Научная статья на тему 'Формирование культуры здорового образа жизни у студентов'

Формирование культуры здорового образа жизни у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / УСТАНОВКА / ПРОГРАММА / ИССЛЕДОВАНИЕ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / TO INSTALL / PROGRAM / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко Н.В.

Исследование когнитивно-ценностных установок студентов в вопросах формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the cognitive values of students in the formation of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здорового образа жизни у студентов»

Территория науки. 2015. № 1

З.Духнич Ю. Критерии оценки эффективности электронного курса. Обзор. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smai!-

edu. com/kriterii-otsenki-effektivnosti-elektronnogo -kursa.html [15.09.2014]

Иващенко Н.В.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У СТУДЕНТОВ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Россошь, Россия

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни; установка, программа, исследование;

Key words: health, healthy lifestyle; to install, program, research.

Аннотация: исследование когнитивно-ценностных установок

студентов в вопросах формирования здорового образа жизни;

Abstract: the study of the cognitive values of students in the formation of a healthy lifestyle.

Современная система подготовки молодых специалистов, чутко реагируя на экономические и социальные факторы, призвана интенсифицировать процесс обучения. Как следствие, от студента требуется мобилизация психологических, физиологических, духовных сил и воли. Все это под силу только человеку, обладающему культурой здорового образа жизни.

Последние исследования говорят о том, что процент студентов, которые обладают отменным здоровьем, очень невелик. Да и тот в ходе получения профессионального образования постоянно снижается.

В первую очередь, это связано с адаптационными процессами. Ведь при переходе в систему высшего образования идет активное включение всех внутренних резервов первокурсника, а затем, как следствие - истощение. Этот процесс усугубляется потребительским отношением молодежи к своему здоровью, отсутствием элементарных профилактических навыков. У большинства молодых людей четко сформирована установка на получение знаний, а вот о сохранении здоровья в процессе обучения мало кто задумывается.

К сожалению, далеко не у всех студентов сформирована культура здоровьесбережения. Имеющиеся задатки и способности принимаются как данность и неисчерпаемый ресурс. Поэтому перед профессорскопреподавательским коллектив в ряду прочих стоит серьезная задача

26

Территория науки. 2015. № 1

формирования глубокой внутренней потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы определить отправные точки этой работы, нами было проведено исследование когнитивно-ценностных установок студенческой молодежи.

На вопрос о содержании понятия здоровье 47% респондентов ответили, что это отсутствие болезней, 23% - отсутствие вредных привычек, 14% считают, что это соблюдение режима дня и режима питания, и только 16 % включают в это понятие духовное, психическое, физическое и социальное здоровье. То есть молодые люди имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье.

Проанализировав ответы, мы отметили, что 37% опрошенных не имеют четкого представлении о понятии ЗОЖ, 88% считают его необходимым, но лишь 7% его соблюдают.

Проблема здоровья не является личностно значимой. 82% участников опроса готовы обратиться за помощью к специалистам для решения возникших проблем со здоровьем, и только 18% занимаются самооздоровлением.

Значительная часть опрошенных (87%) считает, что для занятий физкультурой и спортом есть все необходимые условия: клубы, площадки, секции и т.д. Но при этом только 32% сами активно занимаются спортом. Это говорит о том, что у молодежи нет достаточной мотивации, многие отмечают недостаток силы воли.

Следует отметить, что только 9% респондентов считают, что физическая культура - это образ жизни. Для 73% - это лишь средство для совершенствования фигуры. По нашему мнению, это может быть связано с такими факторами, как снижение воспитательной функции уроков физкультуры, слабая социальная реклама и отсутствие ярких положительных примеров, мода на красивое тело без акцента на сохранение и укрепление здоровья, однобокая пропаганда в средствах массовой информации.

При ответе на вопрос об эффективных, на их взгляд, способах привлечения молодежи к занятиям спортом, 37% студентов предлагают организовать занятия в секциях экстремального спорта, 18% - вести активную разъяснительную работу, 12% - организовать медицинские лектории. Но в тоже время только 23% опрошенных готовы сами активно принимать участие в такой работе.

В ходе опроса мы выяснили, что, в основном, молодым людям мешают вести ЗОЖ следующие причины: недостаток свободного времени - 33%, состояние здоровья - 18%, семейные проблемы - 9%,

27

Территория науки. 2015. № 1

отсутствие единомышленников - 11%, нарушение(я) с моей стороны норм здорового образа жизни - 29%.

Зачастую вопрос организации отдыха студенты решают не через включение в физическую активность, предпочитая погружаться в виртуальный мир общения, игр, симуляторов, тем самым устраняя когнитивный диссонанс. Ведь в компьютерных играх ты легко создаешь образ сильного, могучего, здорового человека, с выбранными лично антропометрическими данными, у тебя широкий арсенал средств, управляемых легким щелчком - и ты победитель. Именно иллюзия собственного совершенства и легко досягаемого успеха, подкрепляемая виртуальными наградами, является главной приманкой для молодых людей.

Следовательно, мы можем говорить о том, что для формирования вектора движения студентов к здоровому образу жизни необходима реализация планомерной и целенаправленной программы. На начальном этапе следует вооружить ребят доступной и полной информацией о здоровом образе жизни, а так же помочь наделить ее знаниевым смыслом. При переходе от информации к мысли - помочь формированию личного отношения к ЗОЖ и здоровью. Так будет возможен переход от знания к действию, выбору поступков и их реализации. Очень важным элементом на каждом из этапов является рефлексия, позволяющая оценить не только свои действия, но влиять на самооценку.

Список литературы

1 Бароненко В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.

2. Гатило В.Л. Диагностика социального здоровья студенчества// Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 4. С. 20-26.

3. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12—13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. — Балашов : Николаев, 2006. — 196 с.

4. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-152, 164-169, 180-183.

5 Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. - 202с.

28

Территория науки. 2015. № 1

6. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

7. Яковлева, Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.

Карпова Е. В.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: профессиональное образование, непрерывное образование, высококвалифицированный специалист.

Keywords: vocational education, continuing education, a highly qualified expert.

Аннотация: в статье предлагается концептуальный подход к непрерывному профессиональному образованию как механизму обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров.

Abstract: The paper proposes a conceptual approach to continuing professional education as a mechanism to ensure the training of qualified personnel.

В условиях нарастающей нестабильности внешней среды неуклонно повышается значение системы непрерывного профессионального развития. В современных условиях выигрывает тот, кто быстро адаптируется к требованиям быстро меняющегося мира, в котором систематически обновляются технологии, где идет с большой скоростью освоение инноваций и возникают глобальные рынки трудовых ресурсов.

Еще в 1956г. были сформулированы цели непрерывного образования: распространение культуры; подготовка гражданина к меняющимся условиям развития общества; дополнительное общее образование для всех; профессиональная подготовка, повышение квалификации.

Это означает, что непрерывное образование должно обеспечить гибкую, изменяющуюся систему переподготовки кадров в разных направлениях образования, должно развивать человеческую личность, повышая ее культурный уровень.

Сегодня, идея непрерывного образования является одной из приоритетных в сфере образования большинства капиталистических

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.