4. Максимов Н.Н. Особенности состояния сердечно-сосудистой и вегетативной систем у занимающихся фитнесом: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2003. 23 с.
5. Романова Л.А. Индивидуализация коррекции морфо-
функционального состояния студенток, занимающихся шейпингом: дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 178 с.
6. Федорова О.Н., Чепаков Е.М. Качество физкультурнооздоровительных занятий в фитнес-клубах // XIV Царскосельские чтения: межд. науч. конф. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Т. 5. С. 315-318.
7. Шансков М.А. Дифференциация содержания и методики
оздоровительной гимнастики женщин на основе морфофункциональных особенностей их организма // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 60-63.
Чирушкина Анна Геннадьевна, тренер, nvska6H@jnail. ru, Россия,
Санкт-Петербург, «АКВА» Фитнес Хаус
METHODS FOR USING GYMNASTIC DEVICES WHEN TRAINING MIDDLE-AGED
WOMEN
A.G. Chirushkina
The article is dedicated to the methods for giving classes to middle-aged women using gymnastic devices as confirmed by testing results and tracking physical fitness levels.
Key words: physical condition, physical readiness, motivation, health, gymnastic exercise, middle-aged women.
Chirushkina Anna Gennadievna, Coach shaping and aerobics, gym instructor, nyska68@mail.ru, Russia, St. Petersburg, LLC «AQUA» Fitness House
УДК: 796.07.331
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
М.Н. Шкурпит
В статье рассматриваются особенности формирования культуры здоровья учащихся профессиональных училищ в процессе физического воспитания. Разработана модель формирования культуры здоровья. Показаны результаты эксперимента. Данные исследования дают возможность строить эффективную работу на уроках физической культуры.
Ключевые слова: профессиональное училище, культура здоровья, модель, эксперимент, результаты.
Сохранение здоровья является приоритетной задачей общественного и социального развития. За последнее десятилетие произошло катастрофическое ухудшение здоровья российского работающего населения [6, 8]. Особенно возросло число профессиональных заболеваний у специалистов строительных профессий (Бойко Н.В., Наумова Т.М., Герасимова Л.Б., 2007 г.). Особую тревогу вызывает состояние здоровья подростков, проходящих обучение в профессиональных училищах. По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического, психического и нравственного здоровья. Отмечается рост числа таких патологий, как ожирение, заболевания позвоночника, нервнопсихические расстройства. При этом у большинства подростков не сформирована культура здоровья, о чем говорит несоблюдение ими стандартов здорового образа жизни.
Формирование культуры здоровья учащихся стало предметом многих исследований (Абаскалова Н.П., Брехман И.И., Вайнер Э.Н., Зайцев Г.Л., Зайцев К.Г., Казин Э.М., Калачёв Г.А., Алешина Л.И., Ахвердова О.А., Доброродных М.Б., Лебедченко С.Ю., Овчинникова Л.Н., Сорокина И.А., Сокарев Н.В., Волынская Е.В.). Вместе с тем формирование культуры здоровья учащихся профессиональных училищ строительного профиля в процессе физического воспитания ранее не изучалось. При этом неэффективность теоретических и организационных подходов формирования культуры здоровья в училищах строительного профиля подтверждается низким уровнем знаний работников данной отрасли в области сохранения здоровья и ростом числа профессиональных заболеваний [1, 5].
В результате возникает противоречие между необходимостью формирования культуры здоровья в процессе физического воспитания учащихся строительного профиля, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических и организационных позиций ее формирования, с другой. Поиск путей решения сложившегося противоречия составляет проблему исследования: каким образом
организовать эффективный процесс формирования культуры здоровья будущих специалистов строительного профиля.
Цель исследования: разработать и апробировать эффективную модель процесса формирования культуры здоровья и высокого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности будущих работников (на примере машинистов крана).
Задачи исследования:
1. Установить требования работодателей к наличию культуры здоровья выпускников профессиональных училищ строительного профиля по профессии машинист крана.
2. Определить характерные особенности взаимосвязи понятий культура здоровья, физическая культура личности и профессиональноприкладная физическая культура машиниста крана.
3. Определить уровень сформированности структурных компонентов профессионально-прикладной физической культуры работников строительного профиля - машинистов крана (крановщиков), обосновать критерии оценки уровня культуры здоровья будущих рабочих.
4. Разработать и экспериментально обосновать модель формирования культуры здоровья будущих машинистов крана (крановщиков) в процессе физического воспитания.
Изучение требований работодателей к профессиональной подготовке будущих специалистов позволяет заключить, что специалист, помимо получения профессиональных знаний и умений, должен иметь профессиональное здоровье, использовать средства оздоровления и предотвращения профессиональных заболеваний. Однако качество подготовки выпускников профессиональных училищ не отвечает требованиям работодателей. По их мнению, основным недостатком является отсутствие у выпускников профессиональных училищ навыков самоорганизации здорового образа жизни [2]. За последние годы число профессиональных заболеваний работников строительного профиля увеличилось на 15 %. Продолжительность профессиональной деятельности в данной области составляет в среднем всего 7-12 лет.
Сохранение профессионального здоровья в этой ситуации зависит от наличия у специалистов строительного профиля культуры здоровья,
Культура здоровья включает в себя физическое здоровье, психологическое здоровье, нравственное здоровье, профессиональное здоровье, здоровый образ жизни и др.
Культура здоровья содержит физическую культуру личности -многокомпонентное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем понимания ценностей физической культуры, образованностью и активной деятельностью в сфере физической культуры, позволяющей обеспечивать хорошее здоровье, высокий уровень физической подготовленности и работоспособности.
Физическая культура личности содержит профессиональноприкладную физическую культуру - интегративное личностное качество, определяющее сознательное отношение к использованию средств и методов физического воспитания в профессиональной деятельности и для решения профессионально значимых задач [4].
Структурными компонентами культуры здоровья являются когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный; каждый из них содержит в себе одноименный компонент физической культуры личности и профессионально-прикладной физической культуры.
Установленные взаимосвязи культуры здоровья, физической культуры личности и профессионально-прикладной физической культуры позволяют заключить, что формирование культуры здоровья специалистов строительного профиля может быть осуществлено при формировании профессионально-прикладной физической культуры личности в процессе физического воспитания и его составного компонента профессиональноприкладной физической подготовки.
Для определения программно-методических позиций формирования культуры здоровья в процессе физического воспитания было проведено исследование профессионально-прикладной физической культуры личности у квалифицированных специалистов строительного профиля «Машинист крана автомобильного».
Выявлено, что:
• 65 % машинистов крана признают ценность занятий физической культурой для собственного здоровья, однако лишь 10,1 % из них применяют физические упражнения в свободное от работы время;
• для машинистов крана характерны достоверно большие показатели профессионально-прикладной физической подготовленности в производственном тесте (Р<0,05) и тесте на устойчивость вестибулярного аппарата, чем у учащихся третьего курса. По остальным показателям профессионально-прикладной физической подготовленности достоверных различий выявлено не было.
• уровень знаний специалистов строительного профиля в области профессионально-прикладной физической культуры является недостаточным для самостоятельного применения средств физической культуры в целях сохранения здоровья и поддержания высокого уровня работоспособности.
Полученные результаты позволяют заключить, что в программе физического воспитания профессионального училища строительного профиля необходимо оптимизировать процесс формирования
когнитивного компонента профессионально-прикладной физической культуры личности.
Для оптимизации процесса формирования знаний была разработана экспериментальная программа по физическому воспитанию. В ней были сохранены все разделы примерной программы государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, а их содержание было наполнено знаниевой составляющей.
Для достижения планируемого системного эффекта -
формирования культуры здоровья был построен механизм реализации экспериментальной программы и создана модель формирования культуры здоровья будущих машинистов автомобильного крана (рис).
Функции теоретического модуля Формирование знаний:
• об организме человека как о единой саморазвивающейся и саморегулирующейся системе;
• о факторах, определяющих здоровье человека;
• о принципах здорового образа жизни.
Функции практического модуля
• Формирование знаний в области методики физической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки.
• Общая физическая подготовка.
• Профессионально-прикладная физическая подготовка.
• Формирование двигательных навыков.
Функции контрольного модуля
• Формирование знаний о методах самоконтроля состояния здоровья, формирования двигательных навыков, общей и профессиональноприкладной физической подготовки.
• Проведение контроля уровня знаний, ценностных ориентаций и мотивов, формирования двигательных навыков, уровня физической и профессионально-прикладной физической подготовленности.
н
Функции модуля самостоятельной работы
Формирование навыков:
• самообразования в области культуры здоровья и физического воспитания;
• самоорганизации здорового образа жизни;
• самоорганизации процесса физической и профессионально -прикладной физической подготовки;
• организации самоконтроля.
В
Достигаемые результаты: повышение уровня знаний, изменение ценностных ориентаций, повышение уровня общей и профессионально-прикладной физической подготовки, повышение уровня развития жизненно важных, профессиональных
Системный эффект: формирование системы ценностей и мотивов организации здорового образа жизни; формирование личностной физической культуры; формирование профессионально-прикладной физической культуры личности; формирование физического, профессионального и психологического здоровья; формирование культуры здоровья.
Модель процесса формирования культуры здоровья машинистов крана
в процессе физического воспитания
Ключевой позицией построения данной модели явился приоритет когнитивного компонента как базового компонента культуры здоровья, на основе которого формируются мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. В структуре экспериментальной модели было выделено четыре самостоятельных модуля (теоретический, практический, самостоятельной работы и контрольный), объединенных единой базовой функцией - формированием когнитивного компонента культуры здоровья. Кроме того, были выделены специфические функции каждого модуля.
Предполагалось, что реализация базовой и специфических функций экспериментальной модели позволит в процессе физического воспитания достичь высокого уровня знаний, изменить ценностные ориентации, повысить уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, повысить уровень развития жизненно важных и профессиональных двигательных навыков. Полученные результаты приведут к ожидаемому системному эффекту - формированию культуры здоровья.
Внедрение экспериментальной программы по физическому воспитанию проходило в 2008-2011 гг. на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища № 7 Ростовской области. Были выделены контрольная и экспериментальная по 60 человек каждая. Физическое воспитание в контрольной группе проходило в соответствии с существующей программой, а в экспериментальной группе по экспериментальной программе.
Критериями эффективности программы явились:
1. Уровень знаний в области культуры здоровья.
2. Отношение к физической культуре и спорту.
3. Потребность в занятиях физической культурой и спортом.
4. Активность при занятиях физической культурой и спортом.
5. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом.
6. Уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.
Применение экспериментальной программы позволило обучающимся экспериментальной группы достичь более высокого уровня знаний в области культуры здоровья по отношению к своим сверстникам из контрольной группы. Количество обучающихся экспериментальной группы, с высоким уровнем знаний увеличилось с 16,4 % до 38,9 %, тогда как в контрольной группе только с 17,2 % до 21,2 %.
Изучение отношения к физической культуре и спорту позволяет установить, что число учащихся с устойчиво положительным отношением к физической культуре в экспериментальной группе увеличилось с 20 % до 50 %, в контрольной группе значительных изменений не произошло.
Число учащихся, имеющих ситуационно положительное отношение к физической культуре, в экспериментальной группе увеличилось с 36,6 % до 46,6 %, в контрольной группе значительных изменений не произошло.
Количество учащихся с нейтральным отношением к физической культуре в экспериментальной группе сократилось с 26,6 % до 3,4 %, в контрольной увеличилось с 26,6 % до 36,7 %.
В группу с негативным отношением к физической культуре попали только учащиеся контрольной группы (10 %). В экспериментальной группе негативного отношения к физической культуре выявлено не было.
На момент окончания эксперимента в экспериментальной группе возросла активность учащихся по всем видам занятий физической культурой и спортом. Наибольшую активность студенты экспериментальной группы проявляют, выполняя утреннюю гимнастику и организуя самостоятельные тренировочные занятия. Второе место занимают спортивные игры, а третье - различные виды аэробики и занятия в тренажерном зале.
Применение экспериментальной методики привело к позитивным изменениям в мотивационной сфере. Для учащихся экспериментальной группы более важным становится стремление развивать качества, необходимые в будущей профессии, данный мотив переместился в системе мотивов с девятого ранга на пятый, а также желание улучшить самочувствие, активность и настроение - этот мотив переместился с шестого ранга на четвертый. В контрольной группе значительных изменений в системе мотивации не произошло.
Возросли потребности студентов экспериментальной группы в выполнении всех видов занятий физическими упражнениями, первое место занимают потребности в выполнении утренней гимнастики и организации самостоятельных тренировочных занятий. В контрольной группе значительных изменений в системе потребностей не произошло.
Для оценки влияния экспериментальной модели на физическую подготовленность обучающихся были составлены две батареи тестов. В первую вошли тесты для оценки общей физической подготовленности, во вторую - для оценки профессионально-прикладной физической подготовленности.
По окончании первого курса различий между показателями физической подготовленности в выделенных группах выявлено не было. Однако в конце второго курса было установлено достоверное увеличение в экспериментальной группе (Р<0,05) показателей прыжка в длину с места, прыжка в длину с разбега, сгибания и разгибания рук из виса на перекладине.
К концу третьего курса в экспериментальной группе было установлено достоверное увеличение показателей общей физической
подготовленности по всем тестам, за исключением бега на 100 метров и наклона туловища вперед из положения стоя.
В изучении профессионально-прикладной физической подготовленности использовались тестовые задания для определения уровня развития профессионально необходимых физических качеств. Перед началом эксперимента показатели профессионально-прикладной физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе не имели достоверных различий (P>0,05).
В конце первого курса достоверных различий между показателями профессионально-прикладной физической подготовленности выявлено не было. К концу второго курса в экспериментальной группе обнаружено достоверное (P<0,05) увеличение результатов: теста, оценивающего координационные способности по сочетанию движений, в тесте, оценивающем переключение с одного движения на другое и в тесте, характеризующем движение по прямой линии. К окончанию третьего курса достоверное увеличение профессионально-прикладной физической подготовленности обнаруживается по всем тестам.
Полученные результаты позволяют заключить, что организация процесса физического воспитания на базе модели процесса формирования культуры здоровья позволяет достичь ожидаемого системного эффекта -формирования культуры здоровья, системы ценностей и мотивов организации здорового образа жизни, личностной физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры личности.
Список литературы
1. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессиональнотворческого развития личности специалистов физической культуры и спорта. Майкоп: изд. отдел АГУ, 2001. 270 с.
2. Беляев А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003. № 6. 21-27 с.
3. Бодалев А.А. Вершина развития взрослого человека. Характеристика и условия достижения. М.: Наука, 1998.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.
5. Бурок Л.В. Исследование эффективности физического воспитания с профессиональной направленностью в профтехучилищах: автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1997. 22 с.
6. Виленский М.Я. Физическая культура в профессиональноценностных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. С. 27-30.
7. Гершунский Б.С. О методических основах стандартизации в сфере образования. Челябинск, 1993. 43 с.
8. Хакунов Н.Х., Шрам В.П. От профессионально-прикладной физической подготовленности - к формированию профессиональноприкладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3.
9. Lingpvist A. Physical exercise in the prevention of coronary heart desease an experimental study. - The Swedish Sports Research Council, Research Reports. 1971-76. Stockholm, 1997. 31 p.
10. Matthews D. Campus recreation programs // Sport and fitness management. 1995. Ch. P. 45-55.
Шкурпит Марина Николаевна, ст. преп., bmn-28@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
FORMATION OF CULTURE OF HEALTH OF PROFESSIONAL SCHOOL PUPILS
CONSTRUCTING A PROFILE IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING
M.H. Shkurpit
The article features the establishment of a culture of health and well being for pupils of professional schools in the course of physical training. The model describes the formation of a culture of health. Results of the experiment are shown. This research creates an opportunity to effectively incorporate lessons of physical health and well-being into the physical culture program.
Key words: crane operator, culture of health, model, experiment, results.
Shkurpit Marina Nikolaevna, senior teacher, bmn-28@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
УДК 796.062
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗАХ
И.С. Щадилова
Необходимость подготовки квалифицированных управленческих кадров в отрасли физической культуры и спорта становится актуальным политикостратегическим курсом государства в области здравоохранения и образования. Объект отраслевого управления - физическая культура и спорт представляет собой сложную совокупность государственных, общественных и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности, основной функцией которых является удовлетворение потребностей россиян в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.
Ключевые слова: социально-политическая проблема, реинжиниринг,
спортивный менеджер, образование, учебный план