Формирование логистической стратегии развития регионального электроэнергетического комплекса
Т.В. Пархоменко
Несомненно, анализ и прогноз развития мировой энергетики, достижения технико-технологического характера, совершенствование инфраструктурного обеспечения выступают определяющими факторами при принятии крупных управленческих и в том числе инвестиционных решений в энергетике. Роль и значимость электроэнергетического комплекса, эффективность его функционирования в рамках внешнего экспортноориенированного рынка с целью повышения уровня обеспеченности национальной экономики материальными, финансовыми, информационными ресурсами в оптимальном сочетании, предопределяет разработку и реализацию долгосрочной логистической стратегии развития исследуемого сектора экономики.
Развитие отраслей национального хозяйства страны и регионов, непосредственно их финансирование в период адаптации к последствиям глобального экономического кризиса подвержено влиянию закономерностей и тенденций мировой экономики и в значимой степени зависит от внешних факторов.
И в данном контексте, необходимо отметить, что электроэнергетическая отрасль России является не только самодостаточной, но и производит в избытке (9,6% мировой первичной энергии), при этом тратит ежегодно, с целью ввода новых объектов и предотвращения износа технических фондов около 4,5% ВВП на собственные инвестиции. В целях обеспечения стратегического планирования национальных инвестиционных решений определяется целесообразность мониторинга управленческих преобразований и функционирования комплекса в целом, выявляется очевидность тщательного и постоянно логистического, системно-аналитического исследования ситуации на мировых энергетических рынках.
В сфере идей и долгосрочного планирования российские специалисты осознают необходимость поддерживать конкурентоспособность отраслей страны, и инструментарий логистики, посредством построения стратегии фундаментального развития электроэнергетического комплекса на основе постоянства глубокого анализа мировой экономики и энергетики России с учетом модернизации технико-технологических, информационных и финансовых факторов. Сегодня в Российской электроэнергетике насущными являются вопросы пугающего своими темпами и перспективами износа оборудования, проблемы использования альтернативных источников энергии и функционирования свободного рыночного пространства на электроэнергетическом рынке.
Развитие отраслевой логистической инфраструктуры как в России, так и во всем мире замедляет глобальный финансовый кризис, темпы технико-технологической модернизации затруднены. Отраслевые объединения развиваются в затяжной фазе посткризисного восстановления.
Позиция России в мировом энергетическом комплексе несомненно является значимой, а для многих государств и определяющей, выявляя факты энергозависимости и определяя Россию важным игроком энергетических рынков, вследствие чего в программах развития и поэтапной модернизации отраслей хозяйственной структуры страны, перехода к экономике инновационного типа, учитывается в первую очередь технико-технологическое, инновационное развитие электроэнергетики, выступающей для национальной экономики приоритетной отраслью.
Опираясь на финансовые и технологические возможности российского энергетического комплекса, следует акцентировать внимание на роли экспортных доходов в бюджете, обеспеченной уникальным положением и ресурсной базой российской энергетики в мировом контексте и в народном хозяйстве.
Сейчас в экономических кругах уместно выражение, что в последние годы мировая особенность это феномен развития Китая - ситуация когда
развивающиеся страны, и это проявляется с 2011 г. догнали развитые страны по доли в мировом ВВП и, что еще более удивительно, обогнали их по объему валовых капиталовложений. В Китае, взрастившем свою экономику на социализме, намечен переход к новой модели экономического роста, прогнозируется возможное удорожание национальной денежной валюты (юань), однако, но долгосрочный период составления анализа не вполне ясны перспективы и роль китайской экономики как «локомотива роста», как характеризуют ее национальные экономисты.
В современном общемировом развитии экономических систем можно выделить несколько тенденций, которые непосредственно влияют на стабильность функционирования национальных отраслевых комплексов:
• для развитых стран масштабность и сложность выхода из кризиса во многом связана с наличием проблем в финансово-банковской сфере, так по данным экспертных агентств «в ходе кризиса списано в убыток более 3 трлн. долл. банковского капитала, ужесточены требования регуляторов к кредитованию. Кредитный подъем отстает, а кризис частных долгов превратился в острую проблему суверенных долгов ряда развитых стран ЕС;
• в условиях 2012 г. видна проблема экономики ЕС - «мягкая рецессия», которая сдерживает рост и усиливает бюджетные проблемы многих стран. Даже при условии «организованного дефолта» греческих долгов финансовые рынки с напряжением ждут развития долговых процессов в ряде крупных стран. Мировое управление рисками и проблемами в финансовой сфере проходит новый тест на прочность и долгосрочную устойчивость;
• фактор времени играет невидимую, но все более тяжелую роль в развитых странах - домашние хозяйства, компании, банки, бюджеты, политики и СМИ «устали от кризиса» - он длится практически пять лет. Перспективы достаточно сложные и крайне затруднено планирование бюджетов и инвестиций на 2013-2014 гг. Социальный протест уставшего
населения играет все большую роль в принятии решений, смене правительств, сужает свободу маневра в экономической политике» [1].
Такова ситуация в мире экономических, политических и социальных тенденций. Подчеркнув ранее обоснованную необходимость инвестирования вложений в российский электроэнергетический комплекс, отметим, что финансово-банковская система Российской Федерации переживает последствия глобального экономического кризиса сравнительно легче, чем большинство развивающихся и даже развитых государств. Насыщенность национального бюджетного обеспечения позволяет поэтапно модернизировать экономику страны. Но государственное финансирование инвестиционных проектов не в состоянии полностью удовлетворить потребности российской электроэнергетики. Возможно, выход видится в привлечении коммерческих инвестиций, в переходе на инновационные способы добычи энергии, в ее более экономном потреблении. Но и это еще не все меры по стабилизации свободного рынка электроэнергии и мощности.
Правительство Российской Федерации обеспокоено положением в отрасли. Организация российского «свободного рынка» электроэнергии существенно отличается от европейских аналогов, и об этом говорят следующие факты. На сегодняшний день в Германии 800 свободных энергосбытовых компаний, в Англии всего 16, но при этом в России 3000 таких организаций. Проблематика исследования данных противоречий, на наш взгляд не связана с территориальными различиями, внутристрановым устройством и другими факторами, определяющими особенности государств и соответственно их электроэнергетических рынков.
В 2013 году в Федеральный закон «Об электроэнергетике» вносятся изменения, в части осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, которые смогут более полно и правомерно регламентировать взаимоотношения потребителей электрической энергии, сетевых организаций и генерирующих компаний.
Поиск решений предполагает исследование не только технологических, функционально-организационных проблем, но и особенностей инфраструктурного обеспечения предприятий отрасли (в процессе логистического анализа крайне важным для рассмотрения является стартовый период). Изначально социально-политические особенности и связанные с ними риски отражают свое влияние на посткризисном развитии рыночных субъектов и отраслевых объединений.
К социально-политическим мировым особенностям посткризисного состояния рынка электроэнергии и мощности можно отнести решения по атомной энергетике в Японии и Германии, особенности электроэнергетики Ирана.
Япония присоединилась к Германии в списке крупных индустриальных стран, отказывающихся от использования атомной энергии. По статистике Всемирного Банка, это 3-я и 4-я крупнейшие мировые экономики в мире соответственно. До катастрофы на АЭС Фукусима Даиичи в марте 2011 года, Япония вырабатывала около 30% своей электроэнергии на АЭС, а в предыдущей стратегии страны было предусмотрено увеличение выработки атомной энергии в полтора раза до 2030 года. Сегодняшнее решение правительства Японии, по сути, опровергает широко распространенный тезис о том, что крупные экономики не могут обойтись без атомной энергии [2].
В Иране специалистами по атомной энергии были определены 16 наиболее подходящих мест для строительства и поэтапного ввода в эксплуатацию новых атомных электростанций. Однако срок строительства иранских АЭС достаточно продолжителен, так в 2011 году Иран запустил первую в стране атомную электростанцию под названием «Бушер», чьё строительство длилось почти 40 лет. К тому же после ввода в эксплуатацию из-за технических проблем функционирование Бушерской АЭС неоднократно приостанавливалась, производились ремонтно-эксплуатационные работы.
В Иранской экономике масштабные планы развития атомной энергодобычи в ближайшие 15 лет связаны с реализацией плана по генерации общей мощности электричества в 20 тыс. МВт, который планируется реализовать. По экспертным оценкам персидских аналитиков, стране, энергопотребление которой растёт стремительно, требуется 20 электростанций атомного типа. Причинами же растущего энергопотребления в Иране послужили рост населения и индустриализация, в результате потребление электроэнергии растет в среднем на 6 - 7% в год.
Значительные области неопределенности находятся за пределами горизонта экономического и логистического планирования контура организационно-экономического обеспечения энергоотрасли в пять-десять лет и здесь немаловажное воздействие оказывают параметры комплексного развития электроэнергетической системы. Именно на мезоуровне региональных энергосистем необходимо осуществлять сдвиги в экономическом росте и потреблении энергии, учитывая особенности социально-экономического развития, региональные природно-климатические ресурсы и условия, а так же ряд иных факторов.
В результате анализа необходимо подчеркнуть, что развитие стран с низкими доходами обыкновенно сопровождается индустриализацией и повышением энергоемкости, потребления. Так пик энергоемкости ВВП приходится обычно на период, когда доля промышленности наиболее высока, и соответственно развивающиеся страны и страны с переходными экономиками выступают как самые энергоемкие в это время.
Данные факты подтверждаются теоретико-методическими наработками, представленными в трудах отечественных и зарубежных авторов [3, 4, 5, 6].
Системно-аналитическое исследование [7, 8] энергетических систем мира позволило нам выявить особенности, тенденции их современного состояния и развития:
- доступный потенциал энергосбережения реализован в наиболее экономически развитых странах, поэтому и энергоемкость ВВП в таких государствах наиболее низкая;
- в результате глобализации мировой экономики происходит постепенная унификация технологий, используемых в процессе производства, передачи и реализации электроэнергии;
- постепенное усиление роли государства через косвенные механизмы воздействия, такие как политика в отношении возобновляемых источников энергии (ВИЭ), альтернативных способов добычи электроэнергии.
Относительно специфики использования возобновляемых источников энергии следует отметить, то эта тема для российской действительности не может быть однозначной. Увеличивать использование ВИЭ необходимо, и в связи с этим следует довести его к 2020 г. до 4,5 % от вырабатываемой на территории страны, как в части производства, так и потребления электрической энергии, вырабатываемой на основе использования технологий ВИЭ. Об обосновании законодательно-правового поля в рамках организации и внедрения ВИЭ-технологий в России свидетельствует таблица 1.
Табл. 1.
Правовая база поддержки ВИЭ через рынки электрической энергии и мощности в России [9, 10]
Схема с надбавкой к цене электроэнергии и с сертификатами Торговля мощностью
Законодательн ая база (федеральный закон) Статья 23.1, пункт 2 и статья 32, пункт 2 Федерального закона «Об электроэнергетике» (с поправками, внесенными ФЗ № 250 от 4 ноября 2007 г.) Статья 32, пункт 1 Федерального закона «Об электроэнергетике» (с поправками, внесенными ФЗ № 401 от 28 декабря 2010 г.)
Подзаконные акты • Постановление об аттестации № 426 от 3 июня 2008 г. Постановление об аттестации, 2008 г.
• Приказ Минэнерго № 187 от 17 ноября 2008 г. • Распоряжение НП «Совет рынка» от 3 октября 2008 г.
Акты, которые необходимо принять для практической реализации схемы поддержки • Постановление о процедуре определения надбавки (Правительство) • Перечень генерирующего оборудования, функционирующего на основе использования ВИЭ (Правительство) • Стандартный Договор о предоставлении мощности, выработанной на основеиспользования ВИЭ (НП «Совет рынка») • Поправки к Правилам оптового рынка (Правительство) • Поправки к стандартному Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (НП «Совет рынка»)
В соответствии с указанными показателями Федеральное законодательство в области электроэнергетики должно корректироваться далее, формируя у потенциальных инвесторов в сфере ВИЭ и международного сообщества весьма позитивные перспективы, но конкретные меры поддержки разрабатываются очень медленно, так как все еще отсутствует нормативно-правовая база, способная сделать инвестиции в ВИЭ экономически эффективными в России.
Список использованной литературы:
1. Прогноз развития энергетики мира и России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: rosenergo.gov.ru/upload/REA_prognoz.pdf. - (доступ свободный) - Загл. С экрана. - Яз. Рус.
2. Третья крупнейшая экономика мира отказывается от атомной энергетики. Прогноз развития энергетики мира и России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.bellona.ru/articles_ru/articles_2012/japan-faseout . - (доступ свободный) -Загл. С экрана. - Яз. Рус.
3. Демержиба А. А. Оптимизация цепей поставок потребительского рынка региона на основе совершенствования системы управления запасами [Электронный ресурс] / Демержиба А.А. // Инженерный вестник Дона. -2013. - № 2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1635. - (доступ свободный) -Загл. С экрана. - Яз. Рус.
4. Кудусов С-М.Л. Институционализация и государственное регулирование рыночных отношений обмена в современных цепях поставок розничных торговых сетей: логистический аспект [Электронный ресурс] / Кудусов С-М.Л. // Инженерный вестник Дона. - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1635 - (доступ свободный) - Загл. С экрана. - Яз. Рус.
5. Степанов, В.И. Логистика [Текст] : учебник / В.И. Степанов. -М. : Велби : Проспект, 2007. - 488 с.
6. Современные логистические технологии и стратегии (электроэнергетический комплекс): [Текст] монография А.У. Альбеков, Т.В. Пархоменко, А.А. Полуботко; Рост. Гос. Эконом. Ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д, 2010. - 364 с. ISBN 978-5-7972-1607-0.
7. Benton W. C., Maloni M. 2005. The influence of power driven buyer/seller relationships on supply chain satisfaction. [Text] Benton W. C., Maloni M. Journal of Operations Management 23 (1): р.19.
8. Gericke, J. Etappen biz zum 5PL [Text] / J. Gericke // LOGISTIC HEUTE. - 2003. - № 4. - Р. 37.
9. Политика в области развития возобновляемой энергетики: как разбудить Российского великана, подготовлен Международной финансовой корпорацией (IFC) в 2011 г., [Электронный ресурс] / Режим доступа -www.ifc.org/russia/energyefficiency Полный текст доклада: http://www.energosovet.ru/stat726.html. - (доступ свободный) - Загл. С экрана. - Яз. Рус.
10.Белоусов А.Г. Логистика коммерческого посредничества. [Текст] Белоусов А.Г. - Ростов-н/Д: Книга, 2000. - 159 с.