Научная статья на тему 'Формирование культуры речи учащихся во внеурочной работе'

Формирование культуры речи учащихся во внеурочной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1611
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры речи учащихся во внеурочной работе»

УДК 359:024

Ю. В.Ганыиина

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Формирование культуры речи младших школьников - одна из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словоизменении, словообразовании, употреблении слов, постановке ударения. Часто мы слышим: позвоним, красивее, повторим, душный цветок, пять килограмм, сладкое кофе. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие речевых навыков учащихся, всегда решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей повышения культуры речи. Известно, что основной формой обучения является урок. Однако ограничиться уроками в занятиях по культуре речи явно недостаточно. Ее изучение должно быть продолжено во внеурочной работе.

Основными задачами внеурочной работы являются: развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке; развитие индивидуальных склонностей и одаренностей детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам; развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приучение детей пользоваться дополнительной литературой; углубление знаний о языке, получаемых на уроках.

По мнению Б. Т. Панова, можно определить следующие задачи: формирование творческой активности учащихся; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний; дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики и борьба за культуру устной и письменной речи; выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих школьников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку [4, 4].

Г. Н. Приступа видит цель внеурочной работы в углублении и расширении знаний учащихся по языку и повышении уровня их речевой культуры. Отсюда и конкретные задачи: обучение школьников работе с книгой как основным источником знаний, выработка навыков

оформления и использования добытых знаний, подготовка к публичным выступлениям в форме сообщения и др. [5, с. 341].

По мнению большинства методистов (Л. Т. Григорян, Б. Т. Панов, М. Р. Львов, Г. Н. Приступа и др.)» помимо общедидактических принципов, внеурочная работа имеет свои принципы, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение. Они определяют следующие методические принципы: принцип добровольности; принцип равного права как сильных, так и слабых; принцип индивидуального подхода; принцип развития способностей; принцип занимательности; принцип систематичности; принцип взаимосвязи уроков русского языка и внеурочных занятий; принцип развития речи детей; принцип избирательности (в выборе форм и занятий);

По своей форме внеурочные занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

Л. Т. Григорян описывает в качестве внеурочной работы кружки, общества (клубы), утренники, вечера, олимпиады, конкурсы [1, с. 12].

Н. Н. Ушаков подчеркивает, что «активная заинтересованность учеников связана с использованием различных видов внеурочных занятий» [6, с. 8]. Он выделяет следующие виды внеклассной работы: кружки, утренники, часы занимательной грамматики, стенная газета, викторины, различные конкурсы [6, 8-10].

К основным видам внеурочной работы Г. Н.Приступа относит кружок, вечер (утренник), олимпиаду, конкурс, клуб русского языка [5, с. 342].

Рассмотрим виды внеурочной работы в рамках исследуемой проблемы. Кружок культуры речи. Тематика кружка может быть очень разнообразной и обширной. Учащиеся знакомятся с понятием культуры речи, работают над интонацией, произношением, вопросами ударения, определенным кругом фонетических, лексических и грамматических понятий, отбором лексических средств и оформлением мысли, выбором грамматических форм и конструкций.

На занятиях кружка учитель часто обращается к произведениям художественной литературы как образцам речи. Например, работа над произносительной стороной речи может строиться не только на материале грамматики, но и на литературных текстах; руководитель кружка учит выразительному чтению стихотворений и прозаических отрывков.

Для развития умения пользоваться словарными богатствами и изобразительными средствами языка необходимо, опираясь на литературные образцы, проводить как можно больше творческих работ, чтобы учащиеся активно овладевали красотой и выразительностью нашего языка.

Приведем примерный план работы кружка культуры речи во 2 классе (табл.)

Таблица

Примерный план работы кружка культуры речи

Темы занятий Формы работы

Культура речи. Беседа «Что такое культура речи?»; запись на диктофон произношения участников кружка и прослушивание.

Известные ораторы. Беседа «Кто такой оратор?»; составление схемы «Речь оратора».

Ударение. Логическое ударение. Работа с карточками над словесным ударением; упражнения с текстами.

Тостер или тостэр? Работа над словами, вызывающими трудности при произношении.

Выразительная речь - это искусство. (Интонация.) Отработка интонации при чтении диалогов;инсценировка отрывков русских народных сказок.

Выразительная речь - это искусство. (Паузы.) Чтение стихотворных произведений, отрабатывание постановки пауз; работа в парах.

Многозначные слова. Составление списка многозначных и однозначных слов; рисунки много-значных слов.

Переносное значение слова. Беседа; нахождение в художественных текстах слов с переносным значением.

Слова-друзья (синонимы). Игра-соревнование «Кто больше?»; расположение синонимов с учетом их оттенков.

Выбор слова. Замена неудачно употребленных слов в тексте; работа в парах над редактированием текста.

Антонимы. Игра «День и ночь»; образование антонимов с помощью приставок.

Фразеологазмы. Беседа «Для чего нужны фразеологизмы?»; подбор фразеоло-гизмов о каком-либо предмете (о носе, о руке и т. д.).

Игротека. Составление игр по изученным темам.

Очень важно, чтобы работа кружка не была замкнутой, ее должны знать все школьники. Кружок организует вечера, утренники. Это может быть вечер, на котором участники кружка отчитываются о своей работе, фонетический вечер, вечер ответов и вопросов по культуре речи. Для успешного проведения вечера учитель должен к нему подготовиться: выбрать тему (вопросы), подобрать участников, распределить между ними роли и поручения. Выступление каждого участника должно быть хорошо отрепетировано.

Приведем пример разработанной нами викторины.

1. Сколько слов здесь написано?

Атлас, орган, жаркое, обмер, парить, чудная, хлопок, козлы.

2. Поставьте в выделенных словах ударение и объясните разницу в их значениях:

Пошла Поля в дальние поля.

Солнце село за село.

Густые хлеба в поле - будет и на столе хлеба вволю.

3. Однажды первоклассник Ваня открыл книгу об индейцах и увидел там слово «пироги». «Интересно, - подумал он, - какие пироги пекут индейцы?» И представил их себе так:

Учительница посмотрела на рисунок и удивилась: «Разве индейские пироги такие?» Ваня рассмеялся и говорит: «Я же думал, что это не пироги, а пироги».

Почему ошибся Ваня?

4. Сколько ответов можно дать на вопрос Мы поедем замой на экскурсию?

5. Приведите примеры слов, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

6. Во что превратятся башня, быль, эюар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные глухими?

Учащиеся, постоянно посещающие кружок, под руководством учительницы оборудуют уголок культуры речи. Это периодически обновляемый и красочно оформленный стенд, на котором могут быть показаны творческие работы участников кружка (например, рисунки многозначных слов), помещены интересные факты о языке, фразеологизмы, задания для учащихся, которые затем будут разобраны на занятии. Стенд можно оформлять в виде газеты, выходящей один раз в месяц. Мы предлагаем следующие рубрики газеты: «Произноси правильно!», «Почему мы так говорим?» (о фразеологизмах и образных выражениях), «Соблюдайте ударение», «Подбери синоним (антоним)», «Мы играем». В организации уголка и подборе материалов первостепенная роль отводится учителю. Младшие школьники могут подбирать интересный материал о языке, иллюстрировать многозначные слова, придумывать задания и игры. В этом им поможет обращение к дополнительной литературе, умение пользоваться справочниками и словарями, посещение библиотеки и, главное, желание узнать и научиться новому. В оформлении стенда, выпуске газеты или журнала большая роль отводится учителю, его желанию и умению организовать работу учеников, заинтересовать их, научить работать самостоятельно. Уголок (газета) культуры речи должен иметь заголовок, по мнению Н. Н.Ушакова, «выразительный и броский» [6, с. 124]. Методист предлагает такие варианты названий: «Знакомьтесь: слово русское!», «Сокровища родного языка», «Живой, как жизнь», «О слово русское, родное...» [6, с. 124].

В рубрике «Произноси правильно!» мы помещаем слова с транскрипцией, вызывающие трудности при произношении, например, терапевт, тест, булочная, скворечник, термос, дефис, бутерброд, гантели, кафе, шоссе, что, консервы, сервант, кофе.

В рубрику «Соблюдайте ударение» вносятся слова: алфавит, агентство, арбуз, баловать, документ, досуг, квартал, километр, медикаменты, свекла, средства, статуя, хозяева, цемент.

Для подбора синонимов рекомендуем следующие слова: буря - ..., бросать - ..глаза — желать - ..известный - ..огонь - ..., работа — .. ребенок - разговаривать - ..., смотреть - темнота — удивительный - ..., худой - ... .

Подобрать антонимы можно к таким словам: белый - ..., горький - .. веселый — ..., добро - ..., жарко - ..., здоровый - ..., можно — ..., острый -..., помогать — ..., правда — ..., широкий - ..., сухой - ..., толстый - ..., смеяться - ... .

Приведем примеры материала для рубрики «Почему мы так говорим?».

Спустя рукава или засучив рукава?

Очень давно русские люди носили одежду с длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Работать в одежде с такими рукавами было неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо [6, 175].

В раздел «Мы играем» можно поместить языковые игры, содержащие дидактический элемент. Игровые методики включают в себя: сказки (грамматические сказки; сказки, сочиненные детьми); скороговорки, загадки, потешки; игры в слова, кроссворды, словесное и картинное лото, словесные квадраты; ребусы, шарады; материалы для викторин и олимпиад; задачи на разгадывание пословиц и фразеологизмов и др.

В нашем городе ежегодно проводятся городские и школьные олимпиады по русскому языку. Это соревнования, в ходе которых проверяются знания и навыки учащихся по русскому языку и уровень их речевой культуры. Ниже приводятся примеры заданий, решение которых зависит от знаний по культуре речи.

1. Определи, сколько раз встречается /ж/ в предложении.

Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

2. Какими частями речи могут быть следующие слова?

Мели, окуни, приди, постой.

Составь с ними словосочетания и разбери по составу.

3. Найди ошибки. Запиши правильно.

Кондуктор попросил оплатить за проезд.

В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных.

4. Поставьте ударение в следующих словах.

.Алфавит, средства, шофер, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

5. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

Держать ухо востро. Держать язык за зубами.

ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНОГО УСТНОГО...

Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.

От рук отбиться. Ворон считать.

Во всю Ивановскую (кричать). В руки взять.

От доски до доски (читать). Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть. Не покладая рук.

Держать в ежовых рукавицах. Лясы точить.

Учителю начальных классов нужно работать над повышением культуры речи младшего школьника, учить его излагать свои мысли правильно, точно, чтобы окружающие могли его понять. Недостаточно уделять этому внимание только на уроках русского языка, литературного чтения, риторики. Мы считаем, необходимо использовать для этого формы внеурочной работы по культуре речи, способствующие формированию языковой личности.

Библиографический список

1. Григорян, Л. Т. Основные принципы внеклассной работы / Г. К. Лидман-Орлова // Виды внеклассной работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1968.-С. 8-13.

2. Елисеева, В. Ф., Ушаков, Н. Н. Уголок русского языка в школе / Г. К.Лидман-Орлова // Виды внеклассной работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1968.-С. 23—125.

3. Львов, М. Р., Рамзаева, Т. Г., Светловская, Н. Н. Методика обучения русскому язык}' в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.

4. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку Пособие для учителей / Б. Т. Панов. - М.: Просвещение, 1980. - 208 с.

5. Приступа, Г. Н. Краткий курс методики русского языка / Г. Н.Приступа. -Рязань: РГПИ, 1997.-380 с.

6. Ушаков, Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. / Н. Н.Ушаков. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.

УДК 359:129.8

И. Л. Васютина

ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНОГО УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития личности ребенка. Важное место в этом процессе принадлежит курсу развития связной речи младших школьников. По мнению одного из видных ученых Л. П. Федоренко, развитие связной речи ученика служит внешним показателем развития его интеллекта и высших эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.