Научная статья на тему 'Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол'

Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРОТТОЛА / FROTTOLA / МАДРИГАЛ / MADRIGAL / КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОТТАВИАНО ПЕТРУЧЧИ / OTTAVIANO PETRUCCI / АНДРЕА АНТИКО / ANDREA ANTICO / ДЖОВАННИ ДЖАКОМО ПАЗОТИ / GIOVANNI GIACOMO PASOTI / ВАЛЕРИО ДОРИКО / VALERIO DORICO / COMPOSITION STRUCTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панкина Елена Валериевна

Статья посвящена раннему этапу истории итальянского мадригала XVI в., а именно вопросу модификации фроттольных форм в последних опубликованных песенных собраниях Оттавиано Петруччи (1514), Андреа Антико (1520), Джованни Джакомо Пазоти и Валерио Дорико (1526, 1531). Отмечается обращение наиболее крупных фроттолистов (Марко Кара, Бартоломео Тромбончино, Джакомо Фольяно, Костанцо Феста) к жанру мадригала, в 1500-1520-е гг. тесно сопряженному с песенной музыкальной стилистикой. Выделены два типа композиционной организации выявленных в песенных книгах раннемадригальных образцов: 1) основанные на стабильной текстомузыкальной строфе; 2) являющиеся результатом достаточно свободной комбинаторики строк. В ряде сочинений поэтический текст в целом свободного строения, но с чертами некоторой регулярности, положен на полностью сквозную музыкальную композицию. По степени ослабевания качеств фроттольных форм обо значены два направления: 1) композиции, не соответствующие определенному песенному типу, но полностью отвечающие параметрам песенной поэзии и музыкальной организации; 2) композиции, в целом основанные на сквозном принципе, но с рудиментарными чертами песенности в виде спорадических повторов отдельных фрагментов, участков вербального текста с парной рифмовкой и т. п. К основным результатам исследования относятся выводы о формировании музыкального мадригала уже в первом десятилетии XVI в. и о сложности процессов взаимодействия композиционных принципов повторности и обновления на раннем этапе развития мадригала Чинквеченто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of Madrigal composition in the later frottol collections

The formation of Madrigal composition in the later frottol collections The article is dedicated to the early period of history of the Italian madrigal of the XVI century specifically to the issue of modification of frottola forms in the last published song collections by Ottaviano Petrucci (1514), Andrea Antico (1520), Giovanni Giacomo Pasoti and Valerio Dorico (1526, 1531). It is mentioned about usage of madrigal genre, closely connected with the song music stylistics within 1500-1520, by greater frottola composers (Marco Cara, Bartolomeo Tromboncino, Giacomo Fogliano, Costanzo Festa). There are two types of the composition structure of early madrigal samples, which were discovered in song books: 1) based on the stable text and music fit; 2) being a result of a quite free line combinatorics. A poetic text in a range of compositions, being generally of a free structure but with the characteristics of some regularity, covers totally through-composed musical composition... The formation of Madrigal composition in the later frottol collections The article is dedicated to the early period of history of the Italian madrigal of the XVI century specifically to the issue of modification of frottola forms in the last published song collections by Ottaviano Petrucci (1514), Andrea Antico (1520), Giovanni Giacomo Pasoti and Valerio Dorico (1526, 1531). It is mentioned about usage of madrigal genre, closely connected with the song music stylistics within 1500-1520, by greater frottola composers (Marco Cara, Bartolomeo Tromboncino, Giacomo Fogliano, Costanzo Festa). There are two types of the composition structure of early madrigal samples, which were discovered in song books: 1) based on the stable text and music fit; 2) being a result of a quite free line combinatorics. A poetic text in a range of compositions, being generally of a free structure but with the characteristics of some regularity, covers totally through-composed musical composition. Due to the degree of weakening of frottola forms’ traits there are two directions: 1) compositions not corresponding to the certain song type, but corresponding completely to the characteristics of the song poetry and music structure; 2) compositions basically based on the through-composed principle, but with rudimentary characteristics of melodiousness in the form of sporadic repetitions of separate fragments, parts of verbal texts with a paired rhyme and so on. The main results of the research include the conclusions on the formation of a musical madrigal in the first decade of the XVI century and difficulty of the processes of interaction of compositional principles of repetition and renewal at the early stage of development of Cinquecento madrigal. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ

УДК 781.5

Е. В. Панкина

ФОРМИРОВАНИЕ МАДРИГАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПОЗДНИХ СОБРАНИЯХ ФРОТТОЛ

тальянекая полифоническая песня рубежа ХУ-ХУ1 вв. в исследовательской традиции рассматривается, прежде всего, как область творчества, из которой вырос, отбросив на пути своего развития простоту песенного музыкального языка и регулярность песенной формы, итальянский мадригал Чинкве-ченто. Круг вопросов, связанных с процессом перерастания музыкальной стилистики вокальных жанров, традиционно охватываемых понятием фроттолы, в мадригальную стилистику, не исчерпан до сегодняшнего дня. Исследовательский интерес, как правило, направлен на ран-немадригальные композиции, в структурном и языковом отношениях находящиеся между регламентированной песней и свободным мадригалом1. Собственно же полифонической песне -фроттоле - при таком подходе отводится место жанра-предшественника, необходимой основы для реализации новых идей.

Основания для этой позиции дает само творчество фроттолистов, многие из которых обращались к новой композиционной модели. Так, едва ли не самое раннее упоминание об актуализации в начале XVI в. мадригала содержится в следующем фрагменте письма Чезаре Гонзага к Изабелле д'Эсте (1510): «Маркетто, который создал этот тас1п.йа1е1;1;о, каковой посылаю Вам» [13]. Здесь речь идет о Маркетто Каре (ок. 1465/1470 -ок. 1525) - выдающемся мантуанском сапЬоге а1 1ш1ю, одном из крупнейших фроттолистов. Подтверждением тому,

© Е. В. Панкина, 2017

что Кара продолжал обращаться к современному мадригалу, является, например, получение Изабеллой д'Эсте во время пребывания в Риме в 1525 г. пяти его madricalj.

Примечательно содержание прошения другого крупнейшего фроттолиста Бартоломео Тромбончино (ок. 1470 -после 1535) от 25 сентября 1521 г. о предоставлении Венецианской Республикой издательской привилегии. Упоминание о мадригалах является первым достоверным свидетельством обращения Тромбончино к этому жанру: «Сочинив в прошлом и сочиняя [на протяжении] всей жизни множество песнопений: мадригалов [Canzone madrigali], сонетов [soneti], капитоло и страмботто [Capitoli et straboti], латинских стихов и латинских од [Versi latini, et ode latini], и народных барцеллетт, фроттол и диалогов [vulgar barzelete frotole et dialogi], таких, как вышеупомянутые песни <...>» [8, S. 147].

Следует отметить, что остается неизвестным, какие именно сочинения Кары и Тромбончино имелись в виду в приведенных документах, поскольку в крайне немногочисленных печатных собраниях с уточнением жанровой атрибуции вокальных композиций в наименовании издания или даже в его оглавлении (tavola)2 отсутствуют их произведения, обозначенные как мадригалы.

Несмотря на свободное употребление понятия мадригала в отношении музыкальных композиций уже в 1510-е гг., мы полагаем, что его содержание для современников во многих случаях далеко от того представления о стилистике ита-

И

льянского мадригала, которое сформировалось позднее на материале сочинений 1530-1540-х гг. Вполне вероятно, что жанровое обозначение, актуализированное Пьетро Бембо, распространялось на песенные композиции. В качестве косвенного подтверждения этому может рассматриваться следующий пассаж из комедии Пьетро Аретино «Il Marescalco» (1533): оКавалер: <...> и тот мадригал [madricale], который внове поется на арию Маркетто, ее сочинения» [10, fol. Fijr]. Речь идет о поэтическом мадригале, который исполняется в соответствии со старой песенной практикой пения «на мотив» («cantasi соте»), следовательно, индивидуальная связь текста и музыки не предполагается.

Еще одним литературным источником, содержащим аналогичное - песенное - понимание мадригала, является обращение к читателям, предпосланное к позднему изданию собрания флорентийских карнавальных песен Антона Франческо Граццини. Редактор издания Ринальдо Мария Браччи (под псевдонимом Нери дель Бочча) приводит в свободном изложении фрагмент дневниковой записи Антонио да Сан Галло [1] в качестве достоверной характеристики исполнительской практики времен Лоренцо Великолепного: «[и так они шли] по городу, распевая на гармоничную музыку на 4, 8, 12 и, наконец, на 15 голосов в сопровождении различных инструментов всякого вида канцоны, баллаты, мадригалы и барцеллетты, связанные с представлением, которые, будучи спетыми во время карнавала, получили название карнавальных песен» [16, р. X].

Очевидно, что представление Сан Галло анахронистично, но показательно с точки зрения допущения существования мадригала как карнавальной песни. О «фроттольном» в широком смысле и даже диалектальном наклонении раннего мадригала свидетельствует, например, то, что во время пиршества, устроенного Эрколе д'Эсте в честь его отца Альфонсо I и Изабеллы д'Эсте 24 января 1529 г. «Рудзанте [Анджело Беолько] и пять его товарищей, а также

две женщины пели красивейшие канцоны и мадригалы в падуанской манере [canzoni е madrigali alla pavana], и расхаживали вокруг стола, состязаясь в крестьянских шутках на том языке» [12, р. 35].

В некоторых других случаях обращение фроттолистов к мадригалу реализовалось самым непосредственным образом в появлении уже не отдельных композиций, но мадригальных собраний, как например, в творчестве Джакомо Фольяно (1468-1548), интерес которого к полифонической песне в начале 1500-х гг. зафиксирован публикациями сочинений в Пятой (1505) и Седьмой (1507) книгах Оттавиано Петруччи, Первой книге Анд-реа Антико (1510) и собрании Пьетро Самбонетто (1515). После длительного перерыва в 1547 г. вышло собрание мадригалов Фольяно3.

Еще более показателен поворот от фроттолы к мадригалу крупнейшего итальянского контрапунктиста своего поколения Костанцо Фесты (ок. 1480/1485-1490—1545), отразившийся во включении его композиций в исторически первое печатное собрание мадригалов4 и ряд значимых изданий середины XVI в.5, а также выпуске авторского тома мадригалов6.

Проявлениями движения от полифонической песни к мадригалу являются стилистические процессы, отразившиеся в материале собраний, в жанровом отношении определенных печатниками как фроттольные. Это, прежде всего, последние книги фроттол Оттавиано Петруччи [7] и Андреа Антико [4].

Поиски музыкантов начала XVI в. затронули в первую очередь музыкальную форму, устойчивость которой подверглась пересмотру, и музыкальный язык, отдельные компоненты которого приобрели повышенную выразительность. Перспективы исследований фрот-тольного фонда в данных направлениях определяются не только неисчерпанностью содержания упомянутых и иных работ, но и недостаточностью постановки ряда вопросов, в том числе связанных с жанрово-композиционной атрибуцией

песен и конкретными способами преобразования фроттольных форм.

Обращаясь к мадригалам из фроттольных собраний, отметим, что тречен-тистский мадригал был явно малоактуальным в 1510-1520-е гг. Так, в редком случае обращения к мадригалу Петрарки, а именно «Non al suo amante» с гипотетическим авторством музыки Тромбон-чино/Кары/Себастьяно Фесты [3, fol. 12v-13v], наблюдается расхождение поэтической и музыкальной формы, начиная с четвертой строки, причем музыкальный план отражает скорее балладную логику (с обновлением материала в станце). Полностью балладная музыкальная трактовка этого же текста создана Антонио Стрингари Падуанцем (документирован 1505-1514)7: терцеты поются на одну музыкальную строфу, в дистихе новый материал (схема 1).

В обоих мадригалах, несмотря на совершенно разное музыкальное строение, реализован основной принцип песенного формообразования - принцип повтора и комбинирования музыкальных строк при высокой активности всех голосов фактуры, развитом имитационном письме, нередких перестановках и варьировании голосов в повторяющихся фрагментах.

Подобные образцы в поздних фроттольных собраниях немногочисленны, но показательны и в целом соответствуют двум типам организации - основанному на стабильной текстомузыкальной строфе и являющемуся результатом достаточно свободной комбинаторики строк.

К первому типу относятся упомянутый «Non al suo amante piu Diana piacque» Антонио Стрингари, анонимный «Ahi lasso rimembrando il loco el giorno» [7, fol. 29v-30r], духовный мадригал Джованни Лулино на анонимный текст «Mentre che gli occhi giro» [Ibid., fol. 48v-49r] (схема 2).

Второй способ построения новой мадригальной композиции прослеживается в «Non al suo amante» Тромбон-чино/Кары/Фесты, анонимном

«A lombra dun bel velo» [Ibid., fol. 26v-27v], «Come avro dunque il frutto» Джеро-нимо (Иеронимо) a Jlaypo (документирован 1514-1517) на текст Пьетро Ба-риньяно [Ibid., fol. 66v-67r]. В последнем образце комбинаторика выражена предельно слабо, фактически только повтором строки D и, косвенно, ритмической идентичностью и мелодической вариантностью отдельных коротких строк и полустрок (схема 3).

Схема 1

Тромбончино/Кара/ Феста ацЬцац ЬцСцЬц сцсц ABA BCD ЕА1

Стрингари ацЬцац ЬцСцЬц СцСц ABC ABC DE

Ahi lasso rimembrando il loco el giorno

aiibiibiian aiic7c7aii А В В1 С C^D^2

diidn

E F

Mentre che gli occhi giro

aybncii

ABC

а7ЬцСц ABC

diidn

D E

A lombra dun bel velo a7biibn ацацац ЬцЬ7 сцс7 dn||:dn| ABB A1 CD С1 A2 BD1 CDC2

Come avro dunque il frutto а7ЬцЬц ciidiien cnd7en enf7f7 ABC D E F DGH IJK

Схема 2

Схема 3

К мадригалам мы относим также композиции, в которых поэтический текст в целом свободного строения, но с чертами некоторой регулярности, положен на полностью сквозную музыкальную композицию. Жанрово-компо-зиционные ориентиры текста предсказуемы - тречентистский мадригал («Se per colpa del vostro altiero sdegno» Тромбон-чино на текст Якопо Саннадзаро: a11b7b11a11d7d11e11e7f11fn [7, fol. 5v-6r]), канцона («Come haro donque ardire» Тромбончино на текст Микеланджело: a7b11b11c11d11d11c11e11f11e11f11fn [4, fol. 5r-7r]), сонет (комбинирование терцета-катрена-терцета с симметричным расположением рифм и охватом текста рифмой b в «Madonna la pietade» Тромбончино на анонимный текст: a7b11b11c7d11c7d11d7b11b11 [Ibid., fol. 22r-23r]).

Переходностью от «песенных» к сквозным музыкальным мадригалам отмечен «Mia ventura al venir se fa piu tarda» Тромбончино на анонимный «кан-цонный» текст [Ibid., fol. 23v-25v], где форма развивается от точного соответствия к расхождению между поэтическими рифмами и музыкальными строками:

aiibiibyaiibiiciidiiciicy ецец

AB В1 С DE F E!E2FG

Допустимость обозначения некоторых сочинений из книг фроттол как мадригалов наталкивается в ряде случаев на вопрос полноты опубликованного текста. Очевидно, что качество песенных изданий далеко не всегда было стабильным, даже в пределах одного собрания. По-видимо-му, этим объясняется помещение, например, в первое собрание фроттол Джованни Джакомо Пазоти и Валерио Дорико трех единичных или неполных строф Кары, жанровая атрибуция которых носит предположительный характер: «Uoi che ascoltate» [3, fol. 2r], «Discalza e discalzetta» [Ibid., fol. 26r], «E da poi chel sol dal monte» [Ibid., fol. 31v]. Так, три строки «Uoi che ascoltate» (anbnbn) являются началом сонета8. Четыре нерифмованных 7-сложни-ка со сквозной музыкальной формой «Discalza е discalzetta» У. Прайзер определяет как строфу виллотты [9, p. XXIV],

как и строфу «Е da poi chel sol dal monte» [Ibid., p. XXV], хотя в последнем случае основания для этого, при отсутствии согласований с другими источниками, все же недостаточны, - полагаем, что эта строфа могла быть рипрезой барцеллетты a8b8b8a8.

Одним из наиболее кратких образцов фроттольной литературы является «A pè de la montagna» Россино Мантуанца (документирован 1509-1511) [6, fol. 36г]. JI. Босколо отмечает абсолютную оригинальность песни, т. е. ее отсутствие в другом собрании, и «подчеркнуто народный характер» [11, р. 19, 58]9, со ссылкой на мнение Ф. Торрефранки [14, р. 337] о возможном происхождении фрагмента от nio10 или риторнелло некоей «батта-льи». Фольклорный источник основной мелодии аргументируется ее цитированием в центоне «Non dormite о cacciatori» [11, p. 58; 14, p. 141-144, 503-506]. Текст -дистих a7b8, музыкально оформленный в одночастную сквозную композицию:

Текст Перевод

A pè de la montagna pianteremo lo stendardo У подножия горы Водрузим знамя

Вербальный текст проводится дважды, с удержанием порядка вступления голосов В-А-С-Т, в целом, с частичным ритмическим и значительным интонационным варьированием короткой цитаты. Музыкальное решение представляет собой «полифоническое упражнение», в котором жанровые особенности cantus prius factus'a теноровой песни Россино не имеют значения. Обращая внимание на замечание JI. Босколо о характерном для виллотты положении вербального текста в издании - в теноре, а не в канту-се [11, р. 58], отметим, что музыкальные признаки виллотты здесь не наблюдаются, как и характерные для фроттольной фактуры участки contrapunctus simplex. Наиболее ярко выраженной чертой песенной стилистики является периодичность музыкальной ритмики, впрочем, не вполне последовательная; в целом же качественные характеристики музыкального письма и формы тяготеют к мадригальной стилистике.

«Мадригальные фроттолы», опубликованные в собраниях 1500-х гг., свидетельствуют о том, что процессы переосмысления светской полифонической песни начались несколько раньше, чем традиционно отмечаемое создание Карой в 1510 г. первого madrigaletto.

В материале песенных собраний выделяется компактная группа произведений, которые представляется возможным отнести к фроттольным мадригалам как таковым: при выраженности признаков песенного формообразования их композиции невозможно связать с конкретными песенными видами. По степени ослабевания качеств фроттольных форм внутри этой группы ясно обозначаются два направления.

Первое включает композиции, не соответствующие определенному песенному типу, но, тем не менее, полностью отвечающие параметрам песенной поэзии и музыкальной организации. Примером является, как ни неожиданно, латинская эпиталама Филиппо де Jly-рано (ок. 1470 - после 1520) «Qvercus iuncta columnae est» на текст Эванджелисты Маддалени Каподиферро [5, fol. 2г]. Три 4-строчные поэтические строфы, написанные ферекратием, озвучены одной музыкальной строфой. Песня Лура-но, открывающая Девятую книгу Пет-руччи из уважения к дому Колонна, в композиционном отношении явно определяет дальнейшее последовательное размещение безрефренных строфических песен - капитоло Кары «Nasce la speme mia» [Ibid., fol. 2v], од Тромбон-чино «Dolermi sempre voglio» [Ibid., fol. 3r] и анонима «Son disposto de seguire» [Ibid., fol. 3v-4r]. Особенностью музыкальной строфы является ярко выраженное сквозное «тематическое» образование (нисходящий ход в объеме квинты, первое изложение в теноре), наполнение фактуры свободными имитациями, отчего соотношение строк приобретает качество вариантности: форму строфы можно представить

и как ABCD, и как А1 А2А3А4 с 2-строчной кодой А5/6.

Ко второму направлению относятся композиции, в целом основанные на сквозном принципе, однако с рудиментарными чертами песенности в виде спорадических повторов отдельных фрагментов, участков вербального текста с парной рифмовкой и т. п. Таковы, например, «Non finsi mai damarte» Фра Руфи-но (ок. 1490 - после 1532) (a7bnbn c11d7e7e7f11f11g11h11hn) [3, fol. 4v-6r], «Se per gelosia» Фермино (a7a7a7b6c6b8) [2, fol. 20v-22r] со сквозной музыкальной формой. Более сложным решением является «Questo uechio maladecto» Франческо Санта Кроче (документирован 1512-1551) на анонимный текст [Ibid., fol. 22v-24r]: начинаясь как барцеллет-та, композиция далее развивается как сквозная форма с утратой согласований рифм и пренебрежением изначальной заданными фроттольными длиной и ритмом строки:

а8Ь8а8Ь8Ь8а8 a5a5C4C4C4eiofio AB А В В С DEFGHIJ

Формирование жанрово-стилистичес-ких черт мадригала прослеживается во многих образцах в виде фрагментов rime libere, осторожного, но все же расшатывания песенных форм, совмещения нормативных стихотворных конструкций с более свободной, вплоть до сквозной, музыкальной композицией. В то же время конструктивный фактор в качестве жанрового критерия песенных видов оказывается, наряду с особенностями музыкального языка, маркером фрот-тольного мадригала (термин Т. Н. Дуб-равской). При этом длительная история взаимодействия противоположных композиционных принципов, обилие индивидуальных решений на пересечении по-вторности во всех ее проявлениях и изменяемости, обновления, иначе говоря, песенности и мадригальности, - свидетельствуют о сложности стилистических процессов, в особенности на раннем этапе развития мадригала Чинквеченто.

Примечания

1 Например, Rubsamen W. Н. From frottola to madrigal: the changing pattern of secular italian vocal music // Chanson and madrigal, 1480-1530 / Ed. by J. Haar. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1964, pp. 51-87; Einstein A. The Italian Madrigal. Princeton: Princeton University Press, 1971. Vol. 1-3. 476 p., pp. 477-908, 333 p.; Haar J. The Early Madrigal: A Re-Appraisal of its Sources and its Character // Music in Medieval and Early Modern Europe. Patronage, Sources and Texts / Ed. I. Fenlon. Cambridge: Cambridge University Press, 1981, pp. 163-192; Fenlon I., Haar J. The Italian Madrigal in the early sixteenth century: sources and interpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 377 p.

2 Например, Strambotti, Ode, frottole, Sonetti. Et modo de cantar uersi latini e capituli. Libro quarto. Venezia: [Ottaviano Petrucci], 1505; Canzoni, sonetti, strambotti et frottole, libro quarto. Roma: Andrea Anticho da Montona et Nicolo de Iudicibus, 1517. Roma: Andrea Antico, Nicolo de Judici, 1517; Canzoni, Frottole & Capitoli. Da Diuersi Eccelentissimi Musici Composti Nuouamente Stampati & Correcti. Libro Primo. De La Croce <...> Roma: Johannis Jacobi pasoti & Valerij Dorich, 1526; Canzoni frottole & capitoli Da diuersi Eccelentissimi Musici, con noui Canzoni agionti composti nouamente & stampati Libro Secondo de la Croce. Roma: Valerius Dorich, 1531.

3 Madrigali a cinque voci il Primo Libro: Composti per lo excellentissimo músico missier Iacomo Fogliano organista dignissimo de la citta di Modena. [S.l.]: [s.n.], 1547.

4 Madrigali de diversi musici. Libro primo de la Serena. Roma: [Valerio Dorico], 1533.

5 II secondo libro de madrigali di Verdelot insieme con alcuni altri bellissimi madrigali di Adriano, et Constantio Festa. Venezia: O. Scotto, 1536; Terzo libro de i madrigali novissimi di Archadelt a quattro voci insieme con alchuni di Constantio Festa et altri dieci bellissimi a voce múdate. Venetiis: apud Hieronymum Scotum, 1539; II Vero Libro di Madrigali a tre voci Di Costantio Festa Novamente raccolti et con una nova gionta di Madrigali di Jacomo Fogliano, et altri autori. Venetia: [s.n.], 1547.

6 Madrigale libro primo De M. Costantio Festa. [Venezia]: [Gardano], 1538.

7 Опубликован с инципитом на tavola «Non al suo amante piu Diana piacque» в [7, fol. 41v-42r].

8 Полный текст приводится в [9, р. XX].

9 К этому следует добавить, что «в литературе Чинквеченто и Сеиченто "piantare lo stendardo" (в скале или аналогично) почти всегда - озорная эротическая метафора», встречающаяся у Ариосто и Аретино [15, р. 266].

10 В трактовке Ф. Торрефранки nio представляет собой хоральное изложение танцевальных мелодий в музыкальной практике середины XV в.

Литература

1.Antonio da San Gallo. Memorie delle cose accadute in Firenze, dalP anno 1536 fino al 1555, scritte da Antonio da San Gallo. - BNC, MS, Magliabechiano II.4.19.

2. Canzoni frottole & capitoli Da diuersi Eccelentissimi Musici, con noui Canzoni agionti composti nouamente & stampati Libro Secondo de la Croce: Impressum Rome, opera, arte, & impensa Valerius Dorich Gedensis Brixiensis Anno Domini. - Rome: Valerio Dorico, 1531. -48 fol.

3. Canzoni, Frottole & Capitoli. Da Diuersi Eccelentissimi Musici Composti Nuouamente Stampati & Correcti. Libro Primo. De La Croce: Hoc opus impressum est expensis Jacobi Junte Florentini Bibliopole in Urbe Roma ex arte et industria eximiorum impressorum Johannis Jacobi pasoti Montichiensis Parmensis Dioceseas & Valerij Dorich Gheidensis Brixiensis Dioceseos. Anno Domini M. D. xxvi. Mensis

Aprilis. - Rome: Giovanni Giacomo Pasoti & Valerio Dorico, 1526. - 32 fol.

4. Frottole con tenori et bassi tabulati et con soprani in canto figurata per cantar et sonar col lauto de misser Bartolomio Tromboncino et de misser Marchetto Carra. - Venezia: Andrea Antico, Luc'Antonio Giunta, 1520. - 48 fol.

5. Frottole Libro Nono: Impressum Venetiis per Octauianum Petrutium Forosemproniensem. M.D.viii. Die xxii Ianuarii <...>. - Venezia: Ottaviano Petrucci, 1508. - 56 fol.

6. Frottole Libro octauo: Impressum Venetiis per Octauianum Petrutium Forosemproniensem. M.D.vii. Die xxi. Madii <...>. - Venezia: Ottaviano Petrucci, 1507. - 56 fol.

7. Frottole Libro undécimo. Impressum Forosempronii per Octauianum Petrutium ciuem Forosemproniensem. Anno Domini. MDXIIII. Die xx. Octobris <...>. - Venezia: Ottaviano Petrucci, 1514. - 72 fol.

8.Jeppesen K. La Frottola. I: Bemerkungen zur Bibliographie der ältesten weltlichen Notendrucke in Italien. - Aarhus - Kabenhavn: Munksgaard, 1968. -Acta Jutlandica: Vol. XL/2. - XXIV, 171 S.

9. Libro primo de la croce: Rome, Pasoti and Dorico, 1526: Canzoni, Frottole, and Capitoli / Ed. W. P. Prizer. - Yale University: A-R Editions, 1978. - Collegium Musicum, second series. - Vol. 8. - 65 p.

10. II Marescalco di messer Pietro Aretino. -Venezia: Francesco Marcolini, 1539. - 128 p.

11. Ottaviano Petrucci. Frottole libro octavo. Venezia 1507 / Ed. cr. a cura di L. Boscolo. -Padova: CLEUP, 1999. - 248 p.

12. Prizer W. F. Games of Venus: Secular Vocal Music in the Late Quattrocento and Early Cinquecento // Journal of musicology. -Berkley: University of California press., 1991. -Vol. IX. - P. 3-56.

13. Toffano G. Marchetto Cara (Verona 1470 ca. -Mantova 1525 ca.) alia corte di Isabella

d'Este // I quaderni dell'ERTA. № 3 (setiembre, 2003). URL: http://www.ertaitalia.it/File/ Settembre% 202003/Marchetto% 20Cara.doc (Accessed 26.04.2012).

14. Torrefranca F. II segreto del Quattrocento: Musiche ariose e poesia popolaresca. - Milano: Hoepli, 1939. - 609 p.

15. Trovato P. In margine alie edizioni critiche del corpus petrucciano. Appunti linguistici, stilistici, metrici // Venezia 1501: Petrucci e la stampa musicale. Venice 1501: Petrucci, Music, Print and Publishing. - Venezia: Fondazione Levi, 2005. - P. 253-276.

16. Tutti i trionfi, carri, mascherate o canti carnascialeschi andati per Firenze dal tempo del Magnifico Lorenzo de' Medici fino all' anno 1559: in questa seconda edizione corretti, con diversi MSS. collazionati, delle loro varié lezioni arricchiti, notabilmente accresciuti, e co' ritratti di ciascun poeta adórnate / Ed. di R.M. Bracci. - Lucca: In Cosmopoli, 1750. - 256 p.

References

1. Antonio da San Gallo. Memorie delle cose accadute in Firenze, dall' anno 1536 fino al 1555, scritte da Antonio da San Gallo [Memories of things happened in Florence, from 1536 to 1555, written by Antonio da San Gallo]. BNC, MS, Magliabechiano II.4.19.

2. Canzoni frottole & capitoli Da diuersi Eccelentissimi Musici, con noui Canzoni agionti composti nouamente & stampati Libro Secondo de la Croce: Impressum Rome, opera, arte, & impensa Valerius Dorich Gedensis Brixiensis Anno Domini [Canzoni frottole & capitoli From Different Excellent Musicians, with new newly added Canzoni & printed Second Book de la Croce: Impressum Rome, work, art, & impression Valerius Dorich Gedensis Brixiensis Anno Domini]. Rome: Valerio Dorico, 1531. 48 fol.

3. Canzoni, Frottole & Capitoli. Da Diuersi Eccelentissimi Musici Composti Nuouamente Stampati & Correcti. Libro Primo. De La Croce: Hoc opus impressum est expensis Jacobi Junte Florentini Bibliopole in Urbe Roma ex arte et industria eximiorum impressorum Johannis Jacobi pasoti Montichiensis Parmensis Dioceseas & Valerij Dorich Gheidensis Brixiensis Dioceseos. Anno Domini M. D. XXVI. Mensis Aprilis [Canzoni, Frottole & Capitoli. From Different Excellent Musicians Newly Printed & Correct Composed. First Book. De la Croce: This work is impressed expenses Jacobi Junte Florentini Bibliopole in Rome Art and works of excellent printers Johannis Jacobi pasoti

Montichiensis Parmensis Dioceseas & Valerij Dorich Gheidensis Brixiensis Dioceseos. In M. D. XXVI of April]. Rome: Giovanni Giacomo Pasoti & Valerio Dorico, 1526. 32 fol.

4. Frottole con tenori et bassi tabulati et con soprani in canto figurato per cantar et sonar col lauto de misser Bartolomio Tromboncino et de misser Marchetto Carra [Frottole with tenor and bass tabs and soprano in canto figurato to sing and play with the lute by Bartolomeo Tromboncino and by Marchetto Cara]. Venezia: Andrea Antico, Luc'Antonio Giunta, 1520. 48 fol.

5. Frottole Libro Nono: Impressum Venetiis per Octauianum Petrutium Forosemproniensem. M.D.viii. Die xxii Ianuarii <...> [Frottole the ninth book: Printed in Venice by Ottaviano Petrucci da Fossombrone. In M.D.VIII. On January XXII.]. Venezia: Ottaviano Petrucci, 1508. 56 fol.

6. Frottole Libro octauo: Impressum Venetiis per Octauianum Petrutium Forosemproniensem. M.D.vii. Die xxi. Madii <...> [Frottole Book of the eight: Printed in Venice by Ottaviano Petrucci da Fossombrone. In M.D.VII. Die XXI. May]. Venezia: Ottaviano Petrucci, 1507. 56 fol.

7. Frottole Libro undecimo. Impressum Forosempronii per Octauianum Petrutium ciuem Forosemproniensem. Anno Domini. MDXIIII. Die xx. Octobris. <...> [Frottole Book of the eleventh: Printed in Fossombrone by Ottaviano Petrucci da Fossombrone. Anno Domini. MDXIIII. Die XX. October]. Venezia: Ottaviano Petrucci, 1514. 72 fol.

8.Jeppesen K. La Frottola. I: Bemerkungen zur Bibliographie der ältesten weltlichen Notendrucke in Italien [I: Remarks on the bibliography of the oldest secular note prints in Italy]. Aarhus - Kjzibenhavn: Munksgaard, 1968. Acta Jutlandica: Vol. XL/2. XXIV, 171 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.Libro primo de la croce: Rome, Pasoti and Dorico, 1526: Canzoni, Frottole, and Capitoli / Ed. W. P. Prizer. Yale University: A-R Editions, 1978. Collegium Musicum, second series. Vol. 8. 65 p.

10. II Marescalco di messer Pietro Aretino [II Marescalco by Pietro Aretino]. Venezia: Francesco Marcolini, 1539. 128 p.

11. Ottaviano Petrucci. Frottole libro octavo. Venezia 1507 [Frottole Book of the eight. Venice 1507] / Ed. cr. a cura di L. Boscolo. Padova: CLEUP, 1999. 248 p.

12. Prizer W. F. Games of Venus: Secular Vocal Music in the Late Quattrocento and Early Cinquecento. Journal of musicology. Berkley: University of California press., 1991. Vol. IX. Pp. 3-56.

13. Toffano G. Marchetto Cara (Verona 1470 ca. -Mantova 1525 ca.) alia corte di Isabella d'Este [Marchetto Cara (Verona ab. 1470 - Mantova ab. 1525) at the court of Isabella]. I quaderni dell'ERTA [The notebooks of ERTA]. № 3 (settembre, 2003). Available at: http:// www.ertaitalia.it/File/Settembre%202003/

Marchetto% 20Cara.doc (Accessed 26 April 2012).

14. Torrefranca F. II segreto del Quattrocento: Musiche ariose e poesia popolaresca [The secret of the Quattrocento: Airy music and folk poetry], Milano: Hoepli, 1939. 609 p.

15. Trovato P. In margine alle edizioni critiche del corpus petrucciano. Appunti linguistici, stilistici, metrici. [In the margins of the critical editions of the corpus petrucciano. Linguistic, stylistic, metric notes] Venezia 1501: Petrucci e la stampa musicale. Venice 1501: Petrucci, Music, Print and Publishing. Venezia: Fondazione Levi, 2005. Pp. 253-276.

16. Tutti i trionfi, carri, mascherate o canti carnascialeschi andati per Firenze dal tempo del Magnifico Lorenzo de' Medici fino all' anno 1559: in questa seconda edizione corretti, con diversi MSS. collazionati, delle loro varie lezioni arricchiti, notabilmente accresciuti, e co' ritratti di ciascun poeta adornate [All the triumphs, carri, mascherate or canti carnascialeschi that went to Florence from the time of Lorenzo de' Medici Magnificent until the year 1559: in this second edition corrected with several MSS., their various enlightened lessons, notably increased, and portraits of each adorned poet] / Ed. di R.M. Bracci. Lucca: In Cosmopoli, 1750. 256 p.

Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол

Статья посвящена раннему этапу истории итальянского мадригала XVI в., а именно вопросу модификации фроттольных форм в последних опубликованных песенных собраниях Оттавиано Петруччи (1514), Андреа Антико (1520), Джованни Джакомо Пазоти и Валерио Дорико (1526, 1531). Отмечается обращение наиболее крупных фроттолистов (Марко Кара, Бартоломео Тромбончино, Джакомо Фольяно, Костанцо Феста) к жанру мадригала, в 1500-1520-е гг. тесно сопряженному с песенной музыкальной стилистикой. Выделены два типа композиционной организации выявленных в песенных книгах раннемадригальных образцов: 1) основанные на стабильной текстомузы-кальной строфе; 2) являющиеся результатом достаточно свободной комбинаторики строк. В ряде сочинений поэтический текст в целом свободного строения, но с чертами некоторой регулярности, положен на полностью сквозную музыкальную композицию. По степени ослабевания качеств фроттольных форм обо-

The formation of Madrigal composition in the later frottol collections The article is dedicated to the early period of history of the Italian madrigal of the XVI century specifically to the issue of modification of frottola forms in the last published song collections by Ottaviano Petrucci (1514), Andrea Antico (1520), Giovanni Giacomo Pasoti and Valerio Dorico (1526, 1531). It is mentioned about usage of madrigal genre, closely connected with the song music stylistics within 1500-1520, by greater frottola composers (Marco Cara, Bartolomeo Tromboncino, Giacomo Fogliano, Costanzo Festa). There are two types of the composition structure of early madrigal samples, which were discovered in song books: 1) based on the stable text and music fit; 2) being a result of a quite free line combinatorics. A poetic text in a range of compositions, being generally of a free structure but with the characteristics of some regularity, covers totally through-composed musical composition. Due to the degree of weakening of frottola forms' traits there are

значены два направления: 1) композиции, не соответствующие определенному песенному типу, но полностью отвечающие параметрам песенной поэзии и музыкальной организации; 2) композиции, в целом основанные на сквозном принципе, но с рудиментарными чертами песенности в виде спорадических повторов отдельных фрагментов, участков вербального текста с парной рифмовкой и т. п. К основным результатам исследования относятся выводы о формировании музыкального мадригала уже в первом десятилетии XVI в. и о сложности процессов взаимодействия композиционных принципов повторности и обновления на раннем этапе развития мадригала Чинквеченто.

Ключевые слова: фроттола, мадригал, композиционная организация, Оттавиано Петруч-чи, Андреа Антико, Джованни Джакомо Па-зоти, Валерио Дорико.

two directions: 1) compositions not corresponding to the certain song type, but corresponding completely to the characteristics of the song poetry and music structure; 2) compositions basically based on the through-composed principle, but with rudimentary characteristics of melodiousness in the form of sporadic repetitions of separate fragments, parts of verbal texts with a paired rhyme and so on. The main results of the research include the conclusions on the formation of a musical madrigal in the first decade of the XVI century and difficulty of the processes of interaction of compositional principles of repetition and renewal at the early stage of development of Cinquecento madrigal.

Key words: Frottola, madrigal, composition structure, Ottaviano Petrucci, Andrea Antico, Giovanni Giacomo Pasoti, Valerio Dorico.

Панкина Елена Валериевна, кандидат искусствоведения, проректор по учебной работе Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: 2mikep@mail.ru

Pankina Elena Valerievna, Candidate of Art Criticism, Vice-Rector for Education of Glinka Novosibirsk State Conservatoire. E-mail: 2mikep@mail.ru

Получено 21.07.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.