Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКОЙ АУТЕНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКОЙ АУТЕНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Формирование личностных результатов обучающихся / уровень основного общего образования / подходы / технология / виды заданий / детская аутентичная литература. / Personal results formation / secondary school / approaches / technology / types of tasks / children’s authentic literature.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левантовский Ф. О., Тарасюк Н. А.

В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования личностных результатов школьников на основе применения детской аутентичной литературы, изложены подходы, обеспечивающие эффективность данного процесса, и отражены основные этапы технологии, базирующиеся на применении лингводидактического материала национальных корпусов. Особое место в статье уделяется рассмотрению видов заданий аксиологической направленности, обеспечивающих формирование наиболее значимых ценностей у школьников на уровне основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левантовский Ф. О., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL STUDENTS’ PERSONAL RESULTS FORMATION AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES ON THE BASIS OF AUTHENTIC CHILDREN’S

The article depicts theoretical and technological aspects of school students’ personal results formation at the lessons of foreign languages on the basis of authentic children’s literature. The article describes the most important theoretical approaches and the main stages of technology, based on the usage of educational materials represented in National Linguistic Corps. The authors pay special attention to the main types of tasks which provide the axiologically-oriented context of teaching aimed at values’ formation at the level of secondary education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКОЙ АУТЕНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕТСКОЙ АУТЕНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© 2024 Ф. О. Левантовский1, Н. А. Тарасюк2

1 аспирант кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: fedorl51098 @ mail. ru 2доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: tarasuklock@mail.ru

Курский государственный университет

В статье представлены теоретические и технологические аспекты процесса формирования личностных результатов школьников на основе применения детской аутентичной литературы, изложены подходы, обеспечивающие эффективность данного процесса, и отражены основные этапы технологии, базирующиеся на применении лингводидактического материала национальных корпусов. Особое место в статье уделяется рассмотрению видов заданий аксиологической направленности, обеспечивающих формирование наиболее значимых ценностей у школьников на уровне основного общего образования.

Ключевые слова: формирование личностных результатов обучающихся, уровень основного общего образования, подходы, технология, виды заданий, детская аутентичная литература.

SCHOOL STUDENTS' PERSONAL RESULTS FORMATION AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES ON THE BASIS OF AUTHENTIC CHILDREN'S

© 2024 F. O. Levantovsky1, N. A. Tarasuk2

Postgraduate student, Department of Language Theory and Methods of Teaching

Foreign Languages e-mail: fedorl51098 @ mail. ru 2Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory of Language and Methods of Teaching Foreign Languages e-mail: tarasuklock@mail. ru

Kursk State University

The article depicts theoretical and technological aspects of school students' personal results formation at the lessons of foreign languages on the basis of authentic children's literature. The article describes the most important theoretical approaches and the main stages of technology, based on the usage of educational materials represented in National Linguistic Corps. The authors pay special attention to the main types of tasks which provide the axiologically-oriented context of teaching aimed at values' formation at the level of secondary education.

Keywords: personal results formation, secondary school, approaches, technology, types of tasks, children's authentic literature.

Важнейшей целью обучения школьников является формирование личностных результатов на основе овладения предметным содержанием изучаемых дисциплин. Одной из приоритетных дисциплин сегодня на уровне основного общего образования является иностранный язык, который обладает огромным воспитательным потенциалом. Важнейшей составляющей обучения иностранному языку уровне основного общего образования является изучение произведений детской аутентичной литературы, которые представляют собой содержательную основу построения иноязычного общения, выступающего в качестве канала формирования личностных результатов школьников. В процессе организации общения на основе произведений детской аутентичной литературы происходит овладение обучающимися личностными смыслами, которые отражены в фактах культуры, в произведениях зарубежных авторов.

Проектирование процесса формирования личностных результатов школьников на занятиях по иностранному языку требует конкретизации данного понятия применительно к особенностям организации обучения иностранному языку школьников профильных классов с учётом требований обновлённых образовательных стандартов для данного уровня подготовки обучающихся. В соответствии с требованиями обновлённых ФГОС основного общего образования по иностранному языку на занятиях должны реализовываться следующие виды воспитания: гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое [1]. Достижение данной цели возможно на основе применения средств художественной литературы, которая обладает огромным аксиологическим потенциалом и выступает в качестве основы для формирования аксиологически направленной образовательной среды на уровне основного общего образования.

Детская аутентичная литература даёт возможность для реализации аксиологической парадигмы иноязычного образования, поскольку художественные произведения характеризуются ценностной проблематикой и их правильное использование на занятиях по иностранному языку способствует формированию ценностных ориентаций, которые основаны на общечеловеческих гуманистических ценностях, определяющих векторы личностного и профессионального развития школьников [7].

В настоящее время можно наблюдать такие негативные явления в современном социуме, как потеря духовно-нравственных ценностей, обесценивание духовного наследия, накопленного представителями различных стран мира, неумение представить национальные интересы своей страны с учётом важнейших социально-экономических потребностей в современном поликультурном мире. Все эти негативные факторы возможно преодолеть при условии построения полноценного учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, характеризующегося аксиологической направленностью. Аксиологическая направленность процесса иноязычного образования обеспечивает формирование гармоничной психологической основы личности [5].

Однако результаты существующих теоретических исследований в области методики обучения иностранным языкам и накопленный эмпирический опыт свидетельствуют о том, что потенциал детской аутентичной литературы используется не в должной мере, идёт снижение качества воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» [2].

В настоящий момент имеют место противоречия:

- между необходимостью разработки основных теоретических позиций, обеспечивающих основу формирования личностных результатов обучающихся

на занятиях по иностранному языку, и недостаточной их конкретизацией применительно к особенностям реализации аксиологического потенциала на основе использования детской литературы;

- между необходимостью обоснования и разработки соответствующей технологии применительно к процессу формирования личностных результатов школьников на занятиях по иностранному языку на основе средств детской аутентичной литературы и недостаточной освещённостью данной технологии с учётом особенностей реализации аксиологических задач на уровне среднего общего образования.

Указанные противоречия определили проблему данного исследования: теоретические и технологические аспекты формирования личностных результатов школьников на основе применения детской аутентичной литературы. Цель данной статьи заключается в представлении основных подходов, лежащих в основе эффективности процесса формирования личностных результатов обучающихся, а также в представлении этапов технологии дополненной реальности, которая может выступать в качестве практической основы реализации аксиологической направленности образовательного процесса на занятиях по иностранному языку с применением средств детской аутентичной литературы.

В качестве приоритетного подхода в данном исследовании избран аксиологический подход, который направлен на присвоение школьниками наиболее значимых ценностей, отражённых в произведениях детской аутентичной литературы, а также на расширение аксиологического кругозора обучающегося, который является основой для развития аксиологического мышления в процессе анализа фактов культуры, представленных в произведениях детской аутентичной литературы [8].

Реализация аксиологического подхода обеспечивает достижение следующих результатов:

1) воспитание уважения к исторической памяти своего народа - патриотизма;

2) воспитание уважения к духовному и культурному наследию своего народа и других стран;

3) воспитание чувства прекрасного; воспитание уважения к научным открытиям и достижениям различных стран мира;

4) воспитание личностного достоинства (постоянное личностное развитие и самообразование; самореализация в личностном и профессиональном планах);

5) формирование нравственного сознания.

Реализация аксиологического подхода на занятиях по иностранному языку на основе применения произведений детской аутентичной литературы способствует формированию личностных качеств обучающихся, таких как доброта, честность, ответственность, трудолюбие, сострадание, красота [4].

Следующим важнейшим подходом, направленным на формирование личностных результатов школьников на основе использования произведений детской аутентичной литературы, является контекстный подход, который предусматривает погружение обучающихся в аксиологически направленный контекст литературных произведений, отражающих важнейшие обще-человеческие ценности, лежащие в основе развития и прогресса представителей современной цивилизации [2]. В процессе формирования важнейших личностных результатов у подростков в качестве контекста выступают аутентичные литературные произведения, отражающие различные точки зрения на приоритетные векторы современного мира (сохранение и развитие современного социума, национальной идентичности, духовных скреп, объединяющих различные народы мира; применение достижений человечества в целях развития личности).

Теоретической основой данного исследования также выступает проблемно-деятельностный подход, который основан на вовлечении обучающихся в виды деятельности, связанные с решением аксиологически направленных проблем, отражённых в произведениях детской аутентичной литературы. К данным видам деятельности относятся следующие: деятельность, связанная с анализом и интерпретацией произведений детской аутентичной литературы на иностранном языке; драматизация ценностно ориентированных произведений в театральной деятельности; проектная деятельность, связанная с созданием творческого литературного продукта на иностранном языке [6].

Представленные теоретические подходы неразрывно связаны с технологией формирования личностных результатов школьников на основе применения детской аутентичной литературы, которая включает в себя следующие этапы:

1) погружение в аксилогически направленную среду на основе изучения литературного произведения;

2) анализ и интерпретация фактов культуры и ценностей, отражённых в литературных произведениях;

3) расширение представлений об аксиосфере на основе применения традиционных средств и средств корпусной лингвистики (применение лингводидактического материала национальных лингвистических корпусов в процессе интерпретации ценностей, представленных в литературных произведениях);

4) применение знаний о фактах культуры и ценностях, отражённых в литературных произведениях, для решения практико-ориентированных, проблемных аксиологических задач (построение высказывания на иностранном языке);

5) создание творческого и индивидуального аксиологически направленного продукта на основе произведений детской аутентичной литературы (возможным вариантом реализации этого этапа является участие обучающихся в театральной деятельности на иностранном языке);

6) анализ результатов аксиологически направленного творческого продукта с целью его совершенствования.

Предлагаемая технология предусматривает выполнение аксиологически направленных заданий:

- на осознание ценностей родной и иностранной культуры;

- на создание логико-смысловой карты проблем по аксиологически направленным темам (например, «Доброта как величайшая ценность в произведениях российских и зарубежных авторов»);

- аналитической направленности, которые предполагают сравнительно-сопоставительное изучение произведений русской и зарубежной литературы;

- проектировочной направленности, предполагающие создание ценностно ориентированных проектов;

- на овладение художественной стороной речи и формами реализации её ценностной составляющей;

- рефлексивной направленности, обеспечивающие критическую оценку творческого литературного продукта.

Необходимо отметить, что предлагаемые виды заданий должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, вызывать у них эмоциональный отклик и способствовать развитию аналитического мышления.

В процессе выполнения заданий школьники вовлечены в активную дискуссию, в ходе которой они выражают свои точки зрения по поводу аксиологических проблем, отражённых в произведениях на иностранном языке.

В качестве содержательной основы процесса формирования личностных результатов на занятиях по иностранному языку могут выступать короткие рассказы на иностранном языке, сказки, притчи, стихотворения, крылатые выражения на иностранном языке, пословицы, поговорки, высказывания писателей на иностранном языке, образовательные сайты.

В процессе организации занятий эффективно используется «мозговой штурм», организуются беседы в вопросно-ответной форме, используются проблемные задания, способствующие развитию эмоционального интеллекта обучающихся.

Особое место в организации деятельности с обучающимися отводится аналитической работе с материалами национальных лингвистических корпусов, отражающих языковые средства, представляющие наиболее значимые ценности для представителей страны изучаемого языка. В ходе работы обучающиеся находят необходимую информацию по ссылке, предлагаемой учителем, и интерпретируют её. Учитель предлагает детям заранее подготовленные раздаточные материалы, отражающие содержание лингвистических корпусов по изучаемой аксиологической проблеме, которые в дальнейшем используются школьниками для анализа, осмысления и построения собственных высказываний по изучаемой аксиологической проблеме.

Таким образом, процесс формирования личностных результатов школьников на основе применения детской аутентичной литературы включает в себя теоретическую и технологическую составляющие, реализация которых способствует осмыслению и присвоению обучающимися наиболее значимых ценностей и формированию у них необходимых личностных качеств. Теоретической основой данного процесса выступают аксиологический, контекстный, проблемно-деятельностный подходы, которые реализуются в соответствующей технологии, предусматривающей работу с детскими литературными аутентичными произведениями. Важнейшим этапом технологии является многоаспектный анализ изучаемых аксиологических проблем, представленных в материалах национальных лингвистических корпусов.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения от 12.08.22 № 732

2. Вербицкий, А. А. Психология и педагогика контекстного образования / А. А. Вербицкий. - Воронеж: Издательство Воронежского технического университета, 2018. - 148 с.

3. Горбулина, Н. А. Педагогическая модель реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками / Н. А. Горбулина // Наука и школа. - 2021. - № 4. - С. 142-148. - иЯЬ: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/142148.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

4. Дейкина, А. Д. Ценностные смыслы современного учебника русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2018. - Том 79. - № 8. - С. 7-10.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. -2-е изд. - Москва: Университетская книга; Логос, 2008. - 384 с.

6. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие для студентов высш. учеб. зав., обуч. по напр.

и спец. психологии / А. М. Матюшкин; под редакцией А. А. Матюшкиной. - Москва: КДУ, 2009. - 189 с.

7. Пассов, Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования / Е. И. Пассов. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010. - 543 с.

8. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под редакцией В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.