Научная статья на тему 'Формирование культуры общения младших школьников посредством программы кружка «Учимся общаться»'

Формирование культуры общения младших школьников посредством программы кружка «Учимся общаться» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петряева Н. С., Мамедова Л. В.

В данной статье рассматриваются особенности формирования культуры общения младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование культуры общения младших школьников во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры общения младших школьников посредством программы кружка «Учимся общаться»»

вкус, оценка, восприятие. Изобразительное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем Количество часов

1. «Что такое красота?» 1

2. «Любуемся природой». 1

3. «Осенняя мелодия». 1

4. «Художница-осень». 1

5. «Заочная экскурсия в летний лес». 1

6. «Свет мой зеркальце, скажи...». 1

7. «По синему морю к зеленой земле.. 1

8. «Дерево зимой». 1

9. «Морозные узоры». 1

10. «Снежинка». 1

11. «Сказочная птица». 1

12. «Пингвины на льдине». 1

13. Беседа «Основные жанры изобразительного искусства». 1

14. «Красивые картинки из разноцветной нитки». 1

15. «В мире загадок». 1

Итого: 15

Список литературы:

1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

2. Дубровская А.А. Эстетическое воспитание и развитие детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ»

© Петряева Н.С.*, Мамедова Л.В.*

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

В данной статье рассматриваются особенности формирования культуры общения младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование культуры общения младших школьников во внеучебное время.

* Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.

Формирование культуры общения - «достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где большое внимание уделяется практическому развитию речи младших школьников, формированию речевого этикета, культуры речевого общения» [1, с. 45].

Общение является первой социальной потребностью ребенка, его первой деятельностью. Через него происходит освоение ребенком всех остальных видов деятельности, игра, учеба или труд. Общение ребенка является единственным видом его деятельности и поэтому имеет особенно большое значение.

Общение - «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)» [2, с. 85].

Рузской А.Г. под культурой общения понимал знания правил общения принятых в обществе и неукоснительное следование этим правилам в повседневной жизни.

Таким образом, следует отметить, что общение является первым видом деятельности, возникающим в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Формирование коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по теме формирование культуры общения позволил выявить следующие понятия:

Культура общения - это «знания правил общения принятых в обществе и неукоснительное следование этим правилам в повседневной жизни» [3, с. 91].

Таким образом, мы предполагаем, что, обучая детей культуре общения, можно благотворно повлиять также на развитие их характера, их отношений с окружающими, помочь им свободно и без страха войти в мир общения. Также необходимо обучать младших школьников принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Уже с детства необходимо развивать такие черты характера как уважение к людям, доброжелательность, внимательность, умение слушать и желание понять. В современных условиях воспитанию культуре общения нужно придавать особое значение.

С целью развития культуры общения у младших школьников нами была составлена программа кружка «Учимся общаться».

Ведущая идея программы - умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.

Основными приоритетами при реализации данной программы являются:

1. понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);

2. сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей;

3. исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем Количество часов

1. «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!» 1

2. «Праздник вежливых ребят». 1

3. «Доброе слово, что ясный день». 1

4. «Поговорим о вежливости». 1

5. «Дружить - значит дружно жить!» 1

6. «Полезные привычки». 1

7. «Путешествие на остров Доброты». 1

8. «Дружба - главное чудо». 1

9. «Ссоры и споры». 1

10. «Праздник вежливых наук». 1

11. «Худо жить без ласкового слова». 1

12. «В гостях у дедушки Этикета». 1

13. «Игра-путешествие в страну Добра». 1

14. «Дружба - какое чудесное слово». 1

15. «Праздник дружбы». 1

16. «Ежели Вы вежливы». 1

17. «Все начинается со слова «Здравствуйте»». 1

18. «В крепкой дружбе наша сила. Дружбе - слава и хвала!» 1

19. «Давайте жить дружно!» 1

20. «Красив тот, кто красиво поступает». 1

21. «Доброе слово дороже богатства». 1

22. «Красота внешнего облика. «Мои жесты»». 1

23. «Я не ты, ты не я, ну а вместе мы - друзья». 1

24. «Напишите мне письмо». 1

25. «Давайте дружить». 1

26. «Твори добро». 1

27. «Вежливые слова». 1

28. «Этикет вежливого общения». 1

Итого: 28

Результатом программы должно стать построение каждым участником группы саморазвивающейся системы оптимизации общения.

Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

Календарно-тематическое планирование программы представлено в табл. 1 .

Программа кружка «Учимся общаться», включающая в себя различные приемы, способствует развитию у младших школьников таких этических качеств, как: вежливое общение, отношение друг к другу, дружеские взаимоотношения.

Список литературы:

1. Вердербер Р.Н., Вердербер К.Т. Общение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 124 с.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: пособие для родителей и педагогов. - СПб.: Питер, 2006. - 378 с.

3. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-93.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Размышляева А.Р.*

Алексеевский педагогический колледж, г. Алексеевка

В настоящее время в обществе происходит бурное развитие информационных и инновационных технологий. Появляются новые требования к молодым специалистам и выпускникам средних школ. Неотъемлемой чертой высококвалифицированного специалиста остается знание иностранного языка, в частности, английского. В последние годы образовательная практика свидетельствует о том, что одним из реальных факторов интенсификации процесса обучения иностранному языку является использование сети Интернет. В данной статье мы хотим обратить внимание на возможности социальных сетей как одного из средств обучения английскому языку.

Сегодня мы являемся свидетелями настоящей революции, меняющей веками и десятилетиями сложившиеся традиции и стереотипы. Масштабы

* Отделение иностранных языков. Научный руководитель: Муслиенко Е.В., преподаватель иностранного языка предметно-цикловой комиссии учебных дисциплин специальности 050303 «Иностранный язык», первая квалификационная категория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.