Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бронникова Ю.О.

В статье рассматривается проблема формирования культуры речи учащихся начальной школы средствами компьютерных технологий. Выделяются методические цели использования ИКТ применительно к традиционному учебному процессу, анализируются специальные интернет-сервисы, направленные на создание цифровых дидактических игр и тренажеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SPEECH CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article deals with the problem of forming the speech culture of primary school students by means of computer technologies. The methodological goals of using ICT in relation to the traditional educational process are highlighted, special Internet services aimed at creating digital didactic games and simulators are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ю.О. Бронникова, канд. филол. наук, доцент

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-26-29

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования культуры речи учащихся начальной школы средствами компьютерных технологий. Выделяются методические цели использования ИКТ применительно к традиционному учебному процессу, анализируются специальные интернет-сервисы, направленные на создание цифровых дидактических игр и тренажеров.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, культура речи.

В современную эпоху глобализации и информатизации, с появлением Интернета система образования вступила в новую фазу своего развития.

Сегодня изменяется сам подход к образованию: используются новые информационные технологии, оптимизируются методы обучения, формируются практические навыки анализа информации.

Между тем, как уже отмечалось [1, с. 195], в последнее время приходится с сожалением констатировать, что на фоне информатизации общества нарушаются литературные нормы, снижается уровень культуры владения словом.

Формирование культуры речи средствами компьютерных технологий способно удовлетворить не только индивидуальные образовательные интересы, но и осуществить переход от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний.

Проблема формирования культуры речи средствами современных информационных технологий относится к мало разработанным в методическом аспекте: не создана концепция развития курсов на основе

интернет-технологий, не разработана целостная методическая система обучения, малочисленны учебно-методические и дидактические материалы по обозначенной проблеме.

И.В. Роберт выделяет следующие методические цели использования ИКТ применительно к традиционному учебному процессу [2]:

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

- осуществлять контроль с диагностикой и обратной связью;

- производить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

- высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких работ;

- усиливать мотивацию обучения;

- формировать культуру познавательной деятельности.

Потенциал различных информационных технологий обучения в начальной школе реализуется пока недостаточно, хотя цифровые образовательные ресурсы очень разнообразны.

Рис. 1. Цифровые образовательные ресурсы

Как показывает практика, из такого разнообразия цифровых образовательных ресурсов в начальной школе используется лишь малая часть, в основном это компьютерные и мультимедийные презентации (в них помимо текста и изображения используется также звук, видео, анимация). Безусловно, они помогают сконцентрировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и продемонстрировать большой объем материала в сжатом виде. Несмотря на то, что существует множество типов презентаций (презентация-проект, презентация-самостоятельный поиск, презентация-инструкция, презентация-исследование, презентация-иллюстрация, презентация-игра и т.д.), к сожалению, в начальной школе они довольно однообразны и не всегда эстетично оформлены.

Игры в интерактивном формате в начальной школе проходят под контролем учителя и направлены на решение поставленных задач с помощью коллективной работы.

Для создания цифровых дидактических игр и тренажеров, направленных на формирование культуры речи младших школьников, можно использовать специальные интернет-сервисы:

- Learningapps - сервис с интерактивными обучающими модулями. Задания направлены на выбор правильного ответа, распределение, установление последовательности, заполнение. Разработчики предлагают большое разнообразие интересных шаблонов, например: «Кто хочет стать миллионером?», «Угадай-ка»,

«Скачки», «Виселица», «Парочки». Сервис снимает с учителя значительную часть нагрузки по конструированию и проверке тестов.

- Online Test Pad - сервис, содержащий разнообразные виды конструкторов: тест, опрос, кроссворд, логические игры. Для объединения нескольких видов упражнений предусмотрен конструктор комплексных заданий.

- Hot Potatoes - программа для формирования тестов и кроссвордов, имеющая немного устаревшее оформление, но при этом очень удобный интерфейс. Готовые кроссворды можно распечатать.

- еТреники - конструктор учебных тренажеров, вошедший в ТОП-30 лучших проектов Конкурса инноваций в образовании. Предлагает несколько концепций заданий: Картофан (соотношение подписей с объектами на карте), Кокла (разделение слов по категориям), Криптон (разгадка слов с перепутанными буквами), Мор-фанки (разбор слова по составу), НЛО (поиск лишних объектов в группе) и др.

Представим тренажер, разработанный нами на основе одного из шаблонов сервиса еТреники и направленный на овладение младшими школьниками акцентологическими нормами.

Интерфейс данного тренажера напоминает компьютерную игру, цель которой -распределить слова по определенным категориям, заданным составителем. Тренажер содержит инструкцию, после ознакомления с которой можно приступать к выполнению заданий.

Рис. 2. Начало игры

Появляется блок со словом, дается некоторое время на обдумывание (его можно увеличить или уменьшить), затем с помощью изменения направления платформы перемещаем блок в воронку в соответствии с выбранной категорией. В данном

случае учащиеся должны определить, на какой слог падает ударение и имеет ли оно варианты. Если младшеклассники допускают ошибку, всплывает окно с объяснением.

Рис. 3. Ход игры

Подобные тренажеры можно включать в работу над разными видами норм: орфоэпическими, лексическими, грамматическими. Здесь используются разнообразные средства представления информации: текст, изображение, звук, видео, анимация. Анимационные эффекты позволяют удерживать внимание зрителей и акцентировать его на требуемых моментах. В этом случае задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся.

Сочетание традиционных методов обучения и современных ИКТ, на наш взгляд, способствует самостоятельному приобретению новых знаний, т.е. интеллектуализации учебной деятельности.

Формирование культуры речи средствами современных информационных технологий возможно, если:

- определить роль и место использования ИКТ в процессе обучения;

- разработать методическую систему, основанную на сочетании традиционных методов обучения и современных информационных технологий;

- применять дидактические принципы наглядности и градуальности, позволяющие в рамках разработанной методической системы выстроить разноуровневую модель обучения [3].

Освоение культуры речи младшими школьниками будет эффективным, если преподавание осуществлять на основе рационального сочетания традиционных форм обучения с методами, основанными на использовании информационных технологий. Это позволит сформировать у школьников должный уровень грамотности, устойчивую мотивацию на активную деятельность.

Библиографический список

1. Бронникова Ю.О. Речевые ошибки личностей разных уровней языковой компетенции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 12-1. -С. 195-199.

2. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5. -С. 12-16.

3. Швырина Г.В. Формирование культуры речи учащихся средствами информационных технологий: автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Елец, 2010. - 28 с.

FORMATION OF THE SPEECH CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Yu.O. Bronnikova, Candidate of Philology, Associate Professor Saratov State University (Russia, Saratov)

Abstract. The article deals with the problem of forming the speech culture of primary school students by means of computer technologies. The methodological goals of using ICT in relation to the traditional educational process are highlighted, special Internet services aimed at creating digital didactic games and simulators are analyzed.

Keywords: information technology, digital educational resources, speech culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.