой стадии маркетинг выступает ещё равноправной функцией по отношению к базовым функциям: организации учебного процесса, организации воспитательной работы, организации научно-исследовательской работы, информатизации, экономике и финансам, международному сотрудничеству, профориентации, материально-техническому обеспечению.

На третьей стадии происходит диверсификация маркетинга во все другие базовые функции, он начинает выполнять координирующую роль. Философия маркетинга пронизывает весь персонал образовательного учреждения. Деятельность образовательного учреждения сферы культуры и искусства в целом переориентируется на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет и изменение всей философии управления.

Для четвёртой высшей стадии характерна направленность образовательного учреждения на определённые сегменты рынка образовательных услуг и рынка труда. Реализуется в полном объёме целевой маркетинг-микс.

Изучение рынка образовательных услуг и рынка труда служит базой для получения количественных и качественных характеристик рынка образовательных услуг и рынка труда; обоснованием на этой основе структуры взаимодействия образовательных учреждениях сферы культуры и искусства с участниками данных рынков; определения соответствующих этой структуре организационных мероприятий; построения механизмов, обеспечивающих тесную взаимосвязь между рынком образовательных услуг и рын-

ком труда; нахождения оценок, возможностей и перспектив развития образовательных учреждений сферы культуры и искусства в условиях изменяющейся внешней среды.

Рассмотрим подробно стадии становления маркетинга в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства Кемеровской области. Существующая система художественного образования состоит из одного высшего учебного заведения (контингент более 3 тыс. студентов), пяти средних специальных образовательных учреждений (контингент около 1 тыс. студентов), ста двадцати девяти учреждений дополнительного образования детей, (контингент 31,5 тыс. учащихся), Губернаторского культурного центра "Юные дарования Кузбасса" (150 стипендиатов) и организации профессиональной переподготовки кадров - учебно-методического центра работников культуры и искусств.

В настоящее время в данной сети на первой стадии реализуются лишь первые подходы к изучению рынков в рамках подсистемы "Содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников" [7].

К наиболее существенным характеристикам внешней среды и модели взаимодействия с ней образовательного учреждения сферы культуры и искусства на этой стадии, необходимо, на наш взгляд, отнести следующие:

• неопределённость и случайность характера состояния окружающей среды, низкий уровень развития или даже полное отсутствие инфраструктуры, поддерживающей взаимодействие образовательных учреждений сферы культуры и искусства с рынком образовательных услуг и рынком труда;

• априорную неясность количественных (а, зачастую, и качественных) оценок прогноза развития рынка труда и рынка образовательных услуг;

• неполное знание структуры взаимодействия, и, как следствие, неопределённый характер результатов взаимодействия образовательного учреждения сферы культуры и искусства с участниками рынка труда и рынка образовательных услуг.

Неопределённость внешней среды, отсутствие необходимых сведений для определения миссии, разработки стратегии образовательного учреждения сферы культуры и искусства, его позиционирования на рынке образовательных услуг и рынке труда, являются объективными условиями, способствующими применению образовательным учреждением для адаптации взамен недостаточных априорных первичных сведений других видов, поступающей вторичной полезной информации.

Эта полезная информация целенаправленно используется для расширения функции содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников. Она становится основой для согласованного наполнения каналов коммуникаций с рынком труда и рынком образовательных услуг с целью налаживания через образовательные учреждения сферы культуры и искусства их более тесного информационного взаимодействия. Для организации коммуникаций выделяются целевые аудитории образовательного учреждения сферы культуры и искусства, которые задействуются в процессе получения информации об образовательном учреждении. На основе организации качественной обратной связи "целевые аудитории —— образовательные учреждения сферы культуры и искусства" с использованием основных принципов может проводиться сегментация целевых аудиторий.

На второй стадии создаётся служба маркетинга, что предопределяет более высокую степень развития маркетинговых отношений в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства. Маркетинговые исследования проводятся применительно к условиям конкретных рынков образовательных услуг и труда. Силами службы маркетинга организуется регулярное изучение рынка образовательных услуг и рынка труда. Цель этих исследований состоит в выявлении возможностей образовательного учреждения сферы культуры и искусства занять соответствующие его потенциалу конкурентные позиции на конкретном рынке образовательных услуг и рынке труда.

Это обстоятельство предполагает необходимость применения комплексного подхода при выполнении маркетинговых исследований, а именно:

• изучение, анализ и оценку всех элементов и факторов, оказывающих воздействие на тенденции развития, структуру, характер отношений на рынке образовательных услуг и рынке труда;

• выявление особенностей состояния рынка образовательных услуг и рынка труда во взаимосвязи со структурой экономики региона и тенденциями её развития;

• расширение спектра внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на деятельность образовательного учреждения сферы культуры и искусства.

Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда призваны дать развернутую и обоснованную платформу для разработки программы маркетинга образовательных учреждений сферы культуры и искусства, обеспечивающую, с одной стороны, учёт требований рынков образовательных услуг и труда к специалистам, а с другой - являющуюся основой для уточнения целей и стратегий функционирования и развития образовательного учреждения. На этой стадии маркетинг является равноправной функцией по отношению к другим базовым функциям, поэтому успешный "сбыт" выпускников, являющийся завершающей стадией всего воспитательно-образовательного цикла, будет свидетельствовать о достоверности маркетингового анализа, эффективности проведённого маркетингового исследования, учёта спроса и требований потребителей к выпускникам образовательного учреждения сферы культуры и искусства.

Уже на этой стадии маркетинговые исследования нацелены на обеспечение более эффективного приспособления выпускников образовательного учреждения сферы культуры и искусства к запросам и требованиям рынков. Одной из важнейших задач этих исследований является определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением на рынках труда и образовательных услуг [2]. С этой задачей связано решение другой важной задачи маркетинговых исследований, имеющей место при принятии руководством образовательного учреждения сферы культуры и искусства управленческих решений в области разработки новой номенклатуры специальностей, при определении оптимальной структуры учебных планов, а также для обеспечения достижения высокого качества специалистов.

На третьей стадии маркетинг проникает во все другие базовые функции образовательного учреждения сферы культуры и искусства, начинает выполнять координирующую роль и обеспечивать адекватные внешней среде стратегии поведения образовательного учреждения. Он предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с организацией практического взаимодействия образовательного учреждения сферы культуры и искусства с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда и включает: изучение данных рынков; сегментацию рынков; оценку конкурентных позиций образовательных учреждений сферы культуры и искусства; изучение рыночных "ниш" - областей воспитательно-образовательной деятельности, в которых образовательное учреждение имеет наилучшие возможности (по сравнению с потенциальными конкурентами) для реализации своих преимуществ, увеличения выпуска специалистов и закрепления позиций на рынке образовательных услуг и рынке труда; разработку стратегии образовательного учреждения сферы культуры и искусства, его миссии и позиционирования на рынке образовательных услуг и рынке труда; анализ и совершенствование организационной структуры образовательного учреждения в соответствии с выработанной стратегией и выбранным позиционированием; формирование оптимального ассортимента и качества образовательных услуг; организацию воспитательно-образовательного процесса; обеспечение высокого качества подготовки

Библиографический список

специалистов; контроль за соблюдением образовательных стандартов; ценообразование услуг; продвижение бренда образовательного учреждения сферы культуры и искусства; продвижение образовательных услуг; анализ форм и каналов трудоустройства специалистов; определение наиболее эффективных способов продвижения специалистов на рынке труда; организацию рекламной деятельности [2; 9; 10].

На четвёртой стадии реализуется в полном объёме целевой комплекс маркетинг-микса [2; 11]. В его рамках цель изучения рынка образовательных услуг и рынка труда заключается в возможности использовать открывающиеся для образовательного учреждения сферы культуры и искусства новые рыночные перспективы, отыскать новые направления для своего развития, а возможно, и перестроить всю свою деятельность в соответствии с требованиями и пожеланиями каждого отдельного сегмента рынка образовательных услуг и рынка труда. Эти перспективы образовательного учреждения сферы культуры и искусства выявляют за счёт поиска и внедрения новых учебных программ и технологий обучения, акцентируя своё внимание на особенностях сегментов, делают попытки предвосхитить появление новых услуг, диверсифицируют процесс оказания образовательных услуг, выявляют и выбирают наиболее доходные и перспективные для образовательного учреждения сферы культуры и искусства сегменты.

Процедура отбора целевых сегментов включает прогнозирование спроса на образовательные услуги и выбор наиболее эффективного способа позиционирования своих образовательных услуг среди аналогичных услуг конкурентов на отдельных рыночных сегментах. Всесторонняя оценка изменений, происходящих на каждом сегменте рынка образовательных услуг и рынка труда, конкурентных преимуществ образовательного учреждения сферы культуры и искусства, его стратегической направленности являются основой для адаптации образовательного учреждения к окружающим рыночным условиям.

Использование комплекса маркетинговых инструментов на основе изучения рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без информационного обеспечения маркетинга, развитых инфраструктур на рынке образовательных услуг и рынке труда, без организации маркетинговой структуры, обеспечивающей взаимосвязь служб образовательных учреждений сферы культуры и искусства, ориентированных на рынок образовательных услуг и рынок труда, и объединяющей в единую систему маркетингового анализа как рынок труда, так и рынок образовательных услуг [12; 13].

Результаты маркетинговых исследований должны лежать в основе формирования текущих и перспективных заказов на специалистов, выпускников образовательных учреждений сферы культуры и искусства, а также прогнозирования тенденций и перспектив развития образовательного учреждения.

Таким образом, проведение маркетинговых исследований это постоянно осуществляемый процесс, вид маркетинговой деятельности, направленный в конечном итоге на адаптацию образовательной деятельности к требованиям заказчика, конкретного рынка труда и рынка образовательных услуг. Поэтому результаты маркетинговых исследований используются для корректировки учебных планов и текущей деятельности образовательного учреждения сферы культуры и искусства. Тот факт, что рынок под-вержен постоянным изменениям, означает, что он всё время дает импульс для осуществления маркетинговых исследований. Отсюда следует, что маркетинговая деятельность в образовательном учреждении сферы культуры и искусства должна быть систематической работой по изучению спроса и требований рынков труда и образовательных услуг и реализации результатов этих исследований в программе развития образовательного учреждения.

1. О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы / [Э/р] // www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=79661

2. Одинцова, Т. Отдел маркетинга в инновационном вузе // Высшее образование в России. - 2006. - № 6.

3. Платошина, Г.Г. Стратегический маркетинг высшего образования // Экономика образования. - 2007. - № 4.

4. Буданова, И.М. Формирование и развитие рынка услуг бизнес-образования в регионе // Экономика образования. - 2007. - № 3.

5. Колесов, В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. -2006. - № 2.

6. Маснева, М.Ф. Влияние Болонского процесса на формирование иерархии потребностей в образовательных услугах / М. Ф. Маснева,

Э.П. Печерская // Философия образования. - 2006. - № 3(17).

7. Мурадова, Н. Маркетинг - рыночная инновация в управлении вузом // Учёный совет. - 2007. - № 2.

8. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2006.

9. Васильев, В. Новая парадигма оценки качества образования / В. Васильев, Т. Тягунова // Высшее образование в России. - 2007. - № 2.

10. Евсеенко, Т.П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. - 2007. - № 3.

11. Экономические стратегии // Мониторинг экономики образования: стратегии учреждений профессионального образования: проблемы качества. - 2006. - № 4(22).

12. Бешкинская, И.В. Образовательные услуги вуза (методология и практика исследования рынка) / И.В. Бешкинская, М.Я. Иоффе. - М.: РЭА, 2000.

13. Повышение качества образования - основа развития университета / М. Попов [и др.] // Высшее образование в России. - 2006. - № 8.

Статья поступила в редакцию 21.08.10.

УДК 159.9

А.А. Ярышева, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: aliss1@mail.ru

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА НАРК03АВИСИМ0Г0 ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

В статье анализируется сфера межличностных отношений, как фактор, способствующий развитию наркозависимого поведения в подростковом возрасте. Выделяются следующие условия: высокая потребность быть принятым группой сверстников, потребность в зависимости и контроле со стороны значимых лиц, неумение принимать решение.

Ключевые слова: наркозависимое поведение, психологические детерминанты, межличностные потребности.

Чтобы у подростка, молодого человека развилась наркологическая аддикция, у него должны быть свои личностные характеристики (особенности), на основе которых и формируется это явление. Практика свидетельствует, что в одних и тех же условиях (семья, школа, друзья и т.д.) вырастают разные люди: кто-то становится аддиктом, кто-то нет. В научной литературе детерминанта понимается как фактор или элемент, обуславливающий то или иное явление [1]. Ряд исследователей факторами, провоцирующими наркоаддикцию, считают акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истеро-идный, эпилептоидный и др.); чисто поведенческие подростковые реакции (группирования, эмансипации, конформизма и др) (Личко А.Е., Шабанов П.Д., Овчарова Р.В., Гоголева А.В. и др.).

Личко А.Е., Битенский В.С. считают реакцию группирования со сверстниками как ведущий социально-психологический фактор [2]. Эти авторы подробно прописывают направленность групп подростков, и особое внимание уделяют наркоманичес-ким группам. В большинстве случаев наркоманам, по мнению Личко А.Е., еще в период, предшествующий возникновению зависимости, не хватает чувства уверенности.

Наркоманическая группа несет в себе черты неудачного самолечения социально-неуверенных и эмоционально-незрелых личностей. Членов наркоманской группы объединяет необходимость добывания наркотиков, а также единый образ жизни.

Ряд авторов считают, что психологическая готовность молодых людей к наркоаддикции состоит в неспособности адекватно воспринимать трудную ситуацию, подросток не может и не умеет правильно регулировать своё поведение. Максимова Н.Ю. совершенно верно предполагает, что актуализация психологической готовности подростков к наркоаддикции происходит по следующим причинам:

- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затруднённости удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода;

- несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему, хотя бы, временно снять эмоциональное напряжение.

Максимова Н.Ю. [3] считает, что подросток оказывается беспомощным перед захлёстывающими его отрицательными состояниями и прибегает к изменению своего состояния химическим путём.

Исследователи Сирота Н.А., Ялтонский В.М. [4] считают, что у подростков, склонных к употреблению наркотиков:

- не развиты возможности, позволяющие оценивать воздействия социальной среды;

- не сформирована аффилиация, т.е. коммуникативно некомпетентны (о чём мы писали выше);

- не развита эмпатийная сфера, они не сопереживают окружающим;

- у них присутствует экстернальный локус контроля, т.е. они приписывают ответственность за результаты своей деятельности внешним силам. Исследования доказывают, что люди, склонные к внешнему локус - контролю, обладают такими качествами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределённый срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. С т.з. Сироты Н.Н. наркоманы приписывают свой образ действий внешним обстоятельствам. Они убеждены, что именно другие люди, случай повинны в их наркотической зависимости. Они не берут на себя ответственность за происходящее. Одна из причин того, что они не могут бросить употреблять наркотики, заключаются в отсутствии внутреннего контроля.

Целью данной статьи является анализ сферы межличностных отношений как социально-психологической детерминанты наркоаддикции у подростков.

Материал и методы исследования. В качестве испытуемых в исследовании принимали участие молодые люди в возрасте 17 - 18 лет. Всего было обследовано 282 человека: из них 31 человек, это наркоманы, находящиеся на лечении в городском наркологическом диспансере, ученики 11 - х классов средних школ г. Новосибирска - 142 человека, студенты 1 курса Новосибирского государственного педагогического университета - 109 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.