Научная статья на тему 'Формирование личности подростка в условиях трудового лагеря'

Формирование личности подростка в условиях трудового лагеря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
499
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ЛАГЕРЬ ТРУДА И ОТДЫХА / CAMP WORK AND REST / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE ACTIVITIES / THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митичева Т.И., Матвеева М.А.

В данной статье рассматривается вопрос формирования личности подростков в условиях трудового лагеря. В статье отражены результаты диагностического исследования и опыт работы с подростками по организации досуговой деятельности на примере лагеря труда и отдыха при комитете самоуправления г. Арзамаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE TEENAGER IN THE CONDITIONS OF THE LABOR CAMPS

This article discusses the issue of identity formation of adolescents in terms of the labour camp. The article reflects the results of diagnostic studies and experience working with adolescents on the organization of leisure activities for example, camp and recreation of the Committee of government Arzamas.

Текст научной работы на тему «Формирование личности подростка в условиях трудового лагеря»

УДК 377

Т.И. Митичева

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

М.А. Матвеева

студент,

психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ТРУДОВОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования личности подростков в условиях трудового лагеря. В статье отражены результаты диагностического исследования и опыт работы с подростками по организации досуговой деятельности на примере лагеря труда и отдыха при комитете самоуправления г. Арзамаса.

Ключевые слова: личность подростка, лагерь труда и отдыха, воспитание, досуговая деятельность.

T.I. Minicheva, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

M.A. Matveeva, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE TEENAGER IN THE CONDITIONS OF THE LABOR

CAMPS

Abstract. This article discusses the issue of identity formation of adolescents in terms of the labour camp. The article reflects the results of diagnostic studies and experience working with adolescents on the organization of leisure activities for example, camp and recreation of the Committee of government Arzamas.

Keywords: the personality of adolescents, camp work and rest, education, leisure activities.

В настоящее время, в ситуации кризисных явлений в стране, происходит значительный рост различных форм асоциального поведения детей и подростков. Причиной такого поведения может стать отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков, а также - неблагополучная социальная и психологическая атмосфера общества в целом [4]. В соответствии с требованиями, предъявляемым обществом к решению различных социальных проблем молодежи, одной из приоритетной задачей государства является организация досуговой деятельности.

Организация работы в лагере труда и отдыха при комитетах самоуправления города -это один из предложенных форм работы с подростками по организации досуга. Мы знаем, что образование гармонично развитой личности - процесс непрерывный, значит приобретенные обучающимися знания, умения, навыки во время учебы должны быть закреплены и развиты за время продолжительных летних каникул [2].

Данная форма работы по организации досуговой деятельности подростков и молодежи впервые появилась еще в 50-х годах, однако в современных условиях использование такой формы работы с подростками является наиболее актуальной. В связи с различными социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, много семей имеют низкое материальное обеспечение, а это значит, что есть необходимость в оказании необходимой помощи таким семьям через привлечение детей из таких семей в работу летнего трудового лагеря.

В условиях работы в лагере у подростков наряду с решением различных вопросов, решается и вопрос формирования личности подростка. Самовоспитание, воспитание играют одну их главных ролей при формировании личности. Личность - последствие взаимодействия влия-

ний извне с внутренним содержанием человека, к которым относятся его способности, характер и другие личностные свойства [3].

По мнению Ф.И. Иващенко, включаясь в трудовой процесс, ребенок зачастую меняет свое представление о себе, и об окружающем мире, в том числе. Самооценка изменяется коренным образом. В ходе овладения новыми знаниями, и в процессе общения, при этом, складывается мировоззрение школьника. Работа в коллективе значительно развивает социализацию личности ребенка, его способности, мышление и эмоции, то есть делает личность более гармонично развитой. Значит, деятельность, связанная с трудом, - важный фактор, влияющий на развитие личности [1].

В труде формируются такие качества личности, как практичность, ловкость, уверенность, воспитанность, выносливость, последовательность, решительность, дисциплинированность и другие.

Ведущий вид деятельности в каждом возрасте развивает способности человека. Включение подростка в коллективный труд способствует изучению им производственных, нравственных и других отношений. Это во многом происходит и под влиянием общественного мнения воспитанников.

Так как в подростковом возрасте деятельность, ведущая за собой развитие - общение со сверстниками, то лагерь труда и отдыха может помочь им удовлетворить эту потребность. Кроме того, воспитательная ценность трудового лагеря заключается в том, что он помогает в приобретении новых впечатлений, в создании условий для поддержания здоровья воспитанников, самоопределения, творческой самореализации, интересного общения, самодеятельности, в том числе и в труде.

Проанализировав материалы психолого-педагогической литературы, нами было отмечено, что главной целью организованного отдыха детей и подростков является создание такого психологического климата и условий, в котором ребенок смог понять свою оригинальность, реализовать свои индивидуальные возможности, желания и потребности, рассчитать свои силы, узнать свое предназначение в жизни, в обществе и в семье. По мнению С.А. Шмакова, предназначение детских лагерей состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку сохранить и приумножить собственную уникальность, стать талантливым, уметь сделать самоопределение. При этом развить социальные возможности, умение жить среди людей, научиться гражданственности [3].

Наше знакомство с одним из таких лагерей состоялось во время прохождения производственной практики в этом учреждении на протяжении двух месяцев. В первой и во второй сменах в лагере труда и отдыха по месту жительства «Атлант» находилось по 25 воспитанников. Возраст подростков от 14 до 17 лет.

Целью организации работы в лагере труда и отдыха - организация активного отдыха детей через трудовую деятельность. Эта цель достигалась посредствам осуществления следующих задач:

1) максимальное внимание к развитию личности ребенка, раскрытие его способностей;

2) обучение детей навыкам здорового образа жизни;

3) организация разнообразного досуга, активное общение с природой;

4) развитие коммуникативных качеств, креативных возможностей детей и организаторских навыков, путем включения в систему самоуправления, подготовки и проведения мероприятий в трудовом лагере.

Большинство подростков, посещающих трудовой лагерь, из семей социального риска. По данным первой смены в лагере находилось 15 подростков - из малообеспеченных семей, 9 - из неполных и 1 ребенок из многодетной семьи.

Лагерь труда и отдыха «Атлант» - это отличный вариант для трудового, творческого

развития подростков. Все направления работы, например, экологическое, физическое, патриотическое, трудовое, помогают детям развивать личностные качества, набираться опыта поведения в различных ситуациях. Не всегда есть возможности для полноценного развития, и есть возможность приобрести ребенку какую-либо игру в данных семьях. Смена в лагере может компенсировать недостаток положительных эмоций у ребенка, и неблагополучное социальное положение в семье, хотя бы на время летних каникул.

Во время прохождения практики нами были разработаны и проведены мероприятия по профессиональному самоопределению подростков, а также воспитательное мероприятие на тему «Культура общения для подростков». Кроме того, нами были проведены диагностические исследования с помощью подобранных нами методик, которые позволили выявить особенности эмоциональной сферы, а также межличностного взаимодействия подростков между собой.

По результатам проведения «Методики Айзенка», определяющей свойства, лежащие в основе темперамента, мы получили результаты по выявленным типам темперамента обладателей (4-х типа темперамента из 15 испытуемых). Один подросток - сангвиник, один - флегматик, один -флегматик-меланхолик. Пять человек имеют характерные черты холерика. Трое подростков относятся по характерологическим характеристикам к меланхоликам и у четверых ребят выявлены темпераменты - холерик-меланхолик, флегматик-сангвиник.

Учитывая возраст детей, можно сделать вывод, что трое четырнадцатилетних подростка - меланхолики, холериками оказались трое семнадцатилетних и двое четырнадцатилетних ребят, сангвинику 15 лет, а флегматику 14 лет. Столько же и другим детям, показавшим смешанные типы темпераментов. Только флегматику-сангвинику - 17 лет. Таким образом, мы видим, что сильные, безудержные, беспокойные, нетерпеливые и прямолинейные - семнадцатилетние холерики. Четырнадцатилетние - тревожные, стеснительные, нерешительные, чувствительные к новой обстановке. То есть, с возрастом, подростки становятся более решительными и активными, что и подтверждают результаты данной методики.

Особенности межличностного взаимодействия мы выявили, проведя опросник Басса-Дарки, выявляющий уровень агрессивности подростков. Обработав результаты опросника, делаем вывод, что почти у всех испытуемых (16 человек) индекс агрессивности в норме, а индекс враждебности выше нормы. Лишь у двух подростков индекс враждебности в норме, а индекс агрессивности ниже нормы. У одного подростка агрессивность выше нормы.

По результатам теста «Приятно ли с вами общаться» получилось, что все 18 человек показали средний и высокий уровни, то есть результаты были выше четырех баллов.

Высокий уровень, причем с максимальным баллом, показали двое семнадцатилетних подростка. С ними действительно приятно общаться и в отряде они являются лидерами.

У большинства детей показатели результатов средние - 5-8 баллов. Есть дети не слишком общительные, но всегда внимательны, и с ними приятно общаться. Могут быть рассеяны, но не в разговоре, а когда к их персоне не проявляется внимания. Еще один подросток, только уже 14 лет показал высокий уровень, набрав 9 баллов, при возможных 9-11 баллов.

Мы видим, что не оказалось ни одного испытуемого, с которым неприятно и тяжело было бы общаться.

Таким образом, работая в лагере труда и отдыха, мы отмечаем положительное влияние на нравственное, эстетическое, трудовое развитие подростка. На развитие подростков оказывают влияние и различные формы воспитания в трудовом лагере. Кроме игр, в лагере были использованы следующие формы работы: лекции, беседы, диспуты на разные темы. Все эти методы обогащают жизнь школьников в период летних каникул, стимулируют развитие личности каждого обучающегося, помогают сделать коллектив сплоченным, и, в конечном счете, вызывают повышение желания подростков трудиться и улучшают качество деятельности [2].

Успешность воспитания обучающихся в лагере труда и отдыха во многом обеспечивается

правильной и четкой организацией жизни и деятельности школьников, применением эффективных методов и форм воспитательной работы. Все это в результате, на наш взгляд, снижает уровень нарушений среди подростков, помогает установить гуманные отношения между людьми.

Работа в лагере труда и отдыха позволяет подросткам стать сильнее, выносливее, они приобщаются к трудовой общественно-полезной деятельности. Большая роль в лагере труда и отдыха помимо непосредственно труда отводится общению подростков между собой и взрослыми, организации культурно-массовых мероприятий и спортивных игр. Поэтому, дети с большим удовольствием посещали трудовой лагерь каждый день. Им нравилась сама атмосфера. За две смены ребята сплотились, и стали ближе друг к другу, научились поддерживать друг друга в различных ситуациях.

И, в заключении необходимо отметить, что подростки, имеющие такую возможность в течение летних каникул трудиться и отдыхать в условиях трудового лагеря, приобретают не только необходимые социально-значимые качества, но и помогает им в социализации в различных условиях развития личности. Постоянное межличностное общение подростков друг с другом, приобретение социального опыта и необходимых знаний, помогает им в развитии личности.

Список литературы:

1. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - М., 2003.

2. Сысоева М.Н. Организация летнего отдыха детей. - М., 2003.

3. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: метод. пособие / МО РФ; Департамент по молодежной политике. - Липецк: Инфол, 2002.

4. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 33-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.