Научная статья на тему 'Формирование логистической стратегии оптимизации системы энергорынка региона'

Формирование логистической стратегии оптимизации системы энергорынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / LOGISTICS / POWER COMPLEX / ENERGY SAVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полуботко А. А.

В статье представлена логистическая стратегия оптимизации энергорынка региона, подчеркивается проблема повышения энергоэффективности, исследованы вопросы выбора модели электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the logistics strategy optimization of the energy market in the region, emphasizes energy efficiency, studies the issues of model selection electric power.

Текст научной работы на тему «Формирование логистической стратегии оптимизации системы энергорынка региона»

Полуботко А. А., к.э.н., доцент кафедры коммерции и логистики Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ЭНЕРГОРЫНКА РЕГИОНА

В статье представлена логистическая стратегия оптимизации энергорынка региона, подчеркивается проблема повышения энергоэффективности, исследованы вопросы выбора модели электроэнергетики.

Ключевые слова: логистика, электроэнергетический комплекс, энергосбережение.

Polubotko A.A.

THE FORMATION OF LOGISTICS STRATEGY SYSTEM OPTIMIZATION

OF THE ENERGY MARKET IN THE REGION

The article presents the logistics strategy optimization of the energy market in the region, emphasizes energy efficiency, studies the issues of model selection electric power.

Keywords: logistics, power complex, energy saving.

В России уже развивается малое предпринимательство в области энергетики. Многие эксперты считают, что реализация изменений должна быть выгодной не только нашему государству в целом, но и бизнесу. Есть мнение, что обладание квотами увеличивает активы компаний, но, чтобы эти активы заработали в полную силу, необходимо не просто раздавать квоты для их последующей продажи, а использовать их при заключении инвестиционных соглашений, способствующих энергосбережению и поиску новых источников энергии.

Функции контроля процессов в логистической системе электроэнергетического комплекса имеют вход, т.е. цель и выход, определяющий результат, который должен соответствовать заданным стандартным значениям, нормативам и др.

Для выявления результата следует получить информацию, сравнение которой с характеристиками, техническими регламентами позволит принять решение об управляющих мероприятиях. Приведенный порядок контроля в логистической системе может быть использован во всех звеньях и особенно там, где следует проводить постоянный контроль с последующим улучшением процесса. Особенно это важно при контроле всех передающих систем ЭЭК, что позволит выявить слабые звенья логистической системы ЭЭК.

Проведенный автором контроль части логистической цепи в электроэнергетическом комплексе Ростовской области по приведенной схеме позволил выявить слабые звенья логистической системы электроэнергетического комплекса региона.

Резюмируя результаты реформ, можно подчеркнуть, что трансформация основных направлений развития энергетической отрасли страны привела к относительной свободе оптового рынка электроэнергии, но полноценных условий для конкуренции все еще не удалось создать.

Поэтапно к данным условиям развития электроэнергетической отрасли присоединялся ряд других государств. Все они также стремились отойти от монопольной модели регулируемой электроэнергетики к формату свободного рынка, конкурентной модели, с условным сохранением моно-польныой структуры снабжения потребителей, с возможностью развития условий свободной конкуренции. Определяющим фактором в данном вопросе выступает привлечение инвестиций в реконструкцию и возведение основных генерирующих мощностей электроэнергетического комплекса.

Основная цель произведенной трансформации организационно-

функционального насыщения отрасли определяется как отход от ограничений

возможностей роста эффективности монополии на основе использования потенциальных возможностей конкурентного рынка в области генерации и продаж электроэнергии. Говорить о полноценной свободе рыночного пространства российского энергорынка преждевременно, и примеры совершенной конкуренции далеко не повсеместны в мировой практике, но при этом каждый цивилизованный рынок электроэнергии и мощности обеспечивает потребителю выбор условий передачи энергии, причем наиболее релевантным условием выступает отпускная цена, то есть потребительский тариф.

Следует отметить, что одной из важных характеристик качества процесса товародвижения является обеспечение ресурсосбережения во всех звеньях логистической цепи и удовлетворения требований потребителей качеством поставок электроэнергии. В последние годы тема энергосберегающих технологий выходит на уровень государственной и международной политики во всем мире. Истощение природных ресурсов, изменение климата на планете, удорожание энергоресурсов для потребителя, переход на альтернативные источники энергии - каждый день можно услышать самые разнообразные мнения по этим вопросам.1

Россия - одна из самых богатых по обеспеченности природными ресурсами страна мира. Наша страна обладает около 13% мировых запасов нефти, 35% природного газа и 12% угля, не говоря о значительных потенциальных гидроресурсах, возможности использования энергии приливов и геотермальных вод. На сегодняшний день доход от экспорта нефти и газа приносит огромные доходы российской казне.2 Однако все большее количество специалистов, экспертов, политиков и экономистов осознает необходимость поиска

1 Полуботко А.А. Управление качеством поставок электрической энергии в логистической системе электроэнергетического комплекса: на примере Ростовской области. Диссертация к.э.н. - Ростов-на-Дону, 2007 г., 134 с.

2 Российский статистический ежегодник. — М. :

Росстат, 2014. — 978 с.

выхода из ситуации зависимости от экспорта энергоресурсов. Во-первых, нефть, природный газ, каменный уголь относятся к невозобновляемым источникам энергии, а следовательно, когда-нибудь закончатся. Во-вторых, значительные денежные поступления в бюджет страны от экспорта энергоресурсов, очевидно, не гарантируют низких и стабильных цен на аналогичные ресурсы для российского потребителя. Ожидается, что к 2030 г. цены на электричество и бензин как для простых граждан, так и для предприятий достигнут общемировых показателей. Отметим, что такое повышение цен является одним из условий поиска альтернативных источников энергии, что становится актуальной национальной задачей.3

Принцип энергосбережения является основой энергетической политики и ее правового регулирования. Более того, энергосбережение - это еще и рост доходов бюджетов: снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции, повышение конкурентоспособности организаций и, соответственно, расширение налогооблагаемой (бюджетоформирующей) базы региональной экономики. В числе приоритетов энергетической стратегии России можно назвать снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК. Энергосбережение было определено в качестве одного из основных направлений развития топливно-энергетического комплекса России, а проблема повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, перевод экономики на энергосберегающий путь поставлены во главу угла энергетической политики России.

3 Полуботко А.А. Управление качеством поставок электрической энергии в логистической системе электроэнергетического комплекса: на примере Ростовской области. Диссертация к.э.н. — Ростов-на-Дону, 2007 г., 134 с.

Федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, о переводе потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, о введении правил учета газа, электрической и тепловой энергии, о совершенствовании статистической отчетности по использованию топливно-энергетических ресурсов.1

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. В Федеральном законе «Об энергосбережении» также определяется понятие энергосберегающей политики государства. Это правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения. То есть государство регулирует деятельность в сфере энергосбережения путем правового, организационного и финансово-экономического воздействия.

Анализ инструментов воздействия, с помощью которых государство может регулировать отношения в этой сфере, показывает, что нормативно-правовая база для их использования в целом имеется, правовые предпосылки для реализации государственной политики в сфере энергосбережения в настоящий момент созданы. Принятие программы «Энергосбережение России» определило новый этап в реализации политики энергосбережения - переход от декларации проблемы к началу ее решения. Задачей названной программы является оказание широкого разностороннего влияния на развитие экономики страны в целом, в том числе совершенствование производственных, транспортных и коммунально-бытовых технологий, торможе-

1 Полуботко А.А. Управление качеством поставок электрической энергии в логистической системе электроэнергетического комплекса: на примере Ростовской области. Диссертация к.э.н. - Ростов-на-Дону, 2007 г., 134 с.

ние инфляционных процессов, создание условий для роста конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, увеличение экспортного потенциала России, повышение уровня развития благосостояния российского общества. После принятия программы «Энергосбережение России» решение проблемы энергосбережения стало носить программный характер: были определены этапы, основные направления и механизмы энергосбережения, а также дан толчок к активизации работы в регионах по созданию их собственной нормативно-правовой базы, структуры управления, финансовых механизмов. Таким образом, нормативно-правовая база энергосбережения в России в настоящее время создана, но в связи с декларативным характером и неточностью большинства норм ее практическое применение остается затруднительным.

Международная финансовая корпорация группы Всемирного банка провела исследование практики энергосбережения на российских предприятиях. Была проанализирована деятельность 625 предприятий, расположенных в пяти федеральных округах и принадлежащих к пяти различным отраслям. В отчете отмечено, что Россия является одной из самых энергоемких стран мира, при этом в РФ потребляется порядка 6% мировой энергии. По данным Международного энергетического

агентства, энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, в 4 раза выше, чем в Польше. И вряд ли может послужить утешением тот факт, что энергоемкость ВВП Украины еще выше.2

В начале века Международное энергетическое агентство разработало специальный доклад «Перспективы энергетических технологий: сценарии и стратегии развития до 2050 г.». В нем отмечено, что повышение эффективности использования энергии является самым дешевым, быст-

2 Полуботко А.А. Управление качеством поставок электрической энергии в логистической системе электроэнергетического комплекса :на примере Ростовской области. Диссертация к.э.н. - Ростов-на-Дону, 2007 г., 134 с.

рым и экологичным способом решения проблем, связанных с нехваткой энергии. Повышение эффективности использования энергии снимает необходимость дополнительных инвестиций в энергетику. Многие меры, направленные на повышение эффективности использования энергии, приводят к сокращению издержек, связанных с покупкой энергии. Но в этой области существует ряд проблем, которые необходимо решить. Обычно потребители не располагают достаточной информацией. При покупке машин, домов и домашних приборов немногие думают об их экономичности. Даже менеджмент компаний в процессе принятия решений рассматривает энергоэффективность как вторичный фактор. Существуют способы повышения энергоэффективности, с которыми потребители незнакомы. Производители холодильников, телевизоров и автомобилей не всегда используют все имеющиеся технологии, которые могут повысить экономичность подобной продукции. Для исправления ситуации в этой сфере можно использовать широкий набор мер: информационные кампании, рекомендации для производителей, системы маркировки, стандарты государственных закупок, обязательные стандарты для производителей, налоговые и прочие стимулы.

По мнению экспертов Международного энергетического агентства, государство должно помочь бизнесу и потребителям принять новые технологии и создать соответствующий спрос. Это позволит добиться не меньшего или даже большего уровня качества при меньшей стоимости.

В опубликованном в 2013 г. докладе World energy council «World Energy Tri-lemma: Time to Get Real - The Case for Sustainable Energy Investment» сделан вывод о том, что для развития энергетики в целом на современном этапе необходимо, чтобы правительство страны находило в энергетической политике баланс по трем основным направлениям:

1) энергетическая безопасность

(обеспечение эффективности и устойчивости энергоснабжения страны в данный момент и на перспективу);

2) экологическая состоятельность (развитие возобновляемой энергетики и энергосбережения);

3) энергетическое равенство (обеспечение равных прав доступа к энергоснабжению всех граждан страны).1

Специалисты отмечают, что современная электроэнергетика не способна обеспечить потребности экономики России. Доказательством этого является значительный объем неудовлетворенных заявок на техническое присоединение к электрическим сетям, который оценивается в 10 ГВт. Доля удовлетворенных заявок на техническое присоединение к сетям постоянно снижается. Угроза нехватки генерирующих мощностей для обеспечения потребностей экономики России и высокий уровень изношенности основных производственных фондов обусловливает необходимость ускорения процесса реформирования электроэнергетики.

Очевидно, что краеугольным камнем для работы по энергосбережению является наличие финансовых средств. Исследование МФК показало, что в настоящее время затраты опрошенных предприятий на программы энергосбережения составляют около 3,5-4 млрд руб. Руководители при этом ожидают роста этого показателя на 15-20% в ближайшие 2-3 года. Также было отмечено, что более 60% предприятий считают недостаток свободных собственных средств основным препятствием в реализации энергоэффективных проектов.

По опросу Energy transformation. The Impact on the Power Sector Business Model, проведенному PwC в 2013 г. среди специалистов по электроэнергетике (топ-менеджеры 53 энергетических компаний из 35 стран), 67% специалистов ожидают, что в ближайшие полтора десятилетия (до 2030 г.) в их странах сложится комбинированная модель централизованной и децентрализованной распределенной энергети-

1 13 th PwC Annual Global Power & Utilities Survey «Energy transformation. The impact on the power sector business model». PwC, 2013 <http ://www. pwc. com/ gx/en/utilities/global-power-and-utilities-survey/download-the-survey.jhtml>.

ки, а 9% опрошенных ожидают, что децентрализованная энергетика заместит централизованную. При этом только 24% участников опроса (преимущественно из стран Ближнего Востока, Африки, Южной Америки) придерживаются мнения, что централизованная генерация и сети будут сохранять лидирующую роль в развитии

электроэнергетики в будущие десятилетия (13th PwC Annual Global Power & Utilities Survey «Energy transformation. The impact on the power sector business model». PwC, 2013

<http://www.pwc.com/gx/en/utilities/glob al-power-and-utilities-survey/download-the- survey.jhtml>).

Таблица 1 - Какая модель электроэнергетики наиболее подходит, _по вашему мнению, для вашей страны?_

Централизованная си- Сочетание централизо- Распределенная гене-

стема (генерация и пе- ванной генерации и рация вытеснит цен-

редаточные сети) распределенной энергетики трализованную генерацию

Северная Америка 9 82 9

Южная Америка 50 50 0

Европа 20 67 13

Азия 8 77 15

Ближний Восток и Аф- 50 50 0

рика

Всего 24 67 9

Составлено по: 13th PwC Annual Global Power & Utilities Survey «Energ y transformation. The impact on the power sector business model». PwC, 2013 <http://www.pwc.com/gx/en/utilities/ global -power-and- utilities-survey/downl oad-the-survey.j html>

Согласно опросу, реализованному аналитической компанией PwC, из-за стремительного роста и преобладания именно сочетания централизованной генерации и распределенной энергетики около 94% респондентов считают, что их отечественная модель рынка электроэнергетики поменяется, причем полноценной реформации ожидают более 40% опрошенных и частичной реформации - около 53% респондентов.

Энергетическая карта мира меняется. Возрождается нефте- и газодобыча в Соединенных Штатах, некоторые страны могут отказаться от атомной энергетики, быстро развиваются ветровая и солнечная энергетика, растут темпы добычи нетрадиционного газа. Международные усилия по повышению энергоэффективности экономики, если они будут предприняты, также

смогут сильно изменить мировую энерге-

1

тику .

1 13 th PwC Annual Global Power & Utilities Survey «Energy transformation. The impact on the power sector business model». PwC, 2013 <http://www. pwc. com/gx/en/utilities/global -

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альбеков, А.У. Логистика коммерции / А.У. Альбеков, В.П. Федько, О.А. Митько. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 300 с.

2. Гительман Л.Д. Экономика и бизнес в электроэнергетике: междисциплинарный учебник / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. М.: Экономика, 2013. 432 с.

3. Полуботко А.А. Управление качеством поставок электрической энергии в логистической системе электроэнергетического комплекса :на примере Ростовской области. Диссертация к.э.н. - Ростов-на-Дону, 2007 г., 134 с.

4. Российский статистический ежегодник. - М. : Россстат, 2014. - 978 с.

5. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511 -р., с. 43 (с. 4).

6. 13th PwC Annual Global Power & Utilities Survey «Energy transformation. The

power-and-utilities-survey/download-the-survey.jhtml>.

impact on the power sector business model». PwC, 2013 <http://www.pwc.com/ gx/en/utilities/global-power-and-utilities-survey/download-the-survey .jhtml>.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Albekov A.U. logistics of Commerce / A.U. Albekov, VP. Fedko O.A. Mitko. -Rostov n/D: Feniks, 2001. - 300 p.

2. Gitelman L.D. Economy and business in power industry: an interdisciplinary textbook / Gitelman L.D., Ratnikov B.E. M.: Economy, 2013. 432 p.

3. Polubotko A.A., Managing quality of delivery of electrical energy in the supply system of the power complex :the example of the

Rostov region. Thesis PhD - Rostov-na-Donu, 2007, 134 p.

4. Russian statistical Yearbook. - M. : Rossstat, 2014. - 978 p.

5. The development strategy of grid complex of the Russian Federation. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation from April 3rd, 2013 № 511-p., pp. 43 (p.4).

6. 13th PwC Annual Global Power & Utilities Survey "Energy transformation. The impact on the power sector business model". PwC, 2013 <http://www.pwc.com/ gx/en/utilities/global-power-and-utilities-survey/download-the- survey .jhtml>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.