Научная статья на тему 'Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи'

Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
138
16
Поделиться

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи»

Соцнатьное восшгганне

(в начальных классах школ), география, ботаника и зоология (эти дисциплины изучаются уже в средних, а частично и в старших классах школ).

Курс природоведения (естествознания), изучаемый в начальной школе, имеет богатейшие и, как выяснилось на подготовительном этапе нашей работы, недостаточно используемые возможности для развития культуры MHO. Многие темы этого курса, во-первых, непосредственно связаны с жизнью сельских детей; они ближе и понятнее им, чем городским детям. Во-вторых, они тесно связаны с национальными традициями каждого народа, проявляющимися в образе жизни, в традиционных занятиях, в поверьях, приметах и т.д. Благодаря этому педагог может, например, не просто рассказывать детям о природе, а наглядно описывать, как испокон веков взаимодействовали с ней разные народы края. Так, с 1-2-ого классов дети начинают знакомиться с культурой окружающих народов. Работа в данном направлении особенно активно ведется в Кукморских средних школах №№2 и 4, в Большесардекской и Кукморской татарских гимназиях, в Лубянской, Каркаус-ской, Большекукморской, Ош-Юмьинской, Среднекуморской средних школах, во многих начальных школах.

По мере того, как учащиеся становятся старше, эти возможности расширяются. На уроках географии они знакомятся с такими понятиями, как "климатические" и "природно-ландшафтные" зоны, "почвы", "стороны света", "смена времен года", "круговорот воды в природе" и др. С явлениями, которые стоят за этими и другими понятиями, а также за биогеографическими понятиями "флора", "фауна", за биологическими понятиями "вид", "семейство", "популяция", "ареал распространения" и др. Теперь эти практические знания не только получают теоретическое оформление: учащиеся узнают, что реально значили различные природные явления для каждого местного народа, какое отражение они нашли в их языческих верованиях (некоторые из них сохранились до наших дней). Например, рассказывая о способах ориентирования в лесу, учи-

тель обязательно будет говорить о том, как это делали и продолжают делать удмурты и марийцы, жизнь которых невозможно представить без собирательства и охоты. А учителя биологии (ботаники и зоологии), конечно, сделают упор на тех видах растений и животных, что произрастают и проживают именно здесь и опять-таки на том, какое они имеют значение в культуре того или иного местного народа, как они представлены в их мифологии и фольклоре.

Большую роль в этом плане играют различные краеведческие мероприятия, которые в большом количестве проводятся в районе. Например, в мае 2003 г. была проведена районная экологическая конференция учащихся на базе Псякской средней школы. Ежегодно проводятся смотры-конкурсы учебно-опытных участков, учебных бригад, школьных лесничеств. Такие участки и бригады есть во всех школах района, и в них заняты дети, начиная с 1-ого класса. Само по себе это является формой трудового воспитания, но, когда организуются общерайонные смотры и конкурсы, на них съезжаются учащиеся и преподаватели разной национальности и общаются друг с другом, обмениваются опытом.

В принципиальном плане учебная работа учителей дисциплин биолого-географического цикла в направлении формирования культуры MHO мало зависит от того, обучают ли они детей младшего, среднего или старшего возраста. Различие состоит лишь в содержании и в уровне сложности учебного материала, а также в формах взаимодействия, включая общение. Мы сочли, что целесообразно использовать единый подход, суть которого можно определить как "точечные вкрапления в урок". Проанализировав содержание своего курса, педагоги определили несколько конкретных тем и уроков, где можно сделать вставки, показывающие характерные для того или иного народа особенности взаимодействия с окружающей природой (в тех случаях, когда целый урок посвящался региональным аспектам того или иного предмета, такие вставки становились более частыми). А эти особенности таковы, что из них сра-

говорить о том, делать уд-которых не-! собирательст-.тегни (ботани-:лелают упор - квотных, что ■г именно какое они с того или они пред-ольклоре. ~ане играют ероприятия, :тве прово-мае 2003 г.

экологическая 1 базе Псякской проводятся -опытных уча-1Ж0льных лес-: бригады есть ;; з них заняты 1_"2сса. Само по веемой трудового з :с~анизуются об-_ • ::--: курсы, на них преподаватели ^ж а общаются друг Г опытом.

плане учебная биолого-в направлении фь; МНО мало за-ли они детей старшего воз-— лишь в содер-учебного . взаимодей--I сочли, что ть единый «но определить я в урок". Про-своего курса, -ее ко лысо кон-ле можно еде-щие характер-народа особен-с окружающей когда целый -:альным аспек-" ггдмета, такие ;е частыми). А что из них сра-

зу становится ясно, что удмурты, например, - типично "лесной" народ, и вся его культура так или иначе связана с лесом, а вот в культуре татар таких связей меньше, что, видимо, связано со степным происхождением народа. Определив такие места, педагоги заранее подбирают соответствующий учебный материал.

Дисциплины гуманитарного цикла содержат еще большие возможности для формирования и развития культуры MHO учащихся. В рамках курса истории Отечества, например, на всем протяжении его изучения уделяется повышенное внимание этническому развитию народов края, анализу их социально-экономического положения, особенностям национальной политики государства в тот или иной период. При рассмотрении проблем экономического, социально-политического и культурного развития страны освещаются общие закономерности и тенденции, с опорой на местные примеры. Показательно, в частности, изучение истории России 20-30-ых г.г. XX в., когда создавались автономные республики Урала и Поволжья, проводилась коллективизация и индустриализация, осуществлялись масштабные гонения на все религиозные конфессии. Рассматривая эти вопросы, преподаватель имеет возможность показать учащимся как положительные для развития народов и отношений между ними их стороны, так и негативные. Не умалчивая о проблемах этнокультурного развития, которые есть у всех народов края, включая русских, преподаватель при изучении курса истории делает упор на позитивных традициях взаимодействия народов, на их совместном противостоянии внешним агрессорам, на примерах совместной хозяйственной деятельности и т.д.

Как и в случае с предметами биолого-географического цикла, большую помощь учителям оказывают краеведческие конференции, семинары, слеты в селах района. В районе проводятся также ежегодные историко-краеведческие экспедиции. Это делается в летние месяцы. Участвуют в таких экспедициях сборные коллективы учащихся, пред-

ставляющих разные деревни, разные учебные заведения, принадлежащие к разным национальностям. В 2002 г. в рамках такой экспедиции Центром воспитательной работы был проведен конкурс "Тайны родного края".

В учебных заведениях района (особенно в татарских школах) получили распространение составление учащимися своих генеалогий. Работая в этом направлении, школьники "углубляются" далеко в прошлое и знакомятся с условиями жизни своих предков, в том числе с их межнациональными отношениями. Это направление получило наибольшее развитие в Село-Чуринской, Нижне-Арбашской, Олуязской, Больше-Кукморской средних школах.

В курсе обществознания имеется ряд тем, которые также имеют большое значение в плане формирования культуры MHO. В частности, в разделах, посвященных изучению социальной, политической и культурной сфер общественной жизни, это темы: "Культура как явление", "Этнические общности и национальные отношения", "Формы национально-государственного устройства" и др. Каждая из них предполагает необходимость усвоения учащимися определенных общих понятий и формирование у них выработанных всей культурой человечества общесоциальных представлений, но все эти понятия и представления могут быть сформированы лишь в том случае, если абстрактная информация подкрепляется конкретными примерами. Подбор примеров - задача конкретного преподавателя, и в нашем случае было обращено внимание именно на то, чтобы они были тесно связаны с реалиями конкретного региона, в котором проживают учащиеся.

В курсах языковых дисциплин также имеются широкие возможности для развития культуры MHO. Во-первых, язык сам по себе - важнейшая часть культуры, а знание иного, не родного языка обогащает индивидуальную культуру личности в целом. Во-вторых, знание того или иного языка обогащает индивидуальную культуру MHO, т.к. позволяет ей общаться с его носителями на родном для них языке. В-третьих, про-

цесс изучения любого языка может быть использован для развития этой культуры.

Преподавателям языковых дисциплин пришлось внести определенные изменения в планы некоторых уроков. Несколько сравнительно небольших вставок на отдельных занятиях не только не создали проблем с точки зрения выполнения учебных планов и программ, но, напротив, оказались чрезвычайно полезны и для их усвоения. Дело в том, что это позволяет установить более тесные связи изучаемого предмета с реальной жизнью людей. А мышление даже 16-17 летних молодых людей как раз отличается конкретностью; им легче усваивать тот учебный материал, который напрямую связан с их жизнью и жизнью тех, с кем они знакомы.

Педагогами района разработаны специальные учебные программы по таким предметам регионального компонента образования, как "Изучение творчества писателей-земляков" (Ф.Ризвано-ва), "Изучение русской литературы в 5-11 классах с использованием национально-регионального компонента" (М.Хакимова), "История Кукморского района" (А.Фахрутдинов), "География Кукморского района" (Р.Мухаметов). Учительница биологии Кукморской татарской гимназии А.М.Шангараева составила методическую разработку "Лекарственные травы нашей местности", в которой обобщен многовековой опыт различных местных народов. Учителя русского языка и литературы Ош-Юмьинской средней школы Н.С.Ко-чанова и С.И.Яковлева составили авторскую программу сопоставительного изучения русского и удмуртского языков. Учитель истории этой же школы В.Н.Рамазанов составил авторскую программу "Изучение истории удмуртского народа в курсе "Истории Татарстана и татарского народа". Заместитель директора Починок-Сутерской средней школы Л.Н.Осипова разработала цикл программ «Национальное воспитание и образование в удмуртских школах Кукморского района РТ».

В качестве факультатива старшеклассникам в некоторых учебных заве-

дениях района и студентам Лубянского лесхозтехникума был предложен курс "Культурология". Такой курс читается в ряде высших и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, но мы основывались не на стандартной программе, а на разработанной собственными силами.

Программа факультатива для старшеклассников и студентов была построена примерно на тех же идеях, что и программа спецкурса для педагогов. Было уделено большое внимание изучению особенностей традиционной культуры русских, татар, крещеных татар, удмуртов и марийцев. Упор делался также на практических занятиях по общению: в основном анализировались конкретные ситуации межнационального общения, образцы правильного и неправильного поведения в них.

В рамках внеучебной воспитательной работы использовали различные формы. Некоторые мероприятия носили общий характер, и в них вовлекались все (или почти все) учащиеся и студенты. Другие мероприятия меньшего масштаба организовывались и проводились внутри отдельных учебных классов и групп. Общими для всего района были, например, такие мероприятия, как организация национальных праздников нерелигиозного характера. Такие праздники, имеющие корни в глубине веков, есть у каждого народа, и в них может участвовать любой независимо от вероиспове-дования. Например, у татар это - Сабантуй, у русских - масленица, у удмуртов -Нырон быдтон. Общее участие молодежи, в том числе в качестве обыкновенных зрителей, в этих праздниках позволяет им больше узнать о культуре соседних народов, сближает их.

Еще одним общим мероприятием стали выставки народных промыслов, организуемые в домах культуры (в районном и в сельских), в музеях учебных заведений, в музее Лубянского лесотехнического техникума. Об этом музее необходимо сказать, что он посвящен истории техникума, но в нем много экспонатов, имеющих этнокультурное значение. Музей - единственный культурный центр подобного рода на всю бли-

жайшую округу. Поэтому он широко известен у местного населения. Выставки народных промыслов в нем стали, по сути, обычным явлением. Они организуются силами самих студентов, кто-то из них приносит собственные поделки, кто-то - родственников. Каждый, принесший тот или иной экспонат сам же делает к нему небольшой поясняющий текст.

Еще одно мероприятие, проводимое в учебных заведениях по классам и группам, - Вечера межнационального общения. На них учащиеся и студенты учат друг друга своим родным языкам: обозначениям наиболее часто используемых предметов (существительные), наиболее часто совершаемых действий (глаголы), наиболее употребительным оборотам речи при встрече, прощании и т.д. Интересно, что такие вечера вызывают у учащихся и студентов гораздо больший интерес, чем, если бы это имело форму урока - обучая друг друга, они лучше усваивают слова и выражения, не случайно поэтому в некоторых классах и группах такие вечера проводились неоднократно.

В целях реализации программы формирования культуры MHO в районе используется множество и других мероприятий, в том числе равзвлекательно-познавательных. Например, в 2003 г. в крупнейшем зале района, - Кукморском дворце культуры был проведен КВН, и одних только участников - членов школьных команд - было 490 человек. КВН, в котором принимали участие старшеклассники, учащиеся профессионального лицея и студенты техникума, вызвал очень большой интерес у населения и прошел при полном зрительском аншлаге. Этому впечатляющему итоговому выступлению учащейся молодежи предшествовали встречи между командами отдельных школ, проводившиеся в различных деревнях и селах. Они способствовали общению и обмену идеями учащихся разной национальности.

Большое распространение в районе получили различные художественные конкурсы и спортивные соревнования. Первенства среди школьных команд проводятся примерно по 20 видам спор-

та. В последние 7-8 лет это направление работы с детьми и молодежью в районе развивается очень активно, и с каждым годом растет интерес учащихся к спорту. Спортивные соревнования дают отличную возможность встречаться друг с другом молодым и взрослым людям разных национальностей, и в этом смысле их польза тоже велика.

Что касается художественных конкурсов, то их организация и участие в них является для района традиционной. В 2003 г., например, проводился конкурс песни "Мелодии родного края". В нем было 200 участников. Как и КВН, конкурс прошел при большом стечении зрителей в районном дворце культуры. В Кукморской средней школе № 4 был проведен районный фестиваль детского творчества "Новая волна". В нем приняли участие в основном дети младшего возраста (40 человек). Ко Дню защиты детей в поселке Кукмор был организован и проведен еще один конкурс художественной самодеятельности. Лауреаты таких конкурсов становятся участниками республиканских мероприятий - таких, например, как Республиканский конкурс фольклорных ансамблей "Ватан" в Казани. Еще одним интересным делом стали районные конкурсы стихов и рисунков, посвященных 1000-летию Казани. В первом из них приняло участие 32 человека, во втором - 40. Все они представляли различные школы района, в том числе русские и удмуртские.

В марте-апреле 2003 г. была проведена диагностика уровня сформированное™ культуры MHO учащихся района. Сравнение с результатами предварительной диагностики показало, что в результате осуществлявшейся работы произошел ряд положительных изменений. В первую очередь повысилась межкультурная компетентность учащихся, т.е. они стали лучше разбираться в особенностях культуры всех местных народов. Во-вторых, произошли положительные изменения в стереотипах межэтнического восприятия (в эмоционально-оценочном отношении детей разного возраста к представителям других национальностей) и в установках на межнациональное взаимодействие.