Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килина Ольга Анатольевна

В статье анализируется формирование лингвопрофессиональной компетенции у слушателей факультета заочного отделения, изучающих иностранный язык в ведомственном вузе. Рассматриваются понятие лингвопрофессиональной компетенции и входящие в неё умения. Выявляются методологические подходы к формированию системы иноязычной подготовки. Выделяются проблемы, затрудняющие использование компетентностного подхода в ведомственных вузах, приводятся преимущества применения личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов к иноязычной подготовке. Выявляются компоненты готовности обучающихся использовать иностранный язык на практике, взаимосвязанной со степенью развития лингвопрофессиональной компетенции. Приводятся понятие вторичной языковой личности и принципы её формирования. Рассматриваются особенности и возможности использования информационных технологий в процессе развития лингвопрофессиональной компетенции. Приводится сущность интерактивных методов обучения при формировании лингвопрофессиональной компетенции у обучающихся заочного отделения ведомственного вуза, выделяются коммуникативные навыки и умения, которые развиваются у слушателей при использовании интерактивных методов обучения. Отмечаются, что сущность иноязычного обучения студентов ведомственного вуза заключается в преобразовании образовательной и познавательной деятельности в профессиональную на базе создания образовательной среды, которая по форме и сущности будет максимально приближена к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Килина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LINGUOPROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING: ON THE EXAMPLE OF A DEPARTMENTAL UNIVERSITY

The article analyzes the formation of linguoprofessional competence among students of the faculty of the correspondence department who study a foreign language in a departmental university. The concept of linguoprofessional competence and the skills included in it are considered. Methodological approaches to the formation of a system of foreign language training are revealed. The problems that make it difficult to use the competency-based approach in departmental universities are highlighted, the advantages of using a student-oriented and student-activity approach to foreign language training are given. The components of the readiness of students to use a foreign language in practice, interconnected with the degree of development of linguoprofessional competence, are revealed. The concept of a secondary linguistic personality and the principles of its formation are given. The features and possibilities of using information technologies in the process of developing linguoprofessional competence are considered. The essence of interactive teaching methods in the formation of linguoprofessional competence of students of the correspondence department of a departmental university is given, communication skills and abilities that students develop when using interactive teaching methods are highlighted. It is noted that the essence of foreign language education of students of a departmental university lies in the transformation of educational and cognitive activities into professional ones based on the creation of an educational environment that, in form and essence, will be as close as possible to the future profession.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА»

Формирование лингвопрофессиональной иноязычной компетенции в условиях заочного обучения: на примере ведомственного ВУЗа

Килина Ольга Анатольевна,

старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков, СибЮИ МВД России E-mail: kraeva-o@mail.ru

В статье анализируется формирование лингвопрофессиональной компетенции у слушателей факультета заочного отделения, изучающих иностранный язык в ведомственном вузе. Рассматриваются понятие лингвопрофессиональной компетенции и входящие в неё умения. Выявляются методологические подходы к формированию системы иноязычной подготовки. Выделяются проблемы, затрудняющие использование компетентностного подхода в ведомственных вузах, приводятся преимущества применения личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов к иноязычной подготовке. Выявляются компоненты готовности обучающихся использовать иностранный язык на практике, взаимосвязанной со степенью развития лингвопрофессиональной компетенции. Приводятся понятие вторичной языковой личности и принципы её формирования. Рассматриваются особенности и возможности использования информационных технологий в процессе развития лингвопрофессиональной компетенции. Приводится сущность интерактивных методов обучения при формировании лингвопрофессиональной компетенции у обучающихся заочного отделения ведомственного вуза, выделяются коммуникативные навыки и умения, которые развиваются у слушателей при использовании интерактивных методов обучения. Отмечаются, что сущность иноязычного обучения студентов ведомственного вуза заключается в преобразовании образовательной и познавательной деятельности в профессиональную на базе создания образовательной среды, которая по форме и сущности будет максимально приближена к будущей профессии.

Ключевые слова: лингвопрофессиональная компетенция, иностранный язык, информационные технологии, ведомственный вуз, обучающиеся.

В условиях интеграции российского высшего образования в международное образовательное пространство перед образовательными организациями стоит задача подготовки специалистов, которые обладают качественно новыми компетенциями [1]. Обучение иностранному языку в ведомственном вузе сопряжено с потребностью обеспечения общества сотрудниками органов внутренних дел, умеющими применять иностранный язык в практической деятельности. Способность эффективно и грамотно общаться в различных коммуникативных контекстах обеспечивает межкультурное взаимопонимание и транснациональное сотрудничество [2]. Изучение иностранного языка наравне с родным способствует формированию универсальных навыков, таких как умение критически мыслить и выстраивать конструктивную коммуникацию, наличие социального и эмоционального интеллекта и креативности. Это делает актуальным исследование компетенций, позволяющих сформировать такие навыки, в частности -лингвопрофессиональной компетенции.

Целью работы является изучение формирования лингвопрофессиональной компетенции у слушателей факультета заочного отделения, изучающих иностранный язык в ведомственном вузе. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Лингвопрофессиональная компетенция представляет собой систему приобретённых правил функционирования иностранного языка, проявляющуюся в их использовании в речевой и мыслительной деятельности [3]. Для обеспечения такой деятельности на занятиях по иностранному языку может использоваться анализ классификационных черт лексических единиц, особенностей синтаксиса, стилевой и языковой специфики творческого иноязычного почерка и прочего.

Лингвопрофессиональная компетенция включает следующие умения [4]:

• формулировать личное мнение на иностранном языке, сохраняя логичность, грамотность и аргументированность;

• работать в группе, используя стратегии взаимодействия для достижения намеченных целей;

• демонстрировать результаты групповой деятельности на иностранном языке;

• поддерживать профессиональный диалог и выражать собственное мнение на иностранном языке с соблюдением языковых норм;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

• применять информационные технологии при поиске сведений для решения иноязычных коммуникативных задач;

• сохранять логичность и чёткость выражения собственных мыслей при составлении деловых писем на иностранном языке;

• работать с профессиональными иноязычными текстами, оценивать существенность и ценность информации, анализировать и обобщать факты;

• ставить цели профессионального совершенствования и использовать личный тайм-менеджмент при их достижении.

Основным методологическим подходом, применяемым при формировании системы иноязычной подготовки обучающихся неязыковых вузов, является компетентностный [5]. Однако его использование в ведомственных вузах затруднено рядом проблем:

• отсутствие единства при определении соотношения специализированных и общекультурных компетенций между собой и с образовательными дисциплинами;

• недостаточная чёткость логики становления и взаимовлияния компетенций;

• неоднозначность понимания преподавательским составом и обучающимися задач изучения отдельных учебных дисциплин;

• несогласованность влияния различных аспектов учебно-воспитательного процесса на формирование профессиональной компетентности;

• неблагоприятность современных условий обучения, в частности - существенной доли самостоятельной работы слушателей, для их личностного и профессионального развития и становления коммуникативных навыков. Данные факторы актуализируют применение личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов к иноязычной подготовке, обеспечивающих понимание сути и профессиональной ценности овладения иностранным языком. Эти подходы ориентированы на становление и развитие умений критически оценивать итоги профессиональной коммуникативной деятельности, решать поставленные задачи в команде, устанавливать и поддерживать результативные межличностные взаимоотношения и свободно ориентироваться в профессиональных коммуникативных ситуациях.

Значимым фактором формирования лингвопро-фессиональной компетенции является готовность обучающихся использовать иностранный язык на практике [6]. Данная готовность тесно взаимосвязана со степенью развития лингвопрофессио-нальной компетенции, однако проявляется у слушателей с индивидуальными особенностями. В её составе можно выделить следующие компоненты:

1. Теоретическая готовность. Реализуется на мыслительном уровне развития лингвопрофесси-ональной компетенции при получении общих лингвистических и специализированных знаний.

2. Технологическая готовность. Проявляется на операционном уровне развития лингвопрофесси-

ональной компетенции в качестве готовности к осуществлению иноязычного коммуникативного акта.

3. Профессионально-личностная готовность. Реализуется на профессионально-личностном уровне развития лингвопрофессиональной компетенции и проявляется в способности к совершенствованию профессионально-личностных качеств, таких как толерантность, коммуникабельность и способность преодолевать психологические препятствия при иноязычной коммуникации, а также готовность к получению нового опыта. В основе формирования лингвопрофессио-нальной компетенции у студентов ведомственного вуза лежит становление и развитие вторичной языковой личности, представляющей собой личность и носителя языка, который способен к языковой деятельности посредством восприятия и выражения речевых произведений с учётом собственных личностных и коллективных особенностей, опирающихся на национально-культурный прототип [7]. В основе формирования вторичной языковой личности лежат следующие принципы:

• владение вербально-семантическим кодом языка - лексикой, синтаксисом и грамматикой, а также фонетическими нормами и региональными вариантами языка;

• владение стилистикой речи, включая запоминание, понимание и воспроизведение устойчивых иноязычных выражений;

• знание лингвокультурологической специфики иностранного языка и её динамики в меняющихся реалиях;

• наполненность мотивационно-личностной сферы, затрагивающей мотивационную структуру, ценностные ориентиры и личностные черты субъекта. В основе создания современной образовательной среды должны лежать разнонаправленные прогнозные модели перспективной профессиональной деятельности слушателей, наполненные имеющими практическое значение компонентами учебных программ и элементами факультативных знаний, обеспечивающих развитие универсальных компетенций [8].

В условиях заочного обучения формирование лингвопрофессиональной компетенции осложняется спецификой его организации [9]. Так, применение дистанционных образовательных технологий приводит к изменению формата контроля знаний и смещению акцента на самостоятельность и ответственность студентов. В то же время дистанционное обучение позволяет решить такие проблемы организации обучения иностранному языку в ведомственном вузе, как дефицит отведённых на изучение языка часов, несоответствие получаемых знаний реальным требованиям современного рынка труда, нарушение принципа актуализации результатов, методическая неподготовленность преподавателей и разнородность владения студентов иностранным языком.

Информационные технологии выступают значимым фактором формирования лингвопрофес-

сиональной компетенции, поскольку обеспечивают высокую информативную ёмкость образовательных материалов, способствуют росту мотивированности обучаемых, стимулированию их когнитивной деятельности, обогащению иноязычного словарного запаса, совершенствованию умений и навыков всех форм речевой деятельности, имитации иноязычной языковой среды, а также формированию этнографической и социально-культурной компетенций [10]. Применение информационных технологий способствует повышению качества работы обучающихся над всеми разновидностями иноязычной речевой деятельности за счёт возможности коммуникации в режиме реального времени с носителями изучаемого иностранного языка и лицами, которые изучают тот же язык.

Интернет предоставляет слушателям и преподавателям возможность свободного использования различных аутентичных иноязычных материалов: электронных версий печатных изданий, специализированных и профильных текстов, энциклопедических изданий, словарей, научных публикаций, справочной литературы и прочего. Дополнительно при обучении могут применяться мультимедийные приложения и электронные тренажёры [11]. Информационные технологии позволяют воссоздать ситуации реальной коммуникации в будущей профессиональной деятельности обучающихся, что формирует благоприятные условия для естественного использования изучаемого языка аналогично родному и способствует одновременному развитию иноязычных и профессиональных умений обучаемых.

Одним из основных подходов к формированию лингвопрофессиональной компетенции у обучающихся заочного отделения является применение интерактивных методов обучения, таких как образовательные и ролевые игры, соревнования и конкурсы, проектный метод, дискуссии, подготовка тематических сценок на изучаемом языке, проведение презентаций, метод обучения во взаимодействии, мозговой штурм, командные задания, имитации, деловые игры, встречи со специалистами, экскурсии, создание фильмов, занятия-спектакли и ряд других [12]. Большая часть данных методов может быть применена при организации занятия-конференции. Такой формат практических занятий позволяет реализовать следующие коммуникативные навыки и умения обучающихся, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной иноязычной коммуникации:

• умение кратко и развёрнуто высказываться о событиях и фактах, применяя в том числе эмоциональные суждения;

• навыки ознакомительного, просмотрового, изучающего и поискового чтения иноязычных профессиональных текстов;

• умения ориентироваться в иностранных текстах, выделять ключевые положения, комментировать текст и выражать собственное мнение;

• навыки формулирования совета, просьбы, согласия либо несогласия и аргументирования собственной точки зрения;

• умение ведения этикетных диалогов, включающее способность начать, поддержать и завершить коммуникацию, переспросить, выразить благодарность за вопрос, пожелание, эмоциональную поддержку или комплимент.

Таким образом, в основе формирования лингвопрофессиональной компетенции у студентов ведомственного вуза должны лежать особенности и специфика терминосистемы профессиональной деятельности, актуальность и возможность оперативного использования в реальной коммуникативной ситуации осваиваемого материала, применение новых образовательных технологий и современных средств обучения. Сущность иноязычного обучения студентов ведомственного вуза заключается в преобразовании образовательной и познавательной деятельности в профессиональную на базе создания образовательной среды, которая по форме и сущности будет максимально приближена к будущей профессии.

Литература

1. Пыркова Т.А. Формирование лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза средствами театрализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Тамара Александровна Пыркова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - 24 с.

2. Шевченко О.М. Формирование языковой и лингвистической компетенций в отечественной и зарубежной практике // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1, № 5 (71). - С. 24-37.

3. Махмуд Гази Чаллюб А.К. Дидактические принципы формирования профессионально-лингвистической компетенции у студентов первого курса в иракской аудитории // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 1-1. - С. 187199.

4. Патяева Н.В., Михайлова Е.Б. Оценка эффективности программы подготовки по иностранному языку, разработанной в соответствии с ФГОС ВО 3++, для студентов инженерных специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. -Т. 9, № 1 (30). - С. 215-217. - DOI: 10.26140/ anip-2020-0901-0050

5. Илакавичус М.Р., Самойлова Т.А. Проблема выбора методологии в исследованиях иноязычной подготовки в организациях высшего образования МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 184-190. - DOI: 10.35750/20718284-2022-2-184-190

6. Костюкова Т.А., Морозова А.Л. Педагогические основы развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки // Язык и куль-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тура. - 2019. - № 46. - С. 216-235. - DOI: 10.17223/19996195/46/13

7. Баженова Е.И., Кузьмина К.А., Ткачева И.А. Лингводидактическая модель формирования вторичной языковой личности при профессионально-ориентированном обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7, № 3. - С. 304-312. - DOI: 10.30853/ped20220038

8. Горшенева И.А. Педагогическая система профессиональной подготовки сотрудников ОВД средствами иностранного языка. Вестник Московского университета МВД России. - 2019. -№ 7. - С. 314-19. - DOI: 10.24411/2073-04542019-10427

9. Комолова Е.С. Особенности формирования иноязычной профессиональной лексической компетенции у студентов-психологов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - № 4 (833). - С. 101-108.

10. Беляева Е.А., Винникова М.Н., Чумарова Л.Г. Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. - С. 2729.

11. Курченкова Е.А., Куличенко Ю.Н., Медведева Л.В. Практическое занятие по английскому языку в форме занятия-конференции как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7, № 2. -С. 218-223. - DOI: 10.30853/ped20220034

12. Воробьева Н.В. Преимущества внедрения электронных тренажёров в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. -2022. - Т. 7, № 3. - С. 319-325. - DOI: 10.30853/ ped20220045

FORMATION OF LINGUOPROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING: ON THE EXAMPLE OF A DEPARTMENTAL UNIVERSITY

Kilina O.A.

Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The article analyzes the formation of linguoprofessional competence among students of the faculty of the correspondence department who study a foreign language in a departmental university. The concept of linguoprofessional competence and the skills included in it are considered. Methodological approaches to the formation of a system of foreign language training are revealed. The problems that make it difficult to use the competency-based approach in departmental universities are highlighted, the advantages of using a „ student-oriented and student-activity approach to foreign language c= training are given. The components of the readiness of students to " use a foreign language in practice, interconnected with the degree of oj development of linguoprofessional competence, are revealed. The еч concept of a secondary linguistic personality and the principles of ^ its formation are given. The features and possibilities of using infor-z mation technologies in the process of developing linguoprofessional

competence are considered. The essence of interactive teaching methods in the formation of linguoprofessional competence of students of the correspondence department of a departmental university is given, communication skills and abilities that students develop when using interactive teaching methods are highlighted. It is noted that the essence of foreign language education of students of a departmental university lies in the transformation of educational and cognitive activities into professional ones based on the creation of an educational environment that, in form and essence, will be as close as possible to the future profession.

Keywords: linguoprofessional competence, foreign language, information technology, departmental university, students.

References

1. Pyrkova T.A. Formation of the linguistic competence of students of a non-linguistic university by means of theatricalization: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.02 / Tamara Alexan-drovna Pyrkova; Ural. state ped. un-t. - Yekaterinburg, 2018. -24 p.

2. Shevchenko O.M. Formation of language and linguistic competencies in domestic and foreign practice // Domestic and foreign pedagogy. - 2020. - V. 1, No. 5 (71). - S. 24-37.

3. Mahmoud Gazi Challub A.K. Didactic principles of the formation of professional linguistic competence among first-year students in the Iraqi audience // Lecturer XXI century. - 2019. -No. 1-1. - S. 187-199.

4. Patyaeva N.V., Mikhailova E.B. Evaluation of the effectiveness of the training program in a foreign language, developed in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++, for students of engineering specialties // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. - 2020. - V. 9, No. 1 (30). - S. 215-217. - DOI: 10.26140/ anip-2020-0901-0050

5. Ilakavicius M.R., Samoilova T.A. The problem of choosing a methodology in the study of foreign language training in organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - No. 2 (94). - S. 184190. - DOI: 10.35750/20718284-2022-2-184-190

6. Kostyukova T.A., Morozova A.L. Pedagogical foundations for the development of foreign language communicative competence of students of non-linguistic areas of training // Language and Culture. - 2019. - No. 46. - S. 216-235. - DOI: 10.17223/19996195/46/13

7. Bazhenova E.I., Kuzmina K.A., Tkacheva I.A. Linguistic and didactic model of the formation of a secondary linguistic personality in the professionally oriented teaching of students of non-linguistic specialties in a foreign language // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2022. - V. 7, No. 3. - S. 304-312. -DOI: 10.30853/ped20220038

8. Gorsheneva I.A. Pedagogical system of professional training of police officers by means of a foreign language. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - No. 7. - S. 314-19. - DOI: 10.24411/2073-04542019-10427

9. Komolova E.S. Peculiarities of the Formation of Foreign Language Professional Lexical Competence in Students of Psychology // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. - 2019. - No. 4 (833). - S. 101108.

10. Belyaeva E.A., Vinnikova M.N., Chumarova L.G. Information and communication technologies in the formation of professional foreign language competence of students of non-linguistic universities // Problems of modern pedagogical education. -2019. - No. 62-4. - S. 27-29.

11. Kurchenkova E.A., Kulichenko Yu.N., Medvedeva L.V. Practical lesson in English in the form of a conference as a means of forming professional foreign language competence of students of non-linguistic specialties at the university // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2022. - V. 7, No. 2. - S. 218223. - DOI: 10.30853/ped20220034

12. Vorobieva N.V. The advantages of introducing electronic simulators into the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2022. - V. 7, No. 3. - S. 319-325. - DOI: 10.30853/ ped20220045

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.