УДК 378+347.77/78
Е.С. Курбатова, Н.И. Шикина
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАПАСА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рассмотрены возможности создания логистической системы вуза для формирования информационного запаса результатов исследований и управления информационными потоками на принципах логистики (на примере ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет») в условиях перехода к новой экономике.
E.S. Kurbatova, N.I. Shikina
EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL ACTIVITY INFORMATIONAL RESERVE AND LOGICAL SYSTEMS FORMATION
It is considered here that the opportunities of universities logistic system creation for formation of information reserve of research and development and management of information flows on the basis of logistics (by the example of Saratov State Technical University) in the condition of economic conversion.
Главная цель информатизации в вузе - это повышение качества подготовки специалистов посредством внедрения в учебный и научный процессы новых информационных компьютерных технологий (ИКТ). Не менее важное значение имеют организация и управление информационными потоками, обеспечивающими взаимосвязь с рыночной средой.
В современных условиях лидирующие позиции высшего учебного заведения во многом определяются его возможностями по доступу, хранению и применению качественной информации, а также эффективному использованию средств ИКТ.
В силу ряда проблем и сложившихся подходов к построению информационных систем в вузах складывается ситуация, при которой используемые подходы зачастую несовместимы и не позволяют построить единое информационное пространство, удобное как для образовательных учреждений, так и для Министерства образования и науки РФ, заинтересованного в эффективном управлении и контроле использования всех имеющихся ресурсов.
В настоящее время Министерством образования и науки России разработана концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС), объединяющей Министерство, образовательные учреждения, органы управления образованием и федеральные органы. Одним из ключевых компонентов общей системы образования должна стать вертикаль «Министерство образования и науки - вузы», опирающаяся на отраслевую информационную систему, развернутую в вузах и Министерстве и взаимодействующую через среду общего доступа.
При этом проблемы управления высшим учебным заведением приобретают первостепенное значение, и разработка интегрированной информационно-аналитической системы управления вузом в настоящее время является одним из приоритетных направлений создания общероссийской университетской корпоративной сети, обеспечивающей реализацию целей государственной научно-технической политики.
Процесс информатизации деятельности вуза должен обеспечить формирование единой информационной среды для проведения и поддержки научной и научнотехнической деятельности (НиНТД) высшего учебного заведения на базе современных ИКТ.
Вузы являются центральным звеном реализации научной, научно-технической и инновационной политики региона, что объясняется следующим:
- в них сконцентрирован значительный научный потенциал, квалифицированные научные кадры;
- университетская среда, выстраивая научную и научно-техническую политику, ориентируется на потребности регионов;
- университеты являются интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов;
- потенциал значительной части разработок очень высок, имеются уникальные разработки, вызывающие большой интерес за рубежом [1].
Управление многообразными возникающими взаимосвязями подразделений образовательного учреждения в процессе его функционирования требует новых подходов, основанных на современных ИКТ. Одним из таких подходов является логистический подход к управлению информационными системами. Его применение требует доказательства, что образовательные учреждения являются частью образовательной системы и их можно представить в виде логистической системы.
Рассмотрим предпосылки логистизации образовательной, научной, научнотехнической деятельности вузов. Активное участие вузов в реализации наукоемких проектов обеспечивается:
- созданием цикла - от проведения исследований до реализации их результатов в промышленности;
- использованием результатов НиНТД в подготовке специалистов;
- инвестициями в НиНТД из внебюджетных источников;
- созданием наукоемких инфраструктур в вузе и регионе.
Организация совместной деятельности руководителей различных подразделений (деканатов, кафедр, лабораторий, функциональных подразделений) в целях эффективного продвижения знаний, а также целенаправленных ресурсных потоков на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса, соответствует определению логистики как науки.
Образовательный, научный и научно-технический процессы образовательного учреждения соответствуют правилам логистики:
• Объект (субъект) - соответствующий объект (субъект) (подготовленный
специалист, результаты научных исследований).
• Качество - объект соответствующего качества (соответствие специалиста требованиям государственного образовательного стандарта, результаты исследований и разработок - требованиям рынка и наукоемким технологиям).
• Количество - объект в необходимом количестве (соответствие требованиям рынка труда или по заказу предприятий).
• Время - объект должен быть поставлен в нужное время (соответствие конъюнктуре рынка труда в данный период).
• Место - в нужное место (соответствие требованиям региональной экономики).
• Затраты - с минимальными затратами (на подготовку специалиста или научные исследования).
• Потребитель - нужному потребителю (соответствующему потребителю).
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если все вышеперечисленные правила выполнены. Таким образом, для образовательных учреждений выполнение правил логистики требует координации потоков, состав которых определяется спецификой их деятельности.
Одним из ключевых понятий в логистике как науке является понятие логистической системы (ЛС). Поэтому необходимо остановиться на выявлении особенностей образовательных учреждений для обоснования необходимости и возможности формирования ЛС образовательного учреждения, исследования ее звеньев и связывающих их потоков на основе ЛИС.
«Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними связями» [3].
Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа и построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями [2].
Анализ направлений деятельности ГОУ ВПО «СГТУ» в рыночных условиях привел к необходимости конкретизировать и уточнить некоторые принципиальные особенности системного подхода при рассмотрении их как ЛС.
1. ГОУ как ЛС является сложной динамической и стохастической системой, состоящей из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных ЗЛС со своими многоуровневыми иерархическими структурами.
2. Звенья (элементы) ГОУ характеризуются целевым и функциональным назначением. Назначение звеньев определяется высшим руководством ЛС.
3. ГОУ как объект исследования уникально в смысле наличия определенной системы факторов, связей и процессов, значительное количество которых являются стохастическими или качественными (субъективными), что вызывает высокую степень неопределенности в поведении исследуемого объекта и формировании управления.
4. ЛС ГОУ представляет собой совокупность материальных, информационных и финансовых потоков и звеньев, образующих систему, включающую объект и субъект логистического управления.
5. При синтезе ЛС ГОУ должна использоваться интегральная парадигма логистики, реализующая общую стратегическую, тактическую или оперативную цель коммерциализации наукоемкой продукции при оптимальном использовании материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов.
6. Важнейшими системными характеристиками ГОУ как самоорганизующей адаптивной структуры, реализующей одну из целей - коммерциализацию наукоемкой продукции в изменяющейся рыночной среде, являются: надежность, устойчивость и адаптивность, направленные на поддержание равновесия системы в условиях неопределенности.
7. Управление ЛС не может быть полностью формализовано (а, следовательно, алгоритмизировано), что вызывает необходимость построения комплекса формализованных моделей и неформальных (эвристических) процедур и представлений.
8. Информационно-компьютерная поддержка НиНТД ГОУ должна охватывать как можно большее количество процессов управления и объектов.
С учетом вышесказанного, ГОУ ВПО, на наш взгляд, можно рассматривать как ЛС (см. рисунок), состоящую из логистических звеньев - кафедр, деканатов, лабораторий, управленческих и научных подразделений, между которыми в процессе создания и
накопления знаний, НиНТД, разработки наукоемкой технической продукции происходит движение информационных, финансовых, материальных потоков. Таким образом, под ЛС ГОУ следует понимать целеориентированную целостную структуру.
Для ЛС ГОУ ВПО особое значение имеют внутренние информационные потоки, циркулирующие в логистической системе между его звеньями, и информационный запас результатов исследований и разработок.
Информационный запас (ИЗ) в ГОУ ВПО «СГТУ» рассматривается как информационный поток в определенном временном сечении и представляет собой совокупность баз данных, предназначенных для накопления, хранения, корректировки, преобразования и выдачи информации, соответствующей потребностям научных сотрудников, студентов при выполнении исследований и разработок, в курсовом и дипломном проектировании, а также для коммерческой передачи предприятиям.
Цель создания ИЗ - накопление данных и обеспечение ими участников образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности при повторяющихся процессах и продуктах, используемых для создания нового или совершенствования изделия, технологии и т.д.
Необходимость введения понятия «информационный запас» объясняется тем, что информационные потоки, сопровождающие весь процесс научных исследований и разработок, находятся в покое или движении [4]. Для исследований и разработок более важным является накопленная информация, то есть поток в покое, который нами определяется как информационный запас.
Содержание ИЗ должно быть таким, чтобы оно давало возможность интегрировать все стадии процесса производства научного продукта. Это создает предпосылки для проектирования наукоемких изделий с такими качественными характеристиками, которые обеспечивают конкурентоспособность этой продукции на внутренних и внешних рынках.
Основными факторами, влияющими на формирование информационных потоков и запасов при НиНТД, являются:
- цель создания ИЗ (например, поиск идей, сбор фактов, накопление результатов, восприятие концепций). Последняя характеристика непосредственно влияет на особенности построения системы ИЗ для обеспечения разработчиков и организацию использования информации;
- специфика научно-технической проблемы, определяющая структуру используемого ИЗ;
- квалификационный состав потребителей, от которого зависит степень охвата проблемы в соответствии со спецификой научных интересов (например, интересы работников академических и отраслевых институтов);
- должностная категория потребителей, выдвигающая определенные требования к широте охвата и степени новизны используемой информации (например, руководители и исполнители).
Для того чтобы представить процесс формирования ИЗ, также необходимо выявить звенья логистической системы СГТУ, генерирующие информационные потоки, переходящие в запас. Поэтому, с нашей точки зрения, в целях исследования связей звеньев ЛС необходимо представить общую структуру ГОУ ВПО «СГТУ» как логистическую систему, а структурные подразделения, участвующие в формировании информационного запаса, представим в виде звеньев логистической системы (см. рисунок).
В качестве системы управления примем вуз. Кафедры будут представлять собой объекты управления, а администрация - аппарат их управления, в данном случае представляющий собой субъект управления. Информационные потоки, несущие научную и научно-техническую информацию, выступают как связи между звеньями ЛС. К внешней среде следует отнести промышленные предприятия, организации, бизнес-структуры,
органы местного самоуправления, пользующиеся услугами вуза в образовательной, научной и научно-технической деятельности.
г----------------------------------------------------------------------------
: Логистическая система
■ «ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»
~"і Ґ'ИП ИП
Министерство образования Промышленные предприятия
и науки РФ региона
Органы местного самоуправления Структуры бизнеса
X 15 О. О К
-----Граница ЛС СГТУ ЗЛС21К, ЗЛС22К, ЗЛС23К, ■ ■ ■, ЗЛС2пк - кафедры
----- Граница МЛС ЗЛС11л, ЗЛС22л, ЗЛС23л, ..., ЗлС2тл - лаборатории
-----► Прямой ИП ЗЛС21а, ЗЛС22а, ЗЛС23а, ■ ■■, ЗЛС2ра - аспирантура
-----► Обратный ИП
БИТТУ - Бцлаковский институт техники, технологии и управления ;
ЭТИ - Энгельсский техвологический институт; УМ У - учебнц-методичоское управление; УМС - управление международного сотрудничества; УККО - управление контроля ксчества образования; УПО - управление послевузовского образования
Таким образом, упорядочивание информационных потоков и формирование информационного запаса в логистической системе вуза является одним из инструментов логистического менеджмента, обеспечивающих ускорение проводимых исследований и разработок, а также сокращение сроков реализации научных идей в производстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курбатова Е.С. Информационная составляющая научно-исследовательской деятельности высшей школы / Е.С. Курбатова // Логистический и инновационный менеджмент: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Саратов: СГТУ, 2005. С. 106-110.
2. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике / В.И. Сергеев. М.: Информ.-издат. Дом «ФИЛИНЪ», 1997. 772 с.
3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе / В.И. Сергеев. М.: ИНФРА-М, 2001. 608 с.
4. Rose W. Logistics Management / W. Rose. Dubuque, Iowa: Brown, 1979. 370 р.
Курбатова Екатерина Сергеевна -
аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»
Саратовского государственного технического университета
Шикина Надежда Ивановна -
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета