https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.2.11
Старков Михаил Александрович, Пенионжек Евгения Владимировна, Гареев Дмитрий Ринатович ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
В статье рассматриваются особенности обучения сотрудников силовых структур тактике применения физической силы, анализируются деонтологические установки профессиональной морали. Выявлены аспекты использования потенциала воспитательных целей учебного занятия, направленного на подготовку обучающегося к реализации приемов борьбы, в рамках которого применяется методика моделирования практических ситуаций. Авторы стремятся раскрыть идеи морально-психологического сопровождения образовательного процесса сотрудников силовых структур в связи с необходимостью внедрения в педагогическую деятельность практико-ориентированных заданий для развития у обучающихся навыков и умений формирования спектра индивидуально выработанных способов реагирования. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2019/2/11.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 2. C. 55-58. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В РАМКАХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ПОДХОДА
Гончарова Наталья Александровна, д. пед. н. Кретинина Галина Вячеславовна, к. пед. н., доцент Мичуринский государственный аграрный университет nata-alexa@mail. т
В статье рассматривается возможность привлечения основных положений пространственно-временного подхода в процесс англоязычного образования. Особое внимание обращается на пространственно-временные ориентиры нормированного английского языка и его региональных стандартов и социокультурных диалектов. Адекватное коммуникативно-ориентированное поведение в англоязычном коммуникативном пространстве обеспечивается знанием ключевых признаков нормированного, регионального, социокультурного употребления вербальных/невербальных средств общения, выступающих коммуникативными ориентирами.
Ключевые слова и фразы: языковое пространство; языковое время; англоязычное коммуникативное пространство; коммуникативно-ориентированное поведение в иноязычном коммуникативном пространстве; пространственно-временной подход.
УДК 37.022 Дата поступления рукописи: 27.04.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.2.11
В статье рассматриваются особенности обучения сотрудников силовых структур тактике применения физической силы, анализируются деонтологические установки профессиональной морали. Выявлены аспекты использования потенциала воспитательных целей учебного занятия, направленного на подготовку обучающегося к реализации приемов борьбы, в рамках которого применяется методика моделирования практических ситуаций. Авторы стремятся раскрыть идеи морально-психологического сопровождения образовательного процесса сотрудников силовых структур в связи с необходимостью внедрения в педагогическую деятельность практико-ориентированных заданий для развития у обучающихся навыков и умений формирования спектра индивидуально выработанных способов реагирования.
Ключевые слова и фразы: профессионально-нравственное воспитание; деонтологические установки профессиональной морали; профессионально-прикладная физическая подготовка; боевые приемы борьбы; педагогические методы и приемы; тактика; моделирование практических ситуаций.
Старков Михаил Александрович
Пенионжек Евгения Владимировна, к. филос. н., доцент
Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Екатеринбург mikhailstar 7@gmail. com; penionzhec@yandex. ru
Гареев Дмитрий Ринатович, к. пед. н.
Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Екатеринбург [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
Профессионально-нравственное воспитание сотрудников силовых структур формирует аспекты профессиональной морали, которая помогает ориентироваться в многообразной и сложной сфере охраны правопорядка, а также решать многие вопросы повседневной служебной деятельности [3, с. 74]. Деонтологические установки профессиональной морали идейно, ценностно и нормативно обеспечивают реализацию моральных требований общества к деятельности ведомств, персонал которых реализует действия по охране общественного порядка. Деонтология отвечает на вопрос о том, характеризуется ли система нравственных ценностей конкретного человека объективно высшей целью, которая может выступить в качестве приоритетного довода при принятии организационного решения [1, с. 205]. Профессиональная мораль предъявляет повышенные требования к моральному и профессионально-этическому облику сотрудника каждого силового ведомства, признавая особую ответственность перед государством и обществом, поэтому средства деонтоло-гического характера используются в рамках специфического воспитательного воздействия при обучении сотрудников силовых структур тактике применения физической силы.
В условиях недоверия к власти и при активном стремлении не соблюдать предписанные законодательством нормы сотрудники осуществляют применение физической силы и специальных средств на основании реализации законных требований к охране общественного порядка [6, с. 341]. Но возникает проблема: как применить средства, имеющиеся в распоряжении сотрудника, чтобы это не только соответствовало закону, но и было эффективно с точки зрения предупреждающего воздействия. Следовательно, возникает вопрос: всегда ли сотрудник готов к этому?
Проблема качественной подготовки сотрудников силовых структур к потенциальному применению физической силы была и остается чрезвычайно актуальной для ведомственной педагогики в частности и науки в целом [5, с. 34]. Сотрудники могут быть нерешительны в применении физической силы и специальных средств, у них могут отсутствовать полноценно сформированные навыки применения боевых приемов борьбы, можно также говорить и о слабой физической и тактической подготовленности. Поэтому обучение персонала применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должна осуществляться средствами профессионально-прикладной физической подготовки в ходе учебно-тренировочной работы, при этом прикладные задачи должны быть направлены на достижение цели формирования компетенций по силовому пресечению противоправных деяний, преследованию и задержанию вооруженных и невооруженных правонарушителей. Ресурсами материально-технического обеспечения вузов в настоящее время являются спортивные залы, оборудованные различным инвентарем, позволяющим проводить учебные занятия, но в работе педагога вуза можно наблюдать всего лишь «натаскивание» обучающихся на демонстрацию приемов самозащиты на несопротивляющемся партнере. Кроме того, достаточно широко распространена и практика случаев, когда партнер помогает выполнить тот или иной прием.
В связи с тем, что целью учебных занятий является подготовка сотрудников, готовых правомерно и обоснованно применить физическую силу и боевые приемы борьбы в силовом противостоянии с правонарушителями, приемы и средства обучения и воспитания должны максимально воссоздавать практические ситуации, потенциально возникающие в профессиональной деятельности. Необходимо рассматривать аналоги конкретной обстановки служебной деятельности, которая прямо связана с применением боевых приемов борьбы для предотвращения и пресечения незаконных действий. Проработка реальных ситуаций, возникающих при совершении правонарушений, позволяет научить четким и, самое главное, законным действиям. Целевой установкой воссоздания моделей ситуаций, возникающих при совершении правонарушений, является формирование спектра законных действий сотрудника, которые обучающийся за минимальное количество времени должен с помощью полученных знаний и умений использования боевых приемов борьбы применить в противоборстве с лицами, посягающими на общественный порядок. В этом случае воспитательные цели учебного занятия направлены на формирование готовности преодолеть психологический барьер, связанный с элементом неожиданности возникшей конфликтной ситуации, с ограниченным временем на принятие решения о применении конкретного приема борьбы. Трудности психологического плана в большинстве случаев приводят к грубым ошибкам при применении физической силы и боевых приемов борьбы. Воспитывая нравственно сильных людей профессии риска, педагог противодействует таким моментам низкой эффективности применения физической силы, как влияние на результат силового противоборства «сбивающих факторов», которые провоцируют ошибки в действиях и отрицательно влияют на психологическое состояние сотрудников. В числе основных факторов такого типа можно назвать: нестандартность ситуации, эмоциональное напряжение, физическое утомление и некоторые иные обстоятельства. Для преодоления негативного влияния «сбивающих факторов» требуется адаптировать обучающихся к ним, что достигается при использовании в образовательном процессе практико-ориентированных заданий.
Благодаря привыканию к влиянию «сбивающих факторов» и повышению уровня помехоустойчивости при применении физической силы сотрудник сможет научиться целенаправленно принимать наиболее эффективные решения предупреждающего воздействия, связанные, например, с ограниченностью времени. Установка на выполнение служебного долга будет способствовать как анализу сотрудником собственных действий и противоправных действий противоположной стороны, так и формированию культуры профессионального действия. Чем выше будет уровень подготовки обучающегося, тем больше междисциплинарных связей должен использовать педагог в учебно-тренировочной работе. В результате обучающийся быстрее научится проявлять способности оценки происходящего, принимать наиболее адекватные решения, реа-лизовывать организационное решение, а также применять умения по внесению необходимых корректив в свои действия в условиях реальной обстановки.
При моделировании ситуаций в процессе обучения персонала силовых структур необходимо использовать и тактические практико-ориентированные задания. Данное педагогическое воздействие основано на изучении элементов подготовки профессиональных спортсменов и активно применяется при подготовке персонала силовых ведомств [7, с. 187]. Так, С. В. Калмыков, А. С. Сагалеев, Б. В. Дагбаев отмечают, что моделирование тактической деятельности сводится к решению нескольких задач, самая важная из которых связана с освоением всех возможных действий, возникающих при использовании определенного приема в конкретной ситуации [2, с. 62]. В ситуации противоборства с правонарушителем сотрудник должен быть готов к осуществлению различных наиболее эффективных действий, а не только предусмотренных наставлением по организации физической подготовки. Таким образом формируется несколько наиболее востребованных для конкретного сотрудника технических действий, с помощью которых достигается наилучший эффект в применении физической силы и боевых приемов борьбы. Важность тактического моделирования заключается
в том, что оно позволяет выявить группы наиболее и наименее подходящих технических действий и определить, какие стоит реализовывать в конкретной ситуации. Дальнейшим этапом может стать увеличение спектра подготовительных действий для проведения определенного приема, что позволит увеличить запас опытных наработок и готовых решений.
Применение тактических практико-ориентированных заданий позволяет выявить как сильные, так и слабые стороны в подготовке сотрудников силовых ведомств, определить наиболее подходящие комбинации действий в конкретных, наиболее часто встречающихся ситуациях профессиональной деятельности полицейских, спасателей. Такая работа должна увеличить объем знаний о связи различных комбинаций приемов в реальном противоборстве. Сотрудник должен понимать, что может последовать за тем или иным действием или маневром правонарушителя, поэтому изучение взаимосвязей в действиях противника является чрезвычайно важным для профессиональной деятельности.
Эффективность образовательного процесса сотрудников силовых структур возможно повысить сегодня при помощи проведения комплексных занятий по огневой, тактико-специальной и физической подготовке, которые позволят полноценно отработать действия персоналом силовых структур в той или иной ситуации, модель каждой из которых, как предлагаемая в качестве замены реальной ситуации, должна быть теоретически обоснована и иметь определенную цель подготовки. Такие модели предлагаются исходя из практического опыта или основываются на наукоемких расчетах, они должны быть обсуждены теоретиками и практиками в области профессионального образования [8, с. 108], иметь этическую валидность и надежность.
В своей профессиональной деятельности каждый сотрудник силовых структур должен руководствоваться деонтологическими принципами, которые определяют ценность поставленной цели и указывают на нравственно необходимые способы ее достижения. Такой объективно высшей целью профессиональная этика называет реализацию поступков, соответствующих предназначению охранять общественный порядок, собственность, защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности и обеспечивать безопасность общества. При этом цель выступает детерминантой средств, но не оправданием их. Средства и способы достижения цели, в свою очередь, характеризуются объективностью и соотносительностью с данной целью, то есть целесообразностью, и - самое важное - последовательностью в выборе средств, что реализуется в процессуальности порядка достижения цели на учебных занятиях по физической подготовке [4, с. 148].
В практике принятия организационного решения в конкретике ситуации играют роль два требования: эффективность и нравственная ценность, где эффективность достижения цели обеспечивает реализацию нравственного характера цели. Эти требования представляют собой единство в определении перспективы действия, где целью моральной стороны поступка является сознательная ориентация на добро [Там же, с. 145]. Для сотрудника силового ведомства неотъемлемой характеристикой поступка является убежденное стремление к добру, выражающееся в самополагании долга. Именно в таком поступке ведущую роль играет нравственный мотив как стремление к достижению интересов общества, государства, личности.
Для сотрудника выбор действия на учебном занятии по физической подготовке не сводится только к акту осмысления реальных действий противника. Такой выбор представляет собой выбор линии поведения, формируемой из нравственных поступков в служебной деятельности, что в целом и составляет культуру профессионального действия сотрудника силовых структур. Посредством общественно значимых корреляций моральных требований нравственный мотив действия опосредует ценность последствий поступка. Согласно определению, нравственный поступок является системой организованных служебной деятельностью мотивов, целей, средств, деяний, последствий. Нравственный мотив как основание поступка приводит в движение механизм нравственного поступка, побуждая к определенным действиям и обуславливая намерение и цель. Намерение выступает итоговым аспектом морального решения как акта духовной жизни, а цель реализует мотив в том, какие конкретно действия необходимо предпринять в ситуации применения физической силы. Так мотив нравственного поступка определяет то, во имя чего реализуется цель [Там же, с. 155].
В ситуации применения силы сотрудник может сталкиваться с тем, что характер и направленность мотива и цели нравственного поступка могут быть и едиными, и различающимися. Тогда необходимо выявить аспекты внутреннего, субъективно-личностного побуждения в виде осознанной заинтересованности совершить поступок, выполняя возложенную обществом обязанность. Именно эти аспекты позволяют свободно исполнить долг как в ситуации рациональной мотивации, так и в ситуациях, требующих стереотипной моральной деятельности. Во втором случае побуждения представляют собой обобщение опыта, выражающееся в привычном поведении. Привычки активного нравственного поведения для сотрудника силового ведомства являются результатом нравственного опыта рационально разрешать проблемную ситуацию. Так, нравственный поступок сотрудника обуславливается как осознанием исполнить долг, так и моральной склонностью. Поэтому педагог в ходе обучения должен учитывать то, что, сталкиваясь с самыми различными ситуациями служебной деятельности, в том числе и применения физической силы, сотрудник и поступает разнообразным способом на основании многосторонности мотивации. Но в проблемных - конфликтных, критических - ситуациях сотрудник действует на основании ведущих мотивов моральной деятельности, выступающих детерминантой меры ответственности за поступок даже в ситуациях, когда реализации мотива препятствуют независимые от его воли обстоятельства, например, ожидаемое и вероятное санкционирование поступка [Там же, с. 156].
Помимо нравственного мотива для поступка имеет важное значение и, собственно, сторона конкретных действий применения физической силы, необходимых и достаточных для реализации поступка. Так действия
определяют линию поведения в виде системности связей мотивов, целей, средств и последствий, подлежащих нравственному одобрению. Нравственные мотивы обретают доказательную, предметную форму в действиях, влекущих результаты осуществления моральных норм, предписанных обществом для целесообразности реализации ценностей в определенных условиях [Там же, с. 158]. Тогда поведение сотрудника перестает быть непоследовательным, обусловленным противоречиями в поступках. Педагог на учебных занятиях может отметить, что выработанная линия поведения позволяет сопоставить моральную деятельность человека с нормативным в общественной морали, обеспечивает стратегическое и тактическое воплощение нравственного мотива в конкретном результате действий и является, таким образом, критерием анализа нравственной ценности поступков сотрудника.
Таким образом, стремление педагога сформировать у сотрудника силовых структур линию поведения обуславливает формирование культуры выбора профессионального действия, что развивает готовность, волевые свойства и конкретные умения при применении физической силы избирать благородно целеустремленные действия в эффективном нравственном поступке. Так выбор показывает ценность активной нравственной позиции и выступает детерминантой надежности служебной деятельности сотрудников, где требованием к выбору действия при применении физической силы является единство знаний, убеждений и тактических приемов, формируемое в контексте задач профессионально-нравственного воспитания сотрудников силовых структур и основанное на деонтологических принципах.
Список источников
1. Гусейнов А. А. Философия, мораль, политика. М.: Академкнига, 2002. 300 с.
2. Калмыков С. В., Сагалеев А. С., Дагбаев Б. В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. университета, 2007. 204 с.
3. Ларионов И. Ю., Перов В. Ю., Севастьянова А. Д. Проблема морального содержания принципа верховенства права // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (90). C. 71-75.
4. Марксистская этика: учеб. пособие для вузов / сост. А. И. Титаренко, А. А. Гусейнов, В. И. Бакштановский и др.; общ. ред. А. И. Титаренко. М.: Политиздат, 1980. 352 с.
5. Нелюбин Р. В., Пенионжек Е. В. Особенности применения оружия: аспекты педагогического просвещения и философские дефиниции // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (11). C. 33-37.
6. Панов Е. В. Некоторые вопросы совершенствования служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел как одного из направлений борьбы с преступностью // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. материалов XIV Научно-практической конференции: в 2-х ч. Красноярск: Сибир. юрид. ин-т ФСКН России, 2011. Ч. 1. С. 341-343.
7. Паршин С. В. Использование метода моделирования служебной деятельности для повышения профессиональной подготовленности сотрудников органов наркоконтроля на занятиях по физической подготовке // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе: сб. материалов XVIII Международной научно-практической конференции. Красноярск: Сибир. юрид. ин-т ФСКН России, 2015. С. 187-190.
8. Флеров О. В. Роль дополнительного профессионального образования в основных социально-профессиональных процессах // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (7). C. 106-110.
FORMING THE CULTURE OF CHOOSING PROFESSIONAL ACTION WHEN TRAINING LAW ENFORCEMENT OFFICERS ON THE BASIS OF DEONTOLOGICAL PRINCIPLES
Starkov Mikhail Aleksandrovich Penionzhek Evgeniya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Ekaterinburg penionzhec@yandex. ru; mikhailstar7@gmail. com
Gareev Dmitrii Rinatovich, Ph. D. in Pedagogy Ural Institute of the State Firefighting Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergences and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Ekaterinburg
dimagario@yandex. ru
The article examines the peculiarities of teaching the tactics of using physical force to law enforcement officers. Deontological orientations of professional ethics are analysed. The paper identifies the aspects of using the educational potential of training based on life situations modelling and aimed to train a student to apply the techniques of struggle. The authors emphasize the conception of ethical and psychological support of law enforcement officers' educational process; such an approach is motivated by the necessity to introduce practically oriented tasks aimed to form the students' individual law enforcement techniques.
Key words and phrases: professional ethical education; deontological orientations of professional ethics; professional-applied physical training; fighting techniques; pedagogical methods and techniques; tactics; life situations modelling.