Научная статья на тему 'Формирование личностных качеств воспитанников детских домов семейного типа'

Формирование личностных качеств воспитанников детских домов семейного типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / MENTAL DEVELOPMENT / SOCIAL ORPHANAGE / PERSONAL FEATURES / PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смук О. Т.

Детский дом семейного типа как форма общественного воспитания детей, лишенных родительской опеки, имеет объективные преимущества перед другими институтами социализации, прежде всего интернатного типа. Естественность процесса воспитания, эмоциональный контакт ребенка с родителями-воспитателями, основанный на доверии детей и взрослых членов семьи, воспитание в малой группе полностью отвечает требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных качеств воспитанников детских домов семейного типа»

Смук О.Т. ©

Старший преподаватель, кафедра социологии и социальной работы,

Ужгородский национальный университет, Украина

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Аннотация

Детский дом семейного типа как форма общественного воспитания детей, лишенных родительской опеки, имеет объективные преимущества перед другими институтами социализации, прежде всего интернатного типа. Естественность процесса воспитания, эмоциональный контакт ребенка с родителями-воспитателями, основанный на доверии детей и взрослых членов семьи, воспитание в малой группе полностью отвечает требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни.

Ключевые слова: детский дом семейного типа, социальное сиротство, личностные качества, психическое развитие, формирование личности.

Keywords: mental development, social orphanage, personal features, personality formation.

Кризисные явления, которые на протяжении последних лет переживает Украина, негативно влияют на функционирование семьи как отдельного социально-воспитательного института. Подтверждением этого деструктивного влияния является отделение семьи от отцовства, что проявляется в значительном увеличении неполных семей и уклонении супружеской пары от выполнения родительских обязанностей. Все это стало причиной того, что в течение последнего десятилетия в Украине наблюдается катастрофическое увеличение числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Из 100 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только около 7% детей - биологические сироты [9, 27]. Остальные - дети, которые стали сиротами при живых родителях, в результате решения суда о лишении родителей родительских прав, или же родители которых находятся в местах лишения свободы. Ежегодно почти 900 новорожденных становятся социальными сиротами в первые дни жизни из-за отказа от них матерей еще в роддомах [8, 45]. Активная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако мало изученной и непонятной остается природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по данной проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важную форму социального поведения женщины -материнство.

Значительное увеличение «социального» сиротства, появление новых его характеристик стало для Украины угрожающим явлением. Наблюдается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи. Феномен социального сиротства как производное образование системного кризиса украинского общества отличается особой актуальностью и приобретает отдельный научный статус. Депривация, которая является следствием сиротства, приобретает пандемический характер и предопределяет всю систему личностного социально-психологического развития ребенка-сироты, наделяя его негативными и дискомфортными сегментами. Своей глубиной и мощностью депривации грозят деструктивному развитию на всех уровнях, обуславливая своеобразность личностного развития. Пребывание детей-сирот и детей лишенных родительской опеки в институциональных учреждениях усиливает разностороннее подавление субъективности, внутренней активности, тормозит личностную автономность. Дети-сироты, воспитывающиеся в институциональных учреждениях, характеризуются целым рядом отклонений, которые отрицательно сказываются на самосознании, самооценке и самоакцептации, прослеживаются расстройства и дисгармония в процессе личностного становления.

Несформированность ключевых жизненных ориентиров, аксиологическая дихотомия, страдания от потери смысла бытия, чувство одиночества порождает своеобразный экзистенциальный вакуум, который ограничивает личностный потенциал депривированой личности. Дети-сироты имеют отягощенный анамнез развития и травматический апперцептивный опыт, обусловленный

© Смук О.Т., 2013 г.

прежде всего отсутствием или потерей биологических родителей, равнодушным и жестоким отношением, проживанием в асоциальных и девиантных условиях и т.п.

В Украине уже не первое десятилетие развиваются семейные формы содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Эта проблема стала объектом исследования многих ученых (Т.Ф. Алексеенко, А.Ф. Андрейчак, Г.М. Бевз, Т.В. Войцях, Л.С. Волинец, Я. Гошовський, А.В. Гулевская-Черныш, У.Б. Долиняк, Н.О. Ершова, И.Д. Зверева,

Н.Я. Каленская, Г.М. Лактионова, И.В. Пеша, О.В. Шершень, О.С. Шипиленко,). Они

преимущественно останавливаются на технологиях создания, этапах деятельности и т.д., и мало исследуют проблемы функционирования семейных форм содержания и воспитания, особенности формирования личности в ДБСТ. Усыновление, опека и попечительство над детьми — проверенные временем формы семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, тогда как альтернативные формы, получили развитие лишь в последнее время: детский дом семейного типа является новацией семейного законодательства Украины.

На протяжении последних лет в Украине значительное распространение получила такая форма опеки детей-сирот, как детские дома семейного типа, где, согласно результатам нашего исследования, существуют оптимальные условия для всестороннего, гармонического развития детей, лишенных родительской опеки.

Воспитательный процесс в детском доме семейного типа оказывает влияние одновременно на моральное и интеллектуальное развитие ребенка, мышление, межличностные отношения, дети-сироты лучше усваивают нормы поведения взрослых и ровесников исходя из того, что семья - это первичная модель общества.

Воспитание в детских домах семейного типа направлено на предоставление возможности детям-сиротам в семейном окружении усвоить социальные правила и нормы жизни. Фактически, детский дом семейного типа - это благотворительная семья, в которой, наряду с родными, воспитываются и приемные дети, он выполняет функции социального и социализирующего института. Родителям-воспитателям необходимо быть готовыми к негативным проявлениям в поведении приемных детей, без сомнения, такое поведение является следствием предыдущей жизни. Это могут быть: различные уровни проявления агрессивности (разрушительная активность, жестокость, злоба, грубость, неуправляемость и т.п.), кражи, ложь, лень, нежелание учиться, неряшливость, постоянное чувство голода (неограниченность в пище); периодическое попрошайничество [9, 245].

Неясность в собственном прошлом и в причинах "социального" сиротства оказалась фактором, препятствующим созданию собственной идентичности. Борьба за новую идентичность является одной из основных проблем детей в период преодоления депривационных последствий.

Особую группу составляют дети, которые пережили жестокое обращение, насилие и особенно нуждаются в психологической помощи. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и сопровождается тяжелыми психологическими последствиями. Около 10% детей - жертв насилия погибают, у многих из них развиваются отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере [6, 42]. Сексуальное надругательство в детстве (как и различные виды физической жестокости) могут привести к трагическим последствиям, в частности к гибели ребенка или увечьям, и сформировать у него комплексы относительно взаимоотношений с другими людьми в течение жизни.

Часто имеет место эмоциональное (психологическое) давление и пренебрежение (оскорбления словами, использование оскорбительных прозвищ, постоянное игнорирование). Такое поведение более всего влияет на психическое состояние, социальное и нравственное развитие личности. Ребенок, которого постоянно оскорбляют и унижают, не может конструктивно строить межличностные и социальные отношения. Имея негативный пример, ему трудно осознать и усвоить морально-этические нормы социального поведения.

Социальные сироты характеризуются в основном неадекватной самооценкой. Они часто находятся в состоянии тревоги, напряжения, неуверенности, разочаровавшись в людях и обстоятельствах, которые их окружают. В таких условиях формирование личности ребенка, оставшегося без семьи вследствие деформации внутрисемейных отношений, происходит по невротическому типу, когда на первый план выступают защитные механизмы. Дети приспосабливаются к новым условиям, часто как бы забывая своих родных, а иногда даже демонстрируя негативное отношение к ним.

Итак, развитие ребенка, который пережил депривацию в раннем возрасте, уже в первые годы жизни отличается от развития его сверстников из семьи.

Психологический и педагогический потенциал детского дома семейного типа как формы общественного воспитания детей, лишенных родительской опеки, имеет объективные преимущества перед другими институтами социализации, прежде всего интернатного типа. Для детского дома семейного типа характерным есть естественность процесса воспитания, эмоциональный контакт ребенка с родителями-воспитателями, основанный на доверии детей и взрослых членов семьи. Воспитание в малой группе полностью отвечает требованию постепенной интеграции ребенка в социальную среду. Комплексный подход к воспитанию, интегративный характер воспитания, индивидуальный подход к каждому ребенку, общая заинтересованность в отношениях воспитателей и воспитанников, контроль над негативными проявлениями эмоций в поведении детей, над воздействиями как внешних, так и внутренних факторов (сверстники, средства массовой информации, литература и т.д.). Для достижения успешного ресоциализирующего эффекта нужно создавать комфортные условия для налаживания системы длительных аффективно-личностных связей воспитанников и взрослых, и других детей, ведь наличие акцептирующей среды, близких людей, позволит им чувствовать себя увереннее, психологически комфортнее и способствовать проявлению механизмов субъективного самоутверждения и самоактуализации. Это поможет личности выработать индивидуальные и социально-психологические конструкты компенсаторноадаптационного характера к условиям недепривирующей и референтной микро- и макросреды.

Литература

1. Бевз Г.М. Прийомна сім'я: перші кроки до альтернативних форм опіки дітей / Г.М.Бевз // Педагогіка і психологія. - 2003. - №1. - С.80-160

2. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологи. - 1976. - №6. - С.45-53

3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 325 с.

4. Крайг Г. Психология развития / Г.Крайг, Д.Бокум. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с.

5. Книга для батьків. Посібник до тренінгового курсу «Підготовка кандидатів у прийомні батьки та батьки-вихователі» / За загальною редакцією Т.Алєксєєнко. - К.: Науковий світ, 2006. - 496 с.

6. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 416 с.

7. Соціальне сирітство в Україні. Експертна оцінка та аналіз існуючої в Україні системи утримання та виховання дітей, позбавлених батьківського піклування / Л.С.Волинець, Н.М.Комарова, О.Г.Антонова-Турченко / Укр. Ін-т соц..дослвджень. - К.: УІСД, 1998. - 120 с.

8. Створення та соціальний супровід прийомних сімей і дитячих будинків сімейного типу: Навч.-метод. Комплекс / Авт.-упорядн.: Г.Лактіонова, Ж.Петрочко, А.Калініна [та ін.].; // За заг. ред. Г.Лактіонової, Ж.Петрочко. - К.: Науковий світ, 2006. - 270 с.

9. Скулер Джейн І.. Діти, які пережили травму, сім’ї, що приносять зцілення / Джейн І. Скулер, Бетсі Кіфер Смолі, Тімоті Дж.Каллаган. - К.: «Фенікс», 2011. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.