Научная статья на тему 'Формирование культуры учителя в условиях развития инновационных технологий'

Формирование культуры учителя в условиях развития инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ТАДЖИКИСТАН. / TAJIKISTAN.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шомирзоев Б.М., Хасанов Д.Р.

Гуманистическая технология образования предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов, она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и учителей, с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В статье речь идет о формировании культуры учителя в условиях развития инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING TEACHER’S CULTURE IN TERMS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Humanistic educational technology involves turning to personality, respect and confidence in personality and its dignity, acceptance of its personal aims, demands and interests. It is also associated with the creation of conditions for disclosing and developing students’ and teachers’ abilities, with emphasis on ensuring the integrity in their daily lives. The article deals with forming teacher’s culture in terms of development of innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры учителя в условиях развития инновационных технологий»

УДК 37 ББК 74

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

FORMING TEACHER'S CULTURE IN TERMS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Б. М. Шомирзоев, Д. Р. Хасанов

Гуманистическая технология образования предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов, она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и учителей, с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В статье речь идет о формировании культуры учителя в условиях развития инновационных технологий.

Ключевые слова: образование, педагогическая культура, учитель, учащиеся, инновационные технологии, Таджикистан.

Закономерности экономического и политического развития общества в условиях Республики Таджикистан в период построения демократического светского правового государства обусловливают все большую роль личности учителя в продвижении этого процесса.

В связи с реализацией культурно-гуманистических функций современного образования в нашей республике остро стоит проблема разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые дали бы возможность преодолеть безличность образования, его отчуждение от реальной жизни, догматизм и консерватизм. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче определенного содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов, она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и учителей, с ориентацией на обеспечение полноценной повседневной жизни.

Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс формирования, освоения и использования педагогиче-

B. M. Shomirzoev, D. R. Hasanov

Humanistic educational technology involves turning to personality, respect and confidence in personality and its dignity, acceptance of its personal aims, demands and interests. It is also associated with the creation of conditions for disclosing and developing students' and teachers' abilities, with emphasis on ensuring the integrity in their daily lives. The article deals with forming teacher's culture in terms of development of innovative technologies.

Keywords: education, pedagogical culture, teacher, students, innovative technologies, Tajikistan.

ских нововведений в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется целым рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в школах разных типов. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающей в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В такой ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в самой учительской среде.

В-третьих, изменяется характер отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании более прогрессивных приемов и способов педагогической работы. Если

раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то теперь она приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе, в частности, руководителей школ, органов управления образованием Республики Таджикистан становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для успешной их разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов школ, в том числе негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности учителей, их запросы и потребности, вести в целом целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого учителя.

Центральная идея концепции диагностического метода состоит в том, что в опыте каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что повышение эффективности в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления разносторонних характеристик деятельности.

На новом этапе развития общества встает вопрос о формировании педагогической культуры учителя, в которой соединяются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало. Вместе с тем специально изучение механизма формирования педагогической культуры учителя в условиях общеобразовательных школ ранее не проводилось. Хотя в ряде работ по педагогике школы подобные вопросы ставились, однако при этом не рассматривались культурологические аспекты, определяющиеся возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности учителя и ее деятельности, что создает потребность в адекватной политике развития среднего образования.

С учетом этого закономерен выбор методов исследования как культуры в целом, так и задач воспитательной и воспитывающей деятельности учителя, а их реализация послужит основой раскрытия задач, содержания и формы воспитательной работы в школе.

Сегодня становится все более очевидным, что в общественно-педагогическом сознании представлен новый комплекс педагогических идей, создающих интеллектуальную основу для школы. Сущность процесса состоит в том, чтобы осуществить переход от традиционно-информационного к личностно-ориентированному образованию. На фоне ухудшающегося экономического положения школы в целом и учителя в частности, нарастания социального и нравственного кризиса в обществе наблюдается удивительный рост творческой активности учителей, приводящий к инновационному прорыву в об-

разовании. В этой ситуации, напрямую связанной с инновационными процессами, формируется новый гуманистический тип педагогической культуры, которой нуждается в поддержке.

В новых условиях проблемы культуры, культурной технологии, культурного обеспечения социального развития, став первостепенными в решении многих задач, остаются еще малоизученными, лежащими на уровне прикладного знания, в то время как воспитание и образование являются важной прогностической частью культуры, которая является их главной предпосылкой. Противоречия и деформации их сегодняшнего взаимодействия отражают сложность выхода сферы культуры из-под действия так называемого «остаточного» принципа социальной политики, что имело место в прежние годы. Поэтому неслучайно образование несет до сих пор на себе следы дефицита культуры, который можно ликвидировать только в условиях последовательного и целенаправленного приоритетного развития обновленной культуры в целом. В этой связи требуется выделить в системе образования и общественной жизни некоторые процессы, направленные на интеграцию в мировую культуру, способствующие подъему педагогической культуры в обществе, созданию системы непрерывного образования, его гуманитаризации и компьютеризации, повышению интереса к разработке новых педагогических технологий, обеспечивающих высокое качество обучения и воспитания, восстановлению традиций образования.

Исследования свидетельствуют, что в конце ХХ в. в Республике Таджикистан сформировалось гуманитарное образование и условия для творческой самореализации учителя, его педагогического творчества, авторизации опыта. Вместе с тем нельзя не отметить, что развитие нового гуманистического типа педагогической культуры происходило на фоне целого ряда явлений, существенно затрудняющих процесс его становления. К их числу относится снижение общего культурного и нравственного уровня общества, его повышенная политизация, социальная незащищенность семьи, приводившие к разрушению единого педагогического и информационного пространства и др.

Наличие данных факторов, с одной стороны, действительно препятствовало процессу формирования педагогической культуры, порождало противоречия в общественно-педагогической практике. В то же время, с другой стороны, именно эти противоречия активизировали общественно-педагогическое сознание к поискам новых идей, теорий, способов деятельности, адекватных социально-педагогической ситуации.

Исторический опыт школ нового типа Таджикистана показывает, что в развитии общества иногда возникают периоды, которые знаменуют собой активизацию общественного сознания. Трансформирование в сфере общественного сознания свидетельствует, что педагогическая культура учителя имела возможности для развития и стабилизации общества, могла служить базой для устранения конфликтов между старшими и младшими поколени-

ями, родителями и детьми, оказывать учителям и учащимся помощь в адаптации к новым условиям жизни, а также к более эффективному процессу осуществления социализации молодежи.

В основе педагогической культуры учителя лежит целостное представление о педагогической действительности, в центре которой находится личность ученика. Изучение теоретических предпосылок педагогической культуры и историко-культурный анализ периодов развития образования, сущности педагогической культуры как общественно-исторического явления и феномена педагогической деятельности дает следующее понимание. Педагогическая культура учителя - это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая сферу педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, определяющее цели и содержание воспитания и образования в педагогическом взаимодействии учителя и родителей, а также педагогические сообщества, реализующие этот социальный заказ в конкретно-историческом и личном педагогическом опыте.

Из предоставленного нами определения следует, что педагогическую культуру необходимо рассматривать как часть общечеловеческой культуры, в которой находит обобщенное отражение, с одной стороны, практический опыт воспитания и обучения подрастающих поколений, а с другой - теоретические представления о ценностях образования и воспитания, требованиях к образовательно-воспитательному процессу и педагогическому взаимодействию.

Педагогическая культура проявляется всегда конкретно, через индивидуальную педагогическую деятельность учителей в социально-культурных ситуациях, возникающих на определенном историческом этапе. Она сегодня возложена на учителя гуманистической педагогической культуры, что подтверждается теми инновационными процессами, которые происходят в образовании и в стремлении к овладению гуманистическими формами педагогической культуры. Проблема заключается в том, что ростки новой педагогической культуры служат достоянием не только учительской, но и общественной среды в самом широком смысле этого слова.

Созидательная сущность педагогической культуры проявляется в преодолении противоречий педагогического взаимодействия, которые зарождаются в процессе социализации и воспитания детей в связи с новыми требованиями к этому процессу: между ценностными ориен-тациями старшего и младшего поколений; между новыми требованиями к образованию и способностями образовательных учреждений их реализовывать; между традициями и творческим поиском в педагогике и др. Педагогическая культура наряду с элементами общечеловеческой культуры всегда содержит в себе элементы нового. Она вариативна, подвижна, изменчива, что и проявляется в

разнообразии возникающих педагогических систем и подходов. Многолетний опыт так называемого единства требований к педагогической деятельности, имевшей место в тоталитарном обществе, свидетельствует о том, что единообразие образовательной деятельности, жесткая нормативность требований к ней, обусловленная социальным заказом на воспитание идеализированной личности, наносит непоправимый урон развитию педагогической культуры, омертвляя ее. Педагогическая культура представляет собой открытую систему. В связи с этим, поддерживая стремление учительства к гуманистической педагогической культуре, следует способствовать развитию инновационной педагогической системы, более продуктивно, чем ранее, влияющей на создание культуро-образной педагогической среды, открытой педагогическому опыту.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука в творчестве учителя // Сов. педагогика. 1987. № 2. С. 3-8.

2. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура: учеб. пособие. М., 1993. 175 с.

3. Буйдоков Х. Б. Основы дидактики. (Асосхои дидактика). Душанбе, 1996 (на таджикском языке).

4. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 1994. 94 с.

5. Концепция и программа реформирования развития образования в Республики Таджикистан в изменяющихся социально экономических условиях. Душанбе, 1993. 64 с.

REFERENCES

1. Babanskiy Yu. K. Pedagogical science in teacher's creative work [Pedagogicheskaya nauka v tvorchestve uchitelya]. Sov. Pedagogika (Soviet pedagogics), 1987, no. 2, pp. 3—8.

2. Bondarevskaya E. V. Pedagogicheskaya kultura: ucheb. posobie (Pedagogical culture: tutorial). Moscow, 1993. 175 p.

3. Buydokov Kh. B. Asoskhoy didaktika (Foundations of didactics). Dushanbe, 1996.

4. Zakon Respubliki Tadzhikistan «Ob obrazovanii» (Law of the Republic of Tajikistan „About the education"). Dushanbe, 1994. 94 p.

5. Kontseptsiya i programma reformirovaniya raz-vitiya obrazovaniya v Respublike Tadzhikistan v izmenyayushchikhsya sotsialno ekonomicheskikh usloviyakh (Conception and program of reforming the education development in the Republic of Tajikistan under changing social and economical conditions). Dushanbe, 1993.64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.