Псковский регионологический журнал № 3 (31)/2017 УДК: 911.375.4:656
А. А. Скляров
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНО-УЗЛОВОГО ЭФФЕКТА ХЕРСОНА И ХЕРСОНСКОГО ПРИДНЕПРОВЬЯ
В предлагаемой статье рассматриваются возможности формирования синер-гетического эффекта путём объединения территорий Херсонского Приднепровья во главе с городом Херсон. При анализе возможности создания данного эффекта за основу взят опорный каркас городов вдоль нижнего течения реки Днепр как один из наиболее значимых районов Черноморского побережья. В связи с тем, что Днепр протекает по территории трёх государств, возможным представляется и повышение экономической роли Херсонского Приднепровья путём трансграничного сотрудничества. Поэтому значение опорного каркаса вдоль Днепра в будущем может резко возрасти, создав при этом промышленный полифункциональный кластер.
Линейно-узловой характер расселения является одним из наиболее эффективных, поскольку позволяет нивелировать и получить дополнительный экономический эффект от природных объектов, которые делят территорию каркаса расселения на две части. Ввиду рационального размещения городов в нижнем течении Днепра и увеличении их взаимного влияния, появились два агломерационных образования, которые практически не имеют экономических и социальных связей. В статье будут предложены пути решения этой проблемы за счёт увеличения потенциала агломерированных территорий, включения их в состав опорного каркаса. В результате проведённых расчётов по формуле гравитационного поля были определены территории, которые наиболее и наименее подвергаются процессу имплозии.
Ключевые слова: Херсонское Приднепровье, опорный каркас, Днепр, Херсон, система расселения, линейно-узловой эффект, кластер, синергетический эффект.
Введение. В связи с тем, что на территориях, которые находятся в бассейнах крупных речных систем, создавались первые поселения, которые со временем перерастали в города, в наше время наблюдается тенденция в недостатке площадей для ведения хозяйственной деятельности. Данное явление характерно для среднего и нижнего течения Днепра, которые были застроены такими крупными городами как Киев, Черкассы, Днепр (Днепропетровск), Запорожье, Херсон. В свою очередь каждый из вышеперечисленных центров «обрастал» как городскими (малые города и посёлки городского типа), так и сельскими (села, посёлки) населёнными пунктами. Если сюда добавить ещё значительное развитие промышленности времён Украинской ССР (постройка каскада гидроэлектростанций (ГЭС), заводов и комбинатов республиканского значения, речных портов и т. д.), то становится понятным тот факт, что у обоих берегов Днепра места для ведения хозяйственной деятельности практически не осталось. В связи с этим главной задачей для специалистов в области урбанистики и планирования сетей городских поселений является внедрение и содействие имплозии, которая обозначает процесс сближения городских центров. Благодаря существенному прогрессу в средствах транспорта и коммуникаций происходит явление «сжатия пространства». Конечно, имплозия больше характерна для
крупных городов и агломераций, но притягивание городских центров имеет место быть и в малых городах. Но, учитывая выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) и транспортно-географическое положение (ТГП) Херсонского Приднепровья, можно предположить необходимость развития его опорного каркаса для создания линейно-узлового и синергетического эффекта.
Исходные предпосылки. Проблема расселения населения в городах является уже довольно изученной с теоретико-методологической точки зрения. Из отечественных исследователей данной проблематикой занимались H. Н. Баранский, М. Д. Ша-рыгин, Е. И. Перцик, А. И. Трейвиш, Г. М. Лаппо, А. И. Чистобаев, С. А. Тархов. Эти учёные с разных позиций и точек зрения в той или иной мере в своих трудах объясняли причины развития городов, их современное состояние, динамику, возможные перспективы развития, проблемы, пути их решения. Помимо отечественных учёных проблемой расселения населения в городах занимались и зарубежные исследователи: У. Айзард, Д. Харвей, П. Хаггет, О. Ope, С. Ныммик. Их наработки в области геоурбанистики и географии городов показывают влияние центров в системах расселения на окружающие населённые пункты.
Конечно, теоретическая база на сегодня очень насыщена разными подходами к проблемам развития городов, но практическое применение этих знаний преимущественно сводится к общенациональному уровню (трансформация городов в Украине или география городов России), а локальный уровень, к сожалению, практически не рассматривается. Хотя именно на локальном уровне формируются основные задачи региональной политики, которые позднее находят своё отображение в стратегиях развития регионов и областей.
Цель и задачи статьи. Целью статьи является проверка гипотезы о необходимости усовершенствования опорного каркаса территории Херсонского Приднепровья, определения его потенциала. Задачи, которые поставлены в статье, сводятся к математическому обоснованию нынешнего состояния процесса имплозии, определения веса населённых пунктов в системе линейно-узлового опорного каркаса расселения. Помимо вышеуказанного в статье будет проанализирована рациональность распределения пространства внутри каркаса, и выделены площади, которые нуждаются в усилении синергетического эффекта.
Изложение основного материала. Опорным каркасом расселения принято считать сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей. Внимание к данному объекту географического изучения привлёк И. Н. Баранский: «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть — это каркас, это остов, на котором всё держится, остов, который формирует территорию, придаёт ей определённую конфигурацию» [1].
Термин «опорный каркас расселения» (ОК), выражающий иерархически построенную совокупность центров разного уровня, введён Б. С. Хоревым, который определил его как важную составную часть предложенной им концепции единой системы расселения [6].
Таким образом, можно выделить качественные признаки ОК — сердцевина территориальной структуры хозяйства, её наиболее устойчивая и в то же время динамично развивающаяся часть; совокупность наиболее прогрессивных звеньев расселения и при этом одновременно фактор, определяющий дальнейшие перемены в расселении в
целом. Помимо этого, ОК может формировать географический образ страны (региона), при этом выражая основные черты их территориальной организации [5].
Исходя из вышесказанного, логично выразить определение ОК — сеть наиболее значительных поселений определённой территории и соединяющих их транспортных коммуникаций.
Поскольку в статье анализируется опорный каркас расселения Херсонского Приднепровья, логичным представляется выделить составляющие его элементы (узловые и линейные). Херсонское Приднепровье занимает бассейн нижнего течения р. Днепр (от Днепровского лимана Чёрного моря до Каховского водохранилища) охватывая правый берег до границы с Николаевской областью и левый берег до Алеш-ковских песков (рис. 1). В его состав входят: 7 городов (4 областного подчинения), 8 посёлков городского типа и 48 сёл. Наибольшая концентрация населённых пунктов наблюдается у берегов Днепра и на пересечении транспортных коридоров М14 (Одесса — Мелитополь — Новоазовск) и Е97 (Херсон — Новороссийск — Ашкале).
К узлам ОК относятся города и агломерации. На уровне региона к крупным городам добавляются ещё и средние города (20-100 тыс. чел.), а уровень мезорайона (его часть) представлен всеми городами (10-20 тыс. чел.) и крупными посёлками городского типа (меньше 10 тыс. чел.). Все узлы ОК, несмотря на свои размеры выполняют следующие роли:
- районообразующая и районоорганизующая роль: узлы ОК дают ориентир развитию территориальной структуры менее развитых районов, разносторонне их обслуживают, выступая в качестве региональных столиц;
- роль фактора взаимодействия: будучи фокусами внутрирайонных связей, узлы собирают и перерабатывают поступающую к ним разнообразную продукцию и при этом работают ещё как транспортно-формирующие и транспортно-распределитель-ные узлы, включая свои районы в межрайонные связи;
- освоенческая роль: узлы ОК создают для каркаса разнообразное обеспечение — информационное, кадровое, организационное, транспортное, строительное, проектное и т. д.
Все три роли в каждом конкретном узле находятся в разных соотношениях. К примеру, в некоторых узлах сильно выражена освоенческая роль, которая определяет набор отраслей и видов деятельности, территориальную организацию обслуживания [3].
На сегодня Херсонское Приднепровье имеет следующие узлы ОК, которые можно разделить на три группы по количеству населения:
- крупные города: Херсон (297,5 тыс. чел.);
- полусредние города: Новая Каховка (47,7 тыс. чел.), Каховка (37,3 тыс. чел.), Алешки (Цюрупинск, 25,1 тыс. чел.);
- малые города: Голая Пристань (14,8 тыс. чел.), Берислав (13,1 тыс. чел.), Тав-рийск (10,9 тыс. чел.).
Размер населённого пункта и его административный статус отображают его формальное положение в иерархии системы расселения района. Так, Херсон — это крупный полифункциональный центр областной системы расселения, который выполняет административно-политические, экономические, организационные и культурные функции. Областной центр имеет значительный потенциал в развитии промышленного комплекса, портового хозяйства. Именно Херсон определяет развитие остальных городов в системе расселения, в большей мере притягивая у них функции и потенциал, несмотря на то, что город находится на правом берегу Днепра, а большинство — на левом.
М, Барвинок
та Петровка
4 °
Солнечное
Схидноа _
Богданов« I
Крутой Яр
м [ Надднелрянское
Черно бзевка -_Г у/
Куйбышеао ^ ^
Комы шайка
О
Никольское/^-.
Козачьи Лагеря
Пролетарка
Корсунка
ГЗ Днепряны 1 ^Кринки Новые Лагеря - ^
п™1"1' | [^3 Раздолное
Каменка
Вильная Украина
Плодовое
Коробки
л
Песчаное НОВАЯ КАХОВКА
¿1 ¥ цукуры -----
Обрывка -
Тополевка Сергеева гД
Червоное Подолье V-"
Новая Маячка
Чернянка ' # '
Черноморьеака
о
Новокаменка
Богдановка ®
Привольное
Г~ ^ Семеновка Любимо-Павловка \3
^ЩР^ & С •'' Кардашинка А В
ГОЛАЯ ПРИСТАНЬ Костогрыэоео
Условные обозначения:
Большие Копани
Счастливое
Чориая Доли
сз о
Костогризово
Наталовка
Старая Маячка . ^Р""0" 0
Магдалиновка П ТЛ ^
Юбилейное иЛ дружба
города пгт и села
автодороги границы областей
Ьо о
Рис. 1. Опорный каркас расселения Херсонского Приднепровья
Берислав — организационно-хозяйственный и культурно-бытовой центр районного значения, обладает значительным потенциалом в развитии машиностроительной отрасли промышленности на основе машиностроительного завода, завода железобетонных изделий, завода нестандартного оборудования, которые на современном этапе не функционируют ввиду депрессивного состояния экономики; второй город Херсонщины, который расположен на правом берегу Днепра.
Голая Пристань — организационно-хозяйственный и культурно-бытовой центр районного значения и лечебно-оздоровительный центр. Город подвержен влиянию Херсона, поэтому в будущем возможно развитие предприятий промышленности, как вследствие переноса нагрузки из областного центра, так и в результате расширения собственной промышленной базы (пищевая, рекреационная отрасли и др.).
Каховка — промышленный центр, главный из городов Левобережной Херсонщины. Высокий уровень развития машиностроения (завод электросварочного оборудования, железобетонных изделий, ремонтный и экспериментально-механический заводы) содействует тесным экономическим связям, как с городами левого берега Днепра, так и с самим Херсоном.
Новая Каховка — промышленный центр, один из главных промышленных городов региона. В городе получили развитие предприятия машиностроения, электроэнергетики, мебельной и пищевой отраслей (Каховская ГЭС, ОАО Югэлектронмаш, ОАО Укргидромех, завод железобетонных конструкций, мясокомбинат, маслозавод). В перспективе Новая Каховка может быть главным фокусом системы расселения на левом берегу Днепра, поскольку она имеет наибольший потенциал.
Алешки (до 2016 г. — Цюрупинск) — организационно-хозяйственный и культурно-бытовой центр районного значения, лечебно-оздоровительный центр. Город также находится под влиянием Херсона, поэтому его развитие определяется параллельным вектором к центру системы расселения. Главными предприятиями являются швейная и пищевая фабрики, хлебокомбинат. Согласно планам на будущее, в Алешки будут частично перенесены производственные мощности и будут созданы зелёные зоны. Сам город вполне может ждать перспектива «поглощения» Херсоном.
Таврийск — организационно-хозяйственный и культурно-бытовой центр районного значения. Его промышленность направлена на обеспечение и перемещение предприятий с Каховки. Основными промышленными объектами являются завод железобетонных конструкций, 6 железнодорожных предприятий, 3 автотранспортных, хлебокомбинат, зерновой терминал Таврос и мясокомбинат. В перспективе городу будет отведена сугубо транспортная роль и усиление межрайонных связей с близлежащими городами левого берега Днепра [2].
Линейные элементы ОК необходимы для создания связей между узлами. Тут
наблюдаются прямые зависимости:
- чем больше линейных элементов в ОК, тем более сильными являются связи между узлами;
- чем больше узловых элементов в ОК, тем больше присутствует в ОК линейных элементов.
Линейные элементы ОК включают в себя магистрали и полимагистрали. Магистрали — линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технологический уровень и высокую провозоспособность. На магистралях концентрируются перевозки грузов и пассажиров, благодаря чему
магистрали выполняют основную часть работы в межрайонном обмене. Магистра-лизация — мощное средство экономического сближения районов и центров, один из способов экономического сжатия территории.
Полимагистрали возникают в результате следования общей трассой нескольких видов транспорта. Это приводит к ещё большей (по сравнению с магистралями) концентрации связей на основных направлениях, образованию транспортных коридоров, что даёт большие преимущества при строительстве транспортных систем и во время их эксплуатации [3].
Линейные элементы сами по себе имеют определённое влияние на опорный каркас территории, поскольку именно их положение влияет на направление и тесноту связей между узлами ОК. Одним из методов в экономической географии, который позволяет определить тесноту связей и их влияние на ОК, является теория графов. Данная статья будет базироваться на результатах исследований норвежского математика Ойстина Ope, который создал теорему о степенях пар несмежных вершин в гамильтоновом графе. Для того, чтобы граф был гамильтоновым, необходимо соблюдение условия суммы степеней пар несмежных вершин — если каждая пара в сумме даёт как минимум общее число вершин графа [4]. В результате проверки теории Ope было определено, что граф ОК Херсонского Приднепровья является гамильтоновым, при этом имея гамильтонов путь, т. е. через каждую вершину графа можно пройти один раз, учитывая, что начало и конец пути не совпадают. Собственно, теорией графов принято считать раздел качественной геометрии, который оперирует безразмерными величинами и пространственными элементами — точками, линиями, поверхностями, объёмами и отношениями (связями) между ними. Основными понятиями в теории графов являются вершина графа и ребро графа.
Главными проблемами, которые решаются с помощью теоретико-графового
подхода, являются:
- изучение структуры экономико-географических сетей и характеристика их отдельных компонентов (элементов);
- изучение пространственной дифференциации продуктивных сил и их структурных частей;
- выделение иерархии экономико-географических объектов (центров, районов и т. д.);
- составление экономико-географических карт с использованием качественного фона.
В данной статье внимание будет уделено проблеме структуры линейно-узлового ОК расселения Херсонского Приднепровья через определение трёх характеристик графа: меру центральности, связанности и форму (рис. 2).
Мера центральности характеризует позиционность вершин графа, которая на самом деле соответствует пространственному размещению центров, локальных, региональных и транспортных узлов. Для определения наиболее центральных узлов ОК используют индексы доступности вершин:
- абсолютный индекс доступности (S^;
- число Кенига (1С);
- индекс Бавелаша (El):
- индекс Бичема (R) [7].
Берислав 0
Каховка
О
О 0
Новая
Каховка Таврииск
Херсон
О
О
Голая Алешки
Пристань Д.)
Условные обозначения: О вершина графа ребро графа
Рис. 2. Модель графа ОК Херсонского Приднепровья
Мера связанности графа показывает, насколько он насыщен контактами (ребрами) и триангулирован. Наиболее распространены три меры связанности: альфа-, бета- и фита-индексы.
Альфа-индекс а определяется как отношение цикломатического числа к максимальному количеству рёбер:
Е-У + С /IV а =-' х';
27-5
где Е — количество рёбер; V — количество вершин; в — количество компонент связанности.
Альфа-индекс всегда больше 0 и меньше 1 и показывает отношение фактического количества независимых циклов графа к их максимальному количеству.
Бета-индекс |3 — это отношение количества рёбер к количеству вершин графа:
Данный индекс изменяется от 0 до 3. Он меньше чем единица для графа-дерева; равняется единице, когда граф имеет один независимый цикл; больше чем единица и меньше чем три, когда граф имеет более одного независимого цикла.
Фита-индекс ф показывает отношение фактического количества рёбер графа к их максимальному количеству.
У = (3)
Фита-индекс используется для определения связанности планарных и плоских графов.
Важным является понятие меры формы графа. Понятие формы графа ассоциируется с понятием его компактности и зависит от связанности. Форма графа опре-
деляется с помощью показателя к. Он определяется как отношение общей длины С сети к её диаметр}' с1:
К = - (4)
а
Эмпирическим образом доказано, что с возрастанием показателя к уровень развития региона (района) выше.
В результате проведённых математических расчётов по вышеуказанным формулам, были определены количественные показатели, которые характеризуют меру центральности, связанности и формы графа опорного каркаса Херсонского Приднепровья (табл. 1):
Таблица 1
Индексы меры центральности опорного каркаса Херсонского Приднепровья
(рассчитано автором)
Город Индексы доступности вершин
К1 В1 Ш
Херсон 13 4 6,77 0,46
Берислав 12 3 7,33 0,58
Голая Пристань 15 4 5,87 0,47
Алешки 10 3 8,80 0,70
Новая Каховка 9 2 9,78 0,78
Таврийск 12 3 7,33 0,58
Каховка 17 4 5,18 0,41
По данным таблицы можно выделить узлы опорного каркаса, которые имеют наиболее центральное положение в графе: Новая Каховка (I = 0,78) и Алешки (к = = 0,70). Это объясняется тем, что они имеют наибольшее количество рёбер графа, которые являются транспортными магистралями. Именно эти два города находятся на пересечении дорог в Херсонской области, как в направлении «север — юг», так и в направлении «запад — восток». Периферийными узлами можно считать Каховку и Херсон, поскольку в нашем ОК они имеют диаметрально противоположное положение и находятся на наибольшем удалении друг от друга.
Что касается альфа-, бета-, фита-индексов и показателя л, то их значения являются общими для всего графа, а не для определённого узла ОК:
- а-индекс = 0,11 (указывает на малую цикличность графа ОК);
- Р-индс кс = 1 (ОК представлен моноцикличным графом, тем который имеет лишь один цикл);
- ф-индекс = 0,47 (показывает средний уровень связанности между узлами ОК);
- л = 1,95 (поскольку значение показателя больше чем 1, то можно говорить про развитие транспортного сообщения, а значит и уровня связанности).
Теория графов помогла определить те узлы опорного каркаса, которые имеют наибольшее влияние с точки зрения связей и наличия магистралей. Но помимо ли-
нейно-узлового эффекта, целью статьи также было раскрытие особенностей распределения синергетического эффекта на территории Херсонского Приднепровья. Для того, чтобы определить возможный потенциал развития территорий между городами, нужно проанализировать процесс имплозии. Наилучшим вариантом расчёта имплозии является использование закона всемирного тяготения, в котором вместо массы тел используется количество населения.
= С ■ ПЧ ■ т2 а (5)
где Б — сила имплозии; в — гравитационная постоянная (6,67- Ю-11); ггц — численность населения первого города; т2 — численность населения второго города; г — расстояние между двумя городами.
В результате проведенных вычислений были получены показатели имплозии по численности населения на 01.10.2016 (табл. 2):
Таблица 2
Имплозия в городах Херсонского Приднепровья (рассчитано автором по данным [8])
Город Херсон Берислав Голая Пристань Алешки Новая Каховка Таврийск Каховка
Херсон X 0,04 0,16 1,24 0,15 0,03 0,10
Берислав 0,04 X 0,00 0,00 0,09 0,02 0,04
Голая Пристань 0,16 0,00 X 0,04 0,02 0,00 0,00
Алешки 1,24 0,00 0,04 X 0,01 0,00 0,01
Новая Каховка 0,15 0,09 0,02 0,01 X 1,39 0,60
Таврийск 0,03 0,02 0,00 0,00 1,39 X 0,27
Каховка 0,10 0,04 0,00 0,01 0,60 0,27 X
Явление имплозии наблюдается между городами Херсон и Алешки (Б = 1,24) и Новой Каховкой и Таврийском (Б = 1,39). Это связано с территориальной близостью данных пар городов и схожестью их исторического и экономического развития. В будущем вполне возможным является поглощение Алешек со стороны Херсона, и Таврийска — со стороны Новой Каховки. Есть вероятность, что имплозия имеет перспективы в паре Новая Каховка-Каховка. Учитывая, что город Таврийск находится между Новой и «Старой» Каховкой, то поглощение Таврийска представляется неминуемым, которое упирается лишь в вопрос времени. Остальные пары городов, согласно расчётам, не склонны к имплозии, а значит развиваются концентрично, при этом не имея значительного уровня межрайонных и локальных связей.
Выводы. В результате проведённого анализа можно сделать заключение о том, что для Херсонского Приднепровья линейно-узловой каркас расселения является
наиболее приемлемым, поскольку он полностью отражает природно-географические условия территории: разделение ОК на две части одной из самых широких частей Днепра и малоосвоенные в хозяйственном аспекте территории югостепной (сухо-степной) зоны Левобережной Херсонщины.
Вместе с тем было определено, что города, которые имеют наиболее центральное положение в графе Херсонского Приднепровья, а значит и самое выгодное, не могут в полной мере использовать свой потенциал ввиду оттягивания части функций, промышленных мощностей и трудовых ресурсов в более крупные города, которые имеют периферийное положение в опорном каркасе территории.
Также при использовании гравитационной модели расчёта уровня имплозии в узлах ОК Херсонского Приднепровья были получены данные, которые свидетельствуют об активной фазе процесса имплозии в двух парах городов из семи. Данные пары городов показывают, что на территориях, которые находятся между ними, присутствует синергетический эффект. Кроме этих пар, ещё две обладают зачатками притягивания городских центров, но ввиду недостаточного уровня социально-экономического развития данные пары городов на сегодняшний день развиваются по отдельности. Все остальные пары городов (81 % от общего количества пар) не склонны к процессу имплозии, где главной причиной является значительная удалённость центров опорного каркаса или же их тяготение к более развитым городам.
Таким образом, можно смело утверждать, что линейно-узловой опорный каркас расселения Херсонского Приднепровья нуждается в усовершенствовании и имеет для этого значительные предпосылки и потенциал, особенно в городах, которые больше всего подвергнуты процессу сближения, что напрямую увеличивает значение синергетического эффекта.
Литература
1. Баранский H. Н. Об экономико-географическом изучении города // Экономическая география. Экономическая картография. М., 1956. С. 156.
2. Географ1я Херсонщини: Навчальний поибник / Пилипенко I. О., Мальчикова Д. С., Ермакова С. Л., Руденко M. М., Грачова О. М., Козловець А. В., Сарюсов А. Ю. Херсон: ПП Вишемирський В. С., 2007. 221 с.
3. JIanno Г. М. География городов. Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 480 с.
4. Ope О. Графы и их применение / Пер. с англ. М., 2002. 176 с.
5. Полян П. М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения, М., 1988.
6. Хорее Б. С. Проблемы городов. М.: Мысль, 1975. 428 с.
7. Шаблш О. I. Математичш метода в сощально-економ1чнш географи: Навч. видання. Льв1в: Cbît, 1994, 1. 304 с.
8. Головне управлшня статистики у Херсонськш облает! [Электронный ресурс]: URL: http://www. ks.ukrstat.gov.ua/
Об авторе
Скляров Александр Андреевич — студент, кафедра экономической и социальной географии, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина.
E-mail : skliarovolexandr@gmail .com
A. Skliarov
FORMATION OF LINEAR-NODULAR EFFECT OF KHERSON AND KHERSON TRANSDNIEPER
This article discusses the possibility of creating a synergy effect by combining the Kherson Transdnieper, headed by the city of Kherson. When analyzing the possibility of creating this effect is taken as a basis for the reference frame of cities along the lower reaches of the Dnieper River as one of the most significant areas of the Black Sea coast. Due to the fact that the Dnieper flows through the territory of three countries, there is an opportunity to represent and enhance the economic role of the Kherson Transdnieper using cross-border cooperation. Therefore, the value of the reference frame along the Dnieper River in the future may increase, thus creating a multifunctional industrial cluster.
Line-node patterns are one of the most effective, as it allows for levelling and gains economic benefit from the natural objects that divide the territory of the settlement framework in two parts. In view of a rational distribution ofcities in the lower reaches of the Dnieper and increase their mutual influence, there were two sinter formations, which have no economic and social connection. This article will suggest ways to solve this problem by the increase in the potential of the territory between them, include them in the frame of support. As a result of the calculations according to the formula of the gravitational field have been identified areas that are most and least exposed to the implosion process.
Key words: Kherson Transdnieper, support frame, Dnieper, Kherson, settlement system, linearly-node effect, cluster, a synergistic effect.
About the author
Aleksandr Skliarov, Department of Economic and Social Geography, Taras Shevchenko National University of Kyiv, Kyiv, Ukraine.
E-mail: skliarovolexandr@gmail. com
Статья поступила в редакцию 01.02.2017 г.