Научная статья на тему 'Формирование личности в рамках регионального культурного пространства: методологий аспект'

Формирование личности в рамках регионального культурного пространства: методологий аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тертешникова Н.Д.

Статья посвящена анализу методологии исследования влияния региональной культуры на личность. С точки зрения автора состоявшаяся личность характеризуется наличием, языковой культуры, когнитивной культуры и духовной культуры. Как доказывает статья, региональная культура задаёт личности определённый способ видения и узнавания мира. Соответственно становление личности зависит от адекватного отражения в сознании человека географической, исторической и культурной локализации сообщества, к которому он принадлежит. На становление личности влияют как региональные обстоятельства, так и факторы, связанные с внешним культурным влиянием. Однако сложность описания процессов становления личности в пространстве региональной культуры заключается в его двойственности, так как оно представляет собой одновременно пространственную сферу существования и сферу самовосприятия человека, которая касается его субъективных, глубоко личностных переживаний. В этом контексте, региональная культура представляется как инструмент становления и развития человека. Под этим термином философия культуры имеет в виду итог осознанной культурной эволюции, сформированный в каждом отдельном регионе в целях сохранения человечества в условиях стремительных общественных трансформаций, вызванных последствиями глобальных экономических, технологических, экологических проблем современности. При этом признается, что в то время как региональная культура является основанием становления человека, человек сам формирует и развивает культуру региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тертешникова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личности в рамках регионального культурного пространства: методологий аспект»

Формирование личности в рамках регионального культурного пространства: методологий аспект

Тертешникова Н.Д.

Статья посвящена анализу методологии исследования влияния региональной культуры на личность. С точки зрения автора состоявшаяся личность характеризуется наличием, языковой культуры, когнитивной культуры и духовной культуры. Как доказывает статья, региональная культура задаёт личности определённый способ видения и узнавания мира. Соответственно становление личности зависит от адекватного отражения в сознании человека географической, исторической и культурной локализации сообщества, к которому он принадлежит. На становление личности влияют как региональные обстоятельства, так и факторы, связанные с внешним культурным влиянием. Однако сложность описания процессов становления личности в пространстве региональной культуры заключается в его двойственности, так как оно представляет собой одновременно пространственную сферу существования и сферу самовосприятия человека, которая касается его субъективных, глубоко личностных переживаний. В этом контексте, региональная культура представляется как инструмент становления и развития человека. Под этим термином философия культуры имеет в виду итог осознанной культурной эволюции, сформированный в каждом отдельном регионе в целях сохранения человечества в условиях стремительных общественных трансформаций, вызванных последствиями глобальных экономических, технологических, экологических проблем современности. При этом признается, что в то время как региональная культура является основанием становления человека, человек сам формирует и развивает культуру региона. Ключевые слова: Культурное пространство, пространство культуры, культура региона, региональная культура, личность, факторы влияния культуры.

Введение. Вопрос о сущности и динамике культурных трансформаций, оказывающих влияние на становление личности в различных культурных регионах возник в связи с осознанием того, что население мира состоит из людей, относящихся к разным культурам, которые встречаются в пространстве конкретных регионов, где происходит процесс становления личности, подтверждённый влиянию не абстрактных и трансцендентных сил, а реальных и более, того локальных условий.

Обзор литературы. Исследователи феномена личности, такие как И. С. Кон, Дж. Келли, В. А. Ядов, отмечают, что понятие это многозначно и многоаспектно. Сущность личности человека рассматривается, как комплекс явлений, в систему которого входят общечеловеческие, индивидуальные, определяемые спецификой культуры, и частные, зависимые от субъективных оснований каждой личности. При этом личность отличают не просто ее внешние характеристики, но и то, что личность понимается в психологической литературе, такими авторами, как С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, А. В. Петровский и др., как субъект способный к изменению мира и самого себя [18].

Методология. С точки зрения социологического подхода, представленного Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П. Сорокиным, становление личности рассматривается как результат социализации, понимаемой как процесс накопления личностью опыта и социальных установок, влияющий на развитие способностей и социальное поведение человека [20]. В психологической теории развития личности, представленной трудами К. Роджерса, Дж. Келли, Л. Колберга, процесс становления личности человека описывается как его внутренне стремление к самоактуализации. Классический философский подход, представляемой Платоном, И. Кантом, Г. Гегелем, предлагал сущностное понимание природы личности, согласно которому, личность есть данность, становления которой зависело от влияния универсальных факторов [4]. Существенно дополнить положения перечисленных подходов помогает подход, разрабатываемый в философии культуры, основой которого является восприятие культуры как целого. Разрабатывая методологию исследований проблемы культуры и личности, концепции философии культуры М. Бубера, М. Бахтина, В. Библера сходятся в том, что становление личности происходит в пространстве культуры, которое создается в процессе коммуникаций и совместных действий. Вступая во взаимодействие с культурой, каждый человек изменяется не только сам, но меняет культуру в целом, поэтому культура всегда ориентируется на человека [2].

Результаты. Понятийный фундамент здесь представляет такой

термин, как «культура», понимаемый как отражение состояния человеческого бытия, которое противопоставляется им природному бытию и отграничивается от этого бытия. Уровень развития культуры в связи с этим определяется отношениями между человеческим и природным бытием, при котором возникает осознание меры, определяющей культуру человеческого бытия. Эта мера является той единицей, которая используется для соизмерения природного и человеческого пространства, в результате которого возникает пространственная структура культуры, постигаемая человеком, который вступает с ней в диалог. Поэтому, в силу того, что этот мир существует только в конкретных пространственно-региональных формах, культура должна рассматриваться и как срез реальной общественной жизни и как характеристика уровня развития каждой личности.

При этом влиятельная часть исследователей культуры, таких как В. Л. Кургузов, постулирует тезис о том, что основным инструментом становления культурно-развитой, социально-активной личности является совокупность объективно существующих материальных и духовных факторов культуры. Роль культуры, заключается в том, что она организует, придает динамику и символический смысл тем событиям, которые влияют на становление личности человека. В культурологических текстах она выступает как категория, выражающая наличие типических и специфических характеристик, отражающих такие аспекты человеческой культуры, как материальные артефакты, обычаи, социальные нормы, ценности [13, с. 21].

Однако не меньшее значение, по мнению В. С. Степина, имеют характеристики культурной среды, влияющие на личность, такие как структура общества, место и роль таких институтов культуры, как экономика, семья, политика, а также региональное местоположение и климатические условия. Развивая эту мысль, он показал, что культура, понимаемая как система развивающихся надбиологических программ деятельности, обеспечивает воспроизводство и изменение личности человека. Культура в обществе генерирует программы поведения и общения, которые влекут изменения личности человека. Посредством передачи культуры одно поколение людей хранит и передает накопленный социальный и личностный опыт, следующему поколению, осваивающему предметный мир, навыки, приемы и технологии, а также ценностные ориентиры и образцы поведения [19].

Обсуждение резул ьтатов.

Анализируя процесс становления личности в контексте интерсубъективного подхода, философия культуры акцентируют внимание на возможностях региональной культуры воздействовать общественное и личностное сознание. Механизм этого влияния был раскрыт Д. С. Лихачевым, который считал, что наибольшее влияние на личность оказывают ценности культуры, под которой он понимал структуру, разделенную на материальную, духовную среду, создающие и распространяющие нормы, способствующие гуманизации общества и возвышению человека. Безусловно, что фактором первичной значимости, здесь признается аспект,

связанный с личностным сознанием. Согласно данной трактовке, личность человека определяется посредством субъективного восприятия. В контексте этой трактовки также определяется структура и идентификация личности, направленная на осознание нравственных начал различных социальных уровней, от индивида до различных типов социальных групп, а также общества и государства [14]. Однако интерсубъективный подход не относит уровень развития личности только к психологическим эффектам восприятия окружающего мира. Анализ влияния регионального пространства культуры на личность с этой точки зрения предполагает объединение двух взаимообусловленных и взаимоопределяющих сфер: бытийной и ментальной. С. А. Нижников, отмечает, что личностный рост человека ведет осознанию им необходимости перейти от эгоистических приоритетов и материальных запросов к удовлетворению духовных потребностей и творчеству во имя блага других людей и всего человечества. Поэтому вероятно предположить, что культура человека определяет его отношение к такой ценности, как потребность в самоактуализации, раскрывающейся через реализацию личностных целей, способностей, развитие своей личности [17].

При этом осознание первичной значимости культуры для личности человека, привело к тому, что актуальным стал вопрос о том, что понятия, выступающие как факторы культуры, не являются чем-то абстрактным, а выступают в качестве конкретных проявлений либо регионального географического пространства, либо конкретного госу-

дарственного, этнического или иного общественного образования. Ключевой категорией исследования является термин «пространство», который в работах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, характеризован как универсальная категория, описывающая посредством понятий структурности и протяженности окружающий человека мир [21].

В философии культуры эти сущностные характеристики

осмысливаются синтетически, как «пространство культуры», влияющее на формирование очеловеченного пространства, которое понимается как инструмент реализации потенциала личности за счет приобщения ее к духовной, интеллектуальной, творческой активности и культуре [11]-.

Пространственное измерение культуры понимается как континуум, структура которого составлена областью единичности и областью взаимовлияний, между которыми идут процессы коммуникации и передачи преемственности, традиций и новаций, определяющих становление личности. По мнению В. Ка-ганского указанное поле, имея в виду соотнесенность с жизнедеятельностью конкретных социальных групп, располагается в рамках определенных историко-

культурных пространств, [12]. Оно фиксируется таким понятием как «регион», который характеризуется, как культурная общность, представленная тем пространственным единством, которое принято называть региональной культурой. Регион считаются устойчивой целостностью, находящейся во взаимосвязи с социумом. Кроме этого, регион представляется ими системой, обладающей динамикой, целью,

своими внутренними потребностями в самосохранении. Эту систему они представляют структурой, состоящей из ряда подсистем, имеющих в своем составе ряд необходимых элементов [6].

Схожие параметры пространства, которые характеризуются очеловеченностью, описаны Ю. М. Лотманом, создавшем модель взаимодействия между центром и периферией. Это пространство Ю. М. Лотман назвал семиотическим и указывал на его ведущую функцию, которой считал память, позволяющая реставрировать его культурные слои [15]. Ключевым регулятором региональной культуры и ее смысловым наполнением как пишет И. Я. Мурзина являются системы ценностей, которые интегрируют региональную культуру в единое целое. При этом структура региональных культуры имеет еще уровень взаимодействий между культурами, где каждая локальная региональная культура, вступая в диалог с другими культурами, выходит за пределы своих территориальных границ. Исследователи выделяют различные типы регионов, такие как региональные сообщества локального, национального, государственного, и международного уровней [16]..

Таким образом, каждая региональная культура представляет свое относительно самостоятельное, но всегда уникальное культурное пространство, которое проистекает из сущности региональной культуры, благодаря которой приобретает качества культурности, но находится в тесном взаимодействии с иными культурными пространствами. Вместе с этим, исследователи отмечают, что про-

странство региональной культуры является необходимым условием и особой формой существования общей культуры, содержание которой складывается из сочетания множества культур, сформированных различными культурными регионами планеты [7].

Основной особенностью регионального культурного пространства является его способность обеспечивать своим субъектам возможности взаимодействия с различными культурными, социальными, личностными, производственными, коммуникационными средами, в результате которых формируется его индивидуальность. Это ведет к тому, что содержание культурного пространства региона комплиментарно потребностям человека влияет на становление его личности, и определяет характер ее взаимодействия с культурным своеобразием окружающего мира [23].

Включение человека в культурное пространство способствует его коммуникативному и социокультурному развитию. Однако формирование личности не происходит автоматически, и причиной этого является то, что каждый человек имеет только свое, индивидуальное, специфическое отношение к окружающей действительности. В этих условиях становление личности в культуре должно пониматься не только как объективно, но и субъективно обусловленный процесс, который имеет опору в смысловой природе региональной культуры, содержание которой определяют ценности, укорененные в бытии человека и отражающие его межсубъективные отношения [8]. Таким образом, содержание процесса становления личности в про-

странстве культуры составляют результаты деятельности человека, которые понимаются в качестве текстов культуры, имеющих определенное ценностное и смысловое содержание, и кроме этого, в качестве деятельности, направленной на создание, сохранение, передачу и трансформацию этого содержания и способов его продуцирования. Отсюда логично заключить, что ведущим фактором становления личности человека в региональной культуре является передача ему культурно-значимой информации иными культурными формами.

Структура информационного содержания регионального культурного пространства описана О. А. Габриеляном, с точки зрения которого оно подразумевают наличие особой сферы культурного взаимодействия, реальности, существующей в рамках конкретных регионов. Параметры этой сферы заданы географическими, и историческими, социальными, этническими, культурными условиями, действием различных региональных институтов культуры, влияющих на особенности освоения каждым субъектом достаточных навыков культурной коммуникации [3].

Наиболее очевидным является влияние географического фактора, определяющего параметры местонахождения региона и связанными с этими параметрами возможностей его экономического и культурного развития, влияющих на состояние социокультурных систем и каждого человека. Не менее важно влияние исторического фактора, функциональное назначение которого заключается в том, что, оно глубоко связано с уже сложивши-

мися культурными традициями региона, с которыми связывают себя те, кто населяет этот регион. Влияние исторического фактора проявляется в том, как культура хранит в себе память об историческом развитии территории и народов, проживающих на ней. В сознании современников исторические факты преобразуются и актуализируются в соответствии с нормами современности и настоящим бытием людей, что формирует связь времен. Влияние истории, как фактора формирования личности в рамках региональной культуры, связывается с тем, что одна и та же территория, в разные эпохи становится пространством для распространения разных культур, иногда генетически связанных с предшествующими традициями культуры, а иногда и отрицающими их [9].

Существенное влияние на развитие личности оказывают народные традиции, формирующие определенную культурно-

творческую среду. Следование старым и создание новых культурных традиций является значимым условием, влияющим на становление личности субъектов регионального культурного пространства. Дело в том, что следование традициям обеспечивает связь времен, поколений, а, следовательно, обеспечивает приобщение к культуре. Наиболее значимым фактором, влияющим на формирование регионального пространства культуры признаются ценности, которые, как пишет П. С. Гуревич, являются духовными опорами, должными помочь человеку устоять и сохранить себя в условиях жизненных испытаний. Ценности, как правило, имеют отношение к

представлениям об идеале, желаниях и нормативах. Они определяют ход исторического развития и тем самым вносят порядок в существующую действительность, придавая осмысленность человеческой жизни. Ценности отражают то, как личность относится к предметам, явлениям и событиям. Это отношение, также как и роль ценностей в формировании личности зависит от культурного вектора эпохи, в которой они проживает [5]. Указанное историческое наследие хранится в виде символов, смыслов, текстов культуры, являющихся для человека значимыми. При этом многообразный контекст, рожденный из мноогобразия указанных сочетаний создает широкий конгломерат, из которого порождается та бесконечная потенциальность, которую включает в себя культура, реализующая себя в региональных формах культуры [24].

С точки зрения интерсубъективного подхода, определяющие культурное на развитие региональных пространств оказывает региональная культура, понимаемая, как целостная знаковая система, понимание которой возможно лишь при проведении операции «раскодирования» региональных культурных знаков, символов, текстов. Они представляют собой культурные константы регионального текста, осмысление которых дает возможность раскрытия основ регионального сознания и самосознания, обнаружения исторически обусловленных первоэлементов региональных культур [10].

Наиболее ярко подобные константы фиксируются в литературных текстах, посвященных региональным проблемам развития

культуры. Примером таких исследованиях являются публикации М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, В. Н Топорова, которые выступили в качестве разработчиков методологии работы с текстами региональной культуры, понимаемыми в качестве особых знаковых систем, пресуществляющих материальную реальность в духовные ценности. При этом, как утверждают Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский, культурные тексты, обладают собственным существованием и олицетворяют одну из форм жизни культуры, развивающейся, но хранящей память о прошлом [15]. Поэтому каждое пространство региональной культуры необходимо изучать как особый предмет, как текст, неразрывно связанный с общим контекстом. Эта методология, примененная к региональному пространству культуры, позволит сформировать новый взгляд на процессы становления личности в рамках регионального пространства культуры, представляющей собой социальный инструмент становления личности, как человека культуры.

Выводы. Таким образом, современные исследования становления личности в региональной культуре нацелены на раскрытие содержания идеалов и ценностей сущности современных процессов развития культуры. Основным аспектом, на который обращается внимание, является уровень развития личности как представителя региональной культуры, понимаемой как культурное наследие нации, куда входят элементы духовной и материальной сфер культуры, в совокупности образующие интегральное культуроцентрист-

ское единство. При этом признается, что в то время как региональная культура является основанием становления личности человека, каждый человек участвует в формировании и развитии культуры региона. В этом контексте, региональная культура может быть представлена как инструмент становления и развития личности, как человека культуры.

Литература

1. Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: «Языки славянской культуры», 2004. 368 с.

2. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. 413 с.

3. Габриелян О. А. Русский мир: культурное пространство Крыма: монография. Симферополь: ИП Бровко А. А., 2016. 128 с.

4. Гегель. Феноменология Духа. Философия истории. М.: Эксмо, 2007. 880 с.

5. Гуревич П. С. Философия культуры: монография. М.: Аспект-Пресс, 1994. 315 с.

6. Жуков А. В. Формирование религиозно-мифологического мировоззрения и мифы о религиозности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 3 (60). С. 27-33.

7. Жуков А. В. Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 2 (59). С. 129-136.

8. Жуков А. В. Традиционная народная религиозность и пробле-

ма «двоеверия» // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 2 (69). С. 10-15.

9. Жуков А. В. Религиозное мифотворчество в обыденной религиозности населения Байкальского региона: дисс. докт. Филос. Н: 09.00.14. Чита, 2011. 372 с.

10. Жуков А. В. Факторы рецепции мифологических образов Китая в менталитете населения Забайкалья // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014 № 1(104). С. 120-128.

11. Иконникова С. Н. Культурное пространство как ценность и национальное достояние // История культурологических теорий. СПб.: Питер, 2005. 474 с.

12. Каганский В. Путешествие в ландшафте и путешествие в культуре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения, 2001. Вып. 2. С. 3-18.

13. КургузовВ.Л.Гуманитарная среда технического ву-за.Методология. Опыт. Проблемы. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997 184 с.

14. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси: монография. М.-Л., Изд-во АН. 1958. 186 с.

15. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: ИскусствоСПБ, 2010. 703 с

16. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: дис. ...докт. культурологи: 24.00.01. Екатеринбург, 2003. 237 с.

17. Нижников С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии: монография. М.: НИЦ Инфра-М, 2012. 168 с.

18. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

19. Степин В. С. Глобальная культура: многообразие опытов и

универсальные ценности // Диалог культур и партнерство цивилизаций. СПб.: СПбГУП, 2010 С. 71-92.

20. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.

21. Хайдеггер М. К вопросу о назначении дела мышления // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 4 (39). С. 61-71.

22. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Impact of Social Miths on the Construction of German Identity in Russian Polyeth-nic Region // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 42. С. 104239.

24. Zhukov A., Zhukova A. Methodological Features of Study and Development of «Ethnic Cultures» Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 5. С. 1321-1330.

Methodology of studying factors of influence of regional cultural space on personalization Terteshnikova N.D.

Transbaikal State University The article analyzes the research methodology of the influence of regional culture on personality. From the point of view of the author of a successful person is characterized by the presence, language, culture, cognitive culture and spiritual culture. As the article proves, regional culture defines personality a certain way of seeing and knowing the world. Accordingly, the formation of the personality depends on adequate reflection in human consciousness of the geographical, historical and cultural localization of the community to which he belongs. On the formation of personality influence how regional circumstances and factors related to external cultural influence. However, the complexity of the description of processes of identity formation in the space of regional culture lies in its duality, as it represents both the spatial field of existence and the sphere of self-perception of a person which concerns his subjective, deeply personal experiences. In this context, regional culture is presented as a tool of for-

Ц гп::д. 1

mation and human development. This term philosophy of culture refers to the result of a conscious cultural evolution formed in each region in order to preserve humanity in the face of rapid social transformations caused by the impact of the global economic, technological and environmental problems of our time. However, it is recognized that while the regional culture is the basis of human evolution, man himself creates and develops the culture of the region. Key words: Cultural space, space culture, the culture of the region, regional culture, personality, influence factors of culture. References

1. Assman Yang. Cultural memory. Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity. M .: "Languages of Slavic culture", 2004. 368 p.

2. Bibler V. S. From science - to the logic of

culture. Two philosophical introductions to the twenty-first century. M., 1991.413 s.

3. Gabrielyan O. A. Russian world: the cultural

space of Crimea: a monograph. Simferopol: IP Brovko A.A., 2016.128 s.

4. Hegel. Phenomenology of the Spirit. The philosophy of history. M .: Eksmo, 2007.880 s.

5. Gurevich P. S. Philosophy of culture: mono-

graph. M .: Aspect-Press, 1994.315 s.

6. Zhukov A. V. The formation of a religious-

mythological worldview and myths of religiosity // Bulletin of Chita State University. 2010. No. 3 (60). S. 27-33.

7. Zhukov A. V. Religiosity, subjectivity and the

construction of concepts of a religious person // Bulletin of Chita State University. 2010. No. 2 (59). S. 129-136.

8. Zhukov A. V. Traditional folk religiosity and

the problem of "dual faith" // Bulletin of Chita State University. 2011. No 2 (69). S. 1015.

9. Zhukov A. V. Religious myth-making in the

everyday religiosity of the population of the Baikal region: diss. Doct. Philos. H: 09.00.14. Chita, 2011.372 s.

10. Zhukov A. V. Factors of reception of mythological images of China in the mentality of the population of Transbaikalia // Bulletin of the Transbaikal State University. 2014 No. 1 (104). S. 120-128.

11. Ikonnikova S. N. Cultural space as a value and national treasure // History of cultural theories. St. Petersburg: Peter, 2005.474 s.

12. Kagansky V. Traveling in a landscape and a journey in culture // Culture in the modern world: experience, problems, solutions, 2001. Issue. 2, p. 3-18.

13. Kurguzov VL Humanitarian environment of a technical university. Methodology. Experience. Problems. Ulan-Ude: VSTU, 1997 184 c.

14. Likhachev D. S. Man in the literature of Ancient Russia: a monograph. M.-L., Publishing House of the Academy of Sciences. 1958. 186 p.

15. Lotman Yu.M. Semiosphere. SPb .: ArtSPB, 2010.703 s

16. Murzina I.Ya. The phenomenon of regional culture: being and self-awareness: dis. ... doctor. culturologists: 24.00.01. Yekaterinburg, 2003.237 s.

17. Nizhnikov S. A. The spiritual problem in Western and Eastern culture and philosophy: a monograph. M .: SIC Infra-M, 2012.168 s.

18. Petrovsky A. V. Personality. Activity. The collective. M .: Politizdat, 1982. 255 p

19. Stepin V. S. Global culture: a variety of experiences and universal values // Dialogue of cultures and partnership of civilizations. SPb .: SPbGUP, 2010 S. 71-92.

20. Sorokin P. Man. Civilization. Society. M .: Politizdat, 1992.542 s.

21. Heidegger M. To the question of the appointment of the cause of thinking // Personality. The culture. Society. 2007. Issue. 4 (39). S. 61-71.

22. Zhukov A., Bernyukevich T., Zakharova E., Gomboeva M. Impact of Social Miths on the Construction of German Identity in Russian Polyethnic Region // Indian Journal of Science and Technology. 2016.V. 9. No. 42. S. 104239.

24. Zhukov A., Zhukova A. Methodological Features of Study and Development of "Ethnic Cultures" Images in China // IEJME: Mathematics Education. 2016.Vol. 11. No. 5. P. 1321-1330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.