вкус, оценка, восприятие. Изобразительное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем Количество часов
1. «Что такое красота?» 1
2. «Любуемся природой». 1
3. «Осенняя мелодия». 1
4. «Художница-осень». 1
5. «Заочная экскурсия в летний лес». 1
6. «Свет мой зеркальце, скажи...». 1
7. «По синему морю к зеленой земле.. 1
8. «Дерево зимой». 1
9. «Морозные узоры». 1
10. «Снежинка». 1
11. «Сказочная птица». 1
12. «Пингвины на льдине». 1
13. Беседа «Основные жанры изобразительного искусства». 1
14. «Красивые картинки из разноцветной нитки». 1
15. «В мире загадок». 1
Итого: 15
Список литературы:
1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
2. Дубровская А.А. Эстетическое воспитание и развитие детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ»
© Петряева Н.С.*, Мамедова Л.В.*
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
В данной статье рассматриваются особенности формирования культуры общения младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование культуры общения младших школьников во внеучебное время.
* Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.
Формирование культуры общения - «достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где большое внимание уделяется практическому развитию речи младших школьников, формированию речевого этикета, культуры речевого общения» [1, с. 45].
Общение является первой социальной потребностью ребенка, его первой деятельностью. Через него происходит освоение ребенком всех остальных видов деятельности, игра, учеба или труд. Общение ребенка является единственным видом его деятельности и поэтому имеет особенно большое значение.
Общение - «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)» [2, с. 85].
Рузской А.Г. под культурой общения понимал знания правил общения принятых в обществе и неукоснительное следование этим правилам в повседневной жизни.
Таким образом, следует отметить, что общение является первым видом деятельности, возникающим в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Формирование коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по теме формирование культуры общения позволил выявить следующие понятия:
Культура общения - это «знания правил общения принятых в обществе и неукоснительное следование этим правилам в повседневной жизни» [3, с. 91].
Таким образом, мы предполагаем, что, обучая детей культуре общения, можно благотворно повлиять также на развитие их характера, их отношений с окружающими, помочь им свободно и без страха войти в мир общения. Также необходимо обучать младших школьников принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Уже с детства необходимо развивать такие черты характера как уважение к людям, доброжелательность, внимательность, умение слушать и желание понять. В современных условиях воспитанию культуре общения нужно придавать особое значение.
С целью развития культуры общения у младших школьников нами была составлена программа кружка «Учимся общаться».
Ведущая идея программы - умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
1. понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);
2. сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей;
3. исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем Количество часов
1. «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!» 1
2. «Праздник вежливых ребят». 1
3. «Доброе слово, что ясный день». 1
4. «Поговорим о вежливости». 1
5. «Дружить - значит дружно жить!» 1
6. «Полезные привычки». 1
7. «Путешествие на остров Доброты». 1
8. «Дружба - главное чудо». 1
9. «Ссоры и споры». 1
10. «Праздник вежливых наук». 1
11. «Худо жить без ласкового слова». 1
12. «В гостях у дедушки Этикета». 1
13. «Игра-путешествие в страну Добра». 1
14. «Дружба - какое чудесное слово». 1
15. «Праздник дружбы». 1
16. «Ежели Вы вежливы». 1
17. «Все начинается со слова «Здравствуйте»». 1
18. «В крепкой дружбе наша сила. Дружбе - слава и хвала!» 1
19. «Давайте жить дружно!» 1
20. «Красив тот, кто красиво поступает». 1
21. «Доброе слово дороже богатства». 1
22. «Красота внешнего облика. «Мои жесты»». 1
23. «Я не ты, ты не я, ну а вместе мы - друзья». 1
24. «Напишите мне письмо». 1
25. «Давайте дружить». 1
26. «Твори добро». 1
27. «Вежливые слова». 1
28. «Этикет вежливого общения». 1
Итого: 28
Результатом программы должно стать построение каждым участником группы саморазвивающейся системы оптимизации общения.
Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Календарно-тематическое планирование программы представлено в табл. 1 .
Программа кружка «Учимся общаться», включающая в себя различные приемы, способствует развитию у младших школьников таких этических качеств, как: вежливое общение, отношение друг к другу, дружеские взаимоотношения.
Список литературы:
1. Вердербер Р.Н., Вердербер К.Т. Общение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 124 с.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: пособие для родителей и педагогов. - СПб.: Питер, 2006. - 378 с.
3. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-93.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Размышляева А.Р.*
Алексеевский педагогический колледж, г. Алексеевка
В настоящее время в обществе происходит бурное развитие информационных и инновационных технологий. Появляются новые требования к молодым специалистам и выпускникам средних школ. Неотъемлемой чертой высококвалифицированного специалиста остается знание иностранного языка, в частности, английского. В последние годы образовательная практика свидетельствует о том, что одним из реальных факторов интенсификации процесса обучения иностранному языку является использование сети Интернет. В данной статье мы хотим обратить внимание на возможности социальных сетей как одного из средств обучения английскому языку.
Сегодня мы являемся свидетелями настоящей революции, меняющей веками и десятилетиями сложившиеся традиции и стереотипы. Масштабы
* Отделение иностранных языков. Научный руководитель: Муслиенко Е.В., преподаватель иностранного языка предметно-цикловой комиссии учебных дисциплин специальности 050303 «Иностранный язык», первая квалификационная категория.